Российская империя (ХVIII-нач. XX вв.)


"400"]

141. Когда, по освобождении России, встал вопрос о походе на Париж, М. И. Кутузов выступил против. Почему? Какой полководец не мечтает добить своего врага в его же логове? А какая великая слава должна сопутствовать русским в европейском походе! И вдруг: «Ни одного вооруженного неприятеля не осталось на русской земле; теперь остается исполнить и вторую половину обета положить оружие».

142. После победы над Наполеоном союзники России забирали у Франции порты, корабли, территории. Александр I не брал ничего. Почему? Ведь это был царь самой бедной страны, чья столица обращена в пепел, чьи восемь губерний разорены дотла, чья и без того слабая экономика подорвана, чей народ истекал кровью после небывалой в истории войны?

143. Россия стала свидетельницей, что в продолжение нескольких лет после 1812 г. правительство проклинало французов за сожжение Москвы, а потом то же сожжение стало ставить героизмом русских. Почему?

144. В обращении Н.М. Карамзина к «Государю императору Александру Павловичу, самодержцу всея Руси», предваряющему первый том его сочинения «История государства Российского», автор произносит такие слова: «Бодрствуйте, Монарх возлюбленный! Сердцеведец читает мысли, История передает деяния великодушных Царей, и в самое отдаленное потомство вселяет любовь к их священной памяти. Примите милостиво книгу, служащую тому доказательством. История народа принадлежит Царю». Вчитавшись в эти строки, скажите, может ли труд, написанный Карамзиным, носить объективный характер?

145. Михайловский-Данилевский, постоянно находившийся при царе, оставил в своем дневнике такую запись: «Непостижимо для меня, как 26 августа государь не только не ездил в Бородино и не служил в Москве панихиды по убиенным, но даже в сей великий день, когда все почти дворянские семьи в России оплакивают кого-либо из родных, павших в бессмертной битве на берегах Колочи, государь был на балу у графини Орловой. Император не посетил ни одного классического места войны 1812 года Бородина, Тарутина, Малоярославца, хотя из Вены ездил на Ваграмские и Аспернские поля, а из Брюсселя в Ватерлоо». Запись датирована 1816 г. По меньшей мере поведение Александра I кажется странным, не так ли?

146. Анализируя последствия войн для победителей и побежденных, историк Б. Н. Чичерин писал: «Изучая историю, я все больше убеждаюсь, что война бывает полезна главным образом побежденным, если только в них есть довольно силы, чтобы воспользоваться своим поражением для внутреннего обновления. Редки те минуты в историческом развитии народов, когда победа является результатом долгих трудов и усилий и возвещает зарю новой жизни. Такова была Полтавская битва. Как часто, напротив, упоение успехом становится источником нового зла. Победы Наполеона были благом для побежденных, но Францию они привели к деспотизму и к разорению. У нас за великими войнами 12-го, 13-го и 14-го годов следовал период аракчеевщины. И на наших глазах что породили победы Германии, как не тяготеющий над Европою невыносимый милитаризм, господство грубой силы, презрение ко всему человеческому? Сколь неизменно выше стояла раздавленная Пруссия 1807 года, воспрянувшая с такою изумительною энергиею! Точно так же и Крымская война была в сущности полезна только для нас. Поражение открыло перед нами новую эру». Прав ли историк? Если бы это было так, то зачем бы велись войны зачем бы побеждался противник? Ради того, чтобы ухудшить положение победителя, т.е. самого себя? Если же историк не прав, то как вы оцените результаты второй мировой войны, когда потерпевшие поражение Германия и Япония ныне занимают ведущее положение в мире, а победитель получает от них гуманитарную помощь?

147. Изменение существовавшей в России формы правления М. М. Сперанским прямо увязывал с ликвидацией крепостничества. Но разве это возможно было в начале XIX в.? Сперанский писал: «В самом деле, каким образом можно основать монархическое управление... в стране, где половина населения находится в совершенном рабстве, где сие рабство связано со всеми почти частями политического устройства и с воинскою системою, и где сия воинская система необходима по пространству границ и по политическому положению». Так «в самом деле» — «каким образом...»?

148. Говоря о времени царствования Александра I, Л. Э. Шишко констатировал, что «в 1825 году, в Петербурге, на кирпичном заводе были сожжены десятки тысяч переведенных со славянского языка на русский книг Нового Завета, Псалтыря и других частей Библии». Чем был вызван такой шаг? Ведь религиозные книги это же не революционная литература.

149. Разработка М. М. Сперанским проектов социально-политических преобразований совершалась тайно, народ об этом ничего не знал. Это не давало передовой части общества людям, заинтересованным в перемене к лучшему, возможности выступить активно в поддержку реформ и защиту реформатора, и это облегчало задачу противников. Почему царское правительство даже не стремилось обнародовать свои проекты, ведь оно получило бы огромную поддержку и от передовой интеллигенции, да и, возможно, от большей части населения России?

150. Подготовительную работу по организации судебного процесса над декабристами Николай I начал уже в январе 1826 г., когда в Разгаре было еще следствие по их делу. К этому времени в распоряжении императора были показания декабристов о причастности М. М. Сперанского к их заговору. И тем не менее, Сперанский привлекается государем в ближайшие свои сотрудники по разработке процедуры суда над восставшими. Почему?

151. «Борис Годунов» был написан А, С. Пушкиным в 1826 г., а разрешение печатать его было получено только в 1830 г. Почему ? Ведь в и 1826 и в 1830 гг. правил один и тот же царь - Николай I

152. Б. Н. Чичерин в свое время написал магистерскую диссертацию о Древней Руси. Были добросовестно изучены источники, отброшена политическая мысль, материал излагался с исторической точки зрения... Сам автор отмечал, что «для магистерской диссертации нельзя было требовать ничего больше». А между тем факультет ее не пропустил. Причина? Древняя администрация России представлена в слишком непривлекательном виде, например, ссылка на слова великого князя Владимира: «Руси есть веселие пити» была расценена как пасквиль и надругательство над Древней Русью. Почему научные стражи порядка не пропускали тему, раскрывающую древний период российской истории, ведь времена - то эти были далеким - далеким прошлым? И потом, разве в России середины XIX в. «веселие пити» больше не наблюдалось?

153. В 1832 г., начиная курс лекций в Московском университете М. П. Погодин использовал победу русской армии, русского народа над Наполеоном как аргумент, доказывающий превосходство России над Европой: «Отразив победоносно такое нападение, освободив Европу от такого врага, низложив его с такой высоты, обладая такими средствами, не нуждаясь ни в ком и нужная всем, может ли чего-нибудь опасаться Россия? Кто осмелится оспаривать ее первенство, кто помешает ей решать судьбу Европы и судьбу всего человечества, если только она сего пожелает?» А два десятилетия спустя Россия подчистую проиграла Крымскую войну тем европейским странам, чью она должна была «решать судьбу». Почему Россия столь быстро утратила свое могущество?

154. С. М. Соловьев остро переживал неудачи в Крымской войне 1853 —1856 гг. Вспоминая о настроениях той поры, он несколько лет спустя отмечал в своих автобиографических записках, что, испытав горечь непривычного для русского оружия поражений, он еще больше страшился... победы русской армии. Получается, что историк, переживая за поражение России, тем не менее, не хотел ее победы? Как так?

155. В 1800 г. Россия и Англия выплавляли одинаковое количество чугуна около 10 млн. пудов каждая. Через 50 лет прирост выплавки чугуна в России вырос на 60 процентов и составил 16 млн. пудов, а в Англии на 1 400 процентов (140 млн. пудов). Почему образовалась такая разница в производстве чугуна, ведь Россия обладала богатейшими сырьевыми ресурсами, чего не имела Англия?

156. В середине XIX в. перед правительством России возникла «женская» проблема. С одной стороны, оно .не хотело организовывать высшие учебные заведения для женщин, считая это делом ненужным. С другой же стороны, .оно столкнулось с тем, что женщины, распространяли их в России. Нашло ли правительство выход из создавшегося положения?

157. Длительное время среди разнообразных проектов общественных преобразований в России вынашивались также планы освобождения крестьян от крепостной зависимости. Но разработку этих планов вели сановники, жившие за счет эксплуатации крестьян, образно говоря, стоявшие на их спинах. Не по этой ли причине так долго не отменялось крепостное право? Если по этой, то почему во второй половине XIX в. (1861 г.) крепостное право было все-таки отменено?

158. Принято считать, что отмена крепостного права в России 1861 г. явилась началом капиталистического развития страны. А вот автор «Истории Советского государства» Н. Верт считает, что отмене крепостного права «вовсе не способствовала развитию капитализма, а скорее укрепляла архаичные, можно сказать феодальные, экономические структуры». Кто прав? Если Верт, то какой исторический рубеж можно брать за начало эпохи капитализма в России?

159. Ликвидация рабства произошла в России и США почти одно и то же время. В России большинство крестьян освобождалось землей, а рабы США были освобождены без земли. Казалось бы, «карты в руки» русскому аграрному капитализму! Тем не менее более быстрое развитие аграрный капитализм получил в США. Почему?

160. В 1878 г. Вера Засулич была привлечена к уголовной ответственности за покушение на жизнь петербургского градоначальника Ф. Трепова. На основе закона и с учетом мнения правящих кругов террористку должны были подвергнуть суровой каре. Однако Вере Засулич был вынесен оправдательный приговор и она была выпущена на свободу. Почему?

Следующие вопросы и задачи

Даты: 9 - 20 вв.
Источник: . Степанищев А.Т. История России в вопросах,  задачах, графике. Уч. пособие.  М.,1995.
Опубликовано в INTERNET: 2007, март


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008