Раскол русской церкви во второй половине XVII века явился результатом целого ряда явлений в
общественно-политической жизни и мысли. На протяжении веков существования православной церкви
в разных регионах накапливались различия в религиозном ритуале. Менее значительные, но заметные
различия существовали и в переводах, списках религиозных книг, столетиями переписывавшихся
на Руси. Укрепление единого Российского государства, выход его на широкую мировую арену поставили
перед церковной организацией вопрос об унификации обрядов внутри страны и во “вселенском”
православии. “Книжное исправление”, в необходимости которого, видимо, никто не
сомневался, породило первые раздоры между “ревнителями благочестия”. Важнейшим стал
вопрос о том, что же считать критерием благочестия. Это православный царь, говорили
идеологи крепнущего самодержавного государства; это греки, заявляли зависимые от
русской “милостыни” представители греческой православной церкви на Востоке. С
падением Константинополя (1453) преемниками православного царства и истинного благочестия стали
российские государи, выражал мнение большинства выдающийся знаток и собиратель древних
греческих рукописей Арсений Суханов. Но церковь выше царства, отвечали покоренные
турками-османами греки, утверждая, что они “всегда православию свет были и есть”. Славяне всюду чтят
московские книги и тянутся к России, писал Суханов. Нет, малороссы веруют по-гречески,
лукаво отвечал поставленный не без усилий греков молодой властолюбивый патриарх Никон,
приступая к перестройке церкви “по образу и подобию” греческой и утверждению своей авторитарной
власти.
Яркие личности открыто выступивших
против
Никона сторонников старой
веры, таких, как
Аввакум Петров,
боярыня Морозова и другие, часто заслоняют от нас реакционный характер и мелочность их споров с
официальной церковью, а главное — их относительное одиночество. Аввакум и Никон, обе крайние
позиции, были осуждены одним и тем же церковным собором (1666-1667). Но позже, когда Никон был прощен,
Аввакум был сожжен. Подлинными творцами раскола стали жестокие преследования инакомыслящих,
приблизившие последователей старой веры к задавленному крепостничеством, угнетенному
светской и духовной властью народу, поставившие их в ряд с борцами за народную правду. Не случайно
раскольники появились в крестьянской армии
Степана Разина ,
не случайно защита старой веры стала мотивом многолетней обороны Соловков от царских воевод. В «соловецком
сидении» 1668-76, участвовали не только , не принявшие церковной реформы Никона, но и крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты,
а также сподвижники С. Т. Разина. Карательной армия (св. 1 тыс. человек)
удалось овладеть монастырем после почти 8-летней осады.
Ярким
примером стал бунт старообрядцев в разгар Московского восстания (1682),
когда массы восставших поддержали людей, требовавших “спора” с
церковными властями, дискредитировавшими себя наряду с “изменниками
боярами
”.