Времена раскола

   Раскол русской церкви во

href="lec8_5_1.htm"]второй половине XVII века явился результатом целого ряда явлений в общественно-политической жизни и мысли. На протяжении веков существования православной церкви в разных регионах накапливались различия в религиозном ритуале. Менее значительные, но заметные различия существовали и в переводах, списках религиозных книг, столетиями переписывавшихся на Руси. Укрепление единого Российского государства, выход его на широкую мировую арену поставили перед церковной организацией вопрос об унификации обрядов внутри страны и во “вселенском” православии. “Книжное исправление”, в необходимости которого, видимо, никто не сомневался, породило первые раздоры между “ревнителями благочестия”. Важнейшим стал вопрос о том, что же считать критерием благочестия. Это православный царь, говорили идеологи крепнущего самодержавного государства; это греки, заявляли зависимые от русской “милостыни” представители греческой православной церкви на Востоке. С падением Константинополя (1453) преемниками православного царства и истинного благочестия стали российские государи, выражал мнение большинства выдающийся знаток и собиратель древних греческих рукописей Арсений Суханов. Но церковь выше царства, отвечали покоренные турками-османами греки, утверждая, что они “всегда православию свет были и есть”. Славяне всюду чтят московские книги и тянутся к России, писал Суханов. Нет, малороссы веруют по-гречески, лукаво отвечал поставленный не без усилий греков молодой властолюбивый патриарх Никон, приступая к перестройке церкви “по образу и подобию” греческой и утверждению своей авторитарной власти.

   Яркие личности открыто выступивших против Никона сторонников старой веры, таких, как Аввакум Петров, боярыня Морозова и другие, часто заслоняют от нас реакционный характер и мелочность их споров с официальной церковью, а главное — их относительное одиночество. Аввакум и Никон, обе крайние позиции, были осуждены одним и тем же церковным собором (1666-1667). Но позже, когда Никон был прощен, Аввакум был сожжен. Подлинными творцами раскола стали жестокие преследования инакомыслящих, приблизившие последователей старой веры к задавленному крепостничеством, угнетенному светской и духовной властью народу, поставившие их в ряд с борцами за народную правду. Не случайно раскольники появились в крестьянской армии Степана Разина , не случайно защита старой веры стала мотивом многолетней обороны Соловков от царских воевод. В «соловецком сидении» 1668-76, участвовали не только , не принявшие церковной реформы Никона, но и крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты,  а также сподвижники С. Т. Разина. Карательной армия (св. 1 тыс. человек)  удалось овладеть монастырем после почти 8-летней осады.

   Ярким примером стал бунт старообрядцев в разгар Московского восстания (1682), когда массы восставших поддержали людей, требовавших “спора” с церковными властями, дискредитировавшими себя наряду с “изменниками боярами.


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Смотрите подробности котлы газовые паровые на нашем сайте. Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008