Новая Россия (1990 — сер. 1993 гг.)


286. Советская Россия, несмотря на тяжелейшие испыта

ния гражданской войны, сумела сохранить суверенитет, не раскололась на множество отдельных частей. Советский Союз (1991 г.), несмотря на отсутствие катаклизмов войны, сохранить свое единство не сумел. Почему?

287. А. И. Ильин вскоре после второй мировой войны писал, что "евпропейские политики заговорили одновременно о паневропейском объединении и о всероссийском расчленении". Не находит ли мысль футуролога подтверждение в нынешних условиях, когда Западная Европа строит «общеевропейский дом», а на месте Советского Союза формируются пятнадцать суверенных государств и несколько суверенных республик внутри самой России? Почему Западная Европа объединяется, а мы разъединяемся?

288. Одна из причин распада СССР в начале 90-х гг., как считают многие историки и политики, - это результат ошибочной ленинской национальной политики, административно раскроившей территорию страны по национальному признаку с предоставлением права каждой нации на самоопределение вплоть до отделения. Учитывая практический результат этой политики на различных этапах жизни общества - переселение целых этносов на другие земли, создание смешанных национальных образований (Карачаево - Черкессия, Чечено - Ингушетия) распад СССР на 15 самостоятельных государств, межнациональные войны и т.п. — можно сделать вывод, что национально - автономное деление страны себя не оправдало, мало того, оно вредно. Если это так, тогда почему Россия, став суверенной, по - существу продолжила ту же национальную политику - предоставила гораздо большие права автономиям, выделила Ингушетию из Чечено - Ингушетии, создает автономию немцам?

289. Проблема конверсии встает перед нашей страной не впервые. Еще в 1890—1902 гг. по настоянию С. Витте военные расходы России были сокращены с 30 до 15 процентов государственного бюджета. Как известно, в недалеком будущем русско-японскую войну 1904— 1905 гг. Россия проиграла, что называется, начисто. Была по всем статьям проиграна и первая мировая война.
  В советское время первая крупная конверсия была проведена в 1920 - 1924 гг. Тогда численность Красной Армии была сокращена с 5 миллионов до 562 тысяч человек. Значительно были уменьшены и военные расходы. Спустя некоторое время разразилась Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Мы победили, но ценой огромных потерь, в том числе по технической слабости армии на начальном этапе войны.
   В настоящее время Российская армия проходит процесс реформирования и значительного сокращения. Судя по доктрине Вооруженных Сил, расходы на них будут сокращаться и дальше. Не приведет ли процесс военной конверсии и сокращения Вооруженных Сил, на случай развязывания кем -то извне войны, к негативным и нежелательным для нас последствиям? Ведь именно на эту мысль наталкивают приведенные исторические примеры.
 

290. В 1992 г. Россия встала перед выбором пути экономического Развития. Несмотря на сопротивление определенных сил, руководство страны берет курс на рыночную экономику. Но здесь интересы осени вошли в противоречие с интересами Запада. В чем? Развитые капиталистические страны предложили России огромные займы, но лишь при условии, что страна согласится следовать заданным правилам построения в кратчайшие сроки рыночной экономики. В то же время, многие и западные, и российские экономисты считали, что западную модель капитализма перенести на Россию невозможно из-за специфических особенностей последней. Сложилась парадоксапьная ситуация: деньги можно получить, если принять западную модель рыночной экономики, но так как специфика России не позволяет использовать предлагаемую модель, денег стране не дают. Где выход?
 

291. Советская внешняя политика всегда строилась на приоритете к называемых классовых интересов. В условиях реформ в основу >вой политики положено признание приоритета общечеловеческих интересов. И это правильно. Но в России действуют десятки партий движений, выражающих интересы определенных групп людей, в том числе и классов. Могут ли при наличии многопартийности в стране действовать общечеловеческие ценности, отражающие интересы всех или абсолютного большинства людей?
 

292. Татарстан осенью 1992 г. принял новую конституцию республики, статья 66 которой звучит так: "Республика Татарстан — суверенное государство, объект международного права, ассоциированное c  Российской Федерацией — Россией..." На вопрос, что значит "ассоциированное", президент Татарстана М. Шаймиев ответил: "Это значит нерушимость границ и построение наших взаимоотношений на основе двустороннего договора..." Но известно, что нерушимость границ и договорные отношения являются непременным атрибутом любого абсолютно независимого государства. Не означает ли создавшееся положение как выход Татарстана из России?
 

293. В начале 90-х гг. XX века Япония еще активнее развернула борьбу за отторжение Курильских островов от России, считая их передачу в 1945 г. СССР незаконной. Ввиду сложности проблемы, руководство России предложило Японии рассмотреть этот затянувшийся территориальный спор в международном суде. Однако Япония категорически отказалась от такого предложения. Почему? Ведь если Россия не права, суд подтвердил бы это.
 

294. В январе 1993 г. Верховный Совет России не ратифицировал договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Венгерской республикой. Главной причиной этого стало включение в преамбулу договора фразы об осуждении сторонами вторжения в 1956 г. советских войск в Венгрию.
  Действительно, почему договор между Россией и Венгрией нужно обусловливать взаимоотношениями между бывшими СССР и Венгерской социалистической республикой? В таком случае, логично было бы вести речь и о вторжении царской России в монархическую Венгрию в 1848 г., а также осудить вторжение фашистской Венгрии в Советский Союз в ходе второй мировой войны. И что из этого получится?
 

295. В начале 1993 г. Верховный Совет Российской Федерации принял решение о почти двойном увеличении пенсий россиянам, далось бы, шаг прогрессивный, ведь пенсионеры являлись самой защищенной частью населения. Однако вокруг этого решения поднялся шум. Министр финансов В. Барчук заявил, что этот акт повлечет за собой повышение зарплат, что в свою очередь потребует 15 триллионов рублей ничем не отоваренных денег. Естественно, что цены на товары и продукты поползут вверх и т.д., и т.п.
   Обозначился порочный круг: для того, чтобы сдержать инфляцию, нельзя повышать денежное содержание людей в сколько - нибудь значительных размерах, но чтобы дать физически выжить значительной части населения, им обязательно надо ощутимо повышать пенсию и «зарплату. Как быть? Чему учит исторический опыт России в преодолении подобных барьеров на переломных этапах истории? Каков исторический опыт других стран в преодолении аналогичного порочного круга?
 

296. С начала 90-х гг. Россия вступила в полосу коренных реформ. Основное бремя в этом непростом деле ложилось на россиян. Но ни одна страна — включая Западную Германию после второй мировой войны и Мексику в послевоенные годы — не могла успешно осуществить экономические преобразования без существенной внешней помощи. И это, кажется, хорошо понимали на Западе.
   В апреле 1992 г. Запад пообещал России пакет помощи на 24 млрд. долларов. Прошел год, а помощь так и не пришла. Почему? Ведь не могли же не понимать американцы, японцы, англичане, немцы, французы и т.д., что этим самым они толкают Россию к краху? Или какими-то другими мотивами руководствовались западные страны, не торопясь раскрыть пакет помощи?
 

297. В 1993 г. Верховный Совет Российской Федерации обсуждал законопроект о поэтапном введении суда присяжных в России. На всех этапах подготовки законопроекта о суде присяжных участвовали и прокуроры, и Генеральная прокуратура. Однако уже при первом чтении законопроекта в Совете национальностей Генеральный прокурор России В. Степанков выступил... против суда присяжных, мотивируя это... ростом преступности в стране. Неужто одно другому мешает? Может быть, при введении суда присяжных, удалось бы укротить преступность гораздо быстрее?
 

298. При решении вопросов референдума 25 апреля 1993 г. IX съезд народных депутатов Российской Федерации установил единые правила подсчета голосов по всем четырем вопросам, выносимым на референдум: 50 процентов плюс один голос от списочного состава населения России, имеющего право голоса. Однако, группа депутатов сделала запрос в Конституционный суд, считая, что такое решение съезда неправомерно.
   Конституционный суд, рассмотрев депутатский запрос, вынес вердикт: по первым двум вопросам референдума (о доверии президенту и о доверии проводимой социально-экономической политике) достаточно набрать 50 процентов плюс один голос от числа принявших Участие в голосовании, а по третьему и четвертому вопросам (о досрочных выборах президента и Верховного Совета) оставалось в силе решение съезда - 50 процентов плюс один голос от списочного состава избирателей.
   Почему суд принял такое решение? Может быть он хотел угодить президенту и правительству? Но, судя по предыдущим решениям, его трудно в этом заподозрить. В чем тогда дело?
 

299. История России показывает, что ни одна из однажды начатых реформ - при Петре I, Александре II, - не завершились успехом. Почему же российское общество вновь и вновь прибегает к новым попыткам? Ведь если следовать историческому опыту, то и реформы 90-х гг. XX столетия также могут завершиться провалом? 

300. В декабре 1993 г. в стране прошли выборы в Государственную думу и всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации. Правительственный блок в лице "Выбора России" большинства в Думе не получил. В то же время Конституция, разработанная в том же правительстве, поддержку народа получила. В чем дело ?
 

301. При выборах в I, II, III, IV Государственные думы (1906 - 1912 гг.) священнослужителям не возбранялось бороться за депутатские мандаты в Думу и затем участвовать в работе парламента. Не запрещалось духовенству избираться в Верховный Совет СССР и Верховный Совет РСФСР на рубеже 80—90-х гг. Однако в 1993 г., в условиях казалось бы разрастающейся демократии вширь и вглубь, все усиливающего почитания церкви духовным лицам избираться в Думу запрещено. Почему?
 

302. История — наука общественная. Она формирует определенное мировоззрение человека, включающее любовь к Родине, гордость за отечество и т.п. Но если сегодня провозглашен приоритет общегуманистических идей, общечеловеческих ценностей и принципов, то и отечественная история должна вставать на эти позиции. Как же быть тогда с целенаправленным воспитанием у каждого молодого рссиянина названных качеств?

В начало

Даты: 9 - 20 вв.
Источник: . Степанищев А.Т. История России в вопросах,  задачах, графике. Уч. пособие.  М.,1995.
Опубликовано в INTERNET: 2007, март


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008