ПОМПЕИ И ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ

69. Подвиги Помпея. Помпеи принадлежал к благородной и богатой фамилии. Еще в юности он получил за свои военные подвиги почетный титул императора. Позднее Помпеи усмирил в Италии восставших рабов и морских разбойников.
  Особенно же Помпеи прославился завоеваниями в Азии.
  Еще при Сципионе Африканском римляне завладели Малою Азиею до гор Таврских, но вскоре после того между правителями остальных земель Малой Азии усилился понтийский царь Митри дат VI, поражавший своим исполинским ростом и искусством быстро бегать (он мог обгонять диких зверей). Ненавидя римлян Митридат решился изгнать их из Азии: победил римские легионы, а жители, по его совету, перебили в одну ночь римских колонистов, не пощадив даже детей и стариков. Помпеи одержал над Митридатом несколько побед и принудил его бежать в северные владения, находившиеся в нынешнем Крыму. Оттуда Митридат готовился идти на Италию, но против него возмутился его любимый сын Фарнак, и Митридат в отчаянии кончил жизнь самоубийством (В крымских владениях местопребыванием Митридата был г. Пантикапея, на месте нынешней Керчи. Митридат устроил там ветряную мельницу, которая, как полагают, была первою в мире.). Фарнак получил от Помпея часть отцовских владений с условием платить дань Риму. В союзе с Митридатом VI был его родственник Тигран, царь Армении, но когда Помпеи вторгся в его владения, Тигран смирился и, прибыв в римский лагерь, хотел, по азиатскому обычаю, пасть перед Помпеем ниц и положить свою диадему к его ногам. Помпеи не допустил Тиграна, титуловавшегося «Царем царей», до такого унижения, возложил на него диадему и с почетом ввел в палатку. По договору, заключенному с Помпеем, Тигран отказался от многих своих земель и уплатил Риму большую контрибуцию. В то же время (63 г.) Помпеи подчинил Риму Грузию, многие другие кавказские страны и, кроме того, Сирию, Финикию и Палестину. Войдя однажды в Иерусалимский храм, Помпеи удивился, что в храме не было ни одной статуи, и сказал: «Безбожный народ!»
В завоеванных землях Азии Помпеи строил новые города (Никополь — на месте поражения Митридата), заселял старые, обезлюдевшие от войн азиатов между собою, и вообще водворял порядок. В Рим Помпеи возвратился с огромными сокровищами и с большим числом знатных пленников, в числе которых находился иудейский царь Аристовул из дома Маккавеев. Располагая многочисленным войском, Помпеи мог бы сделаться единодержавным правителем Рима, но не отважился на это. Несколько позднее правителем Римской республики сделался Юлий Цезарь.
70. Первый триумвират (60 г.). Завоевания Юлия Цезаря. Юлий Цезарь, происходивший из древней знатной фамилии (род. 100 г.), получил прекрасное образование под руководством греческих учителей и славился красноречием и другими талантами. Отличительною чертою его характера было честолюбие. Однажды, смотря на статую Александра Македонского, он сказал: "В мои лета он завоевал уже целый мир, а я еще ничего не сделал!" В другой раз, когда он проезжал через бедную деревню Альпах и когда его спутники заметили ему, что и в этой глуши существуют зависть и честолюбие, он ответил: «Без сомнения; что же касается до меня, то я лучше бы желал быть первым в деревне, чем вторым в Риме».
   Сделавшись вождем пролетариев, Цезарь угождал им и издерживал много денег на подарки и гладиаторские игры, так что впал в долги. Стараясь поправить свои денежные дела, он сблизился с Крассом, первым богачом в Риме, затем подружился и породнился с Помпеем, который был недоволен сенатом. Эти три мужа заключили между собою тайный союз триумвират (тройственный) с намерением оказывать влияние на дела республики. Триумвиры устроили так, что сенат отдал им в управление провинции: Красе получил богатую Сирию, куда вскоре и отправился; Помпеи — в Испанию, которою он управлял чрез своих помощников (легатов); сам же остался в Риме, чтобы наблюдать за сенатом и оптиматами. Цезарь взял Галлию, надеясь образовать в ней преданное войско. Галлия состояла из нынешней Ломбардии (Галлия Доальпийская) и из небольших земель в нынешней юго-восточной Франции. С небольшим, но отборным войском Цезарь начал войны с независимыми галлами, жившими между р. Рейном и Атлантическим океаном; он покорил их очень скоро, но они часто возмущались, так что их приходилось усмирять вновь. Окончательное завоевание Галлии совершилось по прошествии 8-ми лет. В это же время Цезарь вел успешные войны с дикими германцами, жившими по правую сторону Рейна.
71. Борьба Цезаря с Помпеем. Во время галльской войны триумвират расстроился, так как Красе погиб в Азии, а Помпеи, завидуя Цезарю, перешел на сторону сената и оптиматов. Когда галльская война была окончена и Цезарь находился уже в Северной Италии, сенат, по настоянию Помпея, приказал Цезарю распустить легионы и возвратиться в Рим. Цезарь не послушался и, сказав: «Жребий брошен!», перешел со своими легионами Рубикон. Так началась в Римской республике междоусобная война. Оптиматы не были готовы к борьбе. Самонадеянный Помпей еще ранее говаривал: «В каком бы месте я ни топнул ногою, и выйдут легионы!» — «Топай же,— сказал ему насмешливо один из оптиматов,— пришло время!» Не имея достаточно войска в Италии, Помпеи и оптиматы бежали в Грецию, где и собрали легионы. Цезарь вошел в Рим и составил из своих приверженцев новый сенат, объявивший его диктатором, а Помпея — «врагом отечества». Устроив дела в Италии и захватив легионы Помпея в Испании, Цезарь последовал за своими врагами в Грецию.
   Чтобы ускорить переправу войска через Адриатическое море, Цезарь переоделся рабом и в рыбачьей лодке поплыл через море, поднялась буря; рыбак испугался и хотел вернуться назад. «Не бойсн,— сказал диктатор,— ты везешь Цезаря и его счастье». Волны отбросили лодку к берегу, и Цезарь спасся от опасности, угрожавшей ему со стороны неприятельского флота. Неприятели встретились в Офессалии, где при г. Фарсале произошла битва (48 г.). Перед сражением Цезарь дал своим воинам приказание щадить пролетариев, оптиматов же поражать копьями в лицо, так как богатые римляне того времени более всего боялись шрамов на лице. Оптиматы первые покинули поле битвы, за ними бежал и Помпей, оставив весь свой лагерь. Побежденный Помпей надеялся найти убежище в Египте, но там он был убит по приказании фараона Птолемея IX, отца которого он некогда облагодетельствовал. Тело Помпея было брошено на морском берегу, и один  рыбак из жалости сжег его на костре, сделанном из обломков рыбачьей лодки. Спустя несколько времени в столицу Египта Александрию прибыл Цезарь и достойным образом похоронил прах Помпея; неблагодарного же фараона Птолемея свергнул с престола и возвел на его место сестру его Клеопатру.
   Из Египта Цезарь пошел в Азию против возмутившегося Фарнака (§ 69) и в пять дней окончил поход. «Я пришел, увидел, победил»,— писал он своему другу по поводу этого похода.
72. Единовластие и смерть Цезаря (44 г.). По возвращении в Рим Цезарь отпраздновал несколько триумфов и щедро оделил воинов и пролетариев деньгами, хлебом и т. п. Сенат возвел Цезаря в пожизненные диктаторы, дал ему титул императора, разрешил всегда носить пурпуровую тогу и назвал его именем один месяц в году (июль). Цезарь правил республикою около трех лет. Народ был доволен его правлением, оптиматы же тайно вредили ему. Цезарь знал о кознях оптиматов, но не мстил им. Наконец  некоторые сенаторы составили на жизнь Цезаря заговор, во главе которого был Юний Брут, родственник и любимец Цезаря, потомок древнего Брута (§ 56). Цезаря предупреждали о заговоре; один предсказатель говорил даже, что в мартовские иды (средние дни месяца) ему угрожает опасность, но он ничему не верил. 15 марта Цезарь отправился в сенат; на дороге он встретил предсказателя и обратился к нему: «Вот иды пришли!» — «Пришли, но не прошли»,-— ответил тот. Едва Цезарь занял в сенате золотое диктаторское кресло, как на него напали заговорщики, явившиеся в сенат со скрытыми кинжалами. Он хотел было защищаться, но, увидя между ними своего любимца Брута, направляющего на него удар, закрылся тогой и со словами: «И ты, Брут!» — пал мертвым к подножию статуи Помпея. Друзья вынесли тело Цезаря на форум, где оно было поднято, и народ с ужасом увидел на груди своего любимого правителя 23 раны. Толпам рассвирепела и подожгла здание, в котором был убит Цезарь; заговорщиков везде искали, но они спаслись бегством. Из обломков скамеек и кафедр наскоро сделали костер, на котором и был сожжен труп Цезаря. Воины бросали на костер свое оружие и венки, полученные ими за храбрость.
   При Юлии Цезаре был исправлен календарь, получивший название «Юлианского».

 

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (ОТ 30 г. ДО Р. X.— ДО 476 г. ПО Р. X.)

73 Октавиан Август. Цезари. Конец смутам в Римской республике положил внук Цезаря Октавиан, получивший от сената титул Августа, т. е. священной особы. Превратив Римскую республику в империю, Октавиан, подобно Цезарю, заботился о всех покоенных римлянами народах и, кроме того, завел постоянное войско украсил Рим роскошными зданиями и поощрял занятия искусствами и науками. Во время Октавиана Августа жили поэты — Гораций и Вергилий, и историки: Тит Ливии, Саллюстий и Корнелий Непот.
   В 30-й год правления Октавиана случилось событие, самое важное для человеческого рода,— Рождество Христа Спасителя. После Октавиана Августа империею управлял один за другим: Тиверий, Калигула, Клавдий и Нерон. В правление Тиверия пострадал Христос Спаситель, а при Нероне было первое гонение на христиан, причем были замучены апостолы Петр и Павел. Все правители причислялись к дому Цезаря, почему и назывались цезарями. Преемники цезарей, правившие Римскою Империею, называются императорами; название же цезаря некоторые императоры давали своим соправителям или наследникам. Из числа императоров замечателен Веспасиан, при котором был разрушен Иерусалим.
   74. Разрушение Иерусалима 70 г. При цезаре Нероне римские наместники стали притеснять евреев, которые вследствие этого восстали. Для усмирения их Нерон послал полководца Веспасиана. Веспасиан успешно воевал с евреями, но не мог усмирить |их окончательно, так как после Нерона был избран в императоры. Начальство над легионами в Палестине принял сын Веспасиана Тит, подступивший к Иерусалиму и осадивший его в то время, .когда, по случаю празднования Пасхи, в нем собралось много евреев. Иерусалим был сильно укреплен, но в римском лагере находились громаднейшие осадные орудия. В первый день осады римские тараны били в стены Иерусалима с таким грохотом, что евреи подняли вопль. Римские баллисты бросали камни величиною в три пуда и на расстояние двух стадий (около 180 саж.), причем камни, падая на землю и подпрыгивая, долетали до таких мест, где их и не ожидали. После нескольких недель осады в Иерусалиме начался голод. Евреи стали перебегать в римский лагерь, где одних из них по приказанию Тита распинали на кресте, других же сами римские воины тайно умерщвляли, так как было известно, что некоторые из перебежчиков глотали золотые монеты, желая спасти их от расхищения. Но большая часть осажденных, несмотря на голод, храбро защищали город. На пятом месяце осады римляне завладели самыми укрепленными частями города: Сионом и Акрою, и подожгли находившийся там храм. Евреи, оборонявшие храм, сами бросались в пламя и на римские копья или же убивали друг друга. Попавшиеся в плен евреи частью были обращены в рабов, частью осуждены на растерзание зверями.
   Во время триумфа Тита в Риме знатные пленники несли золотой жертвенный стол, семисвечник, книгу Закона и другие священ, иные предметы, вывезенные из Иерусалима. Впереди пленников шел один из защитников Иерусалима, Симеон, который, по окончании торжества, был высечен на площади железными прутьями и обезглавлен. Сцены из триумфа Тита были изображены на триумфальной арке, существующей и доныне.
75. Гонения на христиан. Римляне полагали, что с разрушением Иерусалима вера в единого Бога исчезнет и в империи будет господствовать вера в Юпитера Капитолийского и в других языческих богов; но вышло иначе. Рассеявшись по всей империи, евреи всюду твердо хранили веру в Мессию и в единого Бога; мало-помалу и язычники, среди которых евреи поселились, ознакомились с их учением и таким образом подготовились к принятию христианства. Независимо от этого, учение Иисуса Христа быстро распространилось между народами, подчиненными римлянам. Всюду, где появлялись христиане, они сближались между собою, составляли общины, или союзы, и оказывали друг другу помощь в болезнях и несчастиях; каждая община управлялась самым старшим по возрасту членом, носившим название пресвитера, или священника. В Риме, после мученической смерти апостолов Петра и Павла (при Нероне), постепенно образовалось несколько общин, которые вместе составляли церковь; церковь управлялась советом пресвитеров, во главе которого был епископ, т. е. надзиратель.
   Римляне ненавидели христиан за то, что они принимали в свои общины рабов и не воздавали поклонения статуям императоров;  сверх того, они смешивали их с евреями, которых римляне называли не иначе, как бунтовщиками. Простой народ верил, что . христиане в своих молитвенных собраниях совершают нечестивые дела и что нечестие их служит причиною общественных бедствий: пожаров, засухи, голода и т. д. Лишь только одно из этих несчастий постигало империю, христиан хватали и отправляли в ссылку или отдавали на съедение зверям в амфитеатрах. В Риме и в Неаполе до настоящего времени сохраняются подземные пещеры, или катакомбы, в которых первые христиане совершали богослужение и погребали мучеников.
76. Утверждение христианства в империи. Несмотря на преследования, число христиан в империи все более и более возрастало, и в начале IV в. христианская вера была признана императорами. Этому много способствовала св. Елена. Она была родом из Месопотамии и происходила из низшего сословия. Римский офицер Констанций Хлор (т. е. бледный), находясь в Месопотамии, познакомился с нею и вступил в брак; позднее, сделавшись цезарем, т. е. помощником императора, он, по воле своего повелителя Диоклетиана, был вынужден удалить от себя Елену и вступить в новый брак. Елена, оставляя дом цезаря, должна была разлучиться с своим сыном Константином. Много лет провела она в «единении и в это время ознакомилась с христианским учением. Когда, по смерти Хлора, Константин сделался императором, он вызвал ко двору свою мать. Будучи уже христианкою, Елена покровительствовала христианам и склонила Константина к принятию Христовой веры. Между тем Константин встретил соперников; из них самым опасным был Максенций, завладевший Римом. Отправляясь с небольшим войском в поход против Максенция, Константин стал обдумывать, какое божество избрать ему в заступники. Однажды он увидел на небе крест с надписью «Сим победишь!» — и после того приказал сделать знамя с изображением креста вместо орла. Бывшие в его войске христиане, воодушевляемые символом своей религии, сражались храбро. Максенций был побежден, бежал и утонул в р. Тибре. С другим своим соперником Лицинием Константин некоторое время жил в мире и вместе с ним управлял империею. В это время, именно в 313 г., 1 сентября, был издан указ, на основании которого христиане свободно могли исповедовать свою веру, а язычники — креститься (в ознаменование этого события было поставлено считать начало года с 8 -го сентября). По смерти Лициния Константин один управлял империею и старался утвердить в ней учение Христа. Повсеместно было введено празднование воскресного дня; многие богатые языческие храмы были превращены в христианские; епископы и другие духовные лица стали получать земли и т. п. Св. Елена открыла в развалинах Иерусалима пещеру Гроба Господня, а в ней крест, на котором был распят Иисус Христос, и построила храм Воскресения Христова. В это же время был восстановлен Иерусалим и населен христианами. Римляне были недовольны императором за его покровительство христианам; отчасти вследствие этого Константин перенес свою столицу из Рима в греческий город Византию, наименовав его «Новым Римом»; позднее этот город стал называться Константинополем. В Новом Риме Константин построил несколько христианских церквей, языческих храмов и ипподром, или цирк (здание для гладиаторского боя и конских ристаний).
   Константин принял крещение только перед смертью; некоторые полагают, что он откладывал совершение этого таинства потому, что думал креститься в р. Иордане.— Христиане назвали его Равноапостольным; язычники поместили статую императора между статуями богов, а история назвала Константина Великим.

77. Начало монашества. Ко времени Константина В. на Востоке было много христиан, добровольно осуждавших себя на Разные лишения. Так, одни из них часто постились, другие давали обет молчания, иные не вступали в брак; все такие христиане наазывались аскетами, или подвижниками. Более строгие аскеты удалялись в пустыни и в леса, где жили одни, почему и получили азвание анахоретов, или пустынников. Из числа анахоретов особенно замечателен св. Антоний. Он был сын богатых родителей из Верхнего Египта и прожил в уединении много лет, получая пищу всего два раза в год от своих друзей. Позднее недалеко от жилища Антония поселились и другие благочестивые христиане Живя каждый в своей хижине, пустынники вместе собирались для молитвы, для беседы с Антонием и для работ; такие отшельники назывались монахами. Затем монахи стали жить в одном здании, подчиняясь известным правилам и настоятелю, называвшемуся «аввою», или отцом (оттуда французское — аббат); такая общая обитель называлась киновией, или монастырем. Наиболее замечательный монастырь был учрежден в царствование Константина В.325 г., недалеко от Фив св. Пахомием, учеником св. Антония.
78. Торжество христианства. Христианство окончательно утвердилось в царствование императора Феодосия Великого, при котором был потушен огонь в римском храме Весты, были прекращены Олимпийские игры, одни языческие храмы закрыты, а другие разрушены.
  При Феодосии анахореты, монахи и другие духовные лица оказывали большое влияние на общественные дела. Так, однажды жители г. Антиохии, раздраженные притеснениями чиновников, перебили статуи императора и императрицы. Феодосии послал в Антиохию сановников с приказанием казнить всех виновных. Узнав об этом, жители Антиохии перепугались, и только одни духовные успокаивали их. Епископ отправился к императору, чтобы ходатайствовать о помиловании своей паствы; священник же Иоанн Златоуст своими наставлениями утешал граждан (Иоанн Златоуст позднее был епископом в Константинополе и составил литургию). В отсутствие епископа прибыли в Антиохию посланные императором сановники. У города их встретил нищенски одетый анахорет Македонии и потребовал, чтобы они сошли с коней. Сначала сановники обиделись, но, узнав, с кем говорят, сошли с лошадей и обняли колена Македония. «Император оскорбился тем, что разбиты его изображения,— говорил анахорет,— но разве люди, которых он приказал казнить, не драгоценнее статуи? Разбитые статуи легко заменить новыми, между тем как и всей власти императора недостаточно, чтобы возвратить жизнь хотя одному казненному». Сановники, убежденные доводами пустынника, возвратились к императору для совета. Феодосии, смягченный уже епископом, отменил свое приказание.
   В другой раз произошло возмущение в городе Фессалонике (Солуне), и Феодосии в гневе приказал перебить всех жителей. Когда после этого Феодосии прибыл в Милан, уважаемый всеми епископ Амвросий написал ему письмо, в котором упрекал за беззаконное деяние и призывал к покаянию. Феодосии сознался в преступлении, пожелал покаяться и пошел в церковь; но в ту минуту, когда он хотел переступить порог, перед ним предстал Амвросий и потребовал публичного покаяния в преступлении, совершенном публично. Феодосии сложил с себя знаки императорского достоинства и среди церкви перед народом признал себя преступником. Только через восемь месяцев Амвросий дал ему разрешение от грехов и принял его в лоно церкви.
  Св. Амвросий составил церковную песнь: «Тебе, Бога, хвалим!»
 

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
 

79. Варвары. Феодосии В. перед смертью 395 г. разделил империю на две части: Восточную и Западную. В Восточную часть со столицею Константинополем входили: Балканский полуостров, азиатские земли, Египет и т. д.; к Западной со столицею Римом принадлежали Апеннинский и Пиренейский полуострова, Галлия, Британия и северо-западный берег Африки. Такое разделение было сделано Феодосией потому, что империи угрожали в это время в Европе и в Азии полудикие народы, или варвары, обороняться от которых двум правителям было легче, чем одному. Варварскими народами, занимавшими нынешнюю Германскую низменность и восточную Россию, были: германцы, славяне и народ монгольского племени — гунны. Германцы и славяне были народы земледельческие и поселились в Европе за много веков до Р. X.; кочевой же народ, гунны, пришел в нынешнюю Южную Россию незадолго до царствования Феодосия В. Рассказывали, что гуннов привлекли в Европу слухи об изобилии золота в Римской империи (гунны любили золото, но не издерживали его, а зарывали в землю). В IV в., незадолго до царствования Феодосия В., гунны напали на германские племена, после чего началось так называемое Великое переселение народов; под этим разумеется вторжение германцев во владения Римской империи, продолжавшееся около 100 лет. Впрочем, случалось, что некоторые германские племена мирно поселялись в империи.
   Оставляя родину, германцы разбирали свои деревянные, крытые соломою жилища и вместе с домашнею рухлядью укладывали их на большие телеги, запряженные волами; в других телегах, имевших вид кожаных палаток, помешались жены, дети и больные; мужчины шли пешком или ехали верхом. При стрече с римскими легионами германцы-мужчины строились в боевой порядок и вступали с неприятелем в бой, причем сильно кричали, а женщины и и в то же время барабанили по крышам повозок.
80. Аларих — король вестготов. Между германскими племенами были готы, занимавшие долгое время земли по обеим сторонам р. Днестра; жившие по правую сторону этой реки назывались вестготами (т. е. западными готами); а по левую — остготами (т. е. восточными готами). Остготы были покорены гуннами, вестготы же искали убежища в империи и, с согласия императора поселились на Балканском полуострове, дав обещание защищать империю от других варварских народов. Император, по договору, обязался доставлять вестготам хлеб по низким ценам, но римские чиновники продавали его по высокой цене, вследствие чего вестготы восстали. Феодосии В. усмирил их. Когда же восточною частью империи стал править сын Феодосия Аркадий, вестготы снова восстали и долго опустошали Балканский полуостров. Наконец Аркадий поселил вестготов в области Иллирии, правителем которой назначил их полководца Алариха. Вестготы любили своего предводителя и провозгласили его конунгом, или королем, в знак чего, по германскому обычаю, подняли его на щите. Раздав вестготам оружие, найденное в римских арсеналах, Аларих повел их на Западную империю, которою тогда правил Гонорий, брат Аркадия. Боясь варваров, Гонорий оставил Рим и заперся в г. Равенне, защищенном болотами и высокою стеною. Полководец Гонория Стиликон, по происхождению варвар, на этот раз отразил Алариха, и вестготы возвратились в Иллирию. Эта победа праздновалась в Риме гладиаторскими играми. Рассказывают, что во время их один монах выпрыгнул из ложи на арену и стал разнимать сражающихся; зрители были так раздражены этим, что забросали монаха каменьями; но вскоре после этого они раскаялись и без ропота подчинились закону, изданному еще Константином В. и запрещавшему гладиаторские игры навсегда. Вскоре Аларих снова вторгся в Италию и осадил Рим. Осажденные просили мира и говорили, что если Аларих доведет город до отчаяния, то ему придется сражаться с многочисленным народом, «Чем гуще трава, тем лучше косить»,— отвечал король варваров. Рим был взят и разграблен, причем варвары пощадили только храмы и тех жителей, которые нашли в храмах убежище (вестготы были христиане, но еретики ариане). Из Рима Аларих пошел в Южную Италию, но на пути умер. Вестготы отвели воду в одной реке и в русле ее похоронили своего короля в полном вооружении и с сокровищами; затем снова пустили воду, а работавших при этом пленников перебили из опасения, чтобы враги не узнали, где похоронено тело короля вестготов, и не потревожили его праха.
   По смерти Алариха вестготы оставили Италию и основали по обе стороны Пиренеев Вестготское королевство.
81. Аттила. В первой половине V столетия правителем гуннов сделался Аттила. Столица его находилась в нынешней Венгрии.— Однажды пастух принес Аттиле найденный в земле большой заржавленный меч; гуннский правитель принял находку за предзнаменование и объявил, что Бог посылает ему этот меч для покорения вселенной. Составив многочисленное войско из гуннов, подвластных ему остготов и других германских и славянских племен, Аттила отправил в Константинополь послов с требованием дани. Император Маркиан ответил: «Золото храню для друзей, а для врагов же у меня есть железо». Такой ответ не остановил бы Аттилы, но, считая Константинополь неприступным, он решил идти на Западную империю, которою в то время правил Валентиниан III. Аттила потребовал от него половины его царства и получив отказ, вторгся в Галлию, истребляя и сжигая все, встретившееся на пути: «Я бич Божий! Я молот вселенной! Там, где гуннский конь, не должна расти трава»,— говорил гуннский царь.
  Разгромив значительную часть Галлии, Аттила подступил к Орлеану на р. Лоаре. Объятые ужасом жители хотели сдаться, но епископ города св. Аньян обнадеживал их Божьего помощью. Действительно, через некоторое время жители увидели вдали многочисленное войско; это были римские легионы под начальством искусного полководца Аэция, союзники римлян — вестготы и другие германские народы. Аттила отступил от Орлеана в нынешнюю провинцию Шампань. Там, при г. Шалоне на Марне, на Каталаунской равнине, произошло сражение 451 г., в котором пало более 150000 человек. Побежденный Аттила к ночи отступил в свой лагерь. Опасаясь нападения римлян на следующий день, он велел сделать из седел костер и положил на него все драгоценности, намереваясь сжечь себя на этом костре, если римляне ворвутся в его лагерь; но Аэций не преследовал Аттилы. Желая отметить за поражение при Шалоне, Аттила в следующем году напал на Италию. Жители многих сел и городов бежали в горы и на острова (возникновение Венеции), некоторые же города, в числе которых был и Милан, подчинились Аттиле. В Милане Аттила увидел картину, изображавшую императора сидящим на троне, а гуннских вождей распростертыми у его ног. Аттила приказал живописцу поместить на троне гуннского царя, а императора у его ног.
   Покорив Северную Италию, гунны намеревались идти на Рим, но в это время Валентиниан III отправил к Аттиле посольство, во главе которого находился римский епископ, св. Лев. Послы предложили гуннскому повелителю богатые дары и обещали платить ему дань, а св. Лев указал Аттиле на судьбу Алариха, внезапно умершего после разграбления Рима. Когда сделалось известно, что Аэций с войском приближается к Северной Италии, Аттила отступил, угрожая снова возвратиться; но, вернувшись в столицу, умер во время празднования своей свадьбы. Труп Аттилы, заключенный в три гроба: золотой, серебряный и железный, был зарыт вместе с богатою добычею ночью в пустынном месте; рабы же, служившие при похоронах, были умерщвлены.
82. Падение Западной Римской империи 476 г. По смерти Аттилы Гуннское царство распалось. Сделавшись самостоятельными, германские племена стали усиленно вторгаться в Западную империю. В числе других в Италию прибыли герулы, народ жестокосердый, у которых было в обычае убивать стариков, неспособных к работе. Герулы под начальством Одоакра поступили на службу к императору. Один христианский отшельник еще задолго предсказывал Одоакру, что он сделается королем. Предсказание сбылось: в 476 г. Одоакр свергнул с престола малолетнего императора Ромула-Августула и объявил себя королем Италии. Событие это называется Падением Западной Римской империи. Одоакр правил недолго и вскоре был убит остготами, завладевшими Италиею.
   Кроме Остготского и Вестготского королевств, в пределах Западной Римской империи находились еще следующие варвар, ские владения: в Британии — семь англосаксонских королевств; в Галии — Франкское и Бургундское; в северной Африке, в области Карфагена — Вандальское. Остготы, бургунды и вандалы исповедовали христианство по еретическому учению Ария, франки же и англо-саксонцы были язычники.

сс.36-58

Далее


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008