ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ II [ГЕОРГИЕВИЧ]. Г. 1174-1176
Вече в Владимире. Добродушие Михаила. Гордость Ростовцев.
Корыстолюбие Бояр. Торжество Михаила. Кончина и свойства сего Князя. Междоусобие
в южной России.
Скоро по кончине Великого Князя съехались
Ростовцы, Суздальцы, Переяславцы и все люди воинские в город Владимир на Вече,
следуя примеру Новогородцев, Киевлян и других Российских знаменитых граждан,
которые, по словам Летописцев, издревле обыкли решить дела государственные в
собраниях народных и давали законы жителям городов уездных. "Всем известно,
каким образом мы лишились Князя, - говорили Бояре на Вече: - он не оставил детей
кроме сына, княжащего в Новегороде. Братья Андреевы в южной России. Кого же
изберем в Государи? Кто защитит нас от соседственных Князей, Рязанского и
Муромского, да не будем жертвою их коварства или силы? Обратимся к зятю
Ростислава Георгиевича, Глебу Рязанскому; скажем ему: Бог взял нашего Князя:
зовем шурьев твоих на престол Андреев; отец их жил с нами и пользовался любовию
народною". Сия мысль была внушена Боярам Послами Рязанскими: граждане
одобрили оную; утвердили выбор крестным целованием и, согласясь с Глебом,
отправили посольство в Чернигов, где находились тогда, Ярополк и Мстислав
Ростиславичи, племянники Андреевы. Обрадованные честию такого избрания, но желая
быть великодушными, сии два Князя предложили дядям своим, Михаилу и Всеволоду
Георгиевичам, господствовать вместе с ними; признали Михаила старшим, уверили
друг друга клятвою в искренности союза и целовали крест из рук Епископа
Черниговского. Обряд бесполезный! Ярополк по совету Ростовцев, недовольных
прибытием Михаила, оставив его в Москве, тайно уехал в Переяславль Залесский,
собрал Бояр, воинов и взял с них клятву верности. Ростовцы призвали туда и 1150
Владимирцев; но сограждане сих последних, которые оставались дома, отворили
ворота Михаилу и с радостию назвали его Князем своим, помня, что Георгий
Долгорукий хотел отдать Суздальское Княжение ему и Всеволоду. Началось
междоусобие. Ярополк осадил Владимир; союзники его, Муромцы, Рязанцы, жгли села
в окрестностях. Семь недель граждане крепко стояли за Михаила и мужественно
оборонялись; наконец, изнуренные голодом, объявили Князю, чтобы он дал им мир
или сам удалился. Храбрый, добродушный Михаил не думал укорять их. "Вы правы, -
сказал он им: - могу ли желать вашей погибели?" - и немедленно выехал. Граждане,
проводив сего достойного Князя с искренними слезами, вступили в переговоры с
Ярополком и Мстиславом; уверяли их в своей покорности, но боялись злобы
Ростовцев, которые, завидуя новой знаменитости Владимира, желали его унизить.
Города считались тогда между собою в летах, как роды дворянские в поколениях:
Ростовцы славились древностию; именовали Владимир пригородом, его жителей
своими каменщиками, слугами, недостойными иметь Князя, и хотели дать им
Посадника. Владимирцы, напротив того, утверждали, что их город, основанный
Владимиром Великим, имеет право на знаменитость. Обнадеженные Ярополком и братом
его в справедливой защите, они встретили их со крестами и ввели торжественно в
храм Богоматери, где Ярополк был объявлен Князем Владимирским, а Мстислав
Ростовским и Суздальским. Народ успокоился, однако ж ненадолго.
Мстислав и Ярополк, неопытные в деле
государственного правления, скоро утратили любовь народную. Отроки, пришедшие с
ними из южной России, сделались Посадниками, отягощали граждан судебными
налогами; думали о корысти гораздо более, нежели о расправе. Князья зависели от
Бояр и во всем исполняли их волю; а Бояре, наживаясь сами, советовали и Князьям
обогащаться. Ярополк отнял у Соборной церкви волости и доходы, данные ей
Андреем; в самый первый день княжения своего взяв ключи от сего богатого храма,
присвоил себе казну оного, серебро, золото и дерзнул наконец самую победоносную
вышегородскую икону Марии отдать зятю, Глебу Рязанскому. Общее негодование
обнаружилось. "Мы не рабы (говорили Владимирцы) и приняли Князей добровольно;
они же грабят нас как иноплеменных, опустошая не только домы, но и святые храмы.
И так промышляйте, братья!" Слово важное: оно значило, что надобно Князей
унять или сбыть с рук. [1175 г.] Видя же, что все Бояре держат сторону слабых
Государей - видя, что Ростовцы и Суздальцы нечувствительны к народным обидам или
терпеливы до излишества, - граждане Владимирские тайно призвали Михаила из
Чернигова. "Ты внук Мономахов и старший из Князей его рода, - говорили ему
Послы: - иди на престол Боголюбского; а ежели Ростов и Суздаль не захотят тебя,
мы на все готовы, и с Божиею помощию никому не уступит". Михаил с братом
Всеволодом и сыном Князя Черниговского был уже в Москве, где ожидали их усердные
Владимирцы и сын Андрея Боголюбского (скоро по смерти отца принужденный выехать
из Новагорода): тогда Ярополк сведал о грозящей ему опасности; хотел встретить
Георгиевичей, но разошелся с ними в дремучих лесах и написал к брату, Мстиславу
Суздальскому: "Михалко болен; его несут на носилках: спеши отразить
малочисленных неприятелей от Владимира, я пленю их задний отряд". Михаил, будучи
действительно весьма нездоров, приближался к Владимиру, когда полк Суздальский,
выступив из-за горы в блестящих латах и распустив знамя, с воплем устремился на
его дружину. Устроенная Михаилом, она изготовилась к сражению; стрелки с обеих
сторон начали битву; но Суздальцы - изумленные стройным ополчением неприятелей -
вдруг обратили тыл, бросив хоругвь Княжескую. Летописцы говорят, что ни те, ни
другие воины не отличались никаким особенным знаком и что сие обстоятельство
спасло многих Суздальцев: ибо победители не могли распознавать своих и
неприятелей. Михаил [15 июня 1175 г.] с торжеством въехал в город Владимир: пред
ним вели пленников. Духовенство и все жители встретили его с живейшею радостию.
Ярополк ушел к зятю своему в Рязань, а Мстислав в Новгород (где княжил юный сын
его, Святослав, после Георгия Андреевича); но мать и жены их остались пленницами
в Владимире.
Скоро Послы от Суздаля и Ростова явились во
дворце Михаиловом и сказали именем всех граждан: "Государь! Мы твои душою и
сердцем. Одни Бояре, преданные Мстиславу, были тебе врагами. Повелевай нами как
отец добродушный!" Таким образом Михаил наследовал Великое Княжение Андреево;
объехал разные области; везде учредил порядок; везде пекся о народном
спокойствии. Осыпанный дарами Суздальцев и Ростовцев, награжденный за свой труд
благословениями довольных граждан, он возвратился в Владимир, оставив Всеволода
княжить в Переяславле Залесском.
Народ требовал мести: Глеб Рязанский
пользовался слабостию шурьев, обирал их, обогатился драгоценностями и святынею
храмов Владимирских. Михаил шел наказать его: но Глеб, не дерзая оправдываться,
требовал милосердия; прислал Вышегородскую икону Богоматери, все драгоценности,
даже книги, им похищенные, и тем обезоружил Великого Князя. Народ, с восхищением
встретив образ Марии, снова поставил его в Соборной церкви Владимирской: Михаил
возвратил ей поместья, оброки и десятину.
Торжество Владимирцев было совершенно: город их
сделался опять столичным; и Князь, ими призванный, заслуживая любовь общую,
казался любимцем Неба, ибо счастие ему благоприятствовало. Они хвалились своим
выбором и говорили, что Бог, унизив гордость древнего Ростова, прославил
новый Владимир, ознаменовав его жителей мудростию в совете и мужеством в
деле; что они, вопреки Боярам, даже вопреки народу Суздальскому и Ростовскому,
единственно в надежде на свою правду, дерзнули изгнать злых Князей и выбрать
Михаила, благотворителя земли Русской. К несчастию, сей Государь властвовал
только один год и скончался [20 июня 1170 г.], оставив в летописях память своей
храбрости и добродетели. Жив в веке суровом, мятежном, он не запятнал себя ни
жестокостию, ни вероломством и любил спокойствие народа более власти. Новейшие
Летописцы уверяют, что Михаил казнил многих убийц Андреевых; но современные не
говорят о том. Некогда изгнанный Боголюбским, он мог еще питать в сердце своем
неприятное воспоминание сей обиды; и тем более достоин хвалы, ежели
действительно наказал злодеев.
Михаил, занимаясь единственно благом
Суздальского или Владимирского Княжения, не хотел или не имел времени думать о
России южной, где господствовало междоусобие. Олег Северский, зять и союзник
Ростиславичей, вместе с ними воевал область Черниговскую, осаждал Стародуб и,
сам осажденный Святославом в Новегороде Северском, должен был молить о мире.
Киев более и более унижался. Видя нечаянное прибытие Романа Смоленского и
догадываясь, что братья намерены возвести его на Киевский престол, слабый
Ярослав Изяславич не захотел подвергнуть себя стыду изгнания и добровольно уехал
в Луцк. Роман также не мог утвердиться на сем престоле, от зависти и козней
Святослава. Имея тайные сношения с Киевлянами и с Черными Клобуками, волнуя умы
лестию, злословием и скоро обрадованный несчастною битвою сыновей Романовых с
Половцами, в коей легло на месте множество лучших воинов, Святослав начал
торжественно жаловаться на Давида. "Я ничего не требую кроме справедливости, -
говорил он Роману: - Брат твой, помогая Олегу, жег города мои. Согласно с
древним уставом Боярин в вине ответствует головою, а Князь уделом. Изгони же
беспокойного Давида из областей Днепровских". Не получив удовлетворения,
Святослав прибегнул к оружию и к изменникам. Зять его, сын Владимира
Мстиславича, внука Мономахова, именем Мстислав, жил в Триполе с Ярополком
Романовичем и предал сей город тестю. Узнав еще измену Берендеев, Роман удалился
в крепкий Белгород и ждал братьев. Хотя Князь Черниговский, более властолюбивый,
нежели храбрый, заняв Киев, малодушно бежал от них и перетопил часть своего
войска в Днепре; однако ж Ростиславичи, сведав о впадении Половцев, призванных
Святославом, добровольно уступили ему древнюю столицу, уже незавидную.
"Господствуй в ней, - сказали они, - но с согласия нашего: не насилием и не
обманом; мы не хотим тешить иноплеменных варваров междоусобием". Роман
возвратился в Смоленск.
Источники:Карамзин Н.М.История государства Российского в 12-ти томах. Под ред.
А.М.Сахарова - М., Наука, 1989; Карамзин Н.М. Сочинения в
2-х т. Л., Худож. лит., 1983;
Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Сост. А.И.Уткин. - М.,
Просвещение, 1990.