НАРОДЫ, СОБЫТИЯ И ЛИЦА ИЗ СРЕДНЕЙ, НОВОЙ И РУССКОЙ ИСТОРИИ

   Падением Западной Римской империи оканчивается древняя история События, совершившиеся после падения Западной Римской империи до открытия Америки (476—1492), входят в среднюю историю, события же, следовавшие за открытием Америки и по настоящего времени, составляют предмет новой истории

ГРЕЧЕСКАЯ, ИЛИ ВИЗАНТИЙСКАЯ, ИМПЕРИЯ В VI, VII И VIII ВВ.
 

  Восточная империя в средние века называлась Греческою, или Византийскою После падения Западной Римской империи она существовала около 1000 лет, хотя постоянно была окружена враждебными народами В первые века ее существования замечательными императорами были Юстиниан I Великий в VI в , Ираклий в VII в и Лев III Исаврийский в VIII в
  83 Юстиниан I В., 527—565, происходил из крестьянской семьи, жившей в нынешней Болгарии Дядя Юстиниана Юстин в молодые годы прибыл в Константинополь, на заработки Благодаря высокому росту, он попал в императорскую гвардию, сделался начальником этой гвардии и, наконец, в преклонные годы был избран императором Юстиниан с детства жил при своем дяде и получил прекрасное образование По смерти Юстина он был избран в императоры на 43 м году от роду и, по обычаю, вскоре был венчан на царство столичным патриархом
  Во время великого переселения народов в Византийской империи промышленность находилась в упадке, но при Юстиниане В она была восстановлена К началу его царствования торговля шелковыми материями была в руках персов, продававших эти материи по высокой цене Сожалея о том, что на счет его подданных обогащаются враги империи и к тому же идолопоклонники, император решил ввести шелководство в своей стране, но заботы его о том не имели успеха, пока ему не помогло следующее обстоятельство однажды прибыли к нему два жившие в Китае монаха (миссионеры) и сообщили, что яички шелковичных червей могут быть перенесены из Китая в Европу Юстиниан щедро одарил монахов, и, по его просьбе, они снова отправились в Китай, обманом приобрели яички и, скрыв их внутри посохов, принесли в Константинополь Под руководством тех же монахов из яичек при помощи теплоты (навозной) вывелись черви, которых выкормили листьями тутового дерева При первом преемнике Юстиниана греки в уходе за шелковичными червями и в обработке шелка не уступали китайцам
  Юстиниан приблизил к себе лучших архитекторов, по планам которых было построено много храмов, богаделен, ночлежных домов и крепостей. Из храмов, построенных при Юстиниане, сохранился и до настоящего времени собор св. Софии, т. е. премудрости Божией. Над ним работало 10000 человек в течение почти 6-ти лет. Император, одетый в полотняную тунику, ежедневно приходил на работы и поощрял рабочих своим простым обхождением с ними и наградами. Войдя в построенный уже собор, Юстиниан воскликнул: «Слава Господу, признавшему меня достойным совершить столь великое дело! Я превзошел тебя, Соломон!»
  Софийский собор, славившийся своим высоким куполом и изящною богатою внутреннею отделкою, в течение последующих 10000 лет был единственным великолепным храмом во всем христианском мире (турки в 1453 г. превратили его в главную мечеть и сделали к нему много пристроек).
  Юстиниан I вел много войн, но сам не участвовал в походах. Замечательным его полководцем был Велизарий. Он покорил Вандальское царство, за что получил триумф (эту честь, со времени Тиверия, императоры предоставляли только себе). В числе пленных при триумфе был вандальский король Гелимер, закованный в серебряные цепи. Когда с него снимали королевское облачение, он спокойно повторял слова Экклезиаста: «Суета сует и все суета». Вслед за покорением Вандальского царства Велизарий начал войну с остготами в Италии. Остготы были многочисленны, великорослы и весьма воинственны, но Велизарий, несмотря на малочисленность своего войска, одержал над ними много побед. Чтобы удержаться в Италии, остготы предложили Велизарию корону. Притворно согласившийся Велизарий был впущен с войском в укрепленную Равенну, местопребывание остготского короля. Овладев этим городом, он перестал уже притворяться, взял в плен остготского короля Витигеса и отправил его в Константинополь.- Велизарий также успешно воевал с другими врагами Византии, именно: с персами в Азии и со славянами в Европе.
   Военные успехи доставили Велизарию славу и любовь войска и народа, но вместе с тем у него появилось много завистников и врагов при дворе; сам Юстиниан не доверял ему. Однажды был открыт заговор против императора. Один из заговорщиков оклеветал слуг Велизария, а слуги, подвергнутые пыткам, показали на своего господина. Позванный на суд, Велизарий счел унизительным защищаться от клеветы, и суд приговорил его к смертной казни. Юстиниан смягчил наказание и приказал только отобрать от него имущество и заключить в цепях в тюрьму. Когда позднее была доказана невинность Велизария, император возвратил ему прежнее положение; но, потрясенный огорчениями и неблагодарностью, полководец вскоре скончался. Позднее много столетий верили выдуманному рассказу, что Велизария ослепили и что он питался милостынею, которую выпрашивал для него водивший его мальчик.
  84 Ираклий до избрания в императоры был наместником в Африке и славился как искусный полководец; по вступлении же на престол стал вести праздную и роскошную жизнь. Пользуясь этим, персидский царь Хозрой II отнял у Византии Египет, Палестину, Сирию и другие азиатские земли империи, причем взял в плен много христиан и захватил в Иерусалиме Животворящий Крест. Затем персы подступили к берегу Фракийского Босфора, угрожая разрушить Константинополь, в знак чего на знамени их было изображение молота и наковальни*. Ираклий не мог защитить столицы и обязался ежегодно доставлять Хозрою: 1000 талантов серебра, 1000 шелковых одежд, 1000 девиц и 1000 коней; но в промежуток времени, назначенного для уплаты этой дани, он пробудился от беспечности и успел составить войско, с которым совершил несколько походов в Персию. Во время походов император носил простое одеяние и исполнял тяжелые работы вместе со своими воинами. В последний поход Ираклий одержал недалеко от развалин Ниневии блестящую победу над Хозроем. Персы возмутились против своего царя и умертвили его. Преемник Хозроя заключил мир с Ираклием, возвратил завоеванные земли и выдал ему Животворящий Крест, христианские знамена и пленных. По возвращении в империю Ираклий посетил Иерусалим и сам внес на Голгофу Животворящий Крест. Но через несколько лет опустошенные персами страны: Сирия, Палестина, Египет, подпали под власть арабов.
85. Лев III Исаврийский. Феодора. В VIII в. Византия была еще более ослаблена внутренними смутами, виновником которых был первый император из Исаврийского дома, Лее III.
  Он происходил из простого класса малоазиатского племени исавров Родители его, переселившиеся во Фракию, вели торговлю скотом По поручению отца, он должен был однажды, еще юношею, лично доставить императору несколько сот баранов За развязность в обращении император поместил Льва в свою гвардию Так как Лев был храбр и трудолюбив, то скоро возвысился по службе и, наконец, был избран в императоры
  Считая поклонение иконам несогласным с христианскою религиею, Лев III издал в 726 г. эдикт (указ), запрещавший иконопочитание. Чтобы придать больше значения своему распоряжению, император хотел склонить к подписанию эдикта патриарха Германа, почти столетнего старца, но тот отвечал: «Брось меня в море, но без Вселенского Собора я не могу вводить что-либо новое в делах веры». Герман удалился от дел, а новый патриарх исполнил волю императора. С тех пор началось по всей империи преследование иконопочитателей, продолжавшееся более ста лет. Иконопочитание было восстановлено набожною императрицею Феодорою, 842 г.
  Ново-Персидское царство, образовавшееся в III в. после Р X., находилось области рр Тигра и Евфрата.



АРАБЫ

После новоперсов особенно много бед причинили Византии арабы.

86. Арабы до Магомета. Арабы принадлежат к одному племени с евреями и в Европе сначала назывались сарацинами, т. е потомками Сарры, жены Авраама. С давних пор арабы занимали Аравийский полуостров и делились на оседлых, или жителей городов, и кочующих, или бедуинов, жителей шатров. Бедуины, наиболее малочисленные, делились на мелкие колена. Арабы большею частью были идолопоклонники; общим святилищем их был храм Кааба в г. Мекке. В этом храме находилось много идолов и черный камень, чтимый всеми арабами. Арабские пилигримы 7 раз обходили Каабу и каждый раз целовали камень. В VII в. в Аравии появилась новая религия, основателем которой был Магомет
87. Магомет происходил из почетной, но бедной семьи г. Мекки. Рано лишившись родителей, он жил у своего дяди Ибу-Талеба, хранителя ключей Каабы. Сначала Магомет был пастухом, а затем, в качестве работника, сопровождал торговые караваны своего дяди и других жителей Мекки. В это время он ознакомился с религиями христианскою и еврейскою. Приобрев славу честного человека, Магомет поступил в приказчики к одной богатой вдове, потом женился на ней, через что приобрел независимое положение. Отличаясь религиозностью, он уединялся в горы, где постился и молился. *
   На сороковом году жизни Магомет объявил, что ему явился ангел Гавриил и назвал его пророком Божиим. Вслед за тем он стал проповедовать веру в Единого Бога — Аллаха. Первыми последователями Магомета были его домашние, а также бедняки и рабы; большая же часть жителей Мекки не признали его учения, а арабы, занимавшиеся приготовлением идолов, сделались его злейшими врагами. Наконец составился заговор на его жизнь. Узнав об этом, Магомет бежал из Мекки в Медину, где у него было много приверженцев; это случилось в 622 г. Год бегства, или Геджера, считается магометанскою эрою.
  Через несколько лет Магомет со своими последователями завладел Меккою, выбросил из Каабы всех идолов и объявил вместо идолопоклонства почитание единого Бога, сохранив, однако же, поклонение черному камню. Очищение Каабы от идолов совершилось в пятницу, почему этот день и считается у магометан праздником. После завоевания Мекки Магомет сделался неограниченным правителем арабов и распространил свое учение по всему Аравийскому полуострову. Перед смертью (632 г.) он завещал своим последователям посетить Мекку хотя бы один раз в жизни. Магомет был похоронен в Медине...
  Учение Магомета изложено в книге «Коран» (т. е. писание) и называется исламом, а последователи этого учения — мусульманами, или правоверными.
  Главное учение Корана: вера в единого Бога и Магомета, его пророка (Иисус Христос и Моисей также признаются пророками, но ниже Магомета) Каждый мусульманин обязан молиться пять раз в день, обратившись к Мекке, обязан поститься и подавать милостыню, война с иноверными, или распространение ислама оружием, считается добродетелью, и павшим на войне обещается рай. В раю, по учению Магомета, арабов ожидает все то, что \они любили на земле, как-то: тенистые сады с источниками чистой воды, роскошные кушанья и многоженство
   Позднее последователи Магомета разделились на две враждебные секты: шиитов и суннитов.
  88 Взятие арабами Иерусалима 637 г. Другие завоевания их. Преемники пророка назывались халифами, или наместниками. Замечательным из них был Омар. В его правление арабы завоевали Палестину, Сирию, Египет и Персидское царство, причем разрушали храмы, святилища и уничтожали иконы, считая их идолами. Полунагие и плохо вооруженные арабы, однако, были весьма храбры, помня слова Корана: «Вздумаете ли бежать: рай перед вами, а позади вас пламя ада». Впрочем, завоевание Сирии и Египта не представляло арабам больших трудов, так как земли эти были ослаблены Хозроем II. Сопротивлялись, главным образом, большие города; так, Иерусалим защищался от арабов 4 месяца. Не получив помощи от Ираклия (§ 84), жители были вынуждены вступить в переговоры с неприятелем. Патриарх Софроний взошел на стену и объявил арабам, что город готов сдаться, если только халиф сам приедет к войску и заключит условия сдачи Омар согласился. Путь свой из Медины в Иерусалим он совершил на верблюде, в сопровождении одного раба, имея при себе мешок с финиками и рисом и мех с водою; во время пути он делился этою пищею с бедняками.
   По заключении договора (капитуляция) Омар на верблюде въехал в Иерусалим, указал место для построения мечети (Омаровой) и затем возвратился в Медину.
   По смерти Омара арабы завоевали земли до р. Инда, весь северный берег Африки и Вестготское королевство в Испании. Магомет завещал арабам завоевать Константинополь, и в начале VIII в. арабский флот несколько раз подступал к этому городу, но император Лев III Исаврийский спас столицу. Большую помощь в войне с арабами оказал византийцам легко воспламеняющийся состав, известный под именем греческого огня.
  Состав этот в особых снарядах (бочках, трубках, шарах) бросали с судов на неприятельские корабли, и предавали их огню Сначала состав испускал густой дым, затем следовал сильный треск, и, наконец, пламя, которое горело даже в воде
  Греческий огонь употреблялся также и в поле на булавы и на копья воинов  наматывалась пакля, напитанная составом, к дышлу колесниц прикреплялись короткие трубки, наполненные мякотью из того же состава Греческий огонь наводил ужас на неприятеля
 

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА МЕЖДУ ГЕРМАНЦАМИ И УСИЛЕНИЕ ИХ
 

  В то время, как Византийская империя ослабла вследствие войн с персами и арабами, а отчасти вследствие внутренних смут (иконоборство), западные народы, т. е. германцы, благодаря утверждению между ними христианства, усилились. О распространении христианства между германцами особенно заботились римские папы, Григорий I Великий и Григорий II.
89. Григорий I В. и Августин. Григорий I (590—604) происходил из благородной римской семьи. Сначала он занимал в Риме высокую светскую должность, но затем поступил в основанный им самим монастырь. Римляне избрали его в папы против его воли но, несмотря на это, он усердно исполнял все обязанности главного пастыря. Из смирения Григорий называл себя «рабом рабов Божиих», и после него эти слова вошли в папский титул. Особенно много Григорий заботился о бедных и страждущих. Однажды в Риме подняли на улице умершего от голода; папа приписал этот случай своей небрежности и на некоторое время сам отлучил себя от церкви.
   Будучи еще монахом, Григорий увидел однажды на римском рынке невольников. Пораженный их красотою, он спросил, какого они племени. «Англы», - отвечали ему. «Они будут ангелами, если примут христианство»,— заметил Григорий. Сделавшись папою, Григорий отправил в Британию миссию из монахов, во главе которых стоял Августин.
   Англы и одноплеменные им саксонцы, основавшие в Британии 7 королевств, были свирепы и покоренных приносили в жертву своим идолам. Но миссионеров это не устрашило, и они высадились на юго-востоке Британии, в королевстве англов, которым правил Этельберт. Опасаясь колдовства, король принял пришельцев под открытым небом. Выслушав Августина, он дал позволение проповедовать христианство и позднее сам принял крещение. Из владений Этельберта вера Христова распространилась между другими англами и саксонцами. Августин был первым архиепископом (или примасом) англо-саксонской церкви.
90. Григорий И и Бонифаций. Папа Григорий II жил столетием позже Григория I и заботился о распространении христианской веры среди тех германских племен, которые жили между рр. Рейном и Эльбою; это были фризы (ныне голландцы), саксонцы, гессенцы и др. К германцам приходило много миссионеров из Франкского королевства, но миссионеры эти, по происхождению римляне, не знали нравов и обычаев германцев, обращались с ними не так, как следовало, и потому не имели успеха. Григорий И послал к германцам англо-саксонского монаха Бонифация, или Винфрида, который по крови и языку был близок к германцам.
   Бонифаций происходил из благородной англо-саксонской семьи с ранних лет обнаружил расположение к монастырской жизни и к обращению язычников в христианство. Получив почетное звание папского миссионера, он сначала распространял христианство между фризами (в нынешней Фрисландии)7. Затем Бонифаций проник в глухую и лесную страну (нынешние Тюрингия и Гессен) и встретил там однажды язычников, приносивших жертву у священного дуба. «Вера ваша безумна,— сказал миссионер,— я срублю этот дуб, и ваши боги не защитят его»! Он взял топор и ударил несколько раз по дубу. Язычники надеялись, что боги поразят его за дерзость; этого не случилось, и, сознав бессилие своих богов, они согласились на крещение.
  Когда Григорий II возвел Бонифация в епископы Германии и когда, по просьбе папы, Бонифацию стали оказывать помощь правители Франкского королевства, миссионерская деятельность его пошла еще успешнее: он ставил священников из своих учеников, и под руководством их стали распространять христианство не только мужчины, но даже и женщины. На р. Фульде, впадающей в Везер, Бонифаций основал монастырь, сделавшийся рассадником просвещения в Германии. Возле этого монастыря позднее возник г. Фульда, существующий доныне. Около монастыря Бонифаций поселил славян в надежде, что они сделаются учителями немцев в земледелии и в других мирных занятиях.
  Бонифаций окончил свою жизнь на 70-м году, в стране фризов. Однажды он велел привести в свою палатку новокрещенных юношей для причащения. Юноши эти пришли со скрытым оружием, убили Бонифация и его сподвижников. В захваченных сундуках убийцы рассчитывали найти сокровища, но в них оказались только рукописи. Тело Бонифация, получившего в истории название «Апостола Германии», было похоронено в Фульдском монастыре, где до настоящего времени сохраняются его епископский жезл, Евангелие и кинжал, которым он был умерщвлен.
91. Клодвиг. Крещение франков 496 г. Франки были язычниками, когда отняли у римлян нынешнюю Бельгию и земли между рр. Соммою и среднюю Лоарою, с городами: Реймсом, Парижем и т. д. Они делились на несколько мелких колен и управлялись конунгами, или королями, происходившими из фамилии Меровингов. Меровинги носили длинные распущенные волосы, прочие же Франки связывали волосы на голове в пучок.
  Между Меровингами прославился Клодвиг (Людовик), который был женат на христианке Клотильде, принцессе бургундской. Последняя долго уговаривала мужа оставить язычество, но Клодвиг колебался. Случилась война с алеманнами, жившими по среднему течению Рейна. Во время битвы Клодвиг дал обещание креститься, если одержит победу. Бывшие в его войске галльские христиане воодушевились и победили алеманнов. После того Клодвиг крестился вместе с знатными франками в г. Реймсе. Когда архиепископ Реймса, Ремигий, наставлявший Клодвига в вере, рас-казал о страданиях Спасителя, то король в негодовании воскликнул: «Будь я там со своими франками, то жестоко отметил бы За Него» (месть у германцев считалась делом священным). После крещения Клодвига по православному обряду галльское духовенство помогло ему завоевать почти все земли вестготоварисщ (позднее франки завладели и землями бургундов). Клодвиг, сделавшись христианином, мало изменился к лучшему: по языческому обычаю он часто прибегал к злодействам и вероломству. Так однажды он велел сказать сыну одного конунга, своего родственника: «Твой отец стар и хром; если он. умрет, ты будешь владеть его землею, а моя дружба защитит тебя» Эти слова возбудили жажду власти в молодом человеке, и он убил своего отца. После этого Клодвиг отправил к убийце послов; тот показал им разные сокровища, полученные от отца, потом подвел их к мешку и сказал: «Отец мой сыпал в этот мешок деньги». Послы отвечали ему: «Всунь туда руку и достань со дна, что найдешь». Молодой король нагнулся, и в это время один из послов убил его. Подобным же образом Клодвиг истребил других конунгов.
92. Образование Церковной области 754 г. Пипин Короткий, Распространение христианства между германцами возвысило пап. Англо-саксонская церковь и германская по церковным делам зависели от Рима и платили папам ежегодную подать, называвшуюся «динарием св. Петра». Но сами папы, со времени завоевания Италии Юстинианом В., зависели от Византии и подчинялись наместнику императора, или экзарху. Когда Лев III Исаврийский вооружился против икон, папа Григорий II обличал его за это и даже отлучил от церкви. Лев III в гневе грозил заковать Григория в цепи и разбить в самом Риме статую Ап. Петра, но римляне заступились за любимого пастыря и за иконы, и папа отказался повиноваться императору. Таким образом, Рим при папе Григории II сделался самостоятельным (726 г.), но ему стали угрожать лангобарды (германцы), которые вскоре после смерти Юстиниана В. основали в Северной Италии королевство (568 г.), а затем намеревались овладеть всею Италиею. Папы скоро нашли себе защитника от лангобардов в правителе франков Пипине Коротком, прозванном так за малый рост.
   Пипин происходил не из королевского дома и сначала управлял землею франков потому, что король из дома Меровингов был неспособен и ленив. Пипин помогал Бонифацию в его миссионерских делах; в свою очередь Бонифаций способствовал Пипину сделаться королем франков. Так, он посоветовал ему послать епископа в Рим и спросить папу: «Кто должен владеть короною франков: тот ли, кто носит королевский титул, или кто правит народом?» Папа отвечал: «Тот должен носить королевский венец, кто заслужил его». После такого ответа Пипин был избран франками в короли и помазан Бонифацием на царство. Последнего Меровинга в знак лишения королевского сана остригли и заточили в монастырь.
   Вскоре после этого папа Стефан II прибыл в землю франков просить у Пипина защиты против лангобардов. Пипин с женою и детьми встретил папу с большим почетом и несколько времени вел за повод его коня (позднее так делали многие западные государи). Папа вновь короновал Пипина и тем освятил его королевскую власть. В благодарность за это Пипин Короткий подчинил папе франкскую церковь. Вслед за тем Пипин отнял у лангобардов несколько городов и подарил их папе, в знак чего ключи от завоеванных городов положил на гробницу св. Петра, 754 г. С этих пор папы сделались светскими правителями в Италии; владения их получили название Церковной, или Папской, области. Столицею этой области был Рим, а святынею Рима — соборный храм с мощами апостола Петра. Папы титуловались «святейшими».
   Бонифаций, главный виновник сближения пап с Пипином Коротким, умер в тот же год, когда возникла Церковная область
   Через полустолетие после основания Папской области на Западе была восстановлена империя. Это важное событие совершилось при сыне и преемнике Пипина Короткого, Карле Великом.

93. Коронование Карла Великого императорскою короною 800 г. Карл В. царствовал более 45 лет, 768—814 гг., и завоевал страну саксонцев, живших по р. Везеру, королевство Лангобардское — в Северной Италии и Северную Испанию до р. Эбро, отняв эту землю у арабов (мавров); сверх того, он подчинил славянские племена, жившие у р. Эльбы. Словом, Карл образовал обширную монархию, в которую входили все германские племена, за исключением норманнов, живших в Ютландии и Скандинавии, и англо-саксонцев, занимавших Британию. Титул короля не отвечал могуществу Карла, так как этот титул у германцев носили правители только одного племени, под властью же Карла находилось много племен, почему он и принял титул императора. Карл считал себя достойным этого титула, тем более что, по примеру римских императоров, он много заботился о распространении христианства и покровительствовал духовенству. Принятие императорского титула совершилось при следующих обстоятельствах: однажды в Риме, во время беспорядков, вооруженные люди напали на папу Льва III, ослепили его и заточили в монастырь. Папа бежал из монастыря и в сопровождении нескольких духовных отправился к королю франков просить помощи. Карл встретил его с почетом и возвратил ему власть. Вслед за тем Карл сам посетил Рим и в праздник Рождества Христова был в храме св. Петра; когда он преклонил колена перед алтарем для молитвы, папа приблизился к нему, возложил на него императорскую корону и воскликнул: «Да здравствует, Карл Август, Богом венчанный Римский Император!» Присутствовавшие в церкви три раза повторили это восклицание; затем Лев помазал Карла св. Миром преклонил пред ним колена. Событие это называется восстановлением империи на Западе. В отличие от древней Западной, эта новая империя называлась Священно-Римскою, а позднее - Священно- Римско - Германскою.
   После того Карл при торжественных случаях облачался в императорское одеяние, и все приближавшиеся к нему должны были падать перед ним на землю и прикасаться губами к его ноге (до того времени германцам был неизвестен этот обряд). Но приобретение Карлом титула императора было неприятно византийским монархам; последние, считаясь законными наследниками всех земель, занятых германцами, смотрели на германских королей, как на правителей, подвластных им, в знак чего иногда посылали им королевское облачение; со времени же Карла византийские императоры теряли надежду на возвращение западных земель. Желая избежать вражды с Восточною империею, Карл старался сблизиться с константинопольским двором и, наконец, достигнул этой цели, император Никифор признал Карла равным себе по сану и стал называть его «братом» (прежде же императоры называли германских королей «сыновьями»). Карл скончался на 71 году от роду в Ахене; тело его помещено в сидячем положении в мраморное кресло и опущено в склеп построенного при нем Ахейского собора; впоследствии же его положили в роскошную гробницу.
   Свойства Карла. Карл в детстве не был обучен грамоте (в то время на Западе думали, что образование нужно только духовным лицам), но стал учиться грамоте после восшествия на престол и, благодаря прилежанию, сделался образованнейшим государем своего времени Писать он не умел, хотя и старался выучиться этому искусству; нередко он вставал ночью, брал из-под подушки листки и дощечки, на которых и выводил отдельные буквы. Карл обладал такою физическою силою, что мог держать на одной руке тяжеловооруженного воина. Одежду носил национальную и только в торжественных случаях облачался в царское одеяние Он был набожен, посещал церковь два или три раза в день и сам пел на клиросе. Свои военные успехи он приписывал воле Божией, повторяя любимую поговорку: «Христос побеждает, Христос царствует, Христос торжествует».
Монархия Карла Великого при его сыне Людовике Благочестивом разделилась по главным народам на три части: Францию, Германию и Италию. Императорское достоинство позднее приобрели короли Германии и удерживали его за собою до начала текущего столетия.


ХРИСТИАНСТВО У ЗАПАДНЫХ И ЮЖНЫХ СЛАВЯН

94. В начале IX в., когда немцы соединились под властью императора, славяне были разъединены и слабы, хотя и занимали обширную область от рр. Волхова и Днепра до р. Эльбы и от Балтийского моря до Балканских гор; местами славяне жили в Македонии и Греции. По географическому положению они делились на восточных, западных и южных. К восточным принадлежат славяне русские; к западным — славяне, жившие ближе к немцам, именно: балтийские славяне, полабские, поляки, чехи, моравы и словаки,хорутане и хорваты; к южным — славяне, жившие иа Балканском полуострове, именно: сербы и болгары*.
  95. Свв. Мефодий и Кирилл. Распространителями христианского учения между западными славянскими племенами: мораами, чехами и словаками, были греческие миссионеры, два брата, свв Мефодий и Кирилл, известные в историй под именем славянских апостолов. Ученики св. Мефодия распространяли также христианство между южными славянами, именно болгарами.
   Мефодий и Кирилл принадлежали к знатному роду г. Фесалоники (по-славянски — Солунь); они с детства говорили на славянском языке, которому научились у славян, живших в окрестностях их города. Мефодий был старший брат; сначала он находился на военной службе и управлял славянскою областью, а позднее постригся в монахи. Кирилл 15-ти лет был взят ко двору, где и обучался вместе с царевичем Михаилом (позднее император Михаил III, сын Феодоры и Феофила, § 85). По окончании образования Кирилл принял духовный сан и оставался в столице в звании учителя. Позднее он поступил в Олимпийский монастырь, настоятелем которого был Мефодий. Около того времени мелкие племена моравов, жившие в нынешней Моравии, соединились под властью одного князя. Власть этого князя признали соседние с моравами славянские племена: чехи, словаки и др. Таким образом, на западе Европы появилось славянское государство под названием Великоморавской державы; столицею его был существующий и поныне г. Велеград. Немецкие миссионеры распространили между моравами Христову веру на латинском языке и вводили латинские (католические) обряды. Великоморавский князь Ростислав в 862 г. просил византийского императора Михаила III прислать ему проповедников веры, знавших славянский язык. Император предложил идти в Моравию свв. Мефодию и Кириллу. Готовясь к проповеди, Кирилл составил славянскую азбуку и вместе с братом приступил к переводу на славянский язык Священного Писания и богослужебных книг.
  В Моравии свв. братья ввели славянскую литургию, греческие обряды и продолжали перевод Св. Писания. Немецкие миссионеры вступили в спор со славянскими апостолами, утверждая, что молиться Богу можно только на «тех языках, на которых была сослана надпись на кресте Спасителя: еврейском, греческом и латинском, и что славянское богослужение неугодно Богу». Мало того, немцы оклеветали славянских апостолов в ереси, и они должны были идти в Рим на суд. Папа Адриан II нашел их невинными и позволил даже совершить на славянском языке литургию. В Риме Кирилл заболел и умер (14 февраля 869 г.).
  Мефодий получил от папы сан епископа, и с того времени проповедь его среди славян пошла успешнее. При новом великоморавском князе Святополке немцы стали преследовать Мефодия; во время этих преследований он скончался и был похоронен в Велеградском соборе (6 апреля 885 г.). По кончине Мефодия немцы долго держали в тюрьме его учеников (Климента, Горазда ц Лаврентия) и, наконец, изгнали их из столицы, раздев донага Изгнанники переплыли Дунай на плоту, сделанном ими самими и высадились в Болгарском княжестве. Болгарский князь Борис, крещенный греческими священниками в 861 г., радушно принял учеников св. Мефодия, и, благодаря им, православная вера по греческому обряду прочно утвердилась между болгарами. Св. Писание и богослужебные книги, переведенные с греческого на древнеболгарский язык (называемый ныне церковнославянским), позднее распространились и в нашем отечестве (Болгары, народ монгольской расы, покорили в VII в славян, живших по нижнему Дунаю, и положили, таким образом, начало Болгарскому княжеству Но болгары скоро смешались с побежденными, передав им свое название).
96. Католичество в Моравии, Чехии и Польше. В начале X в. (911 г.) Великоморавскую державу сокрушили немцы и дикие кочевники венгры (монгольского племени). Последние утвердились в восточной и южной частях Великоморавской державы, подчинив себе словаков и другие славянские племена. Ровно в 1000-й год венгры приняли католичество, за что их князь Стефан I был возведен в короли императором Священно -Римско - Германской империи. Моравы и чехи не подчинились венграм, но и они были вынуждены принять католичество и немецкое духовенство. Католичество утвердилось также между поляками, или ляхами, жившими по рр. Висле и Варте. Это произошло при первом польском короле Болеславе Храбром, современнике Стефана I, короля венгерского.
 

НАЧАЛО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА.— УТВЕРЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
 

97. Восточные, или русские, славяне пред призванием варягов. За тысячу лет до настоящего времени русские славяне занимали не всю нынешнюю Россию, а только побережье озера Ильменя, верховья рр. Западной Двины, Волги, Оки, верхнее и среднее течения Днепра с притоками и все пространство до Карпатских гор. Они жили отдельными племенами, из которых каждое имело особое название: жившие около оз. Ильменя назывались ильменскими славянами; жившие по верховьям Западной Двины, Днепра и Волги — кривичами, по среднему течению Днепра — полянами (поле), по р. Припети жили древляне (т. е. жители лесов); между рр. Сожем и Днепром — родамина; по р. Десне — северяне; по Зап. Бугу — волыняне; между Юж. Бугом и Прутом — угличи; по р.Оке — вятичи и т. д. Смотря по местности, славяне занимались земледелием, скотоводством, звероловством и торговлею. Они были высоки, сильны и выносливы. питались грубою и даже сырою пищею; в теплое время носили только белье, а в холодное, сверх того, накидывали на плечи кусок грубого полотна или звериную шкуру; ноги обтягивали кожею или же носили лыковые лапти. Оружие делалось из дерева и железа; особенно был» распространены намазанные ядом деревянные копья и стрелы. Убежищем от холода и ненастья служили избы, или истбы (истопка); в одних местностях они делались из ветвей, обмазывались глиною и покрывались камышом (малороссийские хаты), в других — из сплоченных бревен с тесовою крышею. Избы ставились обыкновенно по берегам рек и озер. В случае нападения неприятеля славяне зарывали в землю съестные припасы и ценные вещи, а сами уходили в леса и грады, т. е. города; так называлось место, огражденное земляным валом или же обнесенное деревянными стенами. У ильменских славян был град Новгород, у кривичей — Смоленск, у полян — Киев, у древлян — Коростень.
  Каждое племя было самостоятельно и управлялось старшинами, т. е. старшими в роде. Старшины собирались на сходку, или вече, где обсуждались общие дела, но единодушие между старшинами было редко, и при разногласии обыкновенно происходили ссоры и драки.
98. Соседи славян. Соседями русских славян на западе были поляки и литовцы, на севере и востоке — финны. Финны, народ монгольской расы, были невысоки ростом, слабы, занимались звероловством; от холода и ненастья они укрывались в землянках или в шалашах. Русские славяне селились среди них и строили там города, таковы: Изборск, Белоозеро и проч Другими соседями русских славян были болгары и хозары, принадлежавшие, как и финны, к монгольской расе. Болгары жили по рр. Каме и Волге, хозары владели Крымом и землями между Днепром и Волгой. Оба эти народа были магометане и занимались земледелием и торговлею. У болгар главным населенным и торговым местом был Болгар Великий при устье Камы; у хозар — Атияь при устье Волги.
   Торговля между болгарами и финнами была меновая и притом немая Болгары привозили свои товары (оружие, арабские ткани и т. д ) в известное место, отмечали их особенными знаками и оставляли, финны осматривали эти товары, клали если хотели (мвха и кожи) и потом уходили, затем приходили опять болгары и, если были довольны финскими товарами, брали их, оставляя свои, если же нет, то уносили свои товары
  
Правители хозар, каганы, имели неограниченную власть. Высшие сановники входили в их жилище не иначе как босые; простые хозары  падали пред каганом ниц, били челом и ждали позволения говорить.

сс.59-71

Далее


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008