Литературные задачи (81 - 100)


81. Летописец Нестор будто бы рассказывал об этом событии так:

«Много миссионеров из разных городов понаехало в Киев. Первыми,          конечно, приехали евреи.
- Ваша страна где находится? - спросил их .... .
- Страны у нас нет! - ответили евреи. - У нас только есть черта оседлости.
- А где ваша «черта оседлости»?
- Там, где угодно министрам внутренних дел. Теперь наша «черта» -
Вильно, Ковно, Бердичев...
- А Киев?
- Киев вне «черты».
Впрочем, министр внутренних дел... .... не дал евреям договорить.
- Не хочу я быть зависимым от министра внутренних дел. Идите с Богом.
Пришли магометане. .... предложил им водки и закуску.
- Выпейте с дороги, - ласково предложил .... . - Выпейте
- Наша религия запрещает нам пить вино и есть свинину, - ответили магометане.
- Вот как!
.... задумался и сказал:
- Идите с Богом. Без свинины и водки - мы погибшая страна.
   Не успели уйти магометане, как пришли католические патеры, которые в первый день своего приезда увеличили вдвое население Киева. .... велел им также убраться.
Последними пришли миссионеры греческие, и что было дальше, всем известно».
      Какое событие в истории Древней Руси изобразил «Сатирикон»? Кто из князей вел диалог с представителями различных религий? (Проставьте его имя вместо четырех точек.)

82. "На пятом году его стали учить грамоте, и для этого был приглашен дьяк из приказа Большого прихода, министерства финансов по-нашему, человек искусный в книжном чтении, тихий и небражник, Никита Моисеев, сын Зотов. Зотова привели во дворец. От страха Зотов пришел в беспамятство. "Отстоявшись", он вошел, и здесь ему произведен был экзамен, а затем объявлено назначение. Отслужили молебен, и учитель, поклонившись своему ученику в ноги, посадил его за азбуку, прошел с ним Часослов, Псалтырь и Евангелие, в чем и заключалось первоначальное обучение в Древней Руси. Впрочем, Зотов умел разнообразить свои уроки, стал показывать картинки с изображением городов, крепостей, кораблей, сражений. Такие картинки приготовлялись иконописцами, состоявшими в ведомстве Оружейной палаты. Так шло обучение до десятилетнего возраста".

   Так М. М. Богословский описывает начало обучения грамоте одного  из русских царей. Кого конкретно ? Кроме того, какова дальнейшая судьба учителя Зотова? 

83. Орден. Высшая военная награда в Российской империи. Учрежден в 1769 г. Девиз: «За службу и храбрость». Орденом награждались за воинские подвиги (1,2, 3-я степень) и за выслугу лет (4-я степень).
   Знаки ордена: большой крест на ленте через правое плечо, звезда на левой стороне груди (1-я степень); большой крест на шее, звезда на левой стороне груди (2-я степень); малый крест на шее (3-я степень); малый крест в петлице (4-я степень). На ленте чередуются черные и желто-оранжевые полосы.
  При Павле I награждение орденом не производилось.
  Орденский праздник — 26 ноября.
  Первым кавалером ордена стал подполковник 1-го гренадерского полка Ф. И. Фабрициан (3-я степень). Все четыре степени ордена имели М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, И. И. Дибич, И. Ф. Паскевич. 1-ю степень ордена имели Г. А. Потемкин, А. В. Суворов, Александр II, король Пруссии Вильгельм I и др. Два случая награждения орденом русских женщин — Екатерины II и сестры милосердия Р. М. Ивановой (1915 г., посмертно). Орден отменен с октября 1917 г.
  О каком российском ордене идет речь?


84. Известны географические открытия и путешествия русских землепроходцев и ученых:
 

1. Достижение полуострова Камчатка (Федот Попов); плавание по реке Амур (Ерофей Хабаров); открытие Верхнего Амура, реки Уссури, центральной части хребта Сихотэ - Алинь (Петр Бекетов, Сергей Максимов, Онуфрий Степанов).  

2. Первое описание среднего течения рек Обь и Амур, озера Байкал (Николай Спафарий, Михаил Венюков).
 

3. Центрально-Азиатская экспедиция (Николай Пржевальский).
 

4. Путешествие в Египет и Судан (Егор Ковалевский).
 

5. Открытие северных и восточных берегов залива Аляска, нескольких Алеутских островов (Витус Беринг).                                                                

6. Открытие и описание острова Суворова (Михаил Лазарев).                    

7. Открытие и описание островов Россиян (Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев).
 

8. Путешествие в Сахару (Лев Костенко).
 

9. Путешествие в долину реки Нил, пустыню Сахара, Тунис и Алжир (Александр Елисеев).
 

10. Первые полеты на самолете в Арктике вдоль западного берега Новой Земли (Ян Нагурский).

  В какие годы эти путешествия и открытия осуществлялись?

85. А. Н. Толстой в одном из своих произведений написал: «В Ямском приказе какой-то человек, обыкновенного роста и вида, бросил на пол письмо. Человека того окликнули: "Чего обронил, эй?" Испугавшись, он побежал и скрылся. На запечатанном конверте стояло: «Передать великому государю, не распечатав». Дьяк Павел Васильевич Суслов едва-едва трясущимися руками попал в рукава шубы. Грозя ездовому спустить со спины шкуру, поскакал в Преображенское. Караульный офицер в дворцовых сенях с презрением оглянул дьяка от лысины до сафьяновых сапожек на меху: "Нельзя к царю".
   Павел Васильевич, загораясь служебной ревностью, подошел к караульному офицеру и в лицо ему сказал сдавленно: "Слово и дело!"
Сразу в сенях стало тихо. Офицер вытянулся, с коротким придыханием вытащил шпагу: "Идем..."

   Почему столь магически действовала фраза «Слово и дело»? В какие годы она входила в юридическую практику россиян?

86. «Приказ Тайных дел, а в нем сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские, тайные и явные; и в тот приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того приказу подьячие с послами в государства, и на посольские съезды, и в войну с воеводами для того, что послы в своих посольствах много чинят не к чести своему государю, в проезде и в разговорных речах, и те подьячие над послы и над воеводами подсматривают и к царю, приехав, сказывают; и которые послы или воеводы, ведая в делах неисправление свое и страшась царского гневу, и они тех подьячих дарят, чтоб они, будучи при царе, их послов худым не поносили. А устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтоб его царская мысль и дела исполнялися по его хотению, а бояре и думные люди о том ни о чем не ведали".
   Какие времена отражает фрагмент сочинения подьячего Г.Е. Катошихина


87. Эти лица вошли в историю России:
1. Бомелий Е.
2. Бородин А. П.
3. Виноградов Д. И.
4. Гаккель Я. М.
   За какие заслуги и деяния?

88. "Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак только три раза. Видимо, сначала это ограничение было еще более жестким. До .... в. обычно разрешался лишь второй брак, а третий — "если кто будет молод, а детей не будет". В ....-.... вв. это положение несколько изменилось. Третий брак не считался зазорным, а дети от четвертого брака не признавались законными. Вообще торжественный обряд венчания совершался в основном при первом браке. Если вдовец женился на вдове, то венчание обычно заменялось краткой молитвой. Если только один из венчающихся вступал в брак вторично, то при венчании венец воздвигали не над головой, а на правое плечо (при третьем браке - на левое плечо). Четвертый брак православной церковью категорически запрещался".
   Проставьте вместо многоточий века.
 

89. Публикация в газете: «На днях, часа в три пополудни, по Тверскому бульвару проходила какая - то молодая дама, очень хорошенькая собой; навстречу  - франт, известного бульварного типа, то есть одетый по последней картинке, с хлыстиком и цветочком в петлице, в пенсне на носу. Франт прищурился на даму, пропустил ее мимо себя и пошел сзади. Пройдя несколько шагов, он купил у цветочницы целый пук букетов и  опередив даму, стал осыпать ей путь этими букетами. Дама перешла на боковую дорожку, франт за ней, дама около памятника Пушкину взяла извозчика и поехала, на холме остановилась и тут: франт тоже нанял извозчика и снова опередил барыню, бросая по пути букеты. Когда же проходящие по нашим бульварам дамы будут избавлены от подобных нахалов?»
   Какое время отражает публикация в газете?

90. «Полковнику ван Стадену объявили царский указ: ехать за границу и приискать там людей, «которые умели б всякие комедии строить». Но поездка ван Стадена затянулась, и, не дожидаясь его возвращения, решили начать затеянное дело своими силами.
  Постановку первого спектакля поручили школьному учителю Немецкой слободы пастору Грегори. Он набрал группу из 15 -  16-летних юношей и начал обучение актерскому мастерству. В это время в селе Преображенском, летней резиденции царя, строилось специально приспособленное для представлений здание -. «комедийная хоромина». Для царя было отведено особое, разукрашенное место, а сбоку устроены ложи для царицы и царевен, отгороженные деревянной решеткой,сквозь которую они могли все происходившее на сцене, оставаясь сами невидимыми». 
   Когда был поставлен первый спектакль в России ?

91. Из журнала "Наука и жизнь": "Ныне мы вполне гарантированы от необходимости выпивать асфальт из-за границы, ибо дело поставлено так широко, что русские производители легко могут  удовлетворить все более развивающемуся спросу. Изящество асфальтовых мостов и тротуаров, а равно и дешевизна дают возможность делать их не только в столицах, но и в губернских и даже уездных городах. И все это достигнуто лишь в какие-нибудь 15— 20 лет.
   Асфальт вырабатывают главным образом три завода, лежащие на Волге. Основным производителем асфальта в России является Сызранский завод".
   В какие временные рамки укладываются "какие-нибудь 15—20 лет" ?

92. Историк Н. И. Костомаров об одном атамане: "В восемь часов явился .... на суд. Он начал с Прозоровского, приподнял его за руку и вывел на раскат. Все видели, как ....  сказал что-то воеводе на ухо, тот отрицательно покачал головою; вслед за тем  .... столкнул воеводу с раската головою вниз. Дошла очередь и до связанных, которых было около четырехсот пятидесяти человек. Всех приказал перебить ..... Чернь исполнила приговор атамана; по его приказанию тела были свезены в Троицкий монастырь и погребены в одной общей могиле. Тут было и тело Прозоровского.
   Вслед за этой расправой ...., не терпевший ничего писаного, приказал вытащить из приказной палаты все бумаги и сжечь на площади. "Вот, — говорил он, — я сожгу так все дела наверху у государя!"
   Имущество убитых было подуванено между казаками и приставшими к ним стрельцами и астраханскими жителями. Ограблены были церкви и торговые дворы; товар также делили.
  Астрахань была обращена в козачество.  .... пробыл в этом городе три недели и почти каждый день бывал пьян. Он обрекал на мучения и смерть всякаго, кто имел несчастие не угодить народу. Тех резали, тех топили, иным рубили руки и ноги, пускали ползать и истекать кровью".
    Кто этот атаман, так жестоко каравший чиновников? (Проставьте вместо многоточий его фамилию.)

93. «Однажды на площади появился человек в форме мясника и закричал:
— Заложим жен и детей и выкупим отечество!
— Заложим! — загудела толпа.
.... заложил (впоследствии оказалось, что это был он), пересчитал деньги и сказал:
— Маловато!
И, воодушевившись, снова воскликнул:
— Продадим дворы и спасем отечество!
— Продадим! — снова загудела толпа. — Без жен и детей дворы ни к чему...
— Теперь хватит! — заявил он своим гражданам, — возьмите оружие и пойдем на поляков».                                                                                         Какие события отобразил "Сатирикон" ? Кто является главным героем ?


94. «Великий князь, прижатый в угол, тяжело дышал, оглядывая безумными глазами обступивших его людей... Сверху на грудь распластанного на ковре .... положили доску... Государь продолжал бороться... Тогда принесли еще одну доску и положили ему на ноги, потом разом навалились на пленника. Стало слышно, как затрещали его кости.
Конюх... подошел к государю и склонился над ним. Черная его тень проползла и замерла на стене. Зазвенела тишина. Положив левую руку ладонью на лоб князя, конюх ударил ножом в глаз, но промахнулся и рассек висок. Хлынула кровь, окрашивая волосы .... и стекая с них на ковер. Выругавшись, палач приладился еще раз и теперь уже точно воткнул нож сперва в один глаз, затем в другой. Великий князь лежал как мертвый. Тяжело дыша, все уселись на пол. Немного погодя один из воинов поднялся, отодрав от простыни длинную полосу ткани, вытер ею лицо и пустые глазницы ...., перевязал окровавленную голову государя».
   Кого из великих князей постигла такая страшная участь? (Проставьте вместо четырех точек его имя.)

95. В одном из указов Президиума Верховного Совета Союза ССР говорилось: «Самовольный уход рабочих и служащих с предприятий указанных отраслей промышленности (авиационной, танковой, вооружения, боеприпасов, военного судостроения, военной химии. - Авт) ... рассматривается как дезертирство и виновных в самовольном уходе (дезертирстве), карать тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет
   Установить, что дела о лицах,  виновных в самовольном уходе (дезертирстве) с предприятий указанных отраслей промышленности, рассматриваются военным» трибуналами".
   Какое время отражает указ Президиума Верховного Совета Союза ССР?

96. Драгоценные камни. Те, кто их носит, часто даже не подозревают, сколь важную роль они играли в жизни русских людей  - от великих до простолюдинов. По "биографии" камня мы и сегодня можем узнать о многих верованиях и представлениях наших предков.
Ниже приводится описание по значимости наиболее распространенных камней. Вчитайтесь в них.
1. Придает мудрость -  ... .
2. Измены открывает, страхи отгоняет  -  .....
3. Врачует сердце, мозг, силу и память человека. Кто камень э носит, тот снов страшных и лихих не увидит  -..... 
4. Сердце обвеселит и кручину и неподобные мысли отгоняет, разум и честь умножает - .... .
5. Укрощает ярость и сластолюбие, дает воздержание и целомудрие. Если воин носит его на своем оружии на левой стороне, то не будет убит - .... .   Исходя из описаний, назовите эти камни и проставьте их "имена" вместо многоточий. 

97.Немцы подразделяют жертвы мировой войны на четыре категории:

1) солдаты,
2) гражданские лица, погибшие во время бомбардировок;
3) жертвы массовых уничтожений (без уточнения, где и как);
4) перемещенные лица.
Насколько объективна такая классификация жертв второй мировой войны? Кому она выгодна?

98. В эти годы:  воздвигнута колокольня Ивана Великого. Построены новые города Белгород, Оскол, Томск. Из-за границы выписаны доктора, в Москве открыто несколько аптек.
  Заложен российский флот: "Были куплены два корабля в Любеке со всеми принадлежностями и даже с матросами». Был отлит колокол в 10 000 пудов (перелит в 1733— 1735 гг.; в народе получил название «Царь-колокол»).
   Какой век и кого из царей характеризуют события?

99. В эти годы: принят герб; учреждена полиция; открыта на Печоре серебряная и медная руды; указано год начинать не с 1 марта, а с 1 сентября; составлен Судебник;  начали отливать свои пушки; приглашены из Италии и Греции Марк Фрязин и Аристотель Фиораванти и построены Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, Грановитая палата; введен запрет на постройку зданий ближе 109 саженей от стен Кремля; гражданам Москвы еще раз разрешено строить каменные дома; произошло землетрясение; возникали пожары.
   Кто правил Россией в это время?

100. Титул: «Великий Государь, Царь и Великий князь, всей Великой и Малой России Самодержец, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий князь Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий князь Новгорода, Низовской земли, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, и всей Северной стороны Повелитель и Государь, Иверской земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинской земли, Черкесских и Горских князей, и иных многих Восточных и Западных и Северных владений и земель Отчич и Дедич и Наследник, Государь и Обладатель».
  Кому титул принадлежал?

 1 - 20   21 - 40    41- 60  61- 80  81-100 

Даты: 9 - 20 вв.
Источник: . Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней : Дилактические материалы. М., 2001
Опубликовано в INTERNET: 2007, февраль

 


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008