1. Первые исторические сведения о Руси сопряжены с упоминанием народа «рус» или «рос». В более поздние времена появились названия, также различающиеся по буквам у и о: «Русская земля»,
«Правда Росьская». В наше время мы тоже говорим двояко: «русский язык», «Российская Федерация». Почему так? Ведь название любой страны полностью совпадает с названием народа, ее населяющего: Франция — французы, Португалия — португальцы, Китай — китайцы и т.д.
2. «Здесь, следовательно на севере, в Новгороде, началась Русская земля, началось Русское государство», — писал один из патриархов отечественной истории
С. М. Соловьев. Почему же в учебнике истории, по которому мы длительное время начинали изучать биографию Отечества, говорится, что «от Киевской Руси идет непрерывная тысячелетняя линия исторического развития к Московской Руси XV— XVII вв., к Российской империи...» и что «киевские князья построили на севере форпост для защиты от варягов — Новый город — Новгород у озера Ильмень»?
3.
Норманнская теория, связывающая возникновение государства славян с влиянием пришельцев
- варягов из Скандинавии, подвергается отрицанию. Тогда почему на заре зарождения государственности на Руси, согласно летописи, княжить в Новгород были призваны трое
братьев-варягов - Рюрик, Синеус и Трувор?
4. В житии святого Стефана
Сурожского Стефана Сурожского, бывшего долгое время архиепископом в византийской колонии в Крыму в городе Суроже [нынешнем Судаке) и умершего в 787 г., рассказывается о чудесах, которые творил святой. К его дивам авторы жития относят, в частности, исцеление в Суроже новгородского князя Бравлина, хотя князь [пришел в Крым далеко не с целью лечения. «Воинственный и сильный князь Новгорода русского... Бравлин... с многочисленным войском опустошил места от Корсуня до Керчи, с большой силой подошел к Сурожу... сломал железные ворота, вошел в город...», — писал штор.
Мы не будем рассматривать феномен исцеления князя и сущность :его военных походов. Нас интересует вопрос о начале Руси. И здесь,
по мнению отдельных авторов, возникает много «но»: и имя Бравлин
кажется странным, и Новгорода по устоявшемуся мнению будто бы еще не существовало и т.д. Однако, по описанию, и Новгород уже существовал, и Бравлин в нем уже княжил, а это, заметим, шел
8 в., но как быть тогда с «киевской» теорией о происхождении
русского государства из Киева (882 г.) ? Так как княжение уже предполагает
государственность, то может быть началом
Руси, как государственного образования, правильным будет считать вторую половину VIII в. (Новгород), а не сто лет спустя?
В конце концов, почему
«Повести временных лет» доверять можно, а житию святого Стефана Сурожского нет?
5.
Рюриковичи, пришедшие из северных земель, захватили Киев убили правителей города Аскольда и Дира, предварительно выманив их на берег Днепра. При этом население города не оказало им никакого сопротивления и подчинилось их воле. Почему?
6. В 944 г. Игорь Старый повел на Византию войско. Греки вскоре предложили приемлемый для русичей мир, который и был заключен в конце того же года. Игорь завернул обратно войско домой. Но двигать войска от Киева до Дуная можно было только осенью, чтобы воины кормились на полях противника. Осенью же, как гласит
«Повесть временных лет», Игорь отправился собирать дань с древлян. Получается, что Игорь был «и тут, и там»?
7. В ряде источников подчеркивается почтительное отношение Византии к Древней Руси: Византия якобы вынуждена была считаться с русскими и даже побаивалась их. Если это так, то почему тогда во время поездки княгини
Ольги
Ольги в Царьград (955 г.) около двух с половиной месяцев русское посольство простояло в бухте, ожидая приема у императора Константина VII? Почему выделенные князем Владимиром по просьбе византийских императоров для междоусобной борьбы войска не впускались в столицу, им не желали платить
обещанные деньги и т.д., и т.п.? Какое же здесь почитание, какая боязнь?
8. Княгиня Ольга стала первой правительницей-христианкой на Руси. Киевский князь Владимир первым ввел христианство на славянских землях. Но религиозного почитания Владимиру как, к примеру, его сыновьям
Борису и Глебу или бабке Ольге, долго не было. Почему?
Почему к лику святых первыми из русских были официально причтены князья Борис и Глеб, а не их отец или прабабка (Владимир «прошел» общерусскую канонизацию лишь при
Иване Грозном )?
9. В 967-968 гг. по неизвестным нам причинам возникает русско-византийский конфликт. Однако летописные свидетельства о битвах Святослава в те годы говорят о нечто странном: Святослав идет на болгар, побеждает их, берет 80 городов на Дунае, садится княжить в Переяславце, а дань ему платят... греки. В чем тут, интересно, дело?
10. Принято считать, что государство Российское берет свое начало с 882 г. из Киева. Но что же это было за государство, если почти Через 90 лет, «оставив стольный Киев, князь (Святослав — Авт.) хочет жить в Переяславце на Дунае», и только нужда заставляет его вернуться обратно? Причем Святослав уходил не один, он уводил с
собой дружину, огромное по тем временам войско. так ли уж сильно была развита государственность в Киеве конца X в.?
11. Святослав, потерпев поражение, был отпущен византийским императором Цимисхием с условием, что русичи отступятся от Болгарии. Князь не пошел в родные края, а расположил свое войско на Березани. Все резче стал ощущаться недостаток продовольствия. Казалось бы, нужно было бы двигаться по речным долинам к Киеву. Один из воевод князя Свенельд так и поступил и вскоре прибыл домой. А что же заставило Святослава остаться на о. Березань и провести там мучительную, голодную зиму 971/972 гг.?
12. Византийский император Цимисхий, отпустив русов из Доростола, будто бы договорился с
печенегами о последующем их истреблении. Зачем нужно было тратить золото и драгоценности на подкуп кочевников, когда византийская эскадра насчитывала 300 кораблей, да еще и с огнеметами, которые могли сжечь все деревянные ладьи раненых русов на месте? Да и времени у Цимисхия на связь с печенегами если бы и хватило, то только чудом.
13. Неоднозначен был князь Владимир. Он запятнал себя убийством Рогвольда и его сыновей, которые никогда не были его врагами. Он изнасиловал дочь Рогвольда Рогнеду и заставил ее быть его женой. Он вероломно умертвил собственного брата. Он предал своих боевых товарищей-варягов. Он отличался многоженством: летопись говорит о пяти, так сказать, законных женах и
невероятном количестве наложниц князя, которых «было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести на Берестове...».
Его грехи еще долго можно было бы перечислять. Но вот что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное Солнышко. Почему?
14. Письменность у восточных славян имела место еще задолго до принятия на Руси христианства и появления кириллицы. Почему исконно «руськие письмены» не получили своего дальнейшего развития, а на вооружение была взята кириллица, названная так по имени византийца Кирилла, составившего ее?
15. О. М. Рапов, анализируя причины
принятия Русью христианства, так же как и другие авторы, исходит из признания христианства в качестве классовой религии. В самом деле, в исторической литературе давно уже сложился штамп противопоставления язычества как религии доклассовой, родовой и христианства как религии классовой. Но Рапов пошел дальше и в этой связи поставил такой вопрос: «...Совершенно непонятно, почему религия родового общества
(язычество), не освящавшая господства одного класса над другим, вполне соответствовала рабовладельческому строю, существовала в рабовладельческих государствах сотни, а иногда и тысячи лет и совсем не подрывала неограниченной власти египетских фараонов, ассиро-вавилонских
царей, римских императоров ... вдруг перестает удовлетворять правящие круги общества при переходе к феодальному спосооу производства ? »
Действительно, почему?
16. Новгородский князь Ярослав сел на стол киевский в 1019 г.
Братоубийственная война, — писал по этому поводу Л. Н. Гумилев,
- закончилась, и, хотя победа была одержана силами языческой реакции она повела к торжеству православия». Как это — победили язычники, а торжествовало православие?
17. В 1023 г. «пошел Мстислав на Ярослава». В 1024 г. он занял Чернигов, но киевляне отказались принять к себе князя с еврейской свитой. Ярослав обиделся и вернулся из Новгорода с наемной варяжской дружиной. В битве у города Листвена победу одержал Мстислав. Казалось бы, после такой победы Киев и вся Русская земля должны были достаться Мстиславу, но случилось обратное: Мстислав запросил мира. Почему? Ведь по логике все должно было статься наоборот?
18. В 1083 г. Олег Святославович после двухлетнего отсутствия на
Руси скромно прибыл морем в Тмутаракань. Олег сошел на берег, и... в городе учинилась страшная резня: истреблялись
иудеи - хазары, изгнаны князья Давыд и Володарь. У Олега совершенно не было своей дружины, он вернулся практически из плена. Тогда кто, какие силы и почему могли использовать приезд князя и провести эту жестокую экзекуцию?
19. Абсолютное большинство исторических источников отводят место хазарам на Нижней Волге. Но почему же археологи не обнаружили ни одного хазарского памятника в низовьях этой реки?
20. Князь Василько Ростиславич был оклеветан Давидом Игоревичем, изменнически захвачен Святополком Изяславичем и варварски ослеплен ими при возвращении их из Любеча со съезда князей (1097 г.), где все целовали крест на... взаимную верность. Какова же истинная цена съезду, которому отдельные авторы отводят историческую роль в сплочении русских княжеств?