Сыновья и внуки Ярослава I. Несколько лет они жили в мире и согласии и общими
силами боролись против внешних врагов. В то время на юге России появился новый
кочевой народ, половцы. Отчасти истребив печенегов, отчасти смешавшись с ними,
они заняли южные степи и открыли беспрерывные набеги на русские области. Изяслав с
братьями попытался отразить варваров, но потерпел на первый раз сильное
поражение.
Наконец и сами Ярославичи, позабыв отцовское завещал рассорились между собою:
Святослав и Всеволод вооружились на старшего брата, и он принужден был удалиться в
Германию, а на киевском столе сел Святослав Черниговский. Только после смерти
соперника Изяслав помирился с Всеволодом и опять занял Киев.
На великокняжеском престоле, по понятиям того времени, должен был сидеть старший в
целом княжеском роде, и так как дяди считались старше своих племянников, то Киев
по смерти Изяслава I (1078 г.) перешел не к сыну его, а к брату Всеволоду.
Россия страдала при нем от междоусобий, половецких набегов,
от голода, мора и корыстолюбия княжеских
тиунов (судей) Только благодаря победам своего знаменитого сына Владимира Мономаха
Всеволод крепко держался на престоле до самой своей смерти (1093 г. ). Из сыновей Ярослава I никого уже не
было в живых, поэтому внук его Святополк Изяславович остался теперь старшим в
роде. Святополк II, подобно
двум своим предшественникам, не имел достаточно ни ума, ни твердости характера,
чтобы держать в страхе страхе
внешних врагов и устранять междоусобия. Княжение его ознаменовалось смутами и бедствиями;
особенно сильны были междоусобия за Чернигов и за Волынь
Изяслав и Всеволод лишили своих племянников Святославичей Черниговской волости, т е лучшей части их
наследственного удела предоставив им отдаленную Тмутаракань и бедные Муромо -
Рязанскиенкие земли. Та же
несправедливость продолжалась Святополка II. Но Святославичи ни за что не
хотели |отказаться от Чернигова и с помощью наемных половецких дружин
несколько раз пытались
возвратить себе отцовский город распространили пагубный обычай князей: во
время междоусобий призывать на помощь диких половцев, которые жгли, грабили русские земли и
уводили множество пленных в свои станы и вежи. Между Святославичами более всех прославился
смелым,
беспокойным характером Олег, прозванный в народе "Гориславичем". Наконец, внуки Ярослава
собрались на в Любече на общий совет и тут положили, чтобы каждый из них
владел отцовским достоянием. Черниговская область поэтому была возвращена Святославичам. Договор свой князья по обычаю
скрепили крестным целованием и разъехались
(1097 г.).
Но в то время, как на востоке России прекратилась борьба
за Чернигов, на западе
началось сильное междоусобие за волости Владимиро-Волынские. На Любецком съезде они были разделены
между Давидом Игоревичем и его двоюродными племянниками Ростиславичами Недовольный тем,
что лучшая часть Волыни досталась на долю Василька и Володаря Ростиславичей, и
опасаясь иметь в
соседстве этих воинственных князей, Давид решился на злодейский поступок и
первый нарушил крестное целование с братьями. Он обвинил перед великим князем
Василька в разных
честолюбивых замыслах и так напугал легковерного Святополка, что тот заманил несчастного
Ростиславича к себе и выдал Давиду, а последний приказал его ослепить и
посадить в темницу.
Вот каким образом летописец рассказывает подробности этого черного дела.
Василько с дружиною своею,
возвращаясь из Любеча, проезжал мимо Киева, остановился ночевать недалеко от города. На
следующее утро Святополк прислал ему сказать: "Не уходи от моих имянин". Василько отвечал, что
спешит домой. Святополк просил его заехать хотя на короткое время. Тот согласился,
и с несколькими слугами
поехал в Киев. Дорогою встретил его один отрок и сказал: "Не ходи князь, тебя хотят
схватить" Князь не поверил отроку и продолжал путь. В тереме у Святополка он встретился с
Давидом, между тем как хозяин разговаривал с гостем, Давид сидел молча, потупив
взоры. Святополк вышел из комнаты под предлогом распорядиться о завтраке; вслед за
ним ушел и
Давид. На Василька тотчас напали воины и заключили его в оковы. На другой день (так
как по обычаю князь о всяком важном деле советовался с дружиною и лучшими людьми) Святополк собрал своих бояр вместе с киевскими
старейшинами и сообщил им, что, по
словам Давида, Василько и Владимир Мономах сговорились убить великого князя и
завладеть его городами. Советники дали ответ уклончивый: "Ты, князь, должен беречь
свою голову, и если это справедливо, Василько подлежит наказанию; но если Давид
сказал неправду , то пусть отвечает за нее перед Богом". Великий князь после некоторого колебания
склонился на увещания Давида и отдал пленника в его руки. Ночью Ростиславича
привезли в Белгород и остановились с ним в одной избе. Здесь Василько увидал
пастуха, точившего нож; он догадался, что его хотят ослепить, и горько заплакал.
Действительно, вошли два конюха, один Святополков, другой Давидов разостлали ковер
и хотели повалить князя; тот отчаянно защищался; позвал еще двоих. Василька
повалили, положили ему на грудь доски и сели на них все четверо; кости
несчастного захрустели. Тогда пастух, точивший нож (родом Торчин), с истинно
зверскою жестокостью совершил ослепление. Замертво полжили князя на телегу и
повезли во Владимир Во Владимире Давид посадил племянника в темницу и приставил к нему
30 воинов. Стараниями Володаря, однако, Василько был освобожден, и в следующих затем
междоусобиях он, хотя и слепой, не раз вместе с братом водил на битву свою дружину
Владимир Мономах и другие князья пришли в сильное негодование,
когда узнали о вероломном ослеплении Василька. По требованию их Святополк должен был наказать
Давида за клевету. Произошла междоусобная война, которая окончилась новым съездом
князей в Витичеве, близ Киева. На этом сейме Давид был наказан тем, что у него
отняли Владимир Волынский.
После Витичевского съезда князья соединенными силами обратились на половцев и
совершили несколько славных походов вглубь половецких степей. Главным героем
этих походов явился Владимир Мономах.
По смерти Святополка II (1113 г.) Киев по порядку старший ва должен был
перейти к одному из Святославичей; но так отец их захватил великокняжеский
стол силою и скончался прежде старшего брата, то не все родичичи признавали за
ними право старшинства. К тому же Киевское вече объявило решительно, что оно никого не
хочет иметь своим князем, кроме Владимира Мономаха. Последний действительно занял
великое княжение и Святославичи на этот раз молчанием подтвердили его избрание.
Недаром киевляне питали такую любовь к Мономаху, личными качествами и заслугами
он резко выдавался из толпы своих сородичей. Летопись изображает его идеалом
русского князя:. он мирит враждующих, свято соблюдает крестное целование; подает
пример набожности, правосудия, гостеприимства и превосходит всех воинскими
доблестями. После Ярослава это был первый н его преемников, который на самом
деле осуществил понятие о великокняжеской власти; младшие родичи повиновались ему
отцу; а беспокойных князей он наказывал отнятием уделов. Внешние враги
присмирели, и тишина водворилась при нем в Русской земле. Мономах, впрочем, не
упускал из виду собственных выгод и умел искусно
воспользоваться обстоятельствами для того, чтобы большую часть Руси соединить под властию
своего дома -- Говорят византийский император Алексей
Комин прислал Владимиру в числе других даров драгоценный венец и золотые
брахмы (оплечья), принадлежавшие прежде императору Константину Мономаху.
(Последний был дедом Владимира по матери, вероятно при нем и Владимир получил
название Млнлмаха). Эти регалии стали потом возлагать на русских государей при
их короновании; они хранятся теперь в Московской Оружейной палате .
В назидание сыновьям Владимир Мономах написал
«Поучение», в котором
изобразил свою неутомимую
деятельность. Большую часть жизни он провел вне дома, большую часть ночей спал на сырой земле,
дома и в дороге все делал сам и за всем присматривал; до света поднимался с постели, ходил к
обедне, потом думал с дружиною, с:удил людей, ездил на охоту и т д. "Всех походов моих было
83, других маловажных
не упомню. На охоте в лесах я вязал диких коней вдруг по нескольку, два раза буйвол метал меня
на своих рогах, олень бодал, и, вепрь сорвал меч с бедра, медведь прокусил
седло, волк повалил коня подо мною; но Бог сохранил меня невредимым". Убеждая детей
жить в мире и согласии, он дает
между прочим следующие наставления: "Больше всего имейте страх Божий, не поддавайтесь лени;
на войне не полагайтесь на воевод, а за всем смотрите сами, жен своих любите, но не давайте
им над собой власти, старого человека почитайте как отца, а молодого как брата; строго соблюдайте
правосудие
и крестное целование; гостей и послов чтите, если не дарами, то питием и брашном: ибо они
распускают в чужих землях и добрую и худую славу".
Мономаховичи. Унижение Киева. Владимиру наследовал старший сын
его Мстислав I (1125 г.); умом и
твердостью характера он походил на отца и, подобно ему, умел держать в
повиновении младших князей.
Когда полоцкие князья не хотели признать его верховной власти и не послушали
его призыва идти на половцев, он изгнал их из наследственных уделов. После смерти Мстислава
I в самой семье Мономаха произошли раздоры, которыми
воспользовались сыновья Олега Святославича; они завладели великим Киевским
княжением, но не могли долго удерживать его за собою. Киевляне не не любили Ольговичей и отличались особенной
приверженностью к роду Мономаха.
Однажды они призвали на престол его внука Изяслава (1146 г.). Но, исполнив
желание киевлян, последний нарушил права родных дядей. Один из них Юрий Суздальский, прозванный «Долгоруким», предъявил
свои права на старший стол; Изяслав II не хотел уступить. Тогда между дядею и племянником завязалась
упорная борьба, замечательная как по личности соперников, почти не уступавших
друг другу в талантах и
энергии, так и по своим размерам: едва ли не все русские княжества были увлечены в эту борьбу;
одни стояли за дядю, другие за племянника; в ней принимали участие венгры и
половцы. Храбрый Изяслав был два раза изгнан из Киева; однако при помощи зятя своего, венгерского
короля, он взял, наконец, верх и умер великим князем (1154 г.)
Вот некоторые
летописные подробности из борьбы Изяслава с Юрием, характеризующие то время:
В 1132г. Изягслав с помощью венгров вторично отнял Киев у Юрия Долгорукого. Но
чувствуя, что право старшинства
остается на стороне дяди,
племянник призвал в Киев другого своего дядю, Вячеслава,
последний был старше Юрия Долгорукого, но по своему добродушию и миролюбию не
стал оружием
добиваться Киевского княжения. Изяслав признал Вячеслава великим князем киевским, а
Вячеслав усыновил его и оставил за ним действительную власть, удержав за собой
только титул. Юрий, однако, не думал уступать племяннику, соединился со своими
союзниками князьями Черниговскими, призвал на помощь степных варваров и стал на
левой стороне Днепра против Киева.
Сначала завязалась борьба на реке, с той и другой стороны выезжали воины в ладьях и
бились. Изяслав искусно устроил свои ладьи гребцы были закрыты сверху дощатой
палубой, на которой стояли стрелки в бронях и метали стрелы, а рулевых везде по
двое, один на носу, другой на корме, так что они могла ходить вперед и назад, не
поворачивая Не успев переправиться под самым Киевом, Юрий двинулся далее на юг. Изяслав с киевлянами и союзными князьями следовал за ним по другому берегу Наконец
Юрию удалось переправиться, он послал одного из сыновей с частью дружины и с
половцами далее к Зарубскому броду, у которого стоял воевода Изяслав с небольшим
отрядом Половцы подняв копья и щиты, на конях бросились в брод, а русские поплыли в
ладьях Киевская стража не стала защищать переправу и обратилась в бегство, «потому что
никого из князей с ней не было, а боярина не все слушали» Вслед за сыном
переправился Юрий со всем ополчением Изяслав отступил к Киеву и расположил свои
силы около города. В его войске, так же как у Юрия, находились кочевые народцы,
торки, берендеи и печенеги, известные под общим названием Черных Клобуков
(вероятно, от своих черных бараньих шапок) Эти народы, теснимые половцами,
поселились в южных киевских пределах и доставляли вспомогательные отряды
великому князю Но так же как и половцы, они отличались хищным характером и при
случае грабили своих же союзников
Вячеслав послал уговорить Суздальского князя, чтобы он не проливал христианской
крови «Я уже был брадат, когда ты родился,— велел он сказать Юрию,— хочешь ли ты
опять лишить меня старшинства'» Юрий оставался, преклонен, но, потерпев
несколько неудач, он отступил и пошел на соединение с своим союзником сильным
галицким князем Владимирком. Изяслав его преследовал К нему также шла помощь сын Изяслава Мстислав прислал сказать,
что он ведет многочисленные полки венгров, которые уже спустились с Карпатских гор Изяслав, однако, не стал их дожидаться,
потому что Владимирко мог предупредить. На берегах речки Рута Киевский князь
догнал Юрия и принудил его остановиться. Ударили в бубны, затрубили в трубы
полки начали готовиться к битве. Войска Юрия устроил сын его Андрей (Боголюбский),
который,| обнаружил большую отвагу во время этой войны. Изяслав, бывший очень нскусным вождем, устроил киевскую рать. Победа осталась на его стороне. Половцы, смелые
наездники в мелких войнах, не отличались стойкостью в правильной битве и
первые бросились бежать Во время бегства много Юрьевой дружинников тонуло в тинистом
Руте Победитель Изяслав, сильно раненный, упал с коня Когда он поднялся с земли,
некоторые пешие киевляне приняли его за неприятеля и хотели убить «Я князь»,
-
сказал Изяслав. «Тем лучше», отвечал один из воинов и ударил мечом по княжескому
шлему, на котором блистало изображение ев Пантелеймона (Это было
христианское имя Изяслава; "Я. ваш князь",— сказал Изяслав и снял шлем
Обрадованные киевляне его на руки и провозгласили «Господи, помилуй1»
После смерти Изяслава II Киев переходил из рук в руки. Когда же он достался сыну Изяслава (Мстиславу II),
в потомстве Мономаха опять произошла борьба между
дядею и племянником, только исход ее на этот раз был другой Андрей Боголюбский (сын
Долгорукого) в свою очередь предъявил права на старшинство, и суздальские
войска подступили к Киеву Граждане решились защищать своего князя, но город был
взят приступом и предан на разграбление; чего, по замечанию летописи никогда не
случалось с «матерью русских городов» (1169 г.).
Этим, однако же, унижение не кончилось: завладев Киевом, Андрей посадил
таи 'одного из младших братьев, сам
же, приняв титул великого князя, остался во Владимире на Клязьме. С тех пор
Киев вынужден был разделять свое
прежнее значение первопрестольного города с едва известным дотоле Владимиром. Между тем как
последний стал все более и более возвышаться и сделался главою
северо-восточной Руси, первый продолжал еще
служить яблоком раздора для южно - русских князей и переходил во власть то Мономаховичей,
то Ольговичей,
пока татарским разорением не был нанесен ему окончательный удар
Источник: Учебники
дореволюционной России по истории. Сост. Т.В. Естеферова, М.,1993, сс.194 -199