Из дел «Уполномоченного по централизованному решению
проблем восточноевропейского пространства».
Меморандум относительно целей агрессии и методов установления
господства на оккупированных советских территориях от 2 апреля 1941 г.
Современная большевистская Россия, как и бывшая царская, представляет собой конгломерат весьма разнородных этнических групп. Он возник в результате аннексии Россией как родственных, так и совершенно чуждых государственных образований.
Военное столкновение с СССР поведет к чрезвычайно быстрой оккупации важных и крупных пространств. Весьма вероятно, что за первыми ударами наших вооруженных сил очень скоро последует полная военная катастрофа Советского Союза. В этом случае оккупация территории представляла бы собой не столько военную, сколь административную и экономическую проблему. Здесь возникает первый вопрос:
будет ли оккупация определяться лишь чисто военными и экономическими соображениями или ее зона должна зависеть, в частности, и от политических факторов — будущего начертания границ той или иной области? В этом последнем случае необходимо будет прежде всего определить преследуемую нами политическую цель. Это, несомненно, отразится и на военных действиях.
Если целью военных действий будет политическое уничтожение восточной империи, переживающей состояние упадка, то отсюда следуют выводы: 1) должны быть оккупированы территории огромной протяженности; 2) управлять отдельными частями этих территорий — как с административной, так и с экономической и идеологической точек зрения — нужно будет, заранее учитывая поставленные политические цели; 3) наиболее целесообразно было бы сконцентрировать в одних руках решение тех вопросов, которые касаются управления всеми этими колоссальными территориями, особенно таких, как: обеспечение важных в военном отношении поставок для продолжения войны против Англии, поддержание уровня необходимой экономической продуктивности предприятий. В случае отсутствия централизованного органа управления может случиться так, что даже принципиальные директивы, издаваемые в отдельных областях, будут построены на совершенно различных основах.
Следует еще раз подчеркнуть, что все нижеследующие соображения можно считать действительными только при условии обеспечения важных в военном отношении поставок из оккупируемых районов, поскольку эти поставки необходимы великогерманской империи для продолжения войны.
Рассматривая карту народонаселения России, знаток Востока видит перед собой следующие национальные или географические единицы:
а) Великороссия с Москвой в качестве центра,
б) Белоруссия с главным городом Минском или Смоленском,
в) Эстония, Латвия, Литва,
г) Украина и Крым; центр — Киев,
д) Донская область со столицей Ростовом, е) Кавказская область,
ж) Русская Средняя Азия, или Русский Туркестан.
А. Великороссия.
Из Московского княжества развилась после татарского ига Русская империя с ее царским режимом. Эта главная область еще и сегодня обладает наибольшей ударной силой. Поэтому, действуя против СССР, следует поставить �2609 130316353
Изменение политической системы
Лекция
20. Россия после Великой Отечественной войны (1946 - 1960 гг.)
доц. Мартющов Л.Н.,
Козлов В.А.
Вторая половина XIX - XX вв.
Курс лекций . Ч. I1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех.
ун - т, Екатеринбург, 1995
4.
Изменение политической системы
После окончания Великой Отечественной войны началась перестройка управления страной, возвращение от военных методов к мирным. В сентябре 1945 г. был распушен Государственный Комитет Обороны. Но, фактически, возврата даже к тем методам руководства, которые существовали перед войной, не произошло. Продолжали практиковаться формы руководства, укоренившиеся в годы войны и ставшие привычными. Верховный Совет собирался раз в год, чтобы утвердить бюджет. Совет Министров играл незначительную роль, все важные вопросы решались на заседаниях весьма узкого круга сталинского окружения. В течение 13 лет не созывался съезд партии, а пленум ЦК за этот период проводился лишь однажды. Все партийные вопросы решались в том же узком кругу "соратников
Сталина", куда входили
В. Молотов,
Л. Берия,
Г. Маленков,
Л. Каганович,
Н. Хрущев,
К. Ворошилов, Н. Вознесенский, А. Жданов, А. Андреев. Режим личной власти И. Сталина, установившийся с конца 30-х гг., достиг своего наивысшего развития.
Во второй половине 40-х гг. возобновились массовые репрессии. Вновь арестовывались люди, выпущенные из лагерей в годы войны. Репрессии не достигли масштабов 30-х гг., не было громких показательных процессов, но они были достаточно широкими, речь шла о сотнях тысяч. Наиболее крупным было "Ленинградское дело" (1948 г.), когда были арестованы и тайно расстреляны такие видные деятели, как председатель Госплана Н. Вознесенский, секретарь ЦК КПСС А. Кузнецов, Предсовмина РСФСР М. Родионов, глава Ленинградской партийной организации П. Попков и др. Ряд историков считают, что это дело было результатом борьбы за власть в партии двух группировок: А. Жданова и Г. Маленкова -
Л. Берии. Победители расправились с побежденными.
. В конце 40-х - начале 50-х гг. в СССР развернулась широкая антисемитская кампания. В 1948 г. начались
аресты представителей еврейской интеллигенции. Она нашла название кампании по борьбе с "безродным космополитизмом". В обстановке секретности были приговорены к смерти и расстреляны члены Антифашистского еврейского комитета. В январе 1953 г. группу врачей кремлевской больницы, евреев по национальности, обвинили в том, что они убили посредством неправильного лечения секретарей ЦК Жданова и Щербакова и готовили убийство Сталина. Эти врачи якобы действовали по заданию международных сионистских организаций. Готовилась новая волна массового террора, которую предотвратила лишь смерть И. Сталина в марте 1953 г.
После смерти И. Сталина было создано коллективное руководство страной и партией. Председателем Совета Министров стал Г. Маленков, его заместителями Л. Берия, В. Молотов, Н. Булганин, Л. Каганович. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал К. Ворошилов, а пост секретаря ЦК КПСС занял Н. С. Хрущев. Началось смягчение внутренней политики. Сразу же, 4 апреля 1953 г., прошла реабилитация по "делу врачей". Начали возвращаться люди из лагерей и ссылок.
В июле 1953 г. пленум ЦК обсудил "дело Берия". Л. Берия руководил органами безопасности и внутренних дел, был непосредственным руководителем репрессий. Его обвинили в попытке заговора с целью захвата власти. Л. Берия и шесть его ближайших сотрудников были приговорены к расстрелу.
После расстрела Л. Берия уже в открытую заговорили о массовых репрессиях и злоупотреблениях властью. Началась массовая реабилитация осужденных за политические преступления. В сентябре 1953 г. были ликвидированы особое совещание при МВО СССР и другие внесудебные чрезвычайные органы ("Тройки"). В апреле 1954 г. Верховный суд СССР пересмотрел "ленинградское дело" и реабилитировал осужденных по нему. Началась реабилитация по политическим процессам 30-х гг. В это время в печати начинается первая робкая критика "культа личности", но имя И. Сталина пока не упоминается. Начинается период, который вошел в историю под названием "оттепели".
Пересмотр "ленинградского дела" подорвал позиции Г. Маленкова. В феврале 1955 г. он был освобожден с поста
Председателя Совета Министров, на этот пост был назначен Н. Булганин. Это привело к изменению баланса сил в верхах - на первые позиции выдвинулся Н. С. Хрущев.
При нем процессы реабилитации ускорились. Прошла амнистия всех бывших военнопленных, интернированных по возвращении в СССР. Была создана комиссия по расследованию сталинских репрессий, которую возглавил П. Поспелов. Эта комиссия подготовила доклад, содержащий потрясающие примеры пыток, беззаконий, совершаемых органами госбезопасности. Встал закономерный вопрос: кто виноват в этих преступлениях?
В феврале 1956 г. проходил XX съезд КПСС - первый съезд после смерти И. Сталина. На закрытом заседаний съезда Н. Хрущев прочел
доклад "О культе личности и его последствиях". Основу доклада составили выводы комиссии Поспелова. Этот доклад произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Факты, приводимые в нем, были настолько страшны, что в СССР доклад не публиковался до 1989 г. (он был разослан в партийные организации в виде закрытого письма ЦК). По итогам доклада было опубликовано постановление ЦК КПСС, носившее весьма умеренный характер. В нем в качестве причин репрессий указывались негативные личные качества И. Сталина, о которых в свое время писал еще В. И. Ленин, а также сложная обстановка 30-х гг., вызвавшая неизбежные ограничения демократии, создавшие условия для проявления этих качеств. Вместе с тем правильность политического курса И. Сталина не подвергалась сомнению, подчеркивалось, что "культ личности не изменил и не мог изменить демократической природы социалистического строя". Вся вина возлагалась на И. Сталина.
Доклад Хрущева и развернувшаяся после съезда критика культа личности И. Сталина вызвали широкий резонанс в стране и за рубежом - произошло крушение авторитетов. Серьезные инциденты произошли в Грузии, в Прибалтике. Реакция за рубежом привела к драматическим событиям в Венгрии. Положение Н. Хрущева оказалось под угрозой. Большинство членов Президиума ЦК - Н. Булганин, В. Молотов, К. Ворошилов, Г. Маленков, Л. Каганович и др. были против Хрущева. Они противились резкой переоценке исторического прошлого, так как
сами принимали непосредственное участие в репрессиях. В июне 1957 г. они потребовали отставки Н. Хрущева. Был срочно созван пленум ЦК, на котором большинство поддержало Н. Хрущева. В. Молотов, Г. Маленков, Л. Каганович были обвинены в создании "антипартийной группы" и сняты со всех постов. С коллегиальностью руководства было покончено - Н. Хрущев получил неограниченную власть в партии и государстве. В марте 1958 г. он, оставаясь Первым секретарем ЦК, заменил Н. Булганина на посту Председателя Совета Министров СССР.
После XX съезда КПСС процессы демократизации общества усилились. Были восстановлены права народов, выселенных в годы войны (кроме крымских татар и немцев Поволжья). В 1957 г. была восстановлена автономия балкарцев, чечен, ингушей, калмыков, карачаевцев. Проведена децентрализация управления - значительно расширены права союзных республик, управление промышленностью передано совнархозам экономических районов, упразднены хозяйственные министерства. Активизировалась деятельность профсоюзов, комсомола, других общественных организаций. Однако роль государства в экономике не только не уменьшилась, но и возросла. Процессы огосударствления усиливались - в массовом порядке осуществлялся перевод колхозов в совхозы, ликвидировалась промысловая кооперация - предприятия ее превратились в государственные. Все население страны превращалось в наемных служащих, отчуждение от собственности приняло тотальный характер.
Произошел и ряд изменений в законодательстве. После XX съезда были осуждены сталинские положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, теория Вышинского о "презумпции виновности", о том, что государство не обязано доказывать вину обвиняемого, а его дело доказать свою невиновность. После обнародования фактов истязаний и пыток в органах госбезопасности рухнул тезис о том, что признание обвиняемого - главное доказательство его вины. Наконец из уголовного кодекса была убрана
пресловутая 58 статья, об ответственности за политические преступления. Был сделан шаг по направлению к правовому государству.