ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИОАННА ГРОЗНОГО. Г. 1582-1584
Война и перемирие с Швецией. Дела Литовские. Бунт
Черемисский. Сношения с разными Державами и в особенности с Англиею. Намерение
Иоанново жениться на Англичанке. Описание невесты. Посольство в Лондон. Посол
Елисаветин. Болезнь и кончина Иоаннова. Любовь Россиян к Самодержавию. Сравнение
Иоанна с другими мучителями. Польза Истории. Смесь добра и зла в Иоанне. Иоанн
образователь государственный ц законодавец. Приказы. Дьяки, Приказные люди.
Думные Дворяне. Дворяне Сверстные и Младшие. Князья Служилые. Стольники. Ратные
учреждения. Законы. Цена рубля. Церковные учреждения. Достопамятный обряд
церковный. Строение городов. Состояние Москвы. Торговля. Роскошь и пышность.
Слава Иоаннова.
Великими пожертвованиями обезоружив Батория, а
Хана, менее страшного, но всегда опасного, удовольствовав ничтожными дарами,
Иоанн мог свободно наступить на Шведов, оставленных союзником; желал, надеялся
смирить хотя сего дерзкого неприятеля и тем возвысить честь своего оружия в
глазах Европы. Успех казался несомнительным, легким. Баторий не только предал
Шведского Короля мести Иоанновой, но еще и сам угрожал ему войною за Эстонию:
требуя сей области, он велел сказать Королю: "Ты воспользовался моими успехами и
присвоил себе Нарву с другими городами Немецкими, собственность Польши"; а
Король ответствовал: "Что приобретено кровию наших, то наше. Я был в поле, еще
не видя знамен твоих. Вспомни, что вся Европа трепетала некогда имени Готфов,
коих мы наследовали и силу и мужество: не боимся меча ни Русского, ни
Седмиградского". Сия гордость, если и великодушная, могла иметь гибельные
следствия для Швеции слабой, еще волнуемой изуверством ее Венценосца, ревностию
его к Латинству и ссорою с братом, Герцогом Карлом. С одной стороны
пылкий Баторий, сказав: "возьму, чего требую", готовился идти на Шведов; с
другой - Иоанновы Воеводы Князья Михайло Катырев-Ростовский, Тюменский,
Хворостинин, Меркурий Щербатой, выступив из Новагорода, шли к Нарве, Яме и за
Неву в Финляндию: встретили неприятеля в Вотской пятине, в селе Лялицах и
разбили его наголову. Иоанн прислал им золотые медали, отличив истинного
виновника сей победы Князя Дмитрия Хворостинина, одного из Псковских Героев,
который смял Шведов ударом своей передовой дружины. Второе дело, не менее важное
и для нас счастливое, было на берегах Невы. Следуя совету изменника Афанасия
Бельского, Генерал де-ла-Гарди неожиданно устремился к Нотебургу, или Орешку,
чтобы взять его смелым приступом. Там начальствовали Воеводы Князь Василий
Ростовский, Судаков, Хвостов: они бились неустрашимо; резали, топили Шведов в
Неве; а Князь Андрей Шуйский спешил с конными дружинами из Новагорода для
спасения сей важной крепости. Надменный де-ла-Гарди бежал.
Но Судьба помогла Швеции. Герой Баторий,
сильный в битвах, увидел слабость свою на Сейме, где неблагодарные, своевольные
паны, отвергнув все его предложения, внушенные ему истинною любовию к их
отечеству, сказали решительно: "не хотим войны ни с Крымом, ни с Шведами; не
даем ни людей, ни денег!" Ты Король, если верно исполняешь уставы
Королевства, примолвил один из них, Яков Немековский: иначе ты Баторий, а
я Немековский. Иоанн же, к радостному изумлению Шведов, вдруг остановив все
движения наших войск, предложил де-ла-Гардию мир: Князь Лобанов и Дворянин
Татищев съехались с ним в Шелонской пятине на реке Плюсе и 26 Маия (1583)
заключили перемирие сперва на два месяца, а после на три года, оставив Яму,
Иваньгород, Копорье в руках Шведов!.. Сия неожидаемая уступчивость изъясняется
следующими обстоятельствами:
Во-первых, мир с Литвою казался не
весьма надежным. Послы Баториевы, находясь в Москве для утверждения договора,
объявили новые требования: хотели, чтобы Иоанн нигде не писался в титуле
Ливонским и признал всю Эстонию законным Стефановым владением. Бояре
только отчасти удовлетворили сему требованию, дав им грамоту с обязательством не
воевать Эстонии в течение десяти лет. Иоанн присягнул, Баторий также, исполнять
честно все условия; но Литовские Воеводы силою занимали места в уездах
Торопецком, Луцком, Велижском; не хотели определить ясных границ между обеими
державами; обижали, бесчестили наших сановников; затрудняли обещанный размен
пленников: взяли за Федора Шереметева 20 тысяч золотых, или около 7000 рублей, и
280 соболей, за Князя Татева 4114, за Князя Хворостинина 3228, за Черемисинова
4457 рублей, но других держали в неволе. Стефан в ласковых сношениях с Царем
то находил жалобы его справедливыми, обязываясь немедленно унять дерзость
Литовских чиновников, то винил Россиян, оправдывая своих, и принудил
Иоанна послать на границу (в Сентябре 1583 года) 2000 Детей Боярских и
стрельцов, чтобы защитить ее жителей от дальнейших утеснений Витебского Воеводы
Паца, который основал новую крепость на земле Российской. Одним словом, несмотря
на всю малодушную терпеливость Иоаннову, неприятельские действия с сей стороны
легко могли возобновиться.
Во-вторых, общий бунт внезапно вспыхнул
в земле луговых Черемисов, столь опасный и жестокий, что Казанские Воеводы никак
не могли усмирить его. Встревоженный Государь (в Октябре 1582 года) послал к ним
войско с Князем Елецким; сведав же, что бунт не утихает, велел идти туда из
Мурома знатнейшим Полководцам Князьям Ивану Михайловичу Воротынскому и
мужественному Дмитрию Хворостинину. Новые вести еще более устрашили Москву:
узнали, что Хан Магмет-Гирей, вопреки мирной грамоте, сносится с Черемисскими
мятежниками и готов устремиться на Россию; что Ногаи, дотоле верные, им и
Сибирским Царем возбуждаемые, грабят в Камских пределах. Надлежало вдруг
действовать всеми силами: отрядили войско к Каме; другое под начальством Князей
Федора Мстиславского, Курлятева, Шуйских, заняло берега Оки; третие плыло на
судах Волгою к Свияжску. Хан не дерзнул вступить в Россию; но бунт Черемисский
продолжался до конца Иоанновой жизни с остервенением удивительным: не .имея ни
сил, ни искусства для стройных битв в поле, сии дикари свирепые, озлобленные,
вероятно, жестокостию Царских чиновников, резались с Московскими воинами на
пепле жилищ своих, в лесах и в вертепах, летом и зимою; хотели независимости или
смерти. Для стеснения мятежников Воевода Князь Туренин основал тогда крепость
Козмодемьянск.
Таким образом, купив дорогою ценою перемирие с
Литвою, чтобы потоптать Швецию, но, вместо успехов важных, имев стыд безмолвно
уступить ей и города Эстонские и самую древнюю собственность России - снова
опасаясь и Батория и Хана - наконец видя кровопролитный мятеж в восточных
пределах своей Державы, Иоанн, как уверяют, изъявлял наружное спокойствие; по
крайней мере не терял бодрости в делах государственных, внутренних и внешних;
жил в Москве, уже оставив злосчастную Александровскую Слободу, где, для его
воображения, обитала кровавая тень убитого им сына; присутствовал в Думе
Боярской; угощал Послов Шаха Персидского, Султанова, Бухарских, Хивинских,
находясь в тесном дружестве с преемником Тамасовым, Годабендом, как с
неприятелем опасной для нас Оттоманской Империи, - Султану изъявляя учтивость,
но ни слова не говоря ему ни о войне, ни о мире: дозволяя только его купцам
ездить в Москву и на Азиатские парчи выменивать соболей - с Царями Держав
Каспийских также имея единственно дела торговые. Но всего любопытнее были тогда
сношения Двора Московского с Лондонским.
Торговля Англичан с 1572 года снова цвела в
России: они снова хвалились милостию Царскою, везде находили управу, защиту,
вспоможение, к досаде купцев Нидерландских и Немецких, которые своими происками
и наветами хотели вредить им в мыслях Иоанновых, не жалея денег в Москве,
подкупая Дьяков и Царедворцев. Елисавета также не внимала представлениям Держав
Северных о вреде сей торговли для Европы, угрожаемой властолюбием Россиян и,
сведав, что Король Датский требует пошлин с Английских мореходцев на пути их к
берегам нашей Лапландии, писала о том (в 1581 году) к Иоанну. "Знаю,
ответствовал Царь, что вероломный Фридерик Датский, желая лишить Россию
сообщения с Европейскими Государствами, вступается ныне в Колу и Печенгу,
древнюю собственность моего отечества: уничтожим его замыслы; очисти море и путь
к Двине военными кораблями; а я велел ратным своим дружинам занять пристани
Северного океана для охранения твоих гостей от насилия Датчан". Но Фридерик,
объявив требования несправедливые, замолчал, не думая воевать с Россиею в диких
пустынях Лапландских, и боясь оскорбить Англию, уже сильную флотами.
Одобряемый умом государственным, искренний союз
сих двух Держав основывался и на личном дружестве Иоанновом к Королеве, питаемом
рассказами Английских купцев в Москве о великих свойствах и делах Елисаветы, об
ее красоте и любезности, о добром расположении и любви к Царю; писали даже, что
он мыслил жениться на сей пятидесятилетней красавице: сказание, коего истина не
подтверждается историческими современными свидетельствами; но Иоанн, в шестой
или в седьмой раз женатый, в самый первый год сего несчастного брака, уже
зная беременность Марии, действительно искал себе знатной невесты в
Англии, чтобы еще более укрепить дружественную связь с Елисаветою!.. Предложим
обстоятельства дела, столь любопытного, с некоторою подробностию.
Прислав в Москву лейб-медика, Роберта Якоби,
Королева (летом в 1581 году) писала к Царю: "Мужа искуснейшего в целении
болезней уступаю тебе, моему брату кровному, не для того, чтобы он был не
нужен мне, но для того, что тебе нужен. Можешь смело вверить ему свое здравие.
Посылаю с ним, в угодность твою, аптекарей и цирюльников, волею и неволею, хотя
мы сами имеем недостаток в таких людях". Беседуя с Робертом, Иоанн спросил у
него, есть ли в Англии невесты, вдовы или девицы, достойные руки Венценосца?
"Знаю одну, - сказал медик. - Марию Гастингс, тридцатилетнюю дочь
Владетельного Князя Графа Гонтингдонского, племянницу Королевину по
матери". Вероятно, что Роберт, угадав намерение Иоанново, благоприятное для
выгод Англии, пленил его воображение описанием необыкновенных достоинств
невесты: по крайней мере Царь немедленно отправил Дворянина Писемского в Лондон
с следующим наставлением: "1) Условиться о тесном государственном союзе между
Англиею и Россиею. 2) Быть наедине у Королевы и за тайну открыть ей мысль
Государеву в рассуждении женитьбы, если Мария Гастингс имеет качества, нужные
для Царской невесты: для чего требовать свидания с нею и живописного образа ее
(на доске или бумаге). 3) Заметить, высока ли она, дородна ли, бела ли, и каких
лет? 4) Узнать сродство ее с Королевою и сан отца; имеет ли братьев, сестер?
Разведать о ней все, что можно. Буде Королева скажет, что у Государя есть
супруга, то ответствовать: правда; но она не Царевна, не Княжна Владетельная,
не угодна ему и будет оставлена для племянницы Королевиной. 5) Объявить, что
Мария должна принять Веру Греческую, равно как и люди ее, которые захотят
жить при дворе Московском; что наследником Государства будет Царевич
Феодор, а сыновьям Княжны Английской дадутся особенные частные владения, или
Уделы, как издревле водилось в России; что сии условия непременны, и что
в случае Королевина несогласия тебе велено требовать отпуска". - 11 Августа
(1582 года) отплыв из Колмогор, Писемский вышел на берег Англии 16 Сентября, в
то время, когда заразительная болезнь, свирепствуя в Лондоне, принудила
Елисавету удалиться в Виндзор и жить уединенно. Посла возили из деревни в
деревню, угощали, знакомили с Англиею, но не могли унять его жалоб на скуку
праздности в течение шести или семи недель. Наконец, 4 Ноября, он с Дьяком
своим, Неудачею, и толмачом Бекманом был представлен Королеве в Виндзорском
замке, среди многочисленного собрания Вельмож, Перов, сановников Двора и купцев
Лондонского Российского Общества. Елисавета встала, слыша имя Иоанново; ступила
несколько шагов вперед; взяв дары и письмо Государево, сказала с улыбкою, что не
знает русского языка; спрашивала о здравии своего друга; изъявила сожаление о
смерти Царевича; была весела, приветлива, и на слова Писемского, что Иоанн любит
Королеву более всех иных Европейских Венценосцев, ответствовала: "люблю его не
менее и душевно желаю видеть когда-нибудь собственными глазами". Она хотела
знать, нравится ли Послу Англия и спокойно ли в России? Писемский хвалил Англию
изобильную, многолюдную; уверял, что все мятежи утихли в России; что преступники
изъявили раскаяние, а Государь милость. - Довольный приемом, честию, ласкою,
Писемский не был доволен медленностию Елисаветы в делах; не хотел ни гуляѵкта:
1593 299654739
1595 300048043
1596 300244695
# --- Setup
$setup{'id'}='210114350';
$setup{'siteoff'}=0;
$setup{'offtext'}=q``;
$setup{'user_timeoffset'}='0';
$setup{'site_name'}='Персональный сайт';
$setup{'site_link'}='http://snt-genenergy-2.narod.ru/';
$setup{'d_format'}='$dd$.$mo$.$yyyy$';
$setup{'t_format'}='$HH$:$mm$';
$setup{'w_format'}='$WD$';
$setup{'redir'}='0';
$setup{'redir301'}=0;
$setup{'isonline'}=1;
$setup{'maxonlineusr'}=30;
$setup{'olddomindex'}=0;
$setup{'wwwismain'}=0;
$setup{'useodi'}=0;
$setup{'use_ownurl'}=0;
$setup{'use_hgu'}=1;
$setup{'use_uto'}=1;
$setup{'use_goto'}=0;
$setup{'noajax'}=1;
$setup{'usedescus'}=1;
$setup{'comtype'}=1;
$setup{'showtoday'}=1;
$setup{'useapi'}=0;
$setup{'devservices_on'}=0;
$setup{'langu'}='ru';
$setup{'langp'}='ru';
$setup{'wmark'}=0;
$setup{'wmarkt'}='snt-genenergy-2.narod.ru';
$setup{'wmark_type'}=0;
$setup{'wmark_font'}='DejaVuSans';
$setup{'wmark_size'}=14;
$setup{'wmark_color'}=[0xFF,0xFF,0xFF];
$setup{'wmark_border'}=[0x00,0x00,0x00];
$setup{'wmark_path'}='';
$setup{'wmark_transp'}=40;
$setup{'wmark_pos'}='br';
$setup{'wmark_qual'}=80;
$setup{'usepda'}=0;
$setup{'doctype'}=q``;
$setup{'etype'}=1;
$setup{'etype_ver'}=0;
$setup{'etype_br'}=0;
$setup{'site_smiles_gr'}=1;
$setup{'umoney'}='0';
$setup{'captcha'}=0;
$setup{'jquery'}=0;
$setup{'admbar_buttons'}=0;
$setup{'uwbb'}=0;
$setup{'uwbb_buttons'}=q`bold,italic,underline,|,strike,sup,sub,|,hr,img,link,video,|,bullist,|,smilebox,|,fontcolor,fontsize,ufontfamily,|,justifyleft,justifycenter,justifyright,justify,|,quote,code,spoiler,hide`;
$setup{'uwbb_buttons_forum'}=q`bold,italic,underline,|,strike,sup,sub,|,hr,img,link,video,|,bullist,|,smilebox,|,fontcolor,fontsize,ufontfamily,|,justifyleft,justifycenter,justifyright,justify,|,quote,code,spoiler,hide`;
$setup{'uwbb_iconset'}=1;
$setup{'uwbb_cssfile'}=q``;
$setup{'uwbb_bitmask'}=0;
$setup{'dis_cp_guide'}=0;
$setup{'site_class_no_poll'}=0;
$setup{'site_class_rtb'}='181-185';
$setup{'site_class_rtb_name'}=q~Садоводство~;
$setup{'site_class_adult'}='0';
$setup{'site_class_warez'}='no';
# ---
# --- GUID
$setup{'guid'}='2221267872';
$setup{'guidregtime'}='1383644321';
# ---
# --- FullName
$setup{'name'}='Сергей Иванович Лучкин';
# ---
# --- uEmail
$setup{'email'}='SNT-GENENERGY-2@yandex.ru';
# ---
# --- EmVerify
$setup{'em_verify'}=1;
# ---
# --- Logo
$setup{'logo'}=q~СНТ "Генэнерго-2"~;
# ---
# --- Design
$setup{'design'}='1301';
$setup{'doctype'}=q``;
# ---
# --- Servs
$setup{'servs'}={'forum'=>1,'gb'=>0,'load'=>1,'mail'=>1,'news'=>1,'site'=>1};
# ---
# --- UserSetup
$setup{'users_setup'}={'respect_on'=>1,'avasize'=>150,'signlen'=>250,'pm_on'=>1,'avatar_upload'=>1,'inform_user'=>1,'inform_admin'=>1,'home_page'=>[1,0],'birthday'=>[1,0],'icq'=>[1,0],'aol'=>[0,0],'msn'=>[0,0],'yahoo'=>[0,0],'country'=>[0,0],'state'=>[0,0],'city'=>[0,0],'gender'=>[1,0],'signature'=>[1,0],'avatar'=>[1,0]};
# ---
# --- Reg. Date
$setup{'regdate'}='1370464569';
# ---
# --- SiteMenus
$setup{'sitemenus'}={1=>[0,'Основное меню сайта']};
# ---
# --- SiteMenu1
$setup{'sitemenu1'}=[
['Главная страница','/','',''],
['Контакты и реквизиты','/index/0-3','0',''],
['Форум','/forum','',''],
['Каталог файлов','/load/','',''],
['Важная информация','/index/vazhnaja_informacija/0-28','',''],
['Должники','/index/dolzhniki/0-32','',''],
['Финансовые вопросы','/index/finansovye_voprosy/0-33','','',[
['Противопожарная безо...','/index/protivopozharnaja_bezopasnost/0-34','',''],
['Долги предыдущей адм...','/index/0-36','',''],
]],
['Электроэнергия','/index/ehlektroehnergija/0-35','','']
];
# ---
# --- DiskSpace
$setup{'add_diskspace'}=172421760;
$setup{'last_dsrecount'}=1427921999;
$setup{'ds_change'}=3;
# ---
# --- 301 Custom redirects
$setup{'seo_301redirs'}=0;
# ---
# --- YandexNarod
$setup{'yandex_acc'}='159273375';
# ---
# --- NoProAlert
$setup{'noproalert'}=1428262305;
# ---
# --- panel_welcome
$setup{'panel_welcome_dontshow'}=0;
$setup{'panel_welcome_showed'}=1427797164;
$setup{'top_inv_cnt'}=5;
$setup{'top_inv_time'}=1428325081;
$setup{'top_add_descr'}=q~~;
$setup{'top_adult_cat'}=0;
$setup{'phone_popup_cnt'}=1;
$setup{'phone_popup_time'}=1424276485;
# ---
# --- Template config
$setup{'tmpl_rstars_s_image'}="/.s/t/1301/rating.png";
$setup{'tmpl_rstars_s_size'}="15";
$setup{'tmpl_rstars_b_size'}="30";
$setup{'tmpl_rstars_b_image'}="/.s/t/1301/brating.png";
# ---
# --- Seo Module Meta Data (0)
$setup{'seo_GlobalTitle_0'}='';
$setup{'seo_GlobalDescription_0'}='';
$setup{'seo_GlobalKeywords_0'}='';
# ---
# --- Seo Module Meta Data (load)
$setup{'seo_GlobalTitle_load'}='';
$setup{'seo_GlobalDescription_load'}='';
$setup{'seo_GlobalKeywords_load'}='';
# ---
# --- Seo Module Meta Data (news)
$setup{'seo_GlobalTitle_news'}='';
$setup{'seo_GlobalDescription_news'}='';
$setup{'seo_GlobalKeywords_news'}='';
# ---
# --- SiteReplace
$setup{'strepreq'}=[2300987785,'n.kuznetsova@pinv.ru'];
$setup{'strepreqcnt'}=0;
# ---
# --- UserSigns
$setup{'usign'}={201=>'Номер участка',202=>'Страна'};
# ---
# --- Updated ownurl table
$setup{'seo_updated_ownurl'}=1;
# ---
1597 300441347
1598 300703535
1599 300965723
1600 301227911
1601 301424563
1602 301621215
225 4955825
225 4971457
var glxavor = 0;var osayte=0;var tv=0;var ustali=0;var ustkomp=0;var ustnepoladok=0;var prjizn=0;var nastwin=0;var nastwin7=0;var razgon=0;var ustwin=0;
var polkomp=0;var kakint=0;var nasint=0;rab=0;var polint=0;var antiv=0;var arx=0;var ofise=0;var kodek=0;var util=0;var intcr=0;var grfot=0;var polezcr=0;
//nkarner
var total_pics_num = 5;
var interval = 5000;
var time_out = 2;
var ik = 0;
var timeout;
var opacity = 100;
function fade_to_next() {
opacity--;
var k = ik + 1;
var image_now = 'image_' + ik;
if (ik == total_pics_num) k = 1;
var image_next = 'image_' + k;
document.getElementById(image_now).style.opacity = opacity / 100;
document.getElementById(image_now).style.filter = 'alpha(opacity=' + opacity + ')';
document.getElementById(image_next).style.opacity = (100 - opacity) / 100;
document.getElementById(image_next).style.filter = 'alpha(opacity=' + (100 - opacity) + ')';
timeout = setTimeout("fade_to_next()", time_out);
if (opacity == 1) {
opacity = 100;
clearTimeout(timeout);
};
};
function d() {
ik++;
if (ik > total_pics_num) ik = 0;
fade_to_next();}
setInterval("d()", 5000);
//nkarneri verj
//menu 1-i verevi masi datark texeri vra muk@ paheluc
function g2(){document.all.menu2.style.backgroundColor = "#E5E5E5";document.all.menu2.style.color = "#FF6600";}function gg2(){if(glxavor==0){document.all.menu2.style.color = "#003500";document.all.menu2.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
function g3(){document.all.menu3.style.color = "#FF6600";document.all.menu3.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function gg3(){if(osayte==0){document.all.menu3.style.color = "#003500";document.all.menu3.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
function g4(){document.all.menu4.style.color = "#FF6600";document.all.menu4.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function gg4(){if(tv==0){document.all.menu4.style.color = "#003500";document.all.menu4.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
function g5(){document.all.menu5.style.color = "#FF6600";document.all.menu5.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function gg5(){if(ustali==0){document.all.menu5.style.color = "#003500";document.all.menu5.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
//menu 1-i verj
//sharjvox menu 2
function m2(){document.all.menu25.style.backgroundColor = "#E5E5E5";document.all.menu25.style.color = "#FF6600";}function mm2(){if(nastwin==0){document.all.menu25.style.color = "#003500";document.all.menu25.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
function m3(){document.all.menu22.style.color = "#FF6600";document.all.menu22.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function mm3(){if(ustkomp==0){document.all.menu22.style.color = "#003500";document.all.menu22.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
function m4(){document.all.menu23.style.color = "#FF6600";document.all.menu23.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function mm4(){if(ustnepoladok==0){document.all.menu23.style.color = "#003500";document.all.menu23.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
function m5(){document.all.menu24.style.color = "#FF6600";document.all.menu24.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function mm5(){if(ustwin==0){document.all.menu24.style.color = "#003500";document.all.menu24.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
function m6(){document.all.menu26.style.color = "#FF6600";document.all.menu26.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function mm6(){if(nastwin7==0){document.all.menu26.style.color = "#003500";document.all.menu26.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
function m7(){document.all.menu27.style.color = "#FF6600";document.all.menu27.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function mm7(){if(polkomp==0){document.all.menu27.style.color = "#003500";document.all.menu27.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
function m8(){document.all.menu28.style.color = "#FF6600";document.all.menu28.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function mm8(){if(prjizn==0){document.all.menu28.style.color = "#003500";document.all.menu28.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
function m9(){document.all.menu29.style.color = "#FF6600";document.all.menu29.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function mm9(){if(razgon==0){document.all.menu29.style.color = "#003500";document.all.menu29.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
//sharjvox menu 2 -i verj
var flag = true;var flag3 = true;var flag4 = true;var flag5 = true;var i3 = 0;var i4 = 0;var i5 = 0;
/*sharjvox menu 2 -i sharjum@*/
function sharjum2() {if (flag == false) flag = true;else flag = false; sharj2();}
function sharj2() {var y = parseInt(document.all.tabl2.style.top);var y1 = parseInt(document.all.tabl3.style.top); var y4 = parseInt(document.all.tabl4.style.top);var y5 = parseInt(document.all.tablespitak.style.top);
if (flag == false) {if (y < -10) {document.all.tabl2.style.top = y + 10 + 'px';document.all.tabl3.style.top = y1 + 10 + 'px';document.all.tabl4.style.top = y4 + 10 + 'px';document.all.tablespitak.style.top = y5 + 10 + 'px';
setTimeout("sharj2()", 15)}}
if (flag == true) {if (y > -90) {document.all.tabl2.style.top = y - 10 + 'px';document.all.tabl3.style.top = y1 - 10 + 'px';document.all.tabl4.style.top = y4 - 10 + 'px';document.all.tablespitak.style.top = y5 - 10 + 'px';
setTimeout("sharj2()", 15)}}}
/*sharjvox menu 2 -i sharjman verj*/
/*sharjvox menu 3*/
function s2(){document.all.menu32.style.backgroundColor = "#E5E5E5";document.all.menu32.style.color = "#FF6600";}function ss2(){if(kakint==0){document.all.menu32.style.color = "#003500";document.all.menu32.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
function s3(){document.all.menu33.style.color = "#FF6600";document.all.menu33.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function ss3(){document.all.menu33.style.color = "#003500";document.all.menu33.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}
function s4(){document.all.menu34.style.color = "#FF6600";document.all.menu34.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function ss4(){if(nasint==0){document.all.menu34.style.color = "#003500";document.all.menu34.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
function s5(){document.all.menu35.style.color = "#FF6600";document.all.menu35.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function ss5(){if(rab==0){document.all.menu35.style.color = "#003500";document.all.menu35.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
function s6(){document.all.menu36.style.color = "#FF6600";document.all.menu36.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function ss6(){document.all.menu36.style.color = "#003500";document.all.menu36.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}
function s7(){document.all.menu37.style.color = "#FF6600";document.all.menu37.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function ss7(){if(polint==0){document.all.menu37.style.color = "#003500";document.all.menu37.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
/*sharjvox menu 3 -i sharjum*/
function sharjum3() {if (flag3 == false) flag3 = true;else flag3 = false;sharj3();}
function sharj3() {var y = parseInt(document.all.tabl3.style.top);var y4 = parseInt(document.all.tabl4.style.top);var y5 = parseInt(document.all.tablespitak.style.top);
if (flag3 == false) {if (i3 < 17) {document.all.tabl3.style.top = y + 10 + 'px';document.all.tabl4.style.top = y4 + 10 + 'px';document.all.tablespitak.style.top = y5 + 10 + 'px';++i3;
setTimeout("sharj3()", 15);}}
if (flag3 == true) {if (i3 > 0) {document.all.tabl3.style.top = y - 10 + 'px';document.all.tabl4.style.top = y4 - 10 + 'px';document.all.tablespitak.style.top = y5 - 10 + 'px';--i3;
setTimeout("sharj3()", 15); }}}
/*sharjvox menu 4*/
function d2(){document.all.menu42.style.backgroundColor = "#E5E5E5";document.all.menu42.style.color = "#FF6600";}function dd2(){if(antiv==0){document.all.menu42.style.color = "#003500";document.all.menu42.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
function d3(){document.all.menu43.style.color = "#FF6600";document.all.menu43.style.backgroundColor = "#E5E5E5";}function dd3(){if(arx==0){document.all.menu43.style.color = "#003500";document.all.menu43.style.backgroundColor = "#FFFFFF";}}
function d4(){document.all.menu44.style.color = "#FF6600";document.all.menu44.style.backgroundColавать суда господину, ибо он может с досады всклепать на
слугу невинного, коего держал без кабалы, негласно для закона и неосторожно. -
3) Холоп освобожденный уже не должен служить старому господину, или его
отпускная уничтожается. - 4) Если господин присвоивает себе кого в рабы, а сей
человек доказывает свою вольность, и будучи отдан на поруку, уйдет: то ручатель
платит истцу за беглого четыре рубли, кроме всякого иного иска. - 5) Кто сочинит
подложную крепость на вольного человека, тому смертная казнь. - 6) Пленник может
быть рабом, но смертию господина освобождается; а дети его всегда свободны, если
он не женится на рабе или не даст на себя крепости. Крещеные иноземцы могут идти
в кабалу, но только с ведома Казначея Государева, и если они не в Царской
службе. - 7) Для взыскания ста рублей долгу назначается месяц сроку, а с
человека служивого два месяца: после чего должник неисправный выдается головою
истцу до выкупа, но не в вечное рабство". Сие взыскание долгов, называемое
правежом, делалось таким образом: Пристав выводил должника разутого на
улицу к дверям судной избы и сек его в часы заседания по голой ноге
прутом, иногда для вида, иногда больно, до самого того времени, как судьи
уезжали домой: обыкновение Азиатское, отмененное Петром Великим. - 8) "С людей
служивых взыскивать старые долги в течение пяти лет (от 1558 до 1563) без
лихвы, а новые с половинными ростами или 10 на 100: ибо Государь отменяет
навсегда старую тягостную лихву (20 на 100). - 9) Взыскание по рядным грамотам
должно быть для всех непременное и точное, но без ростов. - 10) Кто не выкупит
ручного заклада, того надобно известить, что срок минул, и назначить новый для
платежа, неделю или две; ежели и после не выкупит, то нести заклад к Старосте и
к Целовальникам, продать честно, не без надежных свидетелей и взять долг с
ростами, а лишнее отдать должнику; если же вырученных денег мало для уплаты
займа, то остальное взыскать с должника. - 11) Истец-заимодавец не имеет нужды в
письменном обязательстве, если ответчик в суде признает себя должником. - 12)
Многие заложили свои вотчины с тем, чтобы вместо ростов заимодавцы пахали и
сеяли там хлеб: для облегчения должников повелевается возвратить им все такие
земли с обязательством не продавать никому и в течение пяти лет удовлетворить
заимодавцев, коим, в случае неисправного платежа, снова отдается вотчина". В сем
указе говорится о книгах вотчинных, крепостных и закладных, которые
находились у Дьяков. - 13) "Если жена, умирая, назначит в духовной
душеприкащиком мужа своего, то сей духовной не верить: ибо жена в воле мужа: что
он велит писать ей, то она и пишет. - 14) Налагать эпитимию на Христиан, которые
быв в плену или в неволе, дали клятву не бежать, и бежали: ибо
клятвопреступление есть грех смертный, и лучше умереть, нежели нарушить обет
священный. - 15) Иногородные, истец с ответчиком, судятся в Москве у Царских
Казначеев, буде они из разных городов; а если из одного, то отсылаются к их
Наместнику в делах земских, но не в уголовных, судимых на месте преступления. -
16) В столице нет ни смертной, ни торговой казни в день большой Панихиды, когда
Митрополит обедает у Государя". - Запретив Духовенству покупать недвижимое
имение без Царского ведома, Иоанн предписал в сих дополнениях Судебника отнять у
Епископов и монастырей все казенные земли, села, рыбные ловли, коими они
несправедливо завладели в смутные времена Боярской власти. "Иноки (писал он к
Святителю Казанскому Гурию) должны орать не землю, а сердца - сеять не хлеб, а
словеса Божественные - наследовать не села, а Царство Небесное... Многие
Епископы наши думают о бренном стяжании более, нежели о Церкви". Мысля таким
образом, Иоанн смелее деда своего обогащал казну достоянием безмолвного
Духовенства.
С сего времени Новый Судебник был общею
книгою законов для России до Царствования Алексия Михайловича. Сверх того Иоанн
давал областным начальствам грамоты уставные и губные: первые определяли
доходы, права, обязанности наместников и других Царских сановников, заключая в
себе и важнейшие уголовные статьи Судебника, вместе с некоторыми частными,
особенными постановлениями. В одной из них, данной Колмогорским жителям в 1557
году, сказано, что Царь освобождает их от суда наместников с условием, чтобы они
вносили в казну ежегодно по двадцати рублей с сохи, то есть, с
шестидесяти четырех дворов; что головы Двинские для истребления воровства,
разбоев, пьянства, ябеды, должны выбрать Сотских, Пятидесятников, Десятских,
которые ответствуют за безопасность и благоустройство в их ведомствах; что ежели
головы или народные судьи дерзнут употребить во зло доверенность сограждан,
теснить людей, лихоимствовать, то будут казнены смертию; что всякие дела,
обыскные и судные, записываются у них земскими Дьяками; что Двиняне вольны
сменять судей, и в таком случае обязаны присылать новых в Москву, да целуют
крест пред Дьяком Государевым в соблюдении правды. В другой уставной, также
Двинской грамоте означена мера дворов, изб, ледников и всего, что жители должны
были выстроить для Наместников и Тиунов. - Слово губа знаменовало в
древнем Немецком праве усадьбу, а в нашем волость или
ведомство: губные грамоты давались областным судьям и содержали в себе
единственно уголовные законы; в них предписывалось Старостам, Губным
Целовальникам и Дьякам начинать исправление своей должности обыском или съездом
с знатнейшими жителями их волости: с Князьями, Детьми Боярскими, Архимандритами,
Игуменами, Иереями, и с поверенными каждой выти, или участка, обязанными
под крестным целованием заявить всех известных им воров и лихих людей.
Сии показания вносились в книгу; обвиняемых предавали суду, пытали: достояние их
описывали для удовлетворения истцев; кто винился, того казнили по Судебнику; кто
запирался, не мог быть уличен верными свидетельствами и представлял за себя
надежных ручателей, того освобождали; не уличенных совершенно, но сильно
подозреваемых сажали навсегда в темницу; кто решительно одобрял человека
судимого уголовным судом, тот имением и жизнию ответствовал за его будущие
преступления. Стараясь обуздать злодеев для спокойствия честных граждан, Иоанн
лучше хотел быть жестоким, нежели слабым, в противность новейшей мысли
Российского уголовного законодательства, что лучше десять виновных оставить без
наказания, нежели казнить одного безвинного.
От учреждений гражданских перейдем к церковным,
равно достопамятным. Мы упоминали о Московском Соборе 1551 года: означим здесь
важнейшие или любопытнейшие его уставы. Следуя наказу Иоаннову, Святители
определили: "1) В Москве и во всем Государстве быть Епархиальным Старостам и
Десятским, избираемым из лучших Иереев для надзирания над церковною службою, да
исполняются в точности все святые обряды ее, и над поведением Духовенства,
обязанного учить людей и словом и делом. - 2) Строго блюсти, чтобы в книгах
церковных не было ошибок, и чтобы иконы списывались с древних Греческих, или как
писал их Андрей Рублев и другие знаменитые художники: сим святым делом
занимаются единственно люди признанные от Государя и Епископов достойными оного,
не только искусством, но и жизнию непорочною: наградою же им да будет всеобщее
уважение!" Следуют предписания о звоне, пении церковном, Литургии, утренней и
вечерней службе, где сказано: "3) Да никто из Князей, Вельмож и всех добрых
Христиан не входит в церковь с главою покровенною, в тафьях Мусульманских! Да не
вносят в олтарь ни пива, ни меду, ни хлеба, кроме просфор! Да уничтожится навеки
нелепый обычай возлагать на престол так называемые сорочки, в коих
родятся младенцы! - 4) Злоупотребления и соблазны губят нравы Духовенства. Что
видим в монастырях? Люди ищут в них не спасения души, а телесного покоя и
наслаждений. Архимандриты, Игумены не знают братской трапезы, угощая светских
друзей в своих келиях; Иноки держат у себя отроков и юношей, принимают без стыда
и жен и девиц, веселятся и разоряют села монастырские. Отныне да будет в
обителях едина трапеза для всех: Инокам выслать юных слуг; не впускать женщин;
не держать вина (кроме Фряжского), ни крепких медов; не ездить для забавы по
селам и городам. Преступник да будет извержен или отлучен от всякия Святыни. Сей
закон умеренности, воздержания, целомудрия, дан всему Духовенству: Иереям,
Диаконам, Причетникам. - 5) Обители, богатые землями и доходами, не стыдятся
требовать милостыни от Государя: впредь да не стужают ему! - 6) Святители и
монастыри вольны ссужать земледельцев и граждан деньгами, но без всякой лихвы. -
7) Милосердие Христианское устроило во многих местах богадельни для недужных и
престарелых, а злоупотребление ввело в оные молодых и здоровых тунеядцев: да
будут последние изгнаны, а на их места введены первые, согласно с намерением
благотворителей, и везде да смотрят за богадельнями добрые Священники, люди
градские и Целовальники. - 8) Многие Иноки, Черницы, миряне, хваляся какими-то
сверхъестественными сновидениями и пророчеством, скитаются из места в место с
святыми иконами и требуют денег для сооружения церквей, непристойно, безчинно, к
удивлению иноземцев: ныне объявить на торгах заповедь Государеву, чтобы впредь
не быть такому соблазну. Если не уймутся бродяги, то их выгонять, а иконы
отдавать в церкви. - 9) Храмы древние пустеют, новые везде воздвигаются не
усердием к Вере, а тщеславием и скоро также пустеют от недостатка в Иереях, в
иконах, в книгах. Видим еще иное зло: празднолюбцы уходят из монастырей, заводят
пустыни в лесах и стужают Христианам о денежном вспоможении. Государь указал
епископам не дозволять ни того, ни другого без особенного, строгого
рассмотрения. - 10) Прихожане избирают Священников и Диаконов: первые должны
быть не менее тридцати, а вторые двадцати пяти лет от рождения, жития
нравственного, и грамотные: кто из них читает или пишет худо, того отсылать в
училища, ныне во всех городах заводимые. Ставленник дает Митрополиту и Епископам
только указное: Священник рубль Московский и благословенную гривну;
Диакон полтину. Следуя уставу Великих Князей, Иоанна Васильевича и сына его,
новобрачные платят за венец алтын, за второй брак вдвое, за третий четыре
алтына; но крещение, исповедь, причастие, погребение не терпят никакой мзды.
Никто из церковников не должен носить одежды странной: всякой имеет свою, и воин
и тысящник, и купец и ремесленник: служителю ли церкви украшаться златом и
бисером, плетением и шитьем, подобно жене? В Игумены, в Архимандриты избирают
Святители, а Царь утверждает выбор. Снова запрещается вдовым Иереям и Диаконам
священнодействовать, Монахам и Монахиням жить в единой обители, или в мире. -
11) Митрополиту и Епископам без Государева ведома не переменять ни Бояр своих,
ни Дворецких; а на место убылых брать из тех же родов старинных. - 12)
Духовенство обязано искоренять языческие и всякие гнусные обыкновения. Например:
когда истец с ответчиком готовятся в суде к бою, тогда являются волхвы, смотрят
на звезды, гадают в какие-то Аристотелевы врата и в Рафли,
предсказывают победу счастливому, умножают зло кровопролития. Легковерные держат
у себя книги Аристотелевские, звездочетные, зодиаки, алманахи, исполненные
еретической мудрости. Накануне Иоаннова дня люди сходятся ночью, пьют, играют,
пляшут целые сутки; так же безумствуют и накануне Рождества Христова, Василия
Великого и Богоявления. В Субботу Троицкую плачут, вопят и глумят на кладбищах,
прыгают, бьют в ладоши, поют Сатанинские песни. В утро Великого Четверга палят
солому и кличут мертвых; а Священники в сей день кладут соль у престола и лечат
ею недужных. Лживые пророки бегают из села в село нагие, босые, с распущенными
волосами; трясутся, падают на землю, баснословят о явлениях Св. Анастасии и Св.
Пятницы. Ватаги скоморохов, человек до ста, скитаются по деревням, объедают,
опивают земледельцев, даже грабят путешественников на дорогах. Дети Боярские
толпятся в корчмах, играют зернью, разоряются. Мужчины и женщины моются в одних
банях, куда самые Иноки, самые Инокини ходить не стыдятся. На торгах продают
зайцев, уток, тетеревей удавленных; едят кровь или колбасы, вопреки уставу
Соборов Вселенских; следуя Латинскому обычаю, бреют бороду, подстригают усы,
носят одежду иноземную, клянутся во лжи именем Божиим и сквернословят; наконец -
что всего мерзостнее, и за что Бог казнит Христиан войнами, гладом, язвою -
впадают в грех Содомский. Отцы духовные! пресеките зло; наставляйте, грозите,
казните эпитимиею: ослушники да не входят в церковь! Учите Христиан страху Божию
и целомудрию, да живут мирно в соседстве, без ябеды, кражи, разбоев,
лжесвидетельства и клятвопреступления; да будет везде благонравие в нашем
любезном отечестве, и дети да чтут родителей!"
Сие церковное законодательство принадлежит Царю
более, нежели Духовенству: он мыслил и советовал; оно только следовало его
указаниям. Слог достоин удивления своею чистотою и ясностию.
Заметим странность: желая истребить обыкновения
древние, противные Святой Вере, Иоанн и Духовенство не коснулись в Стоглаве
обычая давать людям имена нехристианские по их свойствам нравственным: не только
простолюдины, но и знатные сановники, уже считая за грех называться Олегами или
Рюриками, назывались в самых государственных бумагах Дружинами, Тишинами,
Истомами, Неудачами, Хозяинами, единственно с прибавлением Христианского
отчества. Сей обычай казался Царю невинным.
В Феврале 1581 года, по кончине Митрополита
Антония, избрав на его место Дионисия, Хутынского Игумена, Иоанн с Епископами и
Боярами уставил обряд посвящения в сей верховный сан, не прибавив, кажется,
ничего к старому, но только утвердив оный следующею Соборною грамотою: "Кому
благоволит Господь быть Митрополитом, Епископу ли, Игумену или Старцу, того
немедленно известить о сей чести. В день наречения и возведения
звонят и поют молебны. Святители, отпев Канон Богоматери и Петру Чудотворцу,
шлют двух Архимандритов, Рождественского и Троицкого, за нареченным,
который вместе с ними идет к Государю. Царь сажает будущего Митрополита и
говорит ему речь о молитве. После того нареченный знаменуется в храме
Успения, у святых икон и гробов, идет вместе с Епископами на двор Митрополитов,
в Белую палату, и там, сев на свое место, ждет, встречает Царя, беседует с ним;
слушает Литургию в Соборной церкви, стоя у Митрополитского места; обедает в
Белой палате со всеми святителями; оттоле же, до поставления, никого не
принимает, обедая в келии с немногими ближними Иноками. Дни чрез два совершается
избрание, объявляемое ему благовестниками, Архимандритами Спасским
и Чудовским. Уготовляют место в церкви и пишут орла над оным. В день
назначенный, во время звона, Святители облачаются, а с ними и будущий
Митрополит, если он Епископ; если же не Епископ, то облачается в приделе.
Окруженный Боярами, Государь вступает в храм, знаменуется у святых икон,
восходит на уготованное место и садится: Владыки также. Избранный, между
осьмью стоящими огненниками, под орлом, читает Исповедание Веры. Начинают
Обедню. Лампаде и посоху быть Архиепископа Новогородского или Казанского. Когда
в третий раз запоют: Свят, Свят, тогда Владыки ставят Митрополита по
древнему обычаю. Он совершает Литургию, и Архиепископ именует его в молитве
после Изрядна. Свещеносец, держа в руке свечу и лампаду, кланяется
Митрополиту и занимает пред ним свое место в олтаре; когда же возгласят: со
страхом Божиим, тогда уносят Архиепископову лампаду с посохом, а
Митрополитовы Поддиаконы становятся у Царских дверей с лампадою и посохом нового
Архипастыря. Отпев Литургию, Епископы возводят его на место, где сидел Государь;
сажают трижды, произнося Исполлаэти Деспота; снимают с него одежду
служебную, возлагают ему на грудь икону вратную, мантию с источниками на
плеча, клобук белый или черный (как Государь укажет) на главу, и ведут на
каменное Святительское место. Царь приближается, говорит речь и дает Святителю
посох в десницу. Тут знатное Духовенство, Бояре, Князья многолетствуют
Митрополиту. Он благословляет Царя и говорит речь. Духовенство и Бояре
многолетствуют Царю. На крылосах поют также многая лета. Выходят из
церкви. У Государя стол для всего знатного Духовенства, для Вельмож и
сановников. Митрополит ездит вокруг Москвы на осле, коего ведут Боярин Царский и
Святительский. После стола - чаши: Петра Чудотворца, Государева и
Митрополитова".
Упомянем здесь также о церковном любопытном
обряде сего времени, уже давно забытом в России. В неделю Ваий, пред Обеднею
собирался весь народ Московский в Кремле. Из храма Успения выносили большое
дерево, обвешенное разными плодами (яблоками, изюмом, смоквами, финиками);
укрепляли его на двух санях и везли тихо. Под деревом стояли пять отроков в
белой одежде и пели молитвы. За санями шли многие юноши с пылающими восковыми
свечами и с огромным фонарем; за ними несли две высокие хоругви, шесть кадильниц
и шесть икон; за иконами следовали иереи, числом более ста, в великолепных
ризах, осыпанных жемчугом; за ними Бояре и сановники; наконец сам Государь и
Митрополит: последний ехал верхом, сидя боком на осле (или на коне) одетом белою
тканию: левою рукою придерживал (Митрополит) на своих коленях Евангелие,
окованное золотом, а правою благословлял народ. Осла вел Боярин: Государь, одною
рукою касаясь длинного повода узды, нес в другой вербу. Путь Митрополиту
устилали сукнами. Далее шли еще Бояре и сановники; за ними бесчисленное
множество людей. Обходив таким образом вокруг главных церквей Кремлевских,
возвращались в храм Успения, где Митрополит служил Литургию: после чего давал
обед Царю и Вельможам. - Сей церковный ход, в память Сретения Христова в
Иерусалиме, был уставлен, как вероятно, в древнейшие времена, но сделался нам
известен только с Иоаннова, по описанию иноземных наблюдателей.
К достохвальным деяниям сего Царствования
принадлежит еще строение многих новых городов для безопасности наших пределов.
Кроме Лаишева, Чебоксар, Козмодемьянска, Волхова, Орла и других крепостей, о
коих мы упоминали. Иоанн основал Донков, Епифань, Венев, Чернь, Кокшажск,
Тетюши, Алатырь, Арзамас. Но воздвигая красивые твердыни в лесах и в степях, он
с прискорбием видел до конца жизни своей развалины и пустыри в Москве, сожженной
Ханом в 1571 году, так что в ней, если верить Поссевинову исчислению, около 1581
года считалось не более тридцати тысяч жителей, в шесть раз менее прежнего, как
говорит другой иноземный Писатель, слышав то от Московских старожилов в начале
XVII века. Стены новых крепостей были деревянные, насыпанные внутри землею с
песком, или крепко сплетенные из хвороста; а каменные единственно в столице,
Александровской Слободе, Туле, Коломне, Зарайске, Старице, Ярославле, Нижнем,
Белозерске, Порхове, Новегороде, Пскове.
Размножение городов благоприятствовало и
чрезвычайным успехам торговли, более и более умножавшей доходы Царские (которые
в 1588 году простирались до шести миллионов нынешних рублей серебряных). Не
только на ввоз чужеземных изделий или на выпуск наших произведений, но даже и на
съестное, привозимое в города, была значительная пошлина, иногда откупаемая
жителями. В Новогородском Таможенном уставе 1571 года сказано, что со всех
товаров, ввозимых иноземными гостями и ценимых людьми присяжными, казна берет
семь денег на рубль: купцы же Российские платили 4, а Новогородские 1 деньги: с
мяса, скота, рыбы, икры, меду, соли (Немецкой и морянки), луку, орехов,
яблок, кроме особенного сбора с телег, судов, саней. За ввозимые металлы
драгоценные платили, как и за все иное; а вывоз их считался преступлением.
Достойно замечания, что и Государевы товары не освобождались от пошлины. Утайка
наказывалась тяжкою пенею. В сие время древняя столица Рюрикова, хотя и среди
развалин, начинала было снова оживляться торговою деятельностию, пользуясь
близостию Нарвы, где мы с целою Европою купечествовали; но скоро погрузилась в
мертвую тишину, когда Россия в бедствиях Литовской и Шведской войны утратила сию
важную пристань. Тем более цвела наша Двинская торговля, в коей Англичане должны
были делиться выгодами с купцами Нидерландскими, Немецкими, французскими,
привозя к нам сахар, вина, соль, ягоды, олово, сукна, кружева и выменивая на них
меха, пеньку, лен, канаты, шерсть, воск, мед, сало, кожи, железо, лес.
Французским купцам, привезшим к Иоанну дружественное письмо Генрика III,
дозволялось торговать в Коле, а Испанским или Нидерландским в Пудожерском устье:
знаменитейший из сих гостей назывался Иваном Девахом Белобородом, доставлял Царю
драгоценные каменья и пользовался особенным его благоволением, к неудовольствию
Англичан. В разговоре с Елисаветиным Послом, Баусом, Иоанн жаловался, что
Лондонские купцы не вывозят к нам ничего хорошего; снял с руки перстень, указал
на изумруд колпака своего и хвалился, что Девах уступил ему первый за 60
рублей, а вторый за тысячу: чему дивился Баус, оценив перстень в 300 рублей, а
изумруд в 40000. В Швецию и в Данию отпускали мы знатное количество хлеба. "Сия
благословенная земля (пишет Кобенцель о России) изобилует всем необходимым для
жизни человеческой, не имея действительной нужды ни в каких иноземных
произведениях". - Завоевание Казани и Астрахани усилило нашу мену Азиатскую.
Обогатив казну торговыми, городскими и земскими
налогами, также и присвоением церковного имения, чтобы умножить войско, завести
арсеналы (где находилось всегда в готовности не менее двух тысяч осадных и
полевых орудий), строить крепости, палаты, храмы, Иоанн любил употреблять
избыток доходов и на роскошь: мы говорили об удивлении иноземцев, видевших в
казне Московской груды жемчугу, горы золота и серебра во дворце, блестящие
собрания, обеды, за коими в течение пяти, шести часов пресыщалось 600 или
700 гостей, не только изобильными, но и дорогими яствами, плодами и винами
жарких, отдаленных климатов: однажды, сверх людей именитых, в Кремлевских
палатах обедало у Царя 2000 Ногайских союзников, шедших на войну Ливонскую. В
торжественных выходах и выездах Государевых все также представляло образ
Азиатского великолепия: дружины телохранителей, облитых золотом - богатство их
оружия, убранство коней. Так Иоанн 12 Декабря обыкновенно выезжал верхом за
город видеть действие снаряда огнестрельного: пред ним несколько сот Князей,
Воевод, сановников, по три в ряд; пред сановниками 5000 отборных стрельцов по
пяти в ряд. Среди обширной, снежной равнины, на высоком помосте, длиною саженей
в 200 или более, стояли пушки и воины, стреляли в цель, разбивали укрепления,
деревянные, осыпанные землею, и ледяные. В торжествах церковных, как мы видели,
Иоанн также являлся народу с пышностию разительною, умея видом искусственного
смирения придавать себе величия, и с блеском мирским соединяя наружность
Христианских добродетелей: угощая Вельмож и Послов в светлые праздники, сыпал
богатую милостыню на бедных.
В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова
пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы
истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на
Судебнике и напоминало приобретение трех Царств Могольских: доказательства дел
ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань,
Астрахань, Сибирь как живые монументы Царя-Завоевателя; чтил в нем знаменитого
виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул
или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным
слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным, не
различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в
укоризну. История злопамятнее народа!
Источники:Карамзин Н.М.История государства Российского в 12-ти томах. Под ред.
А.М.Сахарова - М., Наука, 1989; Карамзин Н.М. Сочинения в
2-х т. Л., Худож. лит., 1983;
Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Сост. А.И.Уткин. - М.,
Просвещение, 1990.