§ 159. Крестьянская реформа: освобождение крестьян.

1. Было уже сказано (§ 151), что вопрос о

крепостном праве составлял тяжелую заботу для правительства еще во время императора Николая I. Крепостной строй явно устарел. Нельзя было далее оставлять крестьян в бесправном состоянии рабства. Нельзя было ждать роста и развития государственных сил при господстве в России отживших форм крепостного помещичьего хозяйства. война ясно показала отсталость и слабость нашего государства и необходимость внутренних перемен. Все понимали, что эти пере должны были начаться именно с крепостного права, с «улучшении быта крепостных крестьян», как тогда принято было выражаться о крестьянском освобождении.
   Вскоре после заключения мира (1856) император Александр II,  беседуя с дворянскими депутатами в Москве, сказал знаменитые слова о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, не дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу». Эти слова имели в виду неспокойное состояние крепостных, которые ждали освобождения и волновались год от году заметно сильнее. Слова государя произвели очень большое впечатление; все русское общество. Обсуждение крестьянского вопроса стало| очередь не только в правительственных сферах, но и в частных кругах. В печати и в обществе образовались разные направления.'. время как одни старались по возможности сохранить старый порядок и оградить права землевладельцев, другие стремились до освобождения крестьян с наилучшими для них условиями. В другом направлении составлялись проекты и записки, отчасти не давшие в печать, отчасти же в рукописном виде представляемые правительству. Ранее, чем правительство успело приступить к освобождению крестьян, возникли частные проекты освобождения. Самые основательные из них считали необходимым совершить освобождение крестьян с наделением их землей. За такой и» способ освобождения высказывались близкие к государю лица брат его, великий князь Константин Николаевич, и великая княгиня Елена Павловна (вдова великого князя Михаила Павловича). Благодаря их личному влиянию к делу крестьянской реформы влечены столь выдающиеся лица, как Николай Алексеевич Милютин, князь В А. Черкасский, Юрий Федорович Самарин и другие горячие поборники крестьянских интересов. За освобождение крестьян с землей стал и граф Яков Иванович Ростовцев, любимец государя и его близкий сотрудник по управлению военно-учебными заведениями. Ростовцев в ряде письменных и устных докладов разъяснил государю технические подробности предстоявшей крестьянкой реформы и убедил его в необходимости наделить крестьян землей  чтобы не сделать их безземельными батраками. Таким образом, сам государь усвоил мысль о желательности земельных наделов для крестьян.
   2.Внешний ход крестьянской реформы был таков. В начале 1857 г. стал действовать «секретный» комитет, учрежденный государем для обсуждения мер по устройству быта крестьян. Комитет предложил совершить освобождение крестьян постепенно, без крутых и резких переворотов. Но это не соответствовало намерениям императора Александра, который желал скорого и определенного решения крестьянского вопроса. Поэтому, когда в комитет поступило заявление дворян литовских губерний (Виленской, Ковенской и Гродненской) о желании их освободить своих крестьян без земли, то государь приказал ускорить обсуждение этого дела. Мнения по данному делу в комитете разделились; часть членов комитета (во главе с великим князем Константином Николаевичем) высказалась за то, чтобы разрешить освобождение с землей, а не без земли, и притом сделать это гласно — так, чтобы все узнали о намерении правительства немедля приступить к преобразованию крестьянского быта. Государь одобрил это мнение, и рескрипт государя, данный (в ноябре 1857 г.) виленскому генерал-губернатору Назимому, возвестил всему государству о том, что реформа началась. Литовским дворянам было указано образовать по губерниям дворянские губернские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян и составления проекта «положений» об устройстве крестьянского быта. Правительство ожидало, что, узнав об учреждении губернских комитетов в литовских губерниях, дворянские общества прочих губерний сами поймут необходимость приступить к обсуждению условий крестьянской реформы и станут ходатайствовать об устройстве у себя таких же губернских комитетов по крестьянскому делу. Действительно, из разных губерний стали поступать адресы дворянства с выражением готовности приняться за улучшение быта крестьян, и государь разрешал открытие в губерниях губернских комитетов, составленных из местных дворян. Для руководства занятиями этих комитетов была дана общая для всех их программа. Для объединения же всех мер по крестьянскому делу «секретный» комитет был преобразован в главный комитет под председательством самого государя (1858).
   Так началось обсуждение крестьянской реформы. Когда губернские комитеты изготовили свои проекты положений об улучшении быта крестьян, они должны были представить их на рассмотрение  комитета и прислать в Петербург своих депутатов для совместного обсуждения дела в главном комитете. Так как проекты губернских комитетов во многом различались между собой то рассмотрения и согласования была образована при главном те особая редакционная комиссия под председательством Ростовцева (1859). Комиссия эта по ходу дела была разделена на чет отделения, или четыре редакционные комиссии. В состав вошли как чиновники разных министерств, так и дворяне Ростовцева. Кроме того, дворянские депутаты из губерний вызывались в Петербург для занятий в редакционных их участием комиссии обсудили все основания кресты мы и составили проект положения об освобождении крестьян. Проект этот был очень благожелателен для крестьян благодаря стараниям прогрессивных членов комиссий, Н.А. Милютина, князя Черкасского, Ю.Ф. Самарина и др. В самый разгар работ комиссий их председатель Я.И. Ростовцев скончался и на его место был назначен  Панин. Ростовцев был горячим сторонником освобождения крестьян; Панина же считали «крепостником». Тем не менее работы редакционных комиссий продолжались и при Панине в том же духе, что  и при Ростовцеве. В конце 1860 г. комиссии окончили свое дело и были закрыты. Составленные ими законопроекты были переданы в созданный комитет.
    Главный комитет, под председательством великого князя Константина   Николаевича, рассмотрел выработанный комиссиями проект положения об освобождении крестьян и придал ему окончательную форму. После этого, в начале 1861 г., проект был внесен» государственный совет и по желанию государя немедленно рассмотрен. Государь лично открыл занятия государственного совета по крестьянскому делу и в пространной речи указал совету, что на уничтожение крепостного права «есть его прямая воля». В исполнение воли совет рассмотрел и одобрил проект закона об освобожу крестьян. В годовщину, своего вступления на престол, 19 февраля 1861 г., император Александр подписал знаменитый манифест об отмене крепостного права и утвердил «положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости». Великое дело «царя - освободителя» было совершено: 5 марта «воля» была обнародована и приняты народом спокойно, без всяких общественных потрясений.
   3.Основания крестьянской реформы были вы. Крепостное право помещиков на крестьян было отменен всегда, и крестьяне признаны свободными безо всякого вы пользу помещиков. Государственная власть не видела в этом грубого нарушения прав помещиков. В своей речи государственному ту император Александр указывал на то, что крепостное право в России имело государственный характер: «право это установлено державной властью, и только самодержавная власть может; жить его». В то же время земля, на которой жили и работали крестьяне, была признана собственностью помещиков. Крестьяне освобождались с тем, что помещики предоставят им в пользование их усадебную оседлость и некоторое количество полевой земли и других угодий («полевой надел»). Но крестьяне за усадьбу и полевые наделы, должны были отбывать в пользу помещиков повинности деньгами или работой. По закону крестьяне получили право выкупить у помещиков свои усадьбы и, сверх того, могли по соглашению со своими помещиками приобрести у них в собственность полевые наделы Пока крестьяне пользовались наделами, не выкупив их, они находились в зависимости от помещиков и назывались временно-обязанными крестьянами. Когда же соглашение о выкупе было достигнуто (на что предполагался срок в два года), то крестьяне получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне соединялись по месту жительства в «сельские общества», из которых для ближайшего управления и суда составлялись «волости». В селах и волостях крестьянам дано было самоуправление по тому образцу, какой был установлен для крестьян государственных при графе Киселеве (§ 151). В сельских обществах было установлено общинное пользование полевою землею, при котором крестьянский «мир» переделял землю между крестьянами и все повинности со своей земли отбывал за круговою порукою.
   Одним из самых трудных и сложных вопросов в деле крестьянской реформы было определение размеров крестьянского полевого надела. Земледелие не везде было главным занятием крестьян. Только в южном черноземном районе крестьяне усиленно пахали и на себя, и на помещиков, отбывая на барском поле тяжелую «барщину». В центральных же областях, где земледелие не было прибыльно, крестьяне чаще «ходили на оброке», то есть занимались промыслами на стороне и вместо барщинного труда платили ежегодно помещикам условленную сумму - оброк. На юге помещику было выгоднее отпустить крестьян на волю без земли, а землю удержать за собою, потому что именно земля там и представляла главную ценность. На севере же помещикам была невыгодна потеря именно крестьянского оброка, а не земли. Поэтому одни помещики старались по возможности уменьшить крестьянские земельные наделы, а другие были к этому равнодушны. С другой стороны, в южных губерниях пахотной земли было много, а население не густо, и потому крестьяне пользовались землею без стеснений; в центре же государства при большом росте населения сильно чувствовалось малоземелье. Под влиянием столь разнообразных местных условий и приходилось определять размеры крестьянского полевого надела особо для каждой «полосы» государства (нечерноземной, черноземной и степной) и для отдельных губерний и даже уездов, Размеры надела определились от 1 до 12 десятин на «душу» (то есть на лицо, записанное в крестьянах за помещиком по ревизии). Дворовые же люди, находившиеся в личном услужении помещикам и не пахавшие земли, освобождались без земельного надела и по прошествии двух лет временно-обязанного состояния под властью помещиков могли приписаться к какому-либо сельскому или городскому обществу.
   Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для был бы невозможен, если бы правительство не пришло на по крестьянству - устройством особой «выкупной операции». В положении 19 февраля было определено, что помещики могут требовать правительства немедленно «выкупную ссуду», как только установлены будут их земельные отношения с крестьянами и будет установлен крестьянский земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами как казенный долг. Крестьяне должны были погасить этот долг в рассрочку, в течение 49 лет, «выкупными платежами».
   4..О с у щ е с т в л е н и е   к р е с т ь я н с к о й  р е ф о р м ы   полагалось путем соглашения между помещиками и их крестьянами как о размерах надела, так и о всяких обязательных отношения! крестьян к их бывшим господам. Это соглашение надлежало из жить в «уставной грамоте» в течение двух лет со дня освобожден Конечно, нельзя было надеяться на то, что помещики и к сами сумеют достигнуть мирного и справедливого конца своих них отношений, не всегда согласных и гладких. Для разбора могущих возникнуть недоразумений, споров и жалоб была учреждена должность мировых посредников, избираемых из местных дворян. Мировые посредники должны были следить за правильно справедливостью сделок помещиков с их крепостными, выходя ми на волю. Они утверждали уставные грамоты. Они наблюдали за ходом крестьянского самоуправления в сельских обществах и местностях. Важнейшие и сомнительные дела посредники доклады уездному мировому съезду, состоявшему из мировых посредников всего уезда. Общее же руководство делом крестьянской реформы губерниям было возложено на губернские по крестьянским присутствия. (Эти присутствия действовали под председательством губернатора и состояли из важнейших чинов губернии и представителей местного дворянства.)
   Так было совершено великое дело отмены крепостного права. Освобождение крестьян существенно изменило все основы русского  государственного и общественного быта. Оно создало в центральных и южных областях России новый многолюдный (21—22 млн.) общественный класс. Прежде для управления им довольствовались помещичьей вотчинной властью. Теперь же управлять им должно государство. Старые Екатерининские учреждения, установив в уездах дворянское самоуправление (§ 128), уже не годились для нового разносословного уездного населения. Надобно было создать новою местную администрацию и суд. Крестьянская реформа, образом, неизбежно вела к другим преобразованиям.

Далее


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008