Консультации председателей приемных комиссий по истории ведущих вузов
Санкт-Петербурга
Санкт - Петербургский государственный университет
Учет межпредметных и межкурсовых связей, значительная зрелость
абитуриентов — выпускников средней школы — позволяют экзаменаторам предъявлять к
ним довольно высокие требования, ожидать от них понимания и способности
формулировать те или иные проблемы.
В последние годы вопросы, связанные с древней и средневековой историей
Закавказья и Средней Азии, не входят в программу вступительных экзаменов. Что же
касается других стран, бывших союзных республик, то их история учитывается
постольку, поскольку ее нельзя оторвать от истории России. Так, например,
невозможно оторвать от истории России историю Украины или Белоруссии.
Первая тема, о которой необходимо иметь представление абитуриенту:
периодизация и ход древнейшей истории человечества — первобытно -общинного
строя. Надо уметь объяснить суть антропогенеза — зарождения и развития человека
разумного. Напомним о том, что в основе периодизации первобытно - общинного
строя лежит ее археологическая разновидность по характеру материала, из которого
изготавливались орудия труда. Напомним также, что до рубежа нашей эры исчисление
тысячелетий и столетий идет но убывающей, а после — по возрастающей. (Скажем,
III, II, I вв. до н. э. и I, II, III вв. н. э.) Этот, казалось бы, очевидный
факт часто забывается абитуриентами. Нужно хорошо представлять себе, как
проходил и процесс социогенеза, т. е. зарождения и развития человеческих
сообществ, и, наконец, как на высших этапах первобытно - общинного строя
развивался процесс политогенеза, т. е. появление политических институтов и как
высшей стадии - государства.
Если каменный век надо знать в целом, то век бронзы - более
подробно. В это время на территории России существовали важные археологические
культуры. Кстати, надо уметь своими словами объяснить, что такое археологическая
культура и для чего это понятие применяется учеными. В бронзовом веке
человеческие сообщества начинают делиться на земледельческие и скотоводческие.
Наиболее яркой земледельческой культурой была трипольская, которая существовала
на территории Украины, а скотоводческие - культуры юга России: ямная,
катакомбная, срубная. Если первая получила название по населенному пункту, то
вторые - по специфическим признакам обряда погребения.
В железном веке на территории нашей страны появляются
древнегреческие полисы - колонии материковых греческих городов-государств. В
основе греческой миграции лежали разнообразные причины (торговая,
демографическая, военная и др.). Ученым известны две основные формы политической
организации греков: классические полисы, которых было достаточно много, и союз
полисов под эгидой монархической власти (Боспорское царство). Греческие полисы
существовали в постоянном контакте с соседними скифскими племенами, социальный
уровень развития которых не стоит завышать. Это был союз племен, во главе
которого были царские скифы, собиравшие дань со всех остальных. Греко-скифский
симбиоз дал миру замечательные образцы искусства.
При подготовке к вопросу о происхождении и ранней истории славян
(здесь уместно усвоить такое понятие, как этногенез, т. е. зарождение и развитие
того или иного народа) абитуриент может запутаться в обилии разных подходов и
точек зрения, и здесь надо проявить осторожность. Дело в том, что наиболее
обоснованным в науке по-прежнему остается подход, начинающий историю славянства
с VI - VII вв. нашей эры. Что касается предшествующего периода, то все гипотезы
вызывают обоснованные сомнения. В идеале надо уметь показать, какую помощь те
или иные науки могут оказать в изучении этой проблемы.
Одной из важнейших тем, которой стоит уделить пристальное внимание,
является начальный и потому столь важный период нашей истории - Киевская Русь. В
теоретической части касательно происхождения и развития государства надо
избавиться от прежних стереотипов, зачастую сводившихся к знаменитой ленинской
формулировке: государство появляется там и тогда, где когда появляются классы.
Современный подход к политогенезу (зарождению политических институтов, появлению
зародышей государства) гораздо более сложен. Исследования специалистов в
соответствующих областях знания показали, что развитие государственности -
процесс очень долгий, сложный и даже не однолинейный. Здесь возможны неожиданные
зигзаги, повороты и возврат назад. Этим определяется утрата актуальности так
называемой "норманнской проблемы", которая на протяжении столетий будоражила
отечественных и иностранных историков, служа зачастую орудием политической
борьбы. Теперь мы твердо знаем, что государственность у восточных славян
формировалась на протяжении нескольких веков, что ее элементы появлялись
постепенно, следуя друг за другом во времени. Надо не забыть выделить несколько
очагов самой ранней политической организации, в роли которых выступали и
северная столица Руси - Новгород, и южная - Киев, надо знать фактический
материал: имена князей, важнейшие события. Князей надо знать всех, вплоть до
старших сыновей
Ярослава Мудрого - Изяслава, Святослава и Всеволода - и
некоторых внуков и правнуков Ярослава, среди которых наибольшую известность
имеет
Владимир Мономах.
Говоря о социально-экономическом и политическом строе первых веков
нашей истории, надо учесть дискуссионность этой проблематики (см. в
соответствующий раздел), обратить внимание на сложность строя, в котором
причудливо переплетались слои разных эпох, была масса архаических черт. Культура
Киевской Руси, не скованная еще феодальными путами, достигла очень высокой
стадии развития. Уместно предложить следующий вариант характеристики
древнерусской культуры: устное народное творчество (предания, былины),
письменность и грамотность, на основе которых развивается богатая литературная
традиция Древней Руси, музыка, затем архитектура, живопись.
В отдельные вопросы выделяется история некоторых городов -
государств Древней Руси: Новгородской земли, Владимиро - Суздальской и Галицко
-Волынской. На их примере нужно уметь показать как шел процесс образования
древнерусских земель.
Происходило это в ожесточенной борьбе с Киевом. Постепенно
вызревала местная городская община — главный город земли, который начинал
"стягивать" округу. В зависимости от главного города находились пригороды и
"тянувшие" к ним сельские общины. Особенностью такого государственного
устройства была непосредственная демократия, т. е. главенство в политической
жизни веча — народного собрания, огромная роль народа в политической жизни, не
говоря уж о других сферах бытия.
Переходя к следующему периоду, надо обратить пристальное внимание
на коренное изменение геополитической ситуации. Русь благодаря своему
географическому положению оказалась объектом ряда нашествий. Монгольское
вторжение и установившееся монгольское иго коренным образом отличалось от тех
кочевых орд, с которыми имела дело Русь в предшествующее время. Изучая, а затем
рассказывая о
монгольском нашествии, нельзя забывать о том, что оно распадается
на два этапа — первый приходится на 1237-1238 гг., когда объектом нападения
стала Северо - Восточная Русь, а второй - на 1239-1240 гг., когда монголы
направили свой удар на южные земли. Сила монголов была связана не с каким-то
мифическим "кочевым феодализмом", а с глубокой архаикой их общественных
отношений, которую монгольским правителям удалось поставить на службу задачам
глобальных завоеваний. Внутренний строй монголов заслуживает самого пристального
внимания, ибо именно в нем сокрыты секреты их успехов в военной сфере, к тому же
прежние учебники и учебные пособия уделяли этой теме слишком мало внимания.
Как складывались судьбы русских земель после монгольского
нашествия? Надо помнить о том, что с запада Руси угрожала не меньшая опасность -
"натиск на Восток" немецких рыцарей, жертвой которого к тому времени уже стали
многие народы, прежде всего славянского происхождения. У нас зачастую борьбу с
рыцарями представляют слишком узко и локально, между тем о была страшная
опасность, нависшая над всей Восточной Европой. В ходе этой борьбы родилось
государство, для создания которого русские земли послужили основой. Это было
Великое княжество Литовское (в дореволюционной историографии обычно называли Литовско - Русским государством), которое у нас в целом очень мало знают, что, в
свою очередь, связано с рядом причин разбирать которые здесь не место. Между
тем, не зная основных вех истории данного государственного образования, нельзя
адекватно разобраться в общем ходе восточноевропейской истории, не говоря уж о
том, что история этой государственности — целая глава нашей отечественной
истории. Надо обязательно представлять, как возникло и развивалось Великое
княжество Литовское, 9/10 территории которого составляли русские земли.
Первоначально это и было, по сути, русское государство, так как государственным
языком стал древнерусский язык, государственной религией - православие. Лишь
постепенно усиливается в этом государстве польское и католическое влияние,
готовя грядущие великие потрясения, начинается процесс сближения двух государств
— Польши и Великого княжества, — который завершается заключением в 1569 г. Люблинской унии, знание которой абитуриентам просто необходимо.
Но уже с середины XV века можно говорить о существовании в
Восточной Европе двух государств, очень близких друг другу и генетически, и
этнически, история взаимоотношений между которыми во многом определяет развитие
восточноевропейского исторического процесса. Конкурентом Русско - Литовского
государства выступает Великое княжество Московское (в дальнейшем - Российское
государство), которое образовалось в Северо - Восточной Руси. Абитуриенты часто
смешивают воедино два ряда причин: образования Российского централизованного
государства и "возвышения" Москвы. Что касается первого ряда причин, то сейчас
упор надо сделать на дальнейшее развитие крупного землевладения и вообще
"вторичной" формации. Причины "возвышения" Москвы известны, только не надо их
упрощать, ведь все-таки мы до конца так и не понимаем, почему центром стала
именно Москва.
Умейте проследить за ходом объединения земель вокруг Москвы,
почувствуйте сам процесс развития и укрепления новой государственности, ведь
одновременно с объединением земель вокруг Москвы шло и изменение структуры
власти в государстве, характера отношений различных ее институтов. В этом смысле
важен период правления Дмитрия Донского, когда был нанесен сильный удар по
городскому общинному самоуправлению, возник первый конфликт княжеской власти с
церковью ("дело Митяя").
Обратите внимание на такой переломный момент, каковым являлась
война второй четверти XV столетия, когда сталкивались новое и старое в
политической жизни. Образование Российского централизованного государства
оказывается довольно спонтанным процессом и приходится на время правления Ивана III (1462 - 1505 гг.) и Василия III (1505
- 1533 гг.). Нужно уметь
проиллюстрировать это положение соответствующими фактами: территориальное
оформление государственности, формирование нового государственного аппарата,
соответствующей государственной атрибутики и т. д.
Надо уметь показать отличия в государственном строе и политическом
устройстве этих двух государств: Великого княжества Литовского и Московского
государства, - если в первом шло движение от своеобразной средневековой
федерации к сословно - аристократической государственности с ее "великим зальным
сеймом", т. е. собранием знати всего государства, то в Московском государстве с
самого начала была сильная монархическая власть, которая со временем приобретала
черты деспотизма. Необходимо не только понимание исторического процесса, но и
знание фактического материала: правление основных князей и в том и в другом
государстве, битвы, внешняя политика.
Неблагоприятное впечатление производит непонимание
абитуриентами стадии этнического развития того или иного региона, а
соответственно, и применение того или иного термина. Так, понятие "Россия"
появляется и распространяется лишь в конце XV века, поэтому применять его для
более раннего времени неправильно. Понятия "Украина" и "Белоруссия" для
обозначения государственных образований появились еще позднее.
Эпоха Московского царства — сложный и неоднозначный период,
который вызывает противоречивые оценки. Отдельные вопросы обычно посвящены
реформам середины XVI в. и жесткой альтернативе им — опричнине. Внимание нужно
уделить и недолгому
правлению Елены Глинской и, конечно же, личности Ивана
Грозного, которая бросает зловещий свет на всю внутреннюю политику середины XVI
века.
Что касается разных оценок, то тут смотрите соответствующий раздел
данной работы, но не забудьте и фактический материал. Это относится как к
внутренней политике, так и к внешней. Так, абитуриенты часто не знают, какие
реформы были проведены в середине XVI века. Поэтому внимательно прочитайте в
учебнике раздел, посвященный реформам. Не забудьте и о Земских соборах, которые
стали собираться на Руси именно в это время и собирались в течение примерно ста
лет. Оценивать соборы надо достаточно осторожно.
Обратите внимание на этапы опричного террора, знайте факты,
связанные с опричниной. Основные направления внешней политики - юго-восточное и
западное, с которым связана Ливонская война. Надо знать причины, повод и
периодизацию последней.
Социально - экономическое развитие XIV - XVI вв. характеризуется
возникновением и развитием крупного землевладения. Со временем крупнейшими
землевладельцами становятся князья, монастыри, бояре. Развитие землевладения
приводит к тому, что когда-то единое в социальном отношении общество распадается
на сословия, сначала архаичные и содержащие много пережиточных черт, но
постепенно развивающиеся. Большую роль в XVI веке начинает играть поместная
система, которая во многом служит социальной и экономической основой
централизации. При подготовке к ответу на данный вопрос обязательно надо
использовать современные учебники и учебные пособия, так как многое в подходе к
этой проблематике изменилось именно в последние годы (см. раздел о спорных
проблемах). Трудности вызывает также тот материал, который рассеян по разным
главам учебника. Речь идет, прежде всего, о процессе закрепощения крестьянства.
Во-первых, нет никаких оснований находить какие-то крепостнические тенденции уже
во времена Киевской Руси. Во-вторых, и возникновение так называемого Юрьева дня
- это, скорее всего, явление, связанное с нормальным функционированием крупного
землевладения. Закрепощение - процесс во многом спонтанный
и связанный с тем страшным хозяйственным кризисом, который Россию в конце XVI в.,
когда правительство стремилось любыми средствами выкачать из крестьян налоги.
- Изучая культуру этого времени, надо, с одной стороны, видеть то
традиционное в ней, что перешло еще из предыдущей эпохи, с другой - то новое,
что появилось в XIV - XVI вв. Важнейшие политические процессы, и прежде всего
образование Российского централизованного государства, оказывали большое влияние
на развитие культуры.
Особые сложности возникают, когда изучающий русскую историю доходит
до Смуты. Так трудно разобраться в калейдоскопе событий, в изобилии действующих
лиц, имен. Тут можно лишь посоветовать разложить все как следует по полочкам
своей памяти. При ближайшем рассмотрении Смута распадается на ряд довольно четко
отделяемых друг от друга периодов. Нельзя забывать о том, что первоначально
официальные польские власти отнюдь не были инициаторами вторжения в Россию, вот
почему в плане участия внешних сил Смута четко распадается на "скрытую" и
"открытую" интервенцию. Если к этому добавить, что деятельность Лжедмитриев и
других вождей последовательно сменяла друг друга, что было сначала первое, а
потом, соответственно, второе ополчения, то задача запоминания Смуты
представляется уже не такой тяжелой.
Оценка Смуты должна звучать в духе современного подхода к этой
теме. Нужно показать, какую роль в Смуте сыграло казачество. События смутного
времени — по сути дела гражданская война, являвшаяся сложным переплетением
экономических, социальных и политических противоречий, война, потрясшая сами
основы государства Российского.
Если попадется вопрос "Социально-экономическое и политическое
развитие России в XVII веке", помните, что речь идет Уже не о Смуте — о ней
рассказывать не надо. О Петре, о начале его правления также не надо говорить.
Здесь нужно продемонстрировать знания по истории России времени Михаила
Федоровича и Алексея Михайловича. Для того чтобы лучше знать этот период,
желательно почитать такой важнейший документ,
через призму которого и надо воспринимать то время, как Соборное Уложение 1649
года. Он, как никакой учебник, расскажет Вам и о социальной структуре, и о
государственном устройстве, и об экономике того времени. Изучение экономики
затрудняется дискуссионностью подхода к ряду проблем: образованию
общероссийского рынка, генезиса капиталистических отношений и т. д Однако знание
фактического материала, которое можно, в первую очередь, почерпнуть из Уложения,
делает ответ абитуриента насыщенным и облегчает стоящую перед ним задачу.
Следует иметь в виду, что определяющая тенденция социально-экономического
развития России в XVII столетии состояла в дальнейшем укреплении крепостнических
порядков. Такие явления, как мануфактуры, а также формирование всероссийского
рынка, еще не были связаны с капиталистическими тенденциями.
Государственный строй России при первых Романовых эволюционировал к
такому состоянию, для которого наиболее адекватным является определение
"абсолютизм", однако надо иметь ввиду, что русский абсолютизм мало общего имеет
с западноевропейским, отличаясь, впрочем, и от восточных деспотий. Нужно знать
структуру государственной власти в это время, основные политические институты. В
оценке личностей первых Романовых надо избегать крайностей советской
историографии, весьма презрительно, как известно, относившейся к царям в целом.
Большие трудности у абитуриентов вызывает проблема раскола
русской церкви. Мало кто понимает суть происходившего на Руси в ту пору. Дело в
том, что "ревнители древнего благочестия", обращаясь к южнославянским образцам
церковных обрядов, привносили на Русь как раз новые для нее догматы и обряды. Но
главное — не это. Нужно разобраться, какую роль в событиях играл религиозный
момент, а какую политический — борьба за власть между светской и церковной
властью. Тут возможен вопрос о предыстории этой борьбы. Он всегда вызывает
значительные трудности, так как данный материал разбросан по разным главам
учебника. Борьба между церковной и светской властью началась еще при Дмитрии
Донском, продолжалась в противостоянии иосифлян и нестяжателей и, пройдя через
бури XVII столетия, перешла в следующий век. Последнюю точку в этой многовековой
борьбе поставит
Екатерина II, проведя секуляризацию церковных
земель. Ко временам Алексея Михайловича и Никона царская власть достигла
уже такой силы, что сумела одержать решительную победу над церковью.
Социальная борьба в XVII в. обязательно должна привлечь внимание
абитуриентов, ведь не зря этот век называли "бунташным". Прежде всего надо
достаточно осторожно отнестись к понятию "крестьянская война". В свое время это
понятие появилось в результате переноса на русскую почву явлений, изучавшихся
Энгельсом на материале Германии. Оно не приложимо к народным движениям XVII
века. Что касается движения И. Болотникова, то это один из эпизодов Смуты, но и
восстание
С. Разина - прежде всего казацкое выступление. В ходе этого движения
возрождались древнерусские политические традиции народного самоуправления,
дошедшие до XVII столетия благодаря казачеству.
Нужно понять суть казачества, этого своеобразного социального
явления. Возникая в XVI в. на периферии восточнославянского мира, казацкие
"республики" репродуцируют формы древнего политического быта. В дальнейшем
казаки превращаются в одно из сословий российского государства.
Весьма интересны и городские восстания, которые приходятся на
период 50—60-х годов. Направленные против налогового гнета и злоупотреблений
правительства, восстания возрождали весьма древние общинные формы
самоуправления.
Внешняя политика XVII века вызывает определенные трудности. Надо
разобраться в тех процессах, которые шли на территории украинских земель и
привели к воссоединению Украины с Россией. В едином порыве, направленном против
польских захватчиков, объединились все основные слои населения Украины,
возглавленные
казачеством. Если казаки своими восстаниями готовили
освободительную войну в военном отношении, то городские братства вели
"идеологическую" подготовку, издавая полемическую литературу, направленную
против католиков и униатов. Каков был ход освободительной войны под руководством
Богдана Хмельницкого, каковы были ее результаты - на эти и другие вопросы
абитуриент должен уметь ответить.
Присоединение Украины вызвало войну с Польшей, о которой
абитуриенты обычно знают, но нельзя забывать о том, что в 1632-1634 гг. была и
так называемая Смоленская война между этими государствами, закончившаяся
заключением Поляновского мирного договора. Вообще, мирные договоры с Польшей,
как, впрочем, и со Швецией, которые заключались со времен Ливонской войны на
протяжении XVII века, перемешиваются в головах абитуриентов, поэтому предлагаем
как следует запомнить, может быть, применяя мнемонические средства: Ям -
Запольское перемирие и Плюсское перемирие соответственно с Польшей и Швецией,
Столбовский мир и Деулинское перемирие со Швецией и Польшей, только что
упомянутый Поляновский мир - с Польшей, Кардисский мир со Швецией и Андрусовское
перемирие - с Польшей.
Рассказывая о
русской культуре XVII века, надо с фактами в
руках уметь показать ее переходный характер, продемонстрировать гуманизацию
культуры, усиление интереса к человеку.
Даты: 2002 Источник: История России
IX - XX вв. Консультации и справочные материалы для
старшекласссникови абитуриентов . Изд. 2 - е , доп. - СПб:
изд-во "Образование и культура" ,
2002 , сс.10 - 20. Опубликовано в INTERNET: 2006, декабрь