Лекция 17. Советская Россия в начале и середине 20-х годов

проф. Камынин В..Д.

Вторая половина  XIX - XX вв.
Курс лекций . Ч. I1.  Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун - т, Екатеринбург,  1995


5. Культура и быт

   В 20-е гг. в Советской России культурная жизнь находилась на подъеме. В искусстве и науке творили как представители старой интеллигенции, так и новой, воспитанной уже в условиях Советской власти. Вклад в мировую науку внесли естествоиспытатели В. И. Вернадский, Н. И. Вавилов, А. Л. Чижевский, А. А. Фридман, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский, обществоведы Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, А. В. Чаянов, Н. Д. Кондратьев, С. Ф. Платонов; в мировое искусство - В. В. Кандинский, К. С. Малевич, А. М. Родченко, В. Е. Татлин, И. И. Бродский, Б. В. Иогансон, А. А. Дейнека, К. С. Петров-Водкин, писатели А. М. Горький, Е. Замятин, Б. Пильняк, А. Платонов и др. Однако перечисление этих имен одной строкой не означает, что их судьба сложилась одинаково счастливо и отношение к их творчеству в Советской России было постоянным и ровным.
   Судьба деятеля науки и искусства в стране зависела от той политики, которую проводила Советская власть в области культуры. Введение новой экономической политики сопровождалось оживлением "буржуазной идеологии", выразителем которой стало "сменовеховское" движение. В борьбе с ним правительство применяло жесткие меры, создавая органы цензуры типа Главлита и Главрепеткома, а также высылая инакомыслящих за пределы страны. В то же время в 20-е гг. допускались научные и творческие дискуссии, имело место сосуществование таких различных направлений в искусстве, как Пролеткульт, с одной стороны, и разнообразные авангардисты, футуристы, "Серапионовы братья", имажинисты, конструктивисты, "Левый фронт", с другой. Наличие плюрализма в культурной жизни страны следует считать достижением новой экономической политики.
   Расцвет культуры в Советской России в 20-е гг. касался прежде всего интеллигенции, которая одна могла потреблять духовные ценности. Одновременно в стране существовал низкий уровень культуры трудящихся масс, которые в силу своей неграмотности и полуграмотности не могли приобщаться к достижениям мировой и отечественной культуры. В годы нэпа в этой области были сделаны серьезные шаги: была развернута работа по ликвидации неграмотности взрослого населения, созданию материальной базы народного образования, формированию сети культурно-просветительных учреждений. Однако в условиях отсутствия у Советского государства достаточных материальных средств, кадров, могущих нести в умы подрастающего поколения основы новой идеологии, коренных сдвигов в области повышения уровня культуры широких слоев населения не произошло. Мешали также попытки решать вопросы культуры и образования путем разного рода "кампаний", без привлечения профессионалов, отрицая достижения старой культуры и внедряя непродуманные эксперименты. В результате, по переписи 1926 г., более половины крестьянского населения, а значит и России в целом, не умели писать. А ведь этим людям предстояло строить новое общество.
   Существенные изменения произошли в 20-е гг. в быте населения России. Быт, как уклад повседневной жизни, нельзя рассматривать для всего населения в целом, ибо он различен у разных слоев населения. Ухудшились бытовые условия высших слоев российского общества, занимавших до революции лучшие квартиры, потреблявших качественные продукты питания, пользовавшихся достижениями образования и здравоохранения. Был введен строго классовый принцип распределения материальных и духовных ценностей и представители высших слоев лишались своих привилегий. Правда, Советская власть поддерживала нужных ей представителей старой интеллигенции через систему пайков, комиссию по улучшению быта ученых и т. п.
   В годы нэпа зарождались новые слои, которые жили зажиточно. Это так называемые нэпманы или новая буржуазия, уклад жизни которых определялся толщиной их кошелька. Им было предоставлено право тратить деньги в ресторанах и других развлекательных учреждениях. К этим слоям можно отнести и партийную, и государственную номенклатуру, доходы которой зависели от того, как они исполняли свои обязанности.
   Серьезно изменился уклад жизни рабочего класса. Именно ему предстояло занять ведущее место в обществе и пользоваться всеми благами. От Советской власти он получил права на бесплатное образование и медицинское обслуживание, государство постоянно повышало ему заработную плату, обеспечивало социальное страхование и пенсионное содержание, через рабфаки поддерживало его стремление к получению высшего образования. В 20-е гг. государство регулярно проводило обследование бюджетов рабочих семей и следило за их наполняемостью. Однако часто слова расходились с делами, материальные трудности ударяли прежде всего по рабочим, чьи доходы зависели только от размеров заработной платы, массовая безработица в годы нэпа, низкий культурный уровень не позволяли рабочим серьезно улучшить свои бытовые условия. Кроме того, на быте рабочих сказывались многочисленные эксперименты по насаждению "социалистических ценностей", трудовые коммуны, "общие котлы", общежития.
   Крестьянский быт в годы нэпа изменился незначительно. Патриархальные отношения в семье, общий труд в поле от зари до зари, желание приумножить свое достояние характеризовали уклад основной массы российского крестьянства. Оно стало более зажиточным, у него развивалось чувство хозяина. Маломощное крестьянство объединялось в коммуны и колхозы, налаживало коллективный труд. Крестьянство больше всего волновало положение церкви в Советском государстве, ибо с ней оно связывало
свое будущее.
   Политика Советского государства в отношении церкви в 20-е гг. не была постоянной. В начале 20-х гг. на церковь обрушились репрессии, изымались церковные ценности под предлогом необходимости борьбы с голодом. Затем в самой православной церкви произошел раскол по вопросу об отношении к Советской власти и группа священников образовала "живую церковь", отменила патриаршество и выступила за обновление церкви. При митрополите Сергии церковь встала на службу Советской власти. Государство поощряло эти новые явления в жизни церкви, продолжало проведение репрессий против сторонников сохранения старых порядков в церкви. В то же время оно проводило активную антирелигиозную пропаганду, создало разветвленную сеть обществ и периодических изданий антирелигиозного толка, внедряло в быт советских людей социалистические праздники в противовес религиозным, даже пошло на изменение сроков рабочей недели, чтобы выходные дни не совпадали с воскресеньями и религиозными праздниками.

   ЛИТЕРАТУРА: Бордюгов Г. А., Козлов В. А. История и конъюнктура: Субъективные заметки об истории советского общества. М., 1992. Бажанов Б.  Воспоминания бывшего секретаря Сталина. М., 1990. Боффа Д. История Советского Союза. М., 1990. Т. 1. Валентинов Н. В. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина: Годы работы в ВСНХ во время НЭП. Воспоминания. М., 1991. Валентинов Н. В. Наследники Ленина. М., 1991. Вселенский М. С. Номенклатура - господствующий класс Советского Союза. М., 1990. Горинов М. М., Цакунов С. В. 20-е гг.: становление и развитие новой экономической политики//История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991. Данилов В. П., Дмитренко В. П., Лельчук В. С. НЭП и его судь-ба//Историки спорят. 13 бесед. М., 1988. Дойчер И. Незавершенная революция. Россия: 1917-1967. М., 1991. Двадцатые годы: В начале пути. Беседы о нашей истории//Страницы истории КПСС. Факты. Проблемы. Уроки. М., 1989. Вып. 2. История России с древности до наших дней/под ред. М. Н. Зуева. М., 1994. Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина: 1917-1929. М., 1990. Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Т. 2. Большевистская революция 1917-1923. М., 1990. Ленин, о котором спорят сегодня. М., 1991. Лацис О. Р. Перелом: Опыт прочтения несекретных документов. М., 1990. Наумов В. П., Курин Л. Л. Завещание Ленина//Историки спорят. 13 бесед. М., 1988. НЭП: Суть. Опыт. Уроки//Страницы истории КПСС. Факты. Проблемы. Уроки. М., 1988.    

сс. 170 - 174


 Проверь себя   Следующая лекция Практическое занятие по теме   Важнейшие даты и события

Переход к лекциям [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12][13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]

История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008