§ 160. Земское и городское самоуправления. Уже в 1864 г. было издано ново

е положение о губернских и уездных земских учреждениях. Прежние законы знали только сословное самоуправление ( § 28). Теперь созданы были учреждения всесословные. К заведованию хозяйственными делами каждой губернии и каждого уезда припекались выборные лица от населения. Именно все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимыми имуществами определенной ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды на три года представителей («гласных») в уездные земские собрания. Эти собрания, под председательством уездного предводителя дворянства, собираются ежегодно на короткий срок для руководства хозяйственными делами уезда. Уездное земское собрание избирает из своей среды уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов. У права есть учреждение постоянное: на основании закона и полномочий земского собрания она ведает все земские дела своего уезда. Каждый год в губернском городе происходит съезд депутатов от уездных земских собраний всей губернии. Под председательством губернского предводителя дворянства эти депутаты составляют губернское земское собрание. Оно имеет своим предметом общее руководство хозяйственными делами целой губернии. Для постоянного ведения этих дел оно избирает из своей среды губернскую земскую управу, состоящую из председателя и нескольких членов. Деятельность земских учреждений («земств») подчинена надзору губернаторов и министерства внутренних дел. В случаях недоразумений земствам предоставлено обращаться с жалобами в сенат.
   Ведению земств подлежат дела по народному образованию, попечение о народном здравии, продовольственное дело, дорожное дело, страховое дело, ветеринарное дело. Школы, благотворительность, медицинская помощь, устройство дорог и мостов, взаимное страхование от огня и прочие земские дела требуют больших средств. Поэтому земствам предоставлено право облагать население уездов сборами и повинностями на земские нужды, образовывать земские капиталы, приобретать имущества. При своем полном развитии земская деятельность должна была достичь большой сложности и охватить собой все стороны местной жизни. Таким образом, новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Ранее, до реформ, всем уездом управляла дворянская корпорация, представлявшая собой весь состав полноправного уездного населения. Право самоуправления имело тогда в виду односословные, дворянские интересы. В новых земствах за дворянами было сохранено преобладание; но к участию в ведении земского хозяйства были привлечены и все прочие жители уезда, обладающие имущественным цензом, а также и крестьянские общества. Место сословных интересов заслужили общеземские нужды и интересы. Самоуправление получило столь широкий характер, Что многими, было понято как переход к представительному образу правления. Поэтому со стороны правительства, вскоре же по введении земских учреждений, стало заметно намерение удерживать деятельность земств в круге исключительно местных дел и не дозволять общения между собой земских корпораций различных губерний.
   Немногим позднее земского самоуправления созданы были вые формы городского самоуправления. «Городовое положение 1870 г.» оставило в силе старое разделение горожан на гильдиями, ремесленников с их цехами и т.д. (§§ 109, 128). Независимо от этих корпораций, по новому закону все горожане, платя городские повинности с их земли, торга или промысла, имели право сообща избирать гласных в городскую думу, которая была ведать городское хозяйство так же, как земства ведали хозяйство. Главные избирают из своей среды городского членов городской управы. Дума собирается по мере надобности. Управа же действует как постоянный исполнительный орган. Срок выборных полномочий в городах — четырехлетний. 3а деятельностью городских дум и управлений наблюдает губернское по земским делам присутствие под председательством губернатора. Не только новый порядок управления, но вместе с тем и перемена в общественном строе повлияла благотворно на городской жизни в России во второй половине XIX в. До крестьянской реформы в большинстве губерний продолжалось патриархальных форм крепостного помещичьего хозяйства, соединявшего в себе до последнего времени черты хозяйства натурального. Города имели мало покупателей и потребителей из уездов, скудны капиталами; население их не отличалось предприимчивостью, было бедно и невежественно. С освобождением крестьян появилась уездная жизнь; возникло земство с его хозяйственными  предприятиями; началась усиленная постройка железных дорог, появилось много торгово-промышленных предприятий и банков. Рост хозяйственной жизни государства отозвался на городах сам решительным образом: города ожили и, пользуясь новым самоуправлением, приняли иной вид. Из административных центрово они стали превращаться в центры народно-хозяйственной деятельности.

Далее


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008