Лекция 10. Россия во второй четверти XVIII века.
Дворцовые перевороты

проф. Миненко Н.А.

История России с древнейших времен до второй половины  XIX века
Курс лекций . Ч. 1.  Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун - т, Екатеринбург,  1995


 4. Культура и быт

Во второй четверти XVIII в. получило дальнейшее развитие в России народное образование. В 1731 г. был организова

н Сухопутный шляхетский корпус. Морская академия преобразуется в 1752 г. в Морской шляхетский кадетский корпус. Артиллерийская и инженерная школы были объединены в Артиллерийский и Инженерный шляхетский корпус. Из начальных школ особо выделялись учебные заведения, открытые при казенных горных заводах Урала и Сибири усилиями В. Н. Татищева. Татищев разработал инструкцию "О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах" - инструкция ориентировала на то, чтобы ремесленное обучение сочеталось с обучением счету, письму, чтению. В 30-х гг. в Екатеринбурге к уже существовавшим словесной и арифметической школам добавились немецкая, латинская, черчения и рисования. Здесь обучались в 1738 г. 249 учеников. Открылись школы при Каменском, Алапаевском, Сысертском, Уктусском, Лялинском и др. заводах. В библиотеке, подаренной В. Н. Татищевым школам Екатеринбурга, было свыше 600 томов, собранных им во время поездок за границу и купленных в России. В дальнейшем часть горнозаводских школ закрывается. К 1750 г. на Урале действовало семь школ, учились 426 учащихся.
  В декабре 1725 г. начала работать Петербургская Академия наук. При Академии были открыты академическая гимназия и академический университет. Учебная жизнь в академических учреждениях заметно оживилась в 40-х гг. благодаря усилиям Ломоносова, Тредиаковского и др. ученых. Став во главе академической гимназии и академического университета, М. В. Ломоносов составляет проекты преобразования Академии и ее учебных заведений, разрабатывает учебные планы факультетов, определяет сроки обучения. К чтению лекций были привлечены наиболее подготовленные учение как иностранные, так и из числа русских людей, воспитанников академии. В 1760 - 1763 гг. лекции читали С. К Котельников (высшая математика), А. П. Протасов (анатомия), Н. Н. Попов (астрономия).

   Опыт работы академических учебных заведений Ломоносов использовал при разработке проекта об открытии Московского университета и гимназий при нем. Основание в 1755 г. Московского университета стало событием огромной важности. Московский университет с двумя (дворянской и разночинской) гимназиями при нем был торжественно открыт 26 апреля - праздновали в духе тех уличных торжеств, которые стали традиционными с петровских времен. Рано утром к зданию в начале Красной площади, отремонтированному для университета московским архитектором Д. В. Ухтомским, стали стекаться ученики и учителя. Прибыли также знатные "персоны", иностранцы, представители купечества. Состоялся молебен, а затем преподаватели читали речи. "По окончании речей, - сообщала газета "Санкт-Петербургские ведомости", издаваемая Академией наук, - знатнейшие персоны... трактованы разными ликерами и вином, кофием, чаем, шоколадом и конфетами". Вечером состоялось народное гулянье. Университетское здание осветилось тысячами ламп. Иллюминация изображала Парнас, на котором богиня мудрости Минерва водружала обелиск во славу императрицы Елизаветы. Гремели литавры, звучала весь день инструментальная музыка; "народу было несчетное число... даже до четвертого часа по полуночи". Скоро московским жителям стали привычными встречи на улицах со студентами, одетыми в мундиры зеленого цвета с красным воротом и обшлагами, при шпаге. С июля 1756 г. москвичи могли посещать университетскую библиотеку. В университетской книжной лавке можно было купить разнообразные книги, русские и иностранные. Устраивались в университете и публичные лекции с демонстрациями опытов, "любители наук" приглашались на экзамены и диспуты студентов. Жизнь университета широко освещалась газетой "Московские ведомости" - Академия наук передала университету необходимое типографское оборудование.
  В иерархии культурных ценностей наука, научные знания приобретали все более заметное место. Петербургская Академия, а затем Московский университет становятся не только научными центрами России, но и входят в систему общеевропейской науки. Начали выходить "Месячные исторические, генеалогические и географические Примечания в Ведомостях" - первый научно-популярный журнал в России. С 1728 г. стали издаваться "Ученые записки Петербургской Академии наук", которые приобрели широкую известность среди зарубежных ученых.
  В области литературы важнейшие достижения были связаны с именами В. К. Тредиаковского (основоположника тонического построения русского стихосложения), М. В. Ломоносова (поэзия которого открыла в русской литературе эпоху господства классицизма), поэта-сатирика А. К. Кантемира, автора трагедий (в духе классицизма) А. П. Сумарокова. Классицизм был детищем "века просвещения" - для него характерно преклонение перед Разумом, стремление к упорядоченности литературных форм, строгая классификация и разграничение жанров, стилей, гражданско-патриотический пафос. Появляются первые частные журналы: "Трудолюбивая пчела" А. П. Сумарокова (1759 г.), "Полезное увеселение" М. М. Хераскова (1760 г.).
На основе классической драматургии развивался в середине XVIII в. и театр. В 1750 г. в Ярославле начались спектакли общедоступного театра, основанного сыном купца Ф. Г. Волковым. В 1756 г. труппа Волкова начала представления в столице. Так был образован в Петербурге публичный "Российский для представления комедий и трагедий театр". Несколько лет (1757 -1761 гг.) успешно действовал театр Московского университета - студенты ставили пьесы Мольера, Руссо, Сумарокова, Хераскова.
   В конце 20-х - 30-х гг. постепенно складывается новый архитектурный стиль - русское барокко, в котором развиваются светские, жизнерадостные настроения, усиливаются черты нарядности, красочности, творчески перерабатываются традиции отечественной и мировой архитектуры. Крупнейшими мастерами русского барокко были В. В. Растрелли - сын, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский. Особо выдающимися творениями Растрелли явились Большой Царскосельский дворец, Петергофский Большой Дворец, дом Строганова на Невском проспекте, изумительная по легкости архитектуры церковь Андрея Первозванного в Киеве. В 50-х гг. развернулась в Петербурге постройка Зимнего дворца и ансамбля Смольного монастыря. С. И. Чевакинский в 1753 - 1762 гг. создал лучшее свое произведение - великолепный собор Николы Морского в Петербурге. Д. В. Ухтомский начал самостоятельную деятельность в 1742 г. постройкой тверских триумфальных ворот в честь коронации Елизаветы Петровны. Позднее он построил в камне триумфальные Красные ворота. Со второй половины 50-х гг. Ухтомский, главным образом, был занят постройкой колокольни в Троице-Сергиевой лавре.
  Стиль барокко проникает и в изобразительное искусство. Резцу К. В. Растрелли принадлежат парадная, полная величественного пафоса группа - Анна Иоанновна с арапчонком и конная статуя Петра I, установленная в конце XVIII в. перед зданием Михайловского замка в Петербурге. Среди художников, создавших парадные портреты, прославились И. П. Аргунов, крепостной графа Шереметьева, и И. Я. Вишняков. Барочный эстетический идеал и соответствующий ему стиль отвечали своему времени - времени становления и расцвета дворянской абсолютистской империи.
  В быту населения России второй четверти XVIII в. продолжались те процессы, начало которым дали петровские реформы. Наблюдалась дальнейшая европеизация дворянского костюма. Ему в этот период были присущи величественность, торжественность, свойственные стилю барокко. Удлиненным пропорциям костюма и пышным деталям отделки соответствовали мужские парики с длинными локонами и женские прически с высокими украшениями из кружев. О сменах моды узнавали при дворе по присылаемым из Парижа куклам - "Пандорам". Мода требовала порой немалых жертв. Так, с 30-х гг. женские юбки приобрели причудливые изогнутые очертания. Для этой цели под юбки надевали специальные каркасы, получившие название фижмы, бачки и т. д. В середине XVIII в. размеры фижм вместе с юбками достигали таких огромных объемов, что девушки-дворянки с трудом могли передвигаться. Сатирики замечали, что "ежели бы сия мода заразила простых баб, так бы способа почти не было по улицам ходить". Ко двору дамы должны были в одних случаях являться в робах- распашных платьях с приталенным передом (на Новый год и в честь военных побед), в других - в самарах -распашных платьях свободного покроя (в день тезоименитства, например). Следование европейской моде отвечало стремлению дворянства внешне отделиться от других сословий. Гардероб богатого человека включал сотни предметов одежды. Опись одежды А. Д. Меншикова за 1726 г., например, включала более 80 - ти "пар" - кафтанов с камзолами, 26 камзолов, 10 сюртуков, 17 штанов, 4 военных мундира, 2 комплекта специальных орденских (присвоенных определенным орденам) костюмов, 6 епанчей, 5 шуб, 28 душегрей, 9 бешметов, 4 комплекта маскарадного платья. Маскарады - костюмированные вечера и балы - устраивались в лучших дворянских домах и при дворе. Наиболее широкую известность получило зимнее празднество в Петербурге при дворе Анны Иоанновны, описанное в романе И. И. Лажечникова "Ледяной дом". Любила веселиться на маскарадах, балах, куртагах и императрица Елизавета Петровна, перенявшая это пристрастие от своего отца - Петра Великого.

ЛИТЕРАТУРА   Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII в. Борьба за наследие Петра. М., 1986.  Очерки русской культуры XVIII в. М., 1987. Ч.2.; 1988. Ч. 3. Черникова Т. В. "Государево слово и дело" во времена Анны Иоанновны // История СССР. 1989. № 5. Шанский Д. Н. К характеристике высших государственных учреждений России XVIII в. // Государственные учреждения России XVI -XVIII вв. М., 1991. Шмидт С. О. Внутренняя политика России середины XVIII века // Вопросы истории. 1987. № 3.


   сс. 207 - 211


Проверь себя  Следующая   лекция   Практическое  занятие по теме
Важнейшие даты и события

Переход к лекциям [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12][13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]

История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008