Лекция 16. Гражданская война

доц. Рыбаков С.В.

Вторая половина  XIX - XX вв.
Курс лекций . Ч. I1.  Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун - т, Екатеринбург,  1995


       5. Культура и быт

   Лидеры большевиков считали, что сначала нужно взять власть, а культурным строительством можно заниматься после этого. Большевистская интеллигенция была по своему образовательно-культурному уровни неоднородна. Наряду с некоторыми высокообразованными людьми, в партии находились представители типа "недоучившийся студент", которые несли с собой люмпенский дух и нетерпимость к чужим взглядам. В партию шел поток полуобразованной молодежи, заряженной прежде всего на партийную карьеру. Численный перевес такой полуинтеллигенции над людьми высококультурными усиливался ее стремлением приспособиться (поскольку партия была пролетарской) к манерам и вкусам рабочих. Главную функции интеллигенции: созидать, хранить и распространять культуру - большевики трансформировали, заявляя о необходимости выработки совершенно новой - пролетарской - культуры. 
   Подавляющее большинство партийных интеллигентов было настроено на разрушение прежней культурной традиции. Эти настроения усиливались элементами русофобии, присущей духу марксизма, а также многонациональным составом партии, абсолютизацией со стороны ее верхушки интернационалистических принципов. До октябрьского переворота в РСДРП многие прислушивались к голосу А.А. Богданова, довольно сильного теоретика партии. Богданов считал, что преобладание разрушительной тенденции опасно для самого социалистического строя, говорил о необходимости позитивного мировоззрения с сильной созидательной мотивацией. По его мысли, все богатство мировой культуры должно было быть воспринято рабочим классом, без чего никакой социализм невозможен. По логике Богданова классовый подход имел естественные пределы. Высказывания Богданова имели своих сторонников в партии. Тем не менее из партии его изгнали.
    Ленин полностью отверг культурную теорию Богданова. Основой ленинского подхода стало положение о двух культурах - буржуазной и пролетарской - в любой национальной культуре. Центральной идеей у Ленина стала идея партийности в культуре. На базе ленинской концепции после октября стало развиваться движение Пролеткульта, тотально отрицавшего всю прежнюю культуру, весь опыт прежних поколений. Пролеткультовщина связывалась с представлениями, что при социализме все должно быть по-новому - не похоже на старое. Появлялся механический критерий: раз что-либо имело место до 1917 года - значит враждебно социализму. 
   Насаждалось представление. что подлинная история человечества началась в октябре 1917 года, а до этого была лишь некая предыстория. 
    Абсолютизировался классовый подход к оценке любых явлений русской истории, а само понятие "русская история" объявлялось реакционно -монархическим. Стремление оторвать русский народ от исторической традиции. связанной с православием, а также "воинствующий материализм" большевиков стали причинами жесточайшего давления на Русскую Православную Церковь. Высокая степень религиозности населения России была одной из ее отличительных способностей. В 1918 году в стране насчитывалось 115-125 млн. православных. Большевики, открыто провозглашая атеистическую программу, сразу после 1917 года начали активное наступление на церковь. 
   Выходили декреты, ограничивающие сферу деятельности церкви, лишавшие ее ассигнований. Имели место и убийства священнослужителей. 
   Попытки церковников наладить контакт, диалог с новой властью не удались из-за ее нетерпимости. Политика большевиков критиковалась церковью, призывавшей "покончить с беспорядками в стране", "перестать грабить", "навести мир в душах".
    После принятия 20 января ( 2 февраля )1918 года декрета СНК "О свободе совести, церковных и религиозных обществах" (более известном под названием декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"), церковь лишалась права юридического лица. Прокатились массовые убийства приходского духовенства. Так только за 8 месяцев (июнь 1918 -январь 1913 гг.) по данным "Тобольских епархиальных ведомостей" было убито 19 архиереев, в том числе один митрополит, 102 священника, 154 дьякона. 94 монаха и монахини. В сентябре 1918 года в "Известиях" была опубликована характерная телеграмма: "Казань чиста. Не осталось ни одного попа, ни монаха, ни буржуя. Больше расстреливать некого". Патриарх Тихон обратился к властям, обвиняя их в разжигании смуты и хаоса в стране: "Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые распри. Ведь то. что творите вы. не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское,,.". 19 января (1 февраля) 1918 года патриарх выступил с посланием, в котором Советская власть и все поддерживающие ее были преданы анафеме, провозглашенной во всех церквах.
   Запрещались крестные ходы. Снимались колокола, "голоса церкви", как их всегда называли на Руси. Изымались церковные средства. Это вызывало повсеместные столкновения между властями и верующими. Жалобы посылаемые духовенством и верующими Ленину, оставались без ответа. О масштабах обрушившихся на церковь репрессий можно судить по следующим данным. Численность православных верующих в России до революции составляла 117 млн. человек, или около 72 проц. всего населения. Русская православная церковь имела б7 епархий, 48 тыс. приходов в которых действовало 80 792 храма, 1025 женских и мужских монастырей (84 629 монахинь и монахов), 35 тыс. начальных школ, 185 епархиальных училищ. 57 семинарий. 4 духовные академии, 34 497 библиотек. Численность священнослужителей превышала 50 тыс. человек. Из них к высшей иерархии принадлежало 130 епископов. За 1918 - 1920 годы было закрыто 673 монастыря, их помещения отводились под склады, прияты, казармы, тюрьмы и концлагеря. К монахам, проявлявшим недовольство, применялись суровые санкции карательных органов. 9 монастырей было изъято капитала на 4 миллиарда рублей, 827 тыс. десятин земли, 84 завода, 1112 домов для престарелых и странноприимных домов, 704 гостиницы, 277 больниц и приютов, 436 молочных ферм. 603 скотных двора и 311 пасек. На произвол судьбы было выброшено более 58 тысяч монашествующих и еще больше призреваемых в монастырях людей. 
       Когда разгорелась гражданская война, церковь удовлетворяла духовные потребности верующих противоборствующих сторон. Она могла стать силой, консолидирующей нацию. Но ей не удалось сыграть такую роль - прежде всего потому, что большевики видели в ней только враждебную себе силу. Инструкцией от 30 августа 1918 года был закреплен запрет на владение церковью движимым и недвижимым имуществом, на благотворительную, просветительскую и педагогическую деятельность церкви.
     Отношения властей и церкви обострились до крайности, когда 26 августа 1920 года Наркомюст подписал циркуляр о ликвидации всяких мощей. "Ворота Лавры Преподобного затворятся и лампады загаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим без остатка весь духовный нравственный потенциал, завещанный нам такими великими строителями Земли русской, как Преподобный Сергий" - так писал в свое время В.О. Ключевский о Сергеи Радонежском, а в 1920 году была вскрыта рака с мощами этого одного из самых почитаемых святых в Русской Православной Церкви, "акцию обеспечивало" подразделение военных курсантов. В течении 1919 года было вскрыто и осквернено 58 мощей.          

   "За одно" были разграблены могилы знаменитых адмиралов, расположенных в соборе Севастополя: Сенявина, Лазарева, Корнилова, Нахимова. Прах героических полководцев был просто выброшен матросами в море. По всей России таких примеров бесчисленное множество. 
       В течении 1918 - 1920 годов дважды привлекался к судам ревтрибунала патриарх Тихон. Эти суды носили пропагандистский характер. Осенью 1918 года патриарх отказался благословить белое движение, запретил священникам поддерживать как белых, так и красных, осуждая братоубийство. Однако органы Советской власти посчитали такую позицию "потворством белому террору" и объявили Тихона "главой контрреволюционеров". Теоретики РКП (б) называли православную религию мракобесием и заявляли, что с церковью надо немедленно покончить. В "Азбуке коммунизма" Н. Бухарин и Е. Преображенский писали:"...религия и коммунизм несовместимы ни теоретически, ни практически ...". Стремление форсировать изживание религии вело к крупным беззакониям и несправедливостям по отношению к церкви. Это служило фактором, резко ускорившим втягивание страны в гражданскую войну, поскольку православное население не могло спокойно относиться к подобной практике, хотя были и такие, кто воспринял богоборческую пропаганду,
   В феврале 1922 года издается постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Изымались реликвии, собранные на пожертвования простых прихожан. Стремясь погасить недовольство верующих, чекисты провели массовые аресты священников, десятки из которых были расстреляны. Зарубежные исследователи полагают, что в СССР с октября 1917 года по начало 1940 года было физически уничтожено около 42 тыс. священнослужителей. В лице церкви уничтожался "идеологический конкурент". Церковные ценности превращались в средства на мировую революцию. Тонны богатств оседали в Германии, Венгрии, Польше, Прибалтике, Скандинавии. Многие шедевры искусства исчезли бесследно.
      Параллельно разгрому церкви шло тотальное разрушение традиционной народной морали. Нравственными объявлялось то, что было выгодно пролетарской партии. Насаждая новый быт, часто "резали по живому", не считаясь с привычными взглядами людей. Возникло общество "Долой стыд", пропагандировалась свободная любовь. Повсеместно проводились дискуссии об отмирании семьи, которая наиболее радикально настроенными новаторами объявлялась пережитком капитализма. Преследовались религиозные обряды - венчание, крещение и т.п. Взамен этому придумывались новые, "революционные" обряды. Вместо крещения вводили так называемое "октябрение", когда ребенка с пеленок принимали в комсомол и давали "революционное" имя. Вместо имен из православных святцев появлялись Революции, Диктатуры, Гегемоны. Возникали имена, производные от целых выражений : Ледат (Л.Д. Троцкий), Вилен (В.И. Ленин), Вектор (Великий коммунизм торжествует), Ясленик (Я с Лениным и Крупской) и т.п. Была объявлена война всей русской исторической традиции. Уже в 1918 году прошло массовое переименование улиц в Питере, Москве и других городах. Появились Троцк, Зиновьевск, Урицк, Загорск и т. п. При жизни "вождей" им стали строить памятники - апологетика принимала фантастические формы. Вся атмосфера гражданской войны была пронизана антигосударственной, антирусской идеологией. Проводилась всеохватывающая ломка прежнего уклада российской жизни, всей прежней социальной структуры. Красный террор ударил не только по дворянству, духовенству, казакам. Было убито 160 тыс. русских академиков, профессоров, писателей, учителей, студентов, 50 тыс. офицеров, чиновников, купцов, 1 млн. 500 тыс. рабочих и крестьян. Ленин говорил: "Пусть 90 проц. русского народа погибнет, лишь бы 10 % дожили до мировой революции". 
    Особенно много усилий было потрачено для слома традиционного уклада жизни русского крестьянства. Однако именно крестьянский мир стал тем "морем", в котором потонуло большинство импульсов леворадикальной ломки. В силу гигантских размеров России и локальности крестьянских общин большевикам не удалось "с наскоку" разрушить русскую ментальность. Неудачные попытки большевиков с нуля создать новую культуру, реализовать фантастические проекты в области культуры несколько отрезвили их лидеров, заставили понять, что "палка была перегнута". Ленин выступил с критикой пролеткультовского движения. Он высказал формулу: " Надо овладеть всем богатством мировой культуры", тем самым признавая правоту своего оппонента Богданова. Однако под мировой культурой у Ленина подразумевались прежде всего европейские" западные образцы, он призывал учиться у Германии, США, Англии. О собственном историческом опыте России речи не велось. 
     Таким образом, в культурном строительстве столкнулись две тенденции - пролеткультовская и признающая позитивный опыт человечества, отходящая от "культурного" экстремизма. Переплетение этих двух тенденций, их взаимовлияние и взаимооталкивание определили развитие культуры в годы гражданской войны. 
     Большевики ставили задачу придать культуре светский, массовый, неэлитный характер. По их замыслам, эта задача несла немалую агитационно-политическую нагрузку. Тем не менее решение позволило приобщить широкие массы к началам "книжной" культуры, способствовало созданию системы культурно-просветительской работы, появлению сети библиотек. клубов" читален. Проводились лекции, ставились агитпьесы, агитконцерты. Поднимался вопрос о ликвидации неграмотности населения. 
     Благодаря инициативе революционного студенчества шла перестройка вузовской системы. При этом имелось немало перегибов: параграф первый вузовских уставов посвящался, как правило, "агитации и пропаганде", на кафедры выбирались лица, порой не имевшие даже высшего образования. 
Большевики ввели цензуру, закрыли антибольшевистские газеты, вся выпускаемая литература контролировалась в отношении содержания. Тем не менее в литературной жизни оживление не спадало. Продолжали существовать поэтические кружки футуристов, акмеистов, символистов, иманжинистов. 
   Пролеткульту приходилось вести творческие поиски в соревновании с другими литературными течениями. Продолжали работу В. Маяковский, С. Есенин, А. Блок, Н. Клюев и др. Из писателей многие не приняли послеоктябрьской действительности и эмигрировали. среди них - И. Бунин, И. Куприн, Ал. Толстой и др. В то же время на литературном фронте появляются новые имена -М. Шолохов, К. Федин, Л. Леонов, Л. Сейфулина, Вс. Иванов и др. Их книги были написаны в духе реализма и одновременно лояльно к новой власти. В живописи на волне новаторских поисков проявили себя различные направления - авангардизм (К. Петров - Водкин), импрессионизм (К. Коровин), абстракционизм (В. Кандинский, К. Малевич). Перестраивалось театральное дело. Хотя были запрещены к постановке балет и оперетта, театр не умер. Многие театральные режиссеры и актеры признали Советскую власть. Театр был сферой, которой особо коснулись пролеткультовские веяния: на сцене преобладал импрессионизм декораций, шло увлечение революционной символикой. Обычным делом была вольная интерпретация классиков. Литературно - театральная жизнь отличалась активностью. Это выглядело довольно парадоксально на фоне всеобщего разевала, особенно в городах, где отсутствовало нормальное снабжение продовольствие и промышленными товарами (доходило и до настоящего голода), не было электричества, а значит - освещения, повсеместно была испорчена канализация, не ходили трамваи. За годы гражданской войны деньги обесценились в 1614 раз. Необходимость как-то выжить заставляла многих добывать пропитание нечестными способами, наблюдался упадок общественной морали. При этом культурная жизнь не затухала, духовный тонус в обществе был высоким, что отражало уверенность людей в том, что трудности исторического момента так или иначе будут преодолены. 

   ЛИТЕРАТУРА Бутенко А.П.Откуда и куда идем. Л.,1990. Венков А.В. Печать сурового исхода.Ростов-на-Дону,1988. Волобуев П.В.Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М., 1987. Гражданская война: 1918-1920 (неизвестные страницы) // Родина, 1990, № 10. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991. Зевелев А. Истоки сталинизма. М., 1990. История России с древности  до наших дней. / Под ред. М.Н.Зуева, М., 1994. История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1990. Иоффе Г.З. Белое дело. генерал Корнилов. М., 1989. Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина.  М., 1990. Конквест Р. Большой террор. М., 1991. Краткий курс истории ВКП(б). М., 1942. Мельгунов С.П. Красный террор в России (1918-1923). М., 1990. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1990. Россия в XX веке. историки мира спорят. Ред. Кузнецова Л.М. М.,1994. Суханов Н.Н. Записки о революции. М.,1991. Троцкий Л.Д. Моя жизнь. М.,1990.

сс. 141 - 148 


 Проверь себя   Следующая лекция Практическое занятие по теме 

Важнейшие даты и события

Переход к лекциям [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12][13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]

История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008