1601
год - первое достоверное упоминание о
Лжедмитрии I - он появляется при дворе польского князя Константина Островского 1604 год
- Представлен королю Сигизмунду в Кракове Принимает католичество Помолвка с Мариной Мнишек, дочерью
сандомирского воеводы 15 августа - начало похода на Москву 1605 год 21 января - войско Лжедмитрия
разбито при Добровичах 13 апреля - смерть
Бориса Годунова7 мая - переход войска
П.Ф.Басманова на
сторону самозванца 20 июня- торжественный въезд в Москву Раскрыт заговор
бояр
во главе с Василием Шуйским21 июля -венчание на царство
10 ноября - заочное обручение с
Мариной Мнишек в Кракове 1606 год8 мая - венчание с Мариной Мнишек в Москве
Ночь с 16-го на 17 мая - заговор бояр, бунт в Кремле, убийство Лжедмитрия I
Соборный приговор о чернеце Отрепьеве (1604 г.}
«Собрание государственных грамот и договоров», т. II, стр. 164.
Юния в 12 день, царь и великий князь Борис Федоровичъ всея Русии, с отцем своим
святейшим Иовом патриархом всея Русии, и с сыном своим благородным царевичем
князем
Феодором, со всем освещенным собором с митрополиты, и архиепископы, и
владыки и архимандриты, игумены и со всемь своим царским синклитом, видя
божеское на нас, за грехи наша, праведное прещение, яко вестный всем и знаемый
вор, чернец, бывший сын боярский, по реклу Отрепьев, бежав в ляхи,
назвался
царевичем Димитрием, которой, как всем ведомо, по приключению скончася
во граде Угличе, и погребен тамо; а сей злохищный львичище солсти короля
ляхского и литовского, и учини заговор с некоими паны, давными Русской земле и
православной нашей христианской вере лиходеи, пришел в наши украиные грады с
войски великими, хотя похитити царство Московское и православную христианскую
веру истребили, а ввести проклятую латинскую папежскую веру, его же повелехом
всюду в церквах святых и по торжищам клясти; войска же наши вельми оскудеша:
овии прелыцени тем вором, к нему предалися, многие казаки, забыв к нам крестное
целование, нам изменили, инные от долгаго стояния изнурились и испроторились, в
домы разошлись, и тако воям нашим зело умалившимся; многие же люди, имея великия
поместья и отчины, а службы не служат ни сами, ни их дети, ни холопы, и живут в
домах, не пекущеся о гибели царства и о святой церкви, Первее бо не толе слуги
святителей и монастырей, но сами старцы, священницы и диаконы, в нашествие
нечестивых, множицею на войну исхождаху, крепце вооружахуся, храбро борющеся за
святую православную веру и за вся христианы, не щадя кровь свою проливаху; мы же
сего не возхотехом, да не опустеют храмы божие без пения, и не престанет их к
богу теплая молитва за вся борющиеся и страждующие в воинстве, а судихом и
повелехом, да вси патриарши, митрополичи, архиепископли и епископли и монастырей
слуги, колике ях есть годных, вскоре собрався, со всяким поспешением, со оружием
и запасы идут в Калугу к бояром нашим и воеводам князю Федору Ивановичу
Мстиславскому с товарищи, а останутся токмо престарелые и немощные, - под тяжким
нашим гневом и казнью.
Отрывок взят из
"Повести князя Ивана Михайловича Катырева - Ростовского",
напечатанной в "Русской исторической библиотеке", т. XIII
"Ростригавозрастом мал,
груди широки имея, мышцы толсты; лице же имея не царского достояния, препростое обличие имея, и все тело
его велми помраченно. Остроумен же, паче и в научении книжном доволен, дерзостен и велеречив велми,
конское рыстание любляше велми, на враги своя ополчителен, смел велми,храбрость
и силу имея, воинство же любляше.
Таков бе Рострига".
Поход Лжедмитрия I
(Отрывок взят из той же повести)
Той же Рострига, названный царевичь, приходит к единому порубежному городку от
Северских городов, Монастыревской зовомый и посылает писание свое во град, яко
он есть царевичь Дмитрей, его же Борис Годунов повеле убита, и милостию же
божиею избавлен бысть ото убиения, идет доступати отеческаго своего престола.
Людие же городка того радуютца о том радостию великою зело и приимают его с
честию. И оттоле посылает от себя грамоты во град в Чернигов и во град Путивль,
во все грады Северскыя страны, яко он есть царевичь Дмитрей, сохранен от смерти,
идет на царский престол. Воеводы же Черниговскые, яко крепкые поборницы, князь
Иван Ондреевичь Татев и князь Петр Михайловичь Шеховский, и Путивльскые воеводы,
Михаиле Михайловичь Салтыков да князь Василей Михайловичь Мосалской, никако того
восхотеша прияти и поведают о нем народу, дабы не сумневалися о том, яко ложь
есть, а не истинна: той есть существенной рострига Гришка Отрепьев, а не
царевичь Дмитрей, и идет на разорение христианский веры. Народи же градов тех
возопиша гласом велиим, да пойманы будут воеводы яко изменницы суть и
единогласникы Бориса Годунова: не хотя видети прироженнаго государя
на Московском царствии, поведают нам сия пустошная словеса!
- И пойманных воевод и связанных ведут безчестне до нареченнаго царевича и
предают ему, грады в руце ево, Путимль и Чернигов и ины грады страны Северския.
И ту собирает воинство великое Литовского народу и тамо жителствующих Северских
людей, и грядет под Северский Новгородок, и тамо ево облягает и
утвержаетца обозами, и начинает по городу стреляти и всяческими домышленьми
досегати, какобы ему град той одолети. В том же граде бысть воеводы от царя
Бориса князь Никита Романович Трубецкой да Петр Федоровичь Басманов; той же Петр
Басманов многое дивное о себе творяше и град ополчением своим мужески
защищаше.Предреченный же бояре и воеводы к царю Борису, князь Федор Ивановичь
Мстиславский и князь Дмитрий Ивановичь Шуйской с товарищи своими, со многою
ратию приидоша под он Новгородок на избавление его и составиша брань велию зело
с Ростригою и с воинством его. И брань плит жесточайшая на обе страны, падают
трупие мертвых семо и овамо, на конец же той брани, греха ради православного
християнства, побежденно быша Московское воинство, уже давшеся бегству. Поляцы
же усты меча гонят, в крови християнской руце свои обагриша, и начальника всего
Московского воинства, князя Федора Ивановича Мстисловского, поранивше зело, и с
коня его низвергоша, и отвезен бысть з бою ранен. И тако
плит брань жесточайшая чрез день; уже солнцу уклоншуся на запад и покрыся земля
ношною тмою, и тако преста брань. Рострига с воинством поиде на свои станы, а
воеводы царя Бориса, отшед от городка якобы едину 10 верст, и тамо шатры
поставиша и почиша сном. И от тое брани Рострига возвратиея во град Путимль и
нача к собе. войско Литовское призывати и, собрав войско велие зело, устремися
пойти на воевод Московского воинства; началницы же и воеводы всего Московского
воинства никако сего ужасошася и поведенное царем Борисом вся исполняют. Поидоша
против Ростриги, и сошедшимся има в месте, глаголемом Чемлиге, и ту составиша
брань жесточайшую; блистают сабелныя лучи, аки солнце, падают трупия мертвых
семо и овамо, и тако бысть брань велия. Ростригино же войско помалу оскудеваше и
вдашася бегству; Московстии же народи поля обретают и усты меча гонят, овых же
убивают, овых уязвляют, овых низлагают; тако побеждени быша Поляцы.
Окружная грамота Лжедмитрия I о войне с царем Борисом (1604 г.)
«Акты Археографической экспедиции»,
т. II, № 26, стр. 76.
От царевича и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии (в койждо град именно)
воеводам и дияком и всяким служилым людей, и всем гостем и торговым и черным
людей. Божиим произволением, его крепкою десницею покровенного нас от нашего
изменника Бориса Годунова, хотящаго нас злой смерти предати, и бог милосердый
злокозненного его помысла не восхоте исполнити и меня господаря вашего
прирожденного бог невидимою рукою укрыл и много лет в судбах своих сохранил, и
яз царевич и великий князь Дмитрий Иванович ныне приспел в мужество, с божиею
помощью иду на престол прародителей наших, на Московское государство, на все
государьства Росийского царьствия. И вы б, наше прирожение, попомнили
православную християнскую истинную веру и крестное целование, на чем есте крест
целовали отцу нашему, блаженныя памяти государю царю и великому князю Ивану
Васильевичу всеа Русии, и нам, чадом его, что хотели добра во всем: и вы ныне
нашего изменника Бориса Годунова отложитеся к нам и впредь уже нам, государю
своему прироженному, служите и прямите и добра хотите, как отцу нашему,
блаженные памяти государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии; а
яз вас начну жаловати, по своему царьскому милосердому обычаю, и наипаче свыше в
чести держати, и все православное християньство в тишине и в покои и во
благоденьственном житии жити учинити хотим.