Карамзин Николай Михайлович

(1 (12).12.1766 - 22.05 (03.06).1826+)

    Русский историк, писатель, публицист. Родился в с. Михайловка, ныне Бузулукского района Оренбургской области в семье помещика Симбирской губернии. Получил домашнее образование, затем учился в Москве в частном пансионе Фовеля (до 1782 г.); посещал также лекции в Московском университете.

  В 1782 г Карамзин отправился в Петербург и некоторое время служил в гвардейском Преображенском полку. Все свободное время Карамзин отдавал занятиям литературой. В 1783 г. появился его перевод идиллии швейцарского поэта Геснера "Деревянная нога". В 1784 г. Карамзин вышел в отставку, поселился Москве и занялся литературой деятельностью. В 1785 г. Карамзин редактировал журнал "Детское чтение". Это первое в России литературное издание для детей выходило в качестве приложения к "Московским ведомостям" Новикова. В 1787 г. появился его перевод трагедии "Юлий Цезарь" Шекспира. Затем последовали "Эмилия Галотти" Лессинга, "О происхождении зла" Галлера, "Беседы с Богом" Штурма. 

  Мировоззрение и литературные взгляды сформировались под влиянием философии эпохи Просвещения и творчества западноевропейских писателей сентименталистов. В 1789 году совершил путешествие по Западной Европе. Вернувшись в Россию издавал "Московский журнал"  -  первый номер вышел в январе 1791 г. 

   В нем помещалось начало "Писем русского путешественника". "Письма" были написаны по впечатлениям заграничной поездки и представляли собой интереснейший путевой дневник, в форме посланий к друзьям. До Карамзина в русском обществе распространено было убеждение, что книги пишутся и печатаются для одних "ученых" и потому содержание их должно быть как можно более важным и дельным. Это приводило к тому, что проза получалась тяжелой и скучной, а язык ее - громоздким и велеречивым. Карамзин отказался от высокопарного вычурного стиля и стал пользоваться живым и естественным языком, приближенным к разговорной речи. Помимо своих собственных сочинений и творений известных русских писателей, помимо критического разбора произведений, бывших у всех на слуху, Карамзин помещал в журнале подробные статьи об известных европейских классиках. Он же стал родоначальником театральной критики. 
  .В следующих номерах журнала Карамзин напечатал несколько своих стихотворений, а в июльском номере поместил повесть "Бедная Лиза". Это небольшое сочинение, занявшее всего несколько страниц, стало настоящим открытием и явилось первым признанным произведением русского сентиментализма. 

  В 1802 г. Карамзин стал выпускать "Вестник Европы", развивавший традиции "Московского журнала". Помимо литературоведческих и исторических статей Карамзин помещал в своем "Вестнике" политические обозрения, разнообразную информацию, сообщения из области науки, искусства и просвещения, а также произведения изящной словесности. В 1803 г. он опубликовал в нем свою лучшую историческую повесть "Марфа посадница, или Покорение Новагорода". В этой вещи творческая манера Карамзина достигла классической зрелости. 
   В апреле 1801 г. Карамзин женился на Елизавете Ивановне Протасовой. Но уже на другой год, после рождения дочери, она умерла. В 1804 г. Карамзин женился второй раз на Екатерине Андреевне Колывановой, внебрачной дочери князя Вяземского, с которой и прожил до самой смерти.

   В 1803 году он получил от Александра I поручение написать историю России. Задача эта давно уже назрела. К началу XIX века Россия была едва ли не единственной европейской страной, которая до сих пор не имела полного печатного и общедоступного изложения своей истории. Существовали летописи, но читать их могли только специалисты. Множество исторических документов, рассеянных по архивам и частным коллекциям, оставались за пределами научного оборота и были совершенно недоступными не только читающей публике, но и историкам. Карамзину предстояло собрать воедино весь этот материал, критически осмыслить его и изложить легким современным языком.

   С октября того же 1803 г.  - историограф Его Императорского Величества (специально учрежденная для Карамзина должность). Позднее (1818) - почетный член Петербургской Академии Наук. Должность историографа, давала Карамзину право свободного доступа во все российские архивы и библиотеки. Карамзин впервые использовал большое количество исторических документов, в том числе Троицкую, Лаврентьевскую,  Игнатьевскую летописи, судебники, свидетельства иностранцев и пр. Исторические взгляды Карамзина близки к взглядам В.Н. Татищева, Он, как и Татищев, отождествляет историю страны с историей государства, с историей самодержавия.  

  В ходе работы Карамзин составлял горы выписок, читал каталоги, просматривал книги и рассылал повсюду письма-запросы. Целью его было создать национальное, общественно значимое сочинение, которое не требовало бы для своего понимания специальной подготовки. Это должна была быть не сухая монография, а высокохудожественное литературное произведение, предназначенное для широкой публики. Не добавляя ничего в перелагаемые им документы, он скрасил их сухость своими эмоциональными комментариями. В результате из-под его пера вышло яркое и сочное произведение, которое не могло оставить равнодушным ни одного читателя. Подготовлено и издано 12 томов, изложение доведено до 1611 года. "История Государства Российского" стала не только значительным историческим трудом, но и крупным явлением русской художественной прозы. 

  Желание сочетать легкость изложения с его основательностью заставило Карамзина почти каждую свою фразу снабжать особым примечанием. В результате "Примечания" по своему объему фактически сравнялись с основным текстом. Таким образом, "История" Карамзина как бы делится на две части - "художественную", предназначенную для легкого чтения, и "ученую" - для вдумчивого и глубокого изучения истории. 

 Она прервалась только на несколько месяцев в 1812 г. в связи с занятием французами Москвы. Весной 1817 г. "Историю" начали печатать сразу в трех типографиях - военной, сенатской и медицинской. Первые восемь томов появились в продаже в начале 1818 г. и породили неслыханный ажиотаж. 

  С этого времени каждый новый том "Истории" становился общественным и культурным событием. Последний, 12-й том Карамзин писал уже тяжело больным. 

  Закончить его он не успел. Великий писатель и историк умер в 22 мая 1826 г.

Российские историки: Татищев  Миллер  Болтин   Щербатов  Карамзин  Погодин Шахматов Соловьев  Щапов   Чичерин   Строев Ключевский  Устрялов   Костомаров Иловайский  Беллярминов  Платонов  Покровский  Готье   Греков  Дружинин   Рыбаков    Косминский  Тарле  Сказкин Гумилев  Лихачев


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008