Проблемные задания (1 - 25)

1. Варяги (норманны) приходили к славянам «из-за моря». Но они появлялись не только на Волхове и Днепре, но и на Черном море, в Англии и Франции, Испании и Италии, в Греции и даже проникли в Северную Америку. Норманны иногда нанимались на военную службу, часто жили за счет грабежей, где-то становились даже правителями, но нигде основательно закрепиться так и не смогли, кроме северной Франции, ныне называемой Нормандия.

Что заставляло суровых северных мужей покидать свои родные земли и скитаться на чужбине? Ведь если им покорялись целые земли и народы, неужели они не могли обустроить нормальную жизнь для себя на родине?

 

2. Рюриковичи во главе с Олегом, пришедшие из северных земель, захватили Киев и убили правителей города Аскольда и Дира, предварительно обманом выманив их на берег Днепра. При этом население города не оказало им никакого сопротивления, не защитило своих князей и подчинилось воле пришельцев.

Почему?

 

3. Каждый из патриархов русской истории Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевскийдал свою периодизацию истории России. Но ни один из них при этом не использовал такое понятие, как «Киевская Русь». Теперь же многие наши учебники буквально пронизаны им.

Почему?

 

4. Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т. д. И тем не менее Ольга Православной церковью канонизирована.

Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут — в святые!

5. Княгиня Ольга то ли в 955 г., то ли в 957 г. отправляется в Константинополь. Для чего? Не воевать, как это было ранее. «Креститься», — утверждает «Повесть временных лет» и большинство историков.

Но зачем для крещения надо было совершать столь небезопасное путешествие? Ведь можно было креститься и в Киеве, благо в источниках уже упоминается наличие в нем соборной церкви святого Ильи.  Да и византийские священники охотно откликнулись бы на просьбу Ольги и сами пришли бы на Русь.

И потом, если бы Ольга прибыла в Константинополь только для крещения, стали бы держать русское посольство в бухте около двух с половиной месяцев?

 

6. Почему Святослав, оставив стольный Киев, «хочет жить в Переяславце на Дунае»? Чем его не устраивал Киев?

 

7. После неудачной войны Святослава с византийцами было достигнуто перемирие с Цимисхием (971 г.) с непременным условием, что русичи уйдут из Болгарии. Князь должен был отправиться в Киев. Однако он не пошел тут же в родные края, а расположил свое войско на о. Березань, в устье Днепра. Вскоре все резче стал ощущаться недостаток продовольствия. Казалось бы, нужно спешить к Киеву. Один из воевод князя, Свенельд, так и поступил и вскоре со своим войском прибыл домой.

А что же заставило Святослава остаться на о. Березань и провести там голодную зиму 971/972 г.?

 

8. Святослав, по мнению и Нестора, и большинства историков, отличался недюжинным полководческим талантом.

Тогда почему же он, возвращаясь в Киев в 972 г. по Днепру, допустил явный просчет, отправив свое войско разрозненными группами и с большими временными интервалами? Ведь он не мог не знать, как полководец, что на этом пути свирепствовали печенеги, которые в конце концов и разбили остатки киевского войска.

 

9. Исторические источники и современные карты помещают хазар, живших в IX—X вв., на Нижней Волге, Дону и Северном Кавказе, а их главные города Итиль — в устье Волги, Семендер — на Тереке. Для поиска хазарских поселений тысячелетней давности были организованы экспедиции. Однако остатки Итиля в наиболее вероятном месте его нахождения обнаружены не были. И вообще археологи не раскопали в низовьях этой реки ни одного хазарского памятника.

Почему? Куда девалась страна Хазария? Не могла же она не существовать вообще, если упоминанием о ней буквально пронизаны многие источники различных стран?

 

10. В 980 г. Владимир Святославич делает попытку приспособить языческие верования к новым условиям и на этой основе проводит языческую реформу. В Киеве ставятся деревянные идолы шести богов во главеСтарообрядчество

   Старообрядчество, совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ 17 в. (см. Раскол и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906 преследовались царским правительством. Стар

ообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий. Имеет в своем составе 2 церкви: Белокриницкую иерархию, возглавляемую архиепископией Московской и всея Руси (центр — на Рогожском кладбище в Москве), а также Беглопоповскую архиепископию (центр — в г. Новозыбков Брянской обл.).


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008
2609 130304560 2609 130316353 Проблемные задания (97)

97. С середины 80-х гг. М. С. Горбачев хотел начать строить социализм «с человеческим лицом» на основе «перестройки», оставляя при этом руководящую роль за коммунистической партией. Как известно, из этого ничего не вышло. Дэн Сяопин начал проводить экономические реформы еще раньше М. С. Горбачева и тоже при руководящей роли коммунистической партии. Тем не менее Китай добился поразительных успехов.

   Почему  в СССР при коммунистах реформы не пошли, а в Китае при коммунистах они продолжаются, и доволъно успешно?

  97. Действительно, Китай сегодня находится на гребне экономического подъема. Здесь, вероятно, необходимо учитывать три основных обстоятельства.    Во-первых, звание «коммунист» не определяет для разных коммунистичеких партий абсолютно единой идеологии и даже частных критериев. Поэтому коммунист Китая, например, отличается от коммуниста Кубы или Северной Кореи.    Во-вторых, любая идеология, если она претендует на существование, должна находиться в творческом развитии. Китайцы оказались здесь в числе наиболее прогрессивных коммунистов и отказались от многих догм.    В-третьих, китайцы сумели сбалансировать два важнейших фактора жизни общества - экономику и идеологию. Гармония оказалась естественной, глубокой, и страна достигла заметных результатов в развитии народного хозяйства.    Руководством СССР во второй половине 80-х гг. был избран явно неверный курс — построить социализм «с человеческим лицом». Многие аспекты теории и политики коммунистов по-прежнему выглядели анахронизмами. Руководство партии и страны буквально металось, пытаясь « влить новое вино в старые мехи». Все это привело к кризису власти, коммунистической партии, экономики и в конце концов к тому, что мы имеем сейчас. 

Даты: 20  в.
Источник: . Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней : Дидактические материа>
Опубликовано в INTERNET: 2002, октябрь


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов