Глава четвертая -- МОСКОВСКОЕ
ЦАРСТВО В ХV1-ХVII ВВ.
§ 57. Детство и юность великого князя Ивана IV Васильевича. Великий князь
Василий III, умирая (1533), оставил двух сыновей, Ивана и Юрия. Старшему из
них, Ивану, было всего три года. Разумеется, новый великий князь не мог
править сам. Власть сосредоточилась в руках его матери Елены Васильевны,
которая оказалась властолюбивою и энергичною женщиною. При ней попали в тюрьму
ее собственный дядя князь Михаил Васильевич Глинский и дяди великого князя,
князья Юрий и Андрей Ивановичи, так как они казались опасными для
правительницы. Они все трое умерли в заключении. Недолго прожила и сама Елена.
Говорят, что ее отравили недовольные ее бояре (1538).
По смерти матери Иван остался всего семи с половиной лет, а его брат пяти лет.
Близких родных у детей не было, потому что они, как сказано, умерли в тюрьмах;
остался только двоюродный брат Ивана, маленький сын князя Андрея, Владимир,
князь Старицкий. Малолетний великий князь Иван был, таким образом, круглым и
беззащитным сиротой. В старину за малолетних московских князей правили бояре с
митрополитом (так, например, было в детстве Дмитрия Донского). И при Иване IV
стали править бояре. Но в старину бояре и митрополит «прямили» своим князьям и
соблюдали их интересы. А при Иване IV бояре были уже иные. Во главе правления
самовластно стали знатнейшие Рюриковичи - князья Шуйские; у них затем отнял
власть князь Бельский, а у Бельского снова отбили ее Шуйские. Во время смут
бояре не щадили ни великого князя, ни митрополитов. Они не оказывали Ивану
никакой любви и почтения, врывались в его покои со своими ссорами и драками.
Митрополитов они меняли, насильно сгоняя с митрополии (согнали Даниила, за ним
Иоасафа). Удержался только вызванный на митрополию из Новгорода новгородский архиепископ Макарий, человек большого ума и
сердца. К народу бояре относились, «как львы», по тогдашнему выражению, грабя и обижая, вместо того, чтобы управлять «вправду».
Вот в какой обстановке вырастал Иван IV. Он не видел добра и
любви от бояр. Они только во время церемоний, на глазах народа, оказывали ему знаки внешнего почтения как великому князю. А в
обычной жизни Иван и брат его росли, по словам самого Ивана, как
самые убогие люди («яко убожайшая чадь»). Их, своих государей бояре даже не
кормили вовремя, плохо одевали и всячески обижали. Государи играли в комнатах
своего отца, а Шуйский, например, разваливался на лавке, положив свою ногу на
постель великокняжескую Это непочтение страшно обижало маленького Ивана, так
же, как сердило его открытое хищничество Шуйских, тащивших из дворца к себе
всякую «кузнь» (золото и серебро) и «рухлядь» (меха и ткани) Мальчик
озлоблялся и, не видя доброго воспитания, сам поддавался дурным чувствам. Он
мечтал о мести боярам и уже тринадцати лет успел отомстить одному из Шуйских
(князю Андрею Михайловичу): Иван приказал своим псарям схватить его, и псари
его убили. В то же время
Иван проявлял жестокость и во всех своих играх, муча
и калеча животных и людей. Злоба была посеяна в Иване боярским воспитанием, а
вместе с нею развилось в нем двуличие и притворство. Не смея еще прямо
разогнать ненавистных ему правителей, он скрывал свои чувства и был с ними
двоедушен. Только одного доброго друга имел Иван в своем отрочестве. Это был
митрополит Макарий. Образованный и умный, он составлял в те годы свой
знаменитый сборник житий и поучений — «великие минеи-четии»
— и обладал
огромной библиотекой.
Он и приохотил Ивана к чтению и образовал его ум, рано
внушив Ивану понятие о Москве как о третьем Риме и воспитав в нем желание
превратить великое княжение Московское в православное «царство». Но влияние Макария не могло истребить в Иване его нравственную порчу и распущенность.
Умный и начитанный, живой и деятельный, великий князь вырастал в то же время
озлобленным и лукавым, способным на жестокость и падким на дурные забавы и
удовольствия.
Таков был Иван IV к своему совершеннолетию, то есть к 16—17 годам. Достигнув
16 лет, он объявил митрополиту и боярам о своем желании жениться и принять
царский венец. Он выбрал себе в жены простую боярышню (не княжну) из рода
Федора Кошки, Анастасию Романовну Юрьеву (в роде Кошки был обычай — имя или
прозвище деда делать фамилиею внуков, поэтому один и тот же род носил
последовательно фамилию Кошкиных, Захарьиных, Юрьевых, Романовых. — Прим.
авт.), и в начале 1547 г. венчался на царство и женился. Торжественный чин
венчания на царство превращал московского великого князя в «государи царя и
великого князя». Надобно было, чтобы этот новый титул признали восточные
патриархи (для которых возобновлялось в Москве вселенское православное
царство, утраченное с падением Царяграда), а затем и все прочие государства.
Патриарх Константинопольский прислал Ивану IV свое согласие и благословение
(1561); многие же другие государи долго отказывали московским царям в царском
титуле, именуя их по-прежнему только великими князьями.