Иловайский  Д. И. Краткие очерки русской истории

--------------------------

Отделение первое

Русь удельно -  вечевая

1. Восточная Европа и начало Руси

865—957—972—988— 1015— 1054
 

   Владимир.  Отправляясь в Болгарию, Святослав роздал уделы своим сыновьям: Ярополку он предоставил Киевскую область, Олегу - Древлянскую и младшему Владимиру - Новгородскую. Неизбежным следствием следствием разделения были междоусобные войны. Олег погиб в борьбе с Ярополком, и Древлянский удел перешел в руки старшего брата, который также хотел захватить и Новгородский. Тогда юный Владимир бежал со свои дядею Добрынею за море к варягам и оттуда привел наемное войско. Сначала он пошел на полоцкого князя Рогвольда, завоевал его княжество, убил его самого вместе с сыновьми и насильно взял себе в жены  его гордую дочь Рогнеду (которая прежде отказала в своей руке Владимиру потому, что он был рожден от рабыни).Потом он овладел Киевом и, заманив к себе Ярополка, приказал его умертвить (980 г.). Когда таким образом единодержавие было  восстановлено, Владимир нова покорил некоторые  отложившиеся племена и совершил несколько удачных походов  на соседей: поляков, ятвигов и болгар. Но этот жестокий и воинственный князь сделался знаменит в истории не столько своими победами, сколько принятием христианской религии и распространением ее между славянами.

   Подобно всем языческим народам, славяне смотрели на окружающую природу как на существо живое и отдельные стихии представлялись их воображению в виде различных божеств. Между ними главные места у восточных славян занимали: Перун , божество грозное и воинственное олицетворяющее собою вообще огонь, а преимущественно гром и молнию ; Волос - покровитель стад; Стрибог, повелевавший ветрами; солнцу же поклонялись под именами Дажбога и Хорса. Впрочем, эти боги не везде имели одинаковое значение. За ними следует многочисленный сонм низших духов, которыми воображение народа заселяло весь видимый мир. Так, в глубине каждого озера или реки, жил  в о д я н о й   д е д у ш к а, в чаще леса обитал лесной дух (л е ш и й). Славяне верили в загробную жизнь и почитали тени своих предков которые будто бы оставались в доме потомков и охраняли его от разных бед (чур, домовой); души умерших представлялись им также в образе  р у с а л о к. Вообще религия восточных славян не достигла значительной степени развития; мы поя\чти не встречаем у них ни храмов, ни общественного богослужения, ни особого сословия жрецов, в каждом семействе старики сами приносили жертвы богам. Однако существовали люди, о которых думали, что они находятся в непосредственных сношениях с богами, получают сверхъестественные силы, могут предсказывать будущее, творить заклинания и пр., таковы, например, кудесники, или волхвы (которых влияние было особенно сильно на севере). В летописях и иноземных известиях упоминаются у русских славян человекообразные кумиры главных богов.

   Введение христианства. Но языческая религия не могла дальше  выдерживать борьбу с христианской проповедью. Уже в 9 в. греческая вера проникла в Россию (особенно при помощи греческих колоний в Тавриде); при Игоре мы видим в Киеве соборный храм св. Илии, и часть княжеской дружины состояла из христиан; при Ольге число их увеличилось еще более. Убеждения христианских проповедников  поколебали наконец самого Владимира, и он, посоветовавшись со своими боярами и киевскими старейшинами, задумал принять новую веру. (По словам предания посольство, отправленное в разные земли для испытания различных религий, поражено красотою византийского богослужения). В то время случилась война с греками на Таврическом полуострове:так как русские князья владели восточною частью этого полуострова, откуда они изгнали хозар. Владимир осадил Корсунь: граждане защищались мужественно, и князь дал обет креститься, если возьмет город. Когда же корсунцы сдались, он послал просить у греческих императоров Василия и Константина руку их сестры Анны, и объявил о своем намерении креститься. Обрадованные цари поспешили прислать сестру и священников, которые немедленно окрестили русского князя его сыновей и дружину (988 г.) .

   В Киеве Владимир приказал истребить языческие жертвенники (требища) и сокрушать идолов.  Перун по его повелению был привязан к онскому хвосту и осыпаемый палочными ударами свезен к Днепру, народ плакал смотря на такое поругание. Священники между тем ходили по городу и проповедовали христианство.  Так как многие граждане медлили принять новую религию, то князь поступил решительно: он велел киевлянам собраться на берег Днепра и здесь торжественно был совершен над ними обряд крещения. После того Владимир посылал проповедников по другим русским городам и строил везде христианские храмы; желая образовать собственно русское духовенство, он приказал набирать мальчиков и отдавать их для книжного обучения священникам, приехавшим из Византии и Болгарии. Матери этих мальчиков, по словам летописца, оплакивали их как мертвых, "потому, что еще не утвердились в новой вере". Вместе с христианскою верою в Россию перешли и богослужебные книги, написанные на славянском языке (именно на древнеболгарском). Христианство распространилось сначала по Великому водному пути от Киева до Новгорода и вообще по главным  городам; в других же местах долго еще господствовало во. Особенно упорное сопротивление новая религия встретила на севере по соседству с финнами. В Новгороде язычники подняли мятеж и были усмирены только силою оружия; после чего так же, как киевлян, их собрали на реку Волхов и окрестили. Идол Перуна с таким же поруганием, как в Киеве брошен в Волхов.
   Сделавшись христианином, Владимир не стремился более к расширению русских пределов, а заботился о том, чтоб обезопасить их от внешних неприятелей, особенно со стороны печенегов. С этой целью князь строил по Днепру и его притокам новые города и населял их военными людьми из северных областей. Кроме того, он нередко выходил в поле с своей храброй дружиной, чтобы отражать набеги степных варваров; или посылал воевод усмирять мятежи и разбои язычников, которые из городов бежали в леса и степи и там собирались в многочисленные шайки. Летописец изображает Владимира - христианина князем набожным и ласковым. Он созидал храмы (напр., Десятинная церковь Богородицы в Киеве), щедро наделял духовенство доходами и привилегиями, устраивал частые пиры на княжеском дворе для народа, раздавал большую милостыню нищим, а для больных и слабых приказывал развозить по городу мед и съестные припасы. Особенно князь любил свою дружину и не жалел для нее имения, с дружиною он советовался о всех предприятиях, о военных делах и земских уставах. Его щедрость и слава собрали около него, лучших витязей того времени. (Из них летопись упоминает Яна Усмовича,  Рогдая богатыря и др.). Народные русские песни до позднейших времен сохранили воспоминание о Владимире «Красное Солнышко» и его могучих богатырях.
   Сыновья Владимира. Будучи отцом многочисленного семейства, Владимир, по обычаю того времени, почти все свои области роздал в управление сыновьям. Замечательнейшие из них были Изяслав (от Рогнеды), получивший в удел Полоцкое княжество как наследие своего деда Рогвольда, потом Святополк Туровский, Ярослав Новгородский, Борис Ростовский и Мстислав Тмутараканский. Самою нежною отцовскою любовью пользовался Борис Ростовский, кроткий благочестивый юноша. Владимир отправил его с киевскою дружиною на печенегов, а сам вскоре заболел и скончался в своем любимом селе Берестове (1015 г.). Тело его  положено в мраморную гробницу и погребено в Десятинном киевском храме. Святополк Туровский немедленно прискакал в Киев и объявил себя старшим, т. е. великим князем Киевским. Опасаясь соперничества со стороны Ростовского князя, он послал к нему убийц. Между тем Борис, отпустив домой отцовскую дружину, остался с немногими отроками или воинами на берегу реки Альты (впадающей в Трубеж близ южного Переяславля). Здесь нашли его клевреты Святополка и умертвили. Увлеченный успехом первого злодеяния, Туровский князь замыслил истребить всех братьев, чтобы одному владеть Русскою землею. Ему удалось убить еще двоих (Глеба Муромского и Святослава Древлянского), но Ярослав Новгородский положил конец такому злодейству ...
  Побежденный Святополк нашел убежище у своего тестя польского короля  Болеслава Храброго и при его помощи снова занял Киев. Но когда Болеслав рассорился с ним и ушел к себе в Польшу, Ярослав с новгородцами и варягами опять напал на Святополка ти поразил его на берегу Альты, гам, где был умерщвлен Борис. Святополк бежал и пропал без вести, народ дал ему прозвание о к а я н н о г о (подобный Каину) А Борис и Глеб приобрели в народе славу свв. мучеников.,

   Ярослав I. Окончив трудную борьбу со свирепым братоубийцею , Ярослав сел в Киев и, по выражению летописи, «утер пот с своею дружиною». Он хотел завладеть всеми землями умерших братьев, но нашел опасного соперника в Мстиславе Тмутараканском, который уже успел прославить себя разными подвигами в странах Прикавказских. Последний победил старшего брата заставил его разделить земли пополам Только по смерти Мстислава удалось. Ярославу соединить в своих руках всю Русь, за исключением Полоцкого удела Он возвратил Червенские города завоеванные Владимиром Св , но отнятые потом Болеславом Храбрым; а печенегам нанес однажды такое сильное поражение, что они с тех пор почти прекратили свои набеги При нем был последний морской поход на Византию: за неисполнение договоров великий князь послал на греков войско под начальством одного из своих сыновей (Владимира), но русский флот потерпел неудачу.
   Подобно своему отцу, Ярослав старался заселять пустынные «пять границы построением новых городов Из городов основанных им на севере, замечательны Юрьев в земле эстонской чуди и Ярославль на берегу Волги; первый назван именем великого князя, а второй языческим. Ярослав занимался также устроением христианской церкви, любил духовенство, особенно монахов, прилежно читал священные книги, собирал писцов и заставлял переписывать рукописи или переводить книги с греческого на славянский язык Он любил строить храмы (замечательны построенные при нем храмы Киеве и в Новгороде) Как и Владимир Св , он приказывал набирать мальчиков и отдавать их в ученье к церковнослужителям. Вообще Ярослав много заботился об утверждении христианства между подчиненными племенами и сильно преследовал языческих волхвов, которые возбуждали народ против новой религии.
   Ярослав пользуется славою первого русского законодателя: ему приписывают собрание постановлений, известное под именем "Русской Правды». Этот князь занимал почетное место в ряду современных ему европейских государей и со многими из них находился в родственных связях. Он умер к 1054 г. Мраморная гробница его, украшенная изваяниями, уцелела до н времени в Киево - Софийском соборе) . '
   В те времена еще не было понятия о Русской земле, как о едином нераздельном государстве: князья считали ее своею собственностью и наравне с прочим имуществом делили между сыновьями и другими родственниками. У Ярослава оставалось живых пять сыновей, и, по словам летописца, он распорядился о наследстве следующим образом: «Киев и Новгород я поручаю старшему сыну моему Изяславу, которого вы почитайте так же как меня, потому что он будет вам вместо отца; Святославу даю волость Черниговскую, Всеволоду Переяславскую, Игорю Владимирско-Волынкую, а Вячеславу Смоленскую. Если будете жить в любви и мире, - заметил отец, - то Бог будет за вас и покорит врагов ваших. Если же возненавидите друг друга и начнете жить между собою в бранях и распрях, то сами погибнете и погубите землю своих отцов и дедов, которую они стяжали великими трудами». Потом, запретив им отнимать волости у братьев или гонять их, он обратился к Изяславу и прибавил: «Если же кто вздумает обидеть своего брата, то ты помогай обиженному».

Источник: Учебники дореволюционной России по истории. Сост. Т.В. Естеферова, М.,1993, сс.190-194

 Содержание учебника  Далее


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008