Из книги

"> Бакунина "Государственность и анархия"

...В русском народе существуют в самых широких размерах те два первых элемента, на которые мы можем указать, как на необходимые условия социальной революции.

Что же служит ему препятствием к совершенно победоносной революции? Недостаток ли в общем народном идеале, который был бы способен осмыслить народную революцию. Дать ей определённую цель и без которого... невозможно одновременное и всеобщее восстание целого народа, а следовательно, невозможен и самый успех революции...

Существует ли такой идеал в представлении народа русского? Нет сомнения, что существует, и нет даже необходимости слишком далеко углубляться в историческое сознание нашего народа, чтобы определить его главные черты.

Первая и главная черта - это всемерное убеждение, что земля принадлежит народу, орошающему её своим потом и оплодотворяющему её собственным трудом. Вторая, столь же крупная черта, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему её временно между лицами; третья черта, одинаковой важности с двумя предыдущими,- это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие этого решительно враждебное отношение общины к государству...

...Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство. Ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись...

В таком положении, что может делать наш умственный пролетариат, русская честная, искренняя, до конца преданная социально-революционная молодёжь? Она должна идти в народ... Но как и зачем идти в народ?

В настоящее время у нас после несчастного исхода нечаевского предприятия, мнения на этот счёт, кажется, чрезвычайно разделились; но из общей неурядицы мыслей выделяются уже теперь два главные и противоположные направления. Одно - более миролюбивое и подготовительного свойства; другое - бунтовское и стремящееся прямо к организации народной борьбы.

Поборники первого направления в настоящую возможность этой революции не верят. Но так как они не хотят и не могут оставаться покойными зрителями народных бед. То они решаются идти в народ для того, чтобы братски разделить с ним эти беды, а вместе с тем и для того, чтобы его научить. Подготовить не теоретически, а на практике, своим живым примером...

Другой путь - боевой, бунтовской. В него мы верим и только от него ждём спасения.

Даты: 19  в.
Источник: Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. М., 1948. Т. III. С. 331-332.


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008