Лекция 11. Российская империя во второй половине XVIII века

проф. Миненко Н.А.

История России с древнейших времен до второй половины  XIX века
Курс лекций . Ч. 1.  Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун - т, Екатеринбург,  1995


5. Новые черты в культуре и быте

  

Вторая половина XVIII в. является важным периодом в "развитии русской культуры, и абсолютистскому государству принадлежала в этом процессе значительная, а порой и инициативная роль. Так, Екатерина II утверждала, что только “заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие, исправятся нравы”. В 60 - 70-х гг. ею была сделана попытка создать в стране систему воспитательно-образовательных учреждений. По поручению императрицы И.И.Бецкой - один из представителей педагогической мысли в России, взгляды которого формировались под влиянием идей Я. А. Каменского, Дж. Локка, Ж. Ж Руссо - разработал “Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества”. В соответствии с этим учреждением- были открыты училище при Академии художеств (1764 г.), воспитательные дома для разночинцев в Москве (1764 г.) и в Петербурге (1770 г.), Общество двухсот благородных девиц в столице (1764 г.) с отделением для мещанских девиц, коммерческое училище (1772 г.). Среди созданных Бецким учебно-воспитательных заведений одно имело особое значение в истории русской школы и просвещения—это Общество благородных девиц (Смольный монастырь, или Смольный институт). Оно положило начало Женскому среднему образованию в России. Воспитанницы делились на 4 возраста: 6 -9, 9 12, 12 - 15 и 15 - 18  лет. Каждый возраст носил платья своего цвета: коричневого, голубого, сероватого и белого. Прием в первый возраст проводился раз в 3 года. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихотворство, геральдику, архитектуру, рисование, музыку, танцы. Давали девушкам и некоторые знания в области домашней экономии.    Однако созданные по проекту Бецкого воспитательно-учебные заведения охватывали слишком малое количество детей. В 1782 г. для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом сербом Ф.И.Янковичем, который хорошо знал русский язык. По этому плану в городах создавались “народные училища” двух типов: главные - в губернских городах и малые - в уездных. Эти училища являлись всесословными и содержались за счет государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис, а в главных дополнительно - закон божий, русский язык, география, история, естественная история, геометрия, архитектура, механика и физика, иностранный язык. Значение этой реформы трудно переоценить - речь шла о создании общероссийской системы общеобразовательной школы
.   Учрежденная в 1763 г. Медицинская коллегия должна была готовить медицинских работников. В 1774 г. при Берг - коллегии открылось Горное училище, впоследствии реорганизованное в Горный институт. Появились и другие специальные учебные заведения, частные школы.
  Большой шаг вперед делает русская наука. В 1783 г. была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы. За 1768 - 1774 гг. Академия наук провела пять экспедиций, которые внесли ценный вклад, прежде всего, в изучение географии страны. В 1765 г. возникает Вольное экономическое общество, в “Трудах” которого печатались многочисленные статьи по организации и ведению сельского хозяйства. В Академии наук значительно возросло число русских ученых, среди них - выдающиеся натуралисты И. И. Лепехин и Н. Я. Озерецковский, астроном С. Я. Румовский, минеролог В. М. Севергин и др. К рассматриваемому времени относилась деятельность видных историков М. М. Щербатова и И. Н. Болтина; активно публиковались источники по русской истории (Н. И. Новиковым, Академией наук). Издательская продукция чрезвычайно увеличивается. За весь ХУШ в. в России было издано около 9500 книг, из них около 85 % приходилось на царствование Екатерины П. 15 января 1783 г. императрица подписала указ о позволении заводить “вольные” типографии. Книга, журнал, газета становятся элементом повседневного быта все большего числа людей. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. Книготорговцы начинают открывать при книжных лавках платные библиотеки. К началу 80-х гг. существовало 15 государственных библиотек. Растет число частных книжных собраний. “Книги сделались предметом моей страсти”, - пишет Е. Р. Дашкова, собравшая библиотеку в 900 томов. Такие страстные книголюбы были и среди дворян, и среди купцов, и среди крестьян.
  Крепнет национальное своеобразие отечественной литературы. Новаторские достижения в русской литературе прежде всего имели место в произведениях
Д.И.Фонвизина, Г.Р.Державина, Н. М. Карамзина. Художественная литература оказывалась тесно связанной с общественными идеями века Просвещения. Эти идеи естественных прав человека, свободы и равенства развивала и зарождавшаяся “разночинная” интеллигенция. Все более заметные очертания приобретал процесс формирования русской национальной культуры, вбирающей в себя достижения и традиционной культуры, созданной многовековой деятельностью народа, всех его слоев, но в первую очередь — крестьянства, и новой культуры, творившейся, главным образом, образованными слоями общества.
  Вторая половина XVIII в.— время становления русского помещичьего быта. После освобождения дворян от обязательной государственной службы поместье становится .местом постоянного их обитания. За несколько десятилетий была создана довольно густая сеть загородных усадеб, расположенных, как правило, вдали от обеих столиц. В этих усадьбах сложилась особая “бытовая культура”. Цветники, сады, аллеи, лужайки, мостики, беседки создавали живописный облик провинциальной усадьбы. Незамысловатые и неказистые постройки классического стиля отвечали требованиям удобства, простоты и доступности. Внутреннее убранство провинциальных барских домов отличалось определенным единообразием: плетеные стулья, складные столы для игр, канапе, кресла, диваны. Диваны, кстати, появились в России в 70-е гг. XVIII в. и очень пришлись по вкусу в высшем обществе.
  Жизнь в усадьбах, по свидетельству автора воспоминаний 
Болотова А.Т. , проходила в “торжествах, съездах и увеселениях”. Ездили в гости и принимали гостей по случаю именин, крестин, праздников и пр. Съезжались одновременно иногда по несколько десятков человек и гостили по несколько дней. Время между обильными обедами проводили в играх, песнях, плясках, неторопливых разговорах. На зиму обычно переезжали жить в город, многие—в Москву, которая стала “сборным местом для всего русского дворянства” (М.Н.Загоскин). Сезонным переездам из города деревню и обратно обычно предшествовали долгие сборы, а сами переезды, занимавшие -не по одному дню, служили своеобразным развлечением в жизни помещичьей семьи и слуг.
  Заметно отличался быт обитателей аристократических усадеб. Господский дом здесь, как правило, был двухэтажным и напоминал дворец. Парадные залы его украшались наборными паркетами, дорогой золоченой мебелью; хрустальные люстры, картины, скульптуры придавали им роскошный облик. Непременной принадлежностью аристократической усадьбы были регулярные сады, в которых устраивались фейерверки, гулянья, катания и “морские баталии” на искусственных прудах и каналах. В убранство садов входили стилизованные голландские, китайские, итальянские, турецкие домики и беседки, павильоны, оранжереи, амфитеатры и многое другое. Летом в партере сада выставлялись в кадках стриженые деревья и кустарники, которым придавали самые неожиданные формы. Так, в описи одного из садов упоминаются деревья, стриженные “мужиками, бахусами, сидячими собаками, лежачими собаками, гусями, курицами, человеками с рыбьими плесками, перевитой пирамидой, обезьяной”.
  В конце XVIII в. бытовая атмосфера аристократической усадьбы проникается духом сентиментализма. На смену регулярным садам приходят пейзажные парки. Из пышных дворцов владельцы усадеб переселяются в “дома уединения”, отличающиеся скромностью архитектуры и внутреннего убранства.
  В результате реформ Екатерины II активизировалась общественная жизнь дворян. Дворянские съезды, выборы сопровождались различными торжествами, балами, маскарадами. Появлялся дополнительный повод для частой перемены платья, возникновения новых его видов. Одеваться стремились богато и модно. Путешествовавший по России в 70-х гг. XVIII в. академик Георги отмечал, что дворянки “всех классов” не только в столице, но и в губернии ходят в европейском платье. С 1779 г. впервые в России журнал “Модное ежемесячное сочинение, или Библиотека для дамского туалета” стал публиковать моды. Усилилось значение униформы. В 1782 г. был издан указ, который регламентировал цвет дворянской одежды по губерниям, в соответствии с цветами губернского герба. В апреле 1784 г. указом “О мундирах для дворян и губернских чиновников” впервые во всей империи вводилось форменное платье для всего находящегося “у дел дворянства и гражданства”. По указу предусматривался не только определенный цвет, но и определенный покрой мундира для каждой губернии. При Павле I была проведена полная унификация чиновничьей одежды. В 1797 г., вводится единый статский мундир для всех губерний. Всем был определен кафтан темно-зеленого сукна “с наблюдением в воротниках и обшлагах тех цветов, какие заключаются в губернских гербах, и с означением на пуговицах тех самых гербов”. Предпринимались попытки регламентации и женской одежды. Вышел во второй половине XVIII в. ряд правительственных предписаний, рекомендовавших дамам соблюдать “более простоту и умеренность в образе одежды”. Парадные платья разрешалось украшать кружевом шириной не более двух вершков (9 см), а шить их следовало только из московской золотой или серебряной парчи. Нарядные платья полагалось шить из отечественного шелка или сукна, и по цвету они должны были соответствовать мужским губернским костюмам. Крестьяне, мещане, купцы, ремесленники продолжали носить преимущественно одежду традиционного покроя.

ЛИТЕРАТУРА : Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1987.  Мыльников А. С. Искушение чудом: “Русский принц”, его прототипы и двойники - самозванцы. Л., 1991.  Окунь С. Б. История СССР. Конец XVIII —начало XIX вв. Л., 1974.  Сорокин Ю. А. Павел I // Вопросы истории. 1989. № 11.  Федосов И. А. Просвещенный абсолютизм в России // Вопросы истории. 1970. № 9.  Эйделыиан Н. Я. Грань веков. М., 1988.

   сс. 229 - 233


Проверь себя    Следующая лекция Практическое занятие по теме
Важнейшие даты и события

Переход к лекциям  [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12][13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]

История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008