Лаврентьевская летопись. Древний текст см: ПСРЛ, т.1,
в.1, М., 1962; повторение изд. ПСРЛ, Л.,
1926; или в кн. "Литература Древней
Руси 1Х-ХП ев". М., 1978. Перевод Б. Кресеня.
6488 (980 ).
И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна
деревянного - главу серебряну, а ус злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь... Владимир
посадил Добрыню, дядю своего, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою
Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу ....
Был же Владимир побежден похотью женскою, и вот какие были у него супруги:
Рогнеда, которую посадил на Лыбеди <...>, от нее имел четырех сыновей: Изеслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и две дочери;
от гречанки имел - Святополка; от чехини - Вышеслава; от другой - Святослава и Мстислава; а от
болгарыни -Бориса и Глеба, а наложниц у него было 300 - в Вышгороде, 300 - в Белгороде и 200 на
Берестове <...>. И был он ненасытен в блуде, приводил к себе и замужних
жен и растлял девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и
300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб. Этот же был невежда, а под конец обрел спасение.
В год 6496
(988) пошел Владимир с войском на Корсунь, град греческий. <...> И послал к царям Василию и
Константину, и таким передал: "Вот взял ваш город славный; слышал же
то, что имеете сестру девою; если не отдадите ее за меня, то сотворю городу вашему (столице) то же, что и
этому городу сотворил". И услышав это, они (Василий и Константин) опечалились, и послали ему весть, и
так ответили: "Не пристало христианам выдавать жен за неверных. Если крестишься, то и ее
получишь, и царство небесное примешь, и с нами единоверен будешь".
<...>По божьему промыслу в это время разболелся Владимир глазами, и не видел ничего,
и скорбел сильно, и не знал, что делать. И послала к нему царица (Анна) и передала: "Если хочешь
избавиться от болезни сей, то крестись скорее; иначе не избудешь недуга сего". Услышав, Владимир
сказал: "Если воистину исполнится это, то поистине велик будет бог христианский". И
повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда
возложил руку на него, тотчас прозрел он. Владимир же, ощутив свое
внезапное исцеление, прославил бога: "Теперь узрел я бога истинного:"
<...>
После этого Владимир взял царицу и попов -корсунских с мощами святого Климента <...>, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе. <...> Забрал и двух медных
идолов, и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью св. Богородицы. Корсунъ же отдал грекам
как вено за царицу, а сам пришел в Киев. И когда пришел, повелел кумиры опрокинуть - одних изрубить, а
других - предать огню. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить
его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево чувствует, но
для поругания беса<:>. Вчера был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда
влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди <...>. И, притащив, сбросили его в
Днепр. И сказал Владимир сопровождающим: "Если он где пристанет, вы отпихивайте его от
берега, до тех пор, пока не пройдет пороги, тогда лишь оставьте его". Они так и сделали, как он велел. Как
только оставили его за порогами, так принес его ветер на мель, которую потом прозвали Перунья
Мель, так она и до сего дня называется. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не
обратится кто завтра на реке - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - противен будет мне".
Мазуринский летописец. ПСРЛ. т. 34, М., 1968. Перевод
Б. Кресеня.
6498 (992).
Добрыня, Дядя Владимира, отправился в Великий Новгород, и все идолы сокрушил, и требища разорил, и
многих людей крестил, и церкви воздвиг, и священников поставил по городам и селам новгородского
предела. Кумира же Перуна посекли, и низвергли на землю, и, привязав веревки, повлекли его по калу, бив
жезлами и топча. И в это время вошел бес в того бездушного кумира Перуна и в нем возопил, как человек: "О
горе мне! Ох мне! Достался я немилостивым рукам". И сбросили его люди в реку Волхов и заповедали,
чтобы никто его не перенял. Он"же, проплывая сквозь великий мост, ударил по мосту своей палицей и
сказал: "Здесь пусть тешатся люди новгородские, вспоминая меня", и тут творили безумные люди многие
годы, сходились в некие праздники и устраивали представления, и творили бои.
Иоакимовская летопись. Древний текст в кн. Татищев В.Н. История Российская, 1т. М., 1963. Перевод Б. Кресеня.
6499 (991). В Новгороде люди, увидев, что Добрыня
идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И
когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами
их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два самострела больших со множеством
камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил,
который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться.
Мы же стояли на торговой стороне, ходили
по торжищам и улицам, и учили людей, как могли. Но гибнущим в нечестии слово крестное, которое апостол
сказал, явилось безумием и обманом. И так мы пребывали два дня и крестили несколько сот людей.
Тоща тысяцкий новгородский Угоняй,
ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание." Народ же оной
страны, рассвирипев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же
Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью
переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он
же, дойдя до двора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же
той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была между ними злая сеча.
Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на
рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь,
чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тоща первые мужи,
придя к Добрыне, стали просить мира.
Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и
тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая
печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов.
Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут,
какую пользу вы от них чаять можете". И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. <...> И
пришли многие, а не хотящих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а
женщин ниже моста. <...> И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их
Путята крестил мечем, а Добрыня огнем.
Лаврентьевская
летопись. Перевод Б. Кресеня.
6532 (1024).
В тот же год восстали волхвы в Суздале, избивали они старую чадь по дьявольскому наущению и
бесованью, говоря, что они прячут запасы. Был мятеж великий и голод по всей стране <...>. Ярослав же,
услышав о волхвах, пришел к Суздалю; захватив волхвов, одних изгнал, а других
казнил, говоря так: "Бог за грехи насылает на всякую страну голод, или мор, или засуху, или иную казнь, человек же не ведает за что". 6779 (1071).
<...> В те же времена пришел волхв, обольщенный бесом; придя в Киев, он говорил и то поведал людям, что на
пятый год Днепр потечет вспять и что земли начнут меняться местами, что Греческая земля станет на место
Русской, а Русская - на место Греческой, и прочие земли изменятся. Невежды слушали его,
верные же смеялись, говоря ему: "Бес тобою играет на погибель тебе". Что и сбылось с ним: в одну
из ночей пропал без вести. 6579 (1071).
Был голод в Ростовской области, и тогда восстали два волхва близ Ярославля <...>. И пришли на
Белозеро, и было с ними людей 300. В то же время случилось прийти от Святослава собирающему дань Яню,
сыну Вышатину <...>. Янь же повелел бить их и вырывать у них бороды. Когда их били и выдирали расщепом
бороды, спросил их Янь: "Что же вам молвят боги?" Они же ответили: "Стать нам пред Святославом!" И
повелел им Янь вложить рубли в уста и привязать их к мачте лодки и пустил их пред собою в ладье, а сам
пошел за ними. Остановились на устье Шексны, и сказал им Янь: "Что же вам теперь боги
молвят?" Они же ответили: "Так нам боги молвят: не быть нам живыми от тебя". И сказал им Янь: "То
они вам правду поведали". <...> Они же, схватив их, убили их и
повесили на дубе. 6579 (1071)
Такой волхв появился при Глебе в Новгороде; говорил людям, притворяясь богом, и многих
обманул, чуть не весь город, уверяя, будто "все ведает и предвидит",
и хуля веру христианскую, уверял, что "перейдет Волхов перед всеми". И был мятеж в городе, и все
поверили ему и хотели погубить епископа. Епископ же взял крест и облекся в ризы, встал и сказал:
"Кто хочет верить волхву, пусть идет за
ним, кто же верует, пусть ко кресту идет". И разделились люди надвое: князь Глеб и дружина его пошли и
встали около епископа, а люди все пошли за волхва. И начался мятеж великий между ними. Глеб же взял
топор под плащ, подошел к волхву и спросил: "Ведаешь ли, что завтра утром случится и что сегодня до
вечера?" - "Все предвижу". И сказал Глеб: "А знаешь ли, что будет с тобою сегодня?" -
"Чудеса великие сотворю", - сказал. Глеб же, вынув топор, разрубил волхва, и пал он мертв
<...>.
Никоновская летопись. ПСРЛ, т. 10., М., 1965; Спб., 1862.
Перевод Б. Кресеня.
6735 (1227)
Явились в Новгороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхвования, и потворы,
и ложные знамения творили, и много зла сделали, и многих прельстили. И
собравшиеся новгородцы поймали их и привели на двор архиепископа. И мужи князя
Ярослава вступились за них. Новгородцы же привели волхвов на двор мужей
Ярослава, и сложили великий огонь на дворе Ярослава, и связали волхвов всех, и
бросили в огонь, и тут они все сгорели.