доц. Ирбе К.Ж.
История России с древнейших времен до второй половины XIX века
Курс лекций . Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский государственный технический университет. Екатеринбург, 1995
3. Культура и быт
История русской культуры начинается с Крещения Руси, языческое время остается за порогом истории. Это совсем не значит, что оно, это языческое прошлое, не
существовало. Оно было, и очень яркие его следы сохраняются в памяти народа, в его быту, в самом народном складе.
Наиболее древний пласт язычества - одухотворение природы, вера в леших, водяных и т. д. Следующий пласт представлен общинными, аграрными и семейно-родовым
культами. В период, предшествовавший принятию христианства, господствовали племенные культы. Каждое племя имело своих богов-покровителей. У полян таким
покровителем был Перун, у словен - Велес и т. д.
С
образованием единого государства была предпринята первая попытка превратить Киев в религиозный центр восточных славян. В договоре
Олега
с греками (907 г.)
упоминаются и Перун, и Велес. В это время почти все восточно-славянские племена были присоединены Киевом.
В договоре
Игоря
с Византией (944 г.) назван уже только Перун, хотя в походе участие принимали те же племена. Скорее всего, здесь наблюдается попытка
поставить Перуна выше всех богов: Киев -центр государства и Перун - главный бог.
В середине X века отношения Киева с «примученными» племенами резко меняются.
После казни древлянами князя Игоря киевским властям в вопросе религии пришлось отступить. В договоре
Святослава
с Византией (971 г.) Белее вновь упоминается наряду с Перуном.
Однако в 980 году князь
Владимир
предпринял новую религиозную реформу - «Постановление кумиров». Это было еще одно возвеличивание Перуна, а фактически -
попытка перейти к единобожию. Она оказалась неудачной, так как верховенство Перуна навязывалось силой союзным племенам. Неудача этой реформы предопределила
необходимость новых преобразований. Это не было прихотью Владимира или его бояр и дружинников, единобожие было нужно для укрепления государства.
Летописец
Нестор
сообщает подробно, как была крещена Русь. При выборе веры князь Владимир, выслушав представителей разных религий - иудейской, магометанской и
христианской остановил свой выбор на христианской, учитывая, что христианство могло осуществляться с ориентацией как на Рим, так и на Византию.
Каковы же причины выбора православия?
В IX в. наиболее важным и злободневным был вопрос взаимоотношения христианского
мира с исламским Востоком. Мусульманство, восторжествовав на Востоке и в Африке, утверждалось в Европе. Из бассейна Каспийского моря мусульманское влияние
проникает в Хазарию, где вступает в борьбу с христианством и иудаизмом, и по Волге устремляется на север. Создавалась угроза флангового охвата Европы
исламом, в связи с чем славянский мир, и прежде всего Русь, приобрел первостепенное значение для судеб европейской христианской цивилизации. Не
случайно поэтому в IX-X вв. не только Константинополь, Рим, Ингельгейм, но и Багдад стремились разыграть славянскую и русскую карту. Об этом свидетельствуют
переходы некоторых славянских отрядов на сторону арабов. По мнению И. Экономцева,. нападение Руси на Константинополь в 860 г. было спровоцировано
арабами, против которых в это время выступил византийский император Михаил III. Очарованный исламской культурой князь Святослав Игоревич в свое время даже хотел
перенести столицу в низовье Волги. Так что запечатленная в «Повести временных лет» легенда о выборе веры князем Владимиром исторически глубоко правдива.
Кроме этого были и другие причины. Римская церковь признавала богослужебным языком только латынь. Римский папа требовал полного подчинения себе королей и
императоров и тем самым возвышался над ними как в религиозном, так и в политическом отношении. Патриарх Константинопольский признавал определенную
зависимость от императора и ставил церковь на службу государству. Константинопольская православная церковь допускала возможность использования
любых языков. Киевский князь выбрал, естественно, то, что ему было выгоднее.
Определяя ориентиры, Русь учитывала еще и территориальную близость Византии и то, что родственные русичам болгары уже приняли православие. Выбор исторически
был предрешен в пользу Византии - государства, аналогичного по социальной сущности и по политическому устройству растущему Древнерусскому государству. По
данным летописи, крещение киевлян было летом 988 года. Оно явилось официальным началом христианизации Древней Руси.
Новую веру, ставшую государственной, необходимо было распространить на всю территорию. Это оказалось не так-то просто, хотя кроме византийских
священников в крещении активное участие принимала княжеская власть. Судя по летописям, редко где крещение народа обходилось без насилия. Новгородцев в 991
г. крестили при помощи дружины из Киева. Первые два епископа Федор и
Илларион
(XI в.) ничего не могли сделать с ростовчанами-язычниками. Жителей Мурома не смогли приобщить к православию ни сын Владимира
Глеб
, ни его преемник. И так было по всей Руси. Даже обращенные в христианство люди часто сохраняли веру в
древних богов.
Принятие христианства имело важные последствия. Князь и его окружение получили идейную основу для единства древнерусского государства. Крещение укрепило связи
Руси с Европой.
Владимир был женат на Анне, сестре византийского императора Василия П. После ее смерти он вступил в брак с дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена. Князь
Святополк
был женат на дочери польского короля Болеслава I, князь
Ярослав Мудрый - на дочери шведского короля Олафа, князь
Владимир Мономах - на дочери
английского короля Геральда П. Дочери киевских князей были замужем за правителями многих государств * .
Византийское религиозное и гражданское влияние на древнерусскую культуру очевидно. Но ни о каком засилии Византии в древнерусской культуре говорить не
приходится. Русь не была пассивным объектом приложения. Даже заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием
местных традиций. Воздействие византийской культуры наиболее интенсивным было на высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали народные массы.
Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Вместе с богослужебными книгами и
богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый межславянский литературный язык - старославянский. Он
стал языком культа и религиозной литературы.
*
Династические браки Киевских князей с государями Европы, широкие экономические связи позволяют отдельным историкам настаивать на, чисто европейском характере
Древнерусского государства. Крайним проявлением этой концепции является утверждение о несхожести, пропасти между Киевской Русью X - XI вв. и Российским
государством XV -XVII вв.
На местной восточнославянской основе сформировался древнерусский литературный язык. Это язык деловой письменности, исторической и повествовательной литературы. На нем написаны «Русская правда»,
«Слово о полку Игореве», русские
летописи, «Поучения» Владимира Мономаха и т. д. О распространении письменности
среди городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и других городах. Первые фрагментарные летописные записи
появились в Киеве вскоре после изобретения славянских письмен Кириллом и Мефодием. Они относятся ко времени княжения Аскольда (867 - 875). Обнаруженная
вторичная языческая летопись, описывающая княжение Игоря и Ольги, относится к 912- 946 гг. Последний раздел киевской языческой летописи охватывает 946 - 980
гг. и, в основном, относится к княжению Святослава и Ярополка Святославича. В нем отмечались основные события того времени: приезд посольств, отношения с
печенегами, необычные природные явления и пр.
При Ярославе Мудром по его инициативе создается летописный свод 1093 г. Содержание этого свода постепенно разрасталось и к началу XII в. составило
обширное систематическое повествование. «Повесть временных лет» правомерно рассматривается как введение в русскую историю, как энциклопедия древнерусской
жизни IX -XI вв.
В развитии русского летописания чувствуется определенная религиозно-историческая
тенденция или идея. Митрополит Илларион, более известен как автор слова «О законе, Моисеем данном, и о благодати и истине», о котором Е. Е. Голубинский
отозвался, как о «безупречной академической речи, с которой из новых речей идут в сравнение только речи Карамзина». Рядом с этим произведением Е. Е. Голубинский
ставит также
«Слово о полку Игореве». Это действительно превосходный образец ораторского искусства, хотя авторы и находятся под определенным влиянием
византийской письменности, повторяют чужие темы.
Первые авторы относились к «церковной интеллигенции». Богословов не было в их рядах в эти ранние века. Но были люди подлинной церковной культуры... Это были
первые побеги русского эллинизма.
Центрами древнерусской культуры были города с их ремесленным производством. В IX -X вв. насчитывалось 25 городов, в XI- 89, к концу ХП в.- 224. В городах жили
и трудились ремесленники разных специальностей. Большие успехи были достигнуты в выплавке и обработке металлов. Железо выплавлялось из болотных руд в сыродутных
«домницах». В городах было налажено массовое производство железных орудий: топоров, серпов, лопат и др. Своим мастерством славились русские оружейники. В
Европе высоко ценились кольчуги и прямые русские мечи. Древнерусские ювелиры наладили массовое производство различных украшений. Археологи обнаружили в Киеве
целую мастерскую по изготовлению стеклянных браслетов. Много ремесленников занималось обработкой кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды и обуви.
Существовало в Древней Руси и школьное образование. Школы для детей бояр создавались при Владимире.
Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей
старост и духовных лиц. Имелись школы и для подготовки к государственной и церковной деятельности. В них наряду с богословием изучались философия,
риторика, грамматика, географические и естественные науки.
После принятия христианства на Руси развивается монументальное каменное зодчество. Принципы строительства каменных храмов были заимствованы из Византии.
Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X века (она была разрушена монголами в 1240 году). В 1031 -1036 гг. в
г. Чернигове был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Вершиной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве, построенный греческими и
русскими мастерами. Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.
Эти соборы отличаются от византийских сохранностью традиций русского деревянного строительства дохристианской эпохи: многокупольностыо, шлемовидными куполами и
многим другим.
Из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи - мозаика, фреска и иконопись.
Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фрески
Софийского Собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Среди фресок Софии два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, на
стенах двух башен изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний и т. д.
Русская культура была подчинена единому стилю - стилю, отдаленным аналогом которого может быть указан романский стиль на западе и юге Европы, а более
близким- стиль, господствовавший в Византии и странах ее культурного влияния.
Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, города и деревни, феодальной верхушки и основного населения.
Народы, расположенные по торговым путям, жили значительно лучше, чем жившие по дреговическим болотам и на территории Приуралья. Крестьяне жили в небольших
домах. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные. На севере по лесам строились срубные наземные постройки с деревянными полами. Печи
везде были глинобитные или каменные, но топились по - черному. Окна были маленькие.
Горожане имели иные жилища. Почти не встречались полуземлянки. Часто это бывали двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат.
Значительно отличались жилые помещения князей, бояр, дружинников и священнослужителей. Под усадьбы отводились большие площади земли, строились
хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Боярские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменные княжеские дворцы.
И одевались разные слои общества по-разному. Крестьяне и ремесленники
- и мужчины,
и женщины - носили рубахи (у женщин они были длиннее) из домотканного полотна. Мужчины кроме рубахи одевали штаны, а женщины - юбки. Верхней одеждой и
у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Зимой носили обыкновенные шубы. Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество,
конечно, было иным: из дорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышивались золотом. Плащи застегивались на одном
плече золотыми застежками. Зимние шубы шились из дорогих мехов. Обувь у горожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожили до XX века,
горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли), князья носили сапоги, часто украшенные инкрустацией. Развлечением знати были охота и пиры, на которых
решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и
бесчисленное множество народа. Князь с боярами и дружиной пировал «на сенях» (на
высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой - золотой и серебряной. Летописец Нестор
сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников даже возникали разногласия: последние требовали вместо деревянных ложек серебряные. Более .простыми были
общинные пиры (братчины). На пирах - обязательно выступали гусляры или скоморохи. Знаменитые пиры Владимира, являвшиеся также своеобразным методом вовлечения в
дружину, воспеты в былинах в полном согласии с летописными записями.
ЛИТЕРАТУРА История СССР. Под ред. Н. Е. Артемова. 4.1. М., 1982. История
крестьянства в Европе. Под ред. 3. В. Удальцовой и др. Т. I. М., 1985. История русского искусства. Под ред. И. Горского. Т. I, II М., 1953. История Европы. Под
ред. Е. В. Гутновой, 3. В. Удальцовой и др. Т. П. М., 1992. Лебедев В. Э.
Государство и общество в русской истории. Екатеринбург, 1993. .Ловмяньский Х Русь и норманны. М., 1985. Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства. Л.,
1945. Нечволодов А. Сказание о Русской земле. Екатеринбург, 1991. Паранин В. И.
Историческая география летописной Руси. Петрозаводск, 1990. Павленко Н. И.
История СССР с древнейших времен до 1961 г. М., 1987. Перхавко В. Б. Связи Древней Руси со славянскими странами. М., 1987. Покровский М. Н. Избранные
произведения. Т. III. М., 1967. Пьянков А П. Происхождение общественно-государственного строя Древней Руси. М., 1979. Рыбаков Б. А.
Язычество Древней Руси. М., 1987. Российское законодательство X- XX вв. Т. I. М., 1985. Флоренский Г. (протоиерей). Пути русского богословия. Киев. 1991. Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1980. Черепнин Л. В. Русь. Спорные вопросы истории феодальной земель- ной собственности в IX - XV вв. // Новосельцев А. Н.
и др. Пути развития феодализма. М., 1972. Экономцев Иоанн (игумен). Православие. Византия. Россия. М., 1992. 67