Времена раскола

   Раскол русской церкви во второй половине XVII века явился результатом целого ряда явлений в общественно-политической жизни и мысли. На протяжении веков существования православной церкви в разных регионах накапливались различия в религиозном ритуале. Менее значительные, но заметные различия существовали и в переводах, списках религиозных книг, столетиями переписывавшихся на Руси. Укрепление единого Российского государства, выход его на широкую мировую арену поставили перед церковной организацией вопрос об унификации обрядов внутри страны и во “вселенском” православии. “Книжное исправление”, в необходимости которого, видимо, никто не сомневался, породило первые раздоры между “ревнителями благочестия”. Важнейшим стал вопрос о том, что же считать критерием благочестия. Это православный царь, говорили идеологи крепнущего самодержавного государства; это греки, заявляли зависимые от русской “милостыни” представители греческой православной церкви на Востоке. С падением Константинополя (1453) преемниками православного царства и истинного благочестия стали российские государи, выражал мнение большинства выдающийся знаток и собиратель древних греческих рукописей Арсений Суханов. Но церковь выше царства, отвечали покоренные турками-османами греки, утверждая, что они “всегда православию свет были и есть”. Славяне всюду чтят московские книги и тянутся к России, писал Суханов. Нет, малороссы веруют по-гречески, лукаво отвечал поставленный не без усилий греков молодой властолюбивый патриарх Никон, приступая к перестройке церкви “по образу и подобию” греческой и утверждению своей авторитарной власти.

   Яркие личности открыто выступивших против Никона сторонников старой веры, таких, как Аввакум Петров, боярыня Морозова и другие, часто заслоняют от нас реакционный характер и мелочность их споров с официальной церковью, а главное — их относительное одиночество. Аввакум и Никон, обе крайние позиции, были осуждены одним и тем же церковным собором (1666-1667). Но позже, когда Никон был прощен, Аввакум был сожжен. Подлинными творцами раскола стали жестокие преследования инакомыслящих, приблизившие последователей старой веры к задавленному крепостничеством, угнетенному светской и духовной властью народу, поставившие их в ряд с борцами за народную правду. Не случайно раскольники появились в крестьянской армии Степана Разина , не случайно защита старой веры стала мотивом многолетней обороны Соловков от царских воевод. В «соловецком сидении» 1668-76, участвовали не только , не принявшие церковной реформы Никона, но и крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты,  а также сподвижники С. Т. Разина. Карательной армия (св. 1 тыс. человек)  удалось овладеть монастырем после почти 8-летней осады.

   Ярким примером стал бунт старообрядцев в разгар Московского восстания (1682), когда массы восставших поддержали людей, требовавших “спора” с церковными властями, дискредитировавшими себя наряду с “изменниками боярами.


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008