Междоусобия. Олег в Родосе. Подвиги Мономаха. Убиение
Ярополка. Нападение Болгаров на Муром. Засуха и мир. Землетрясение. Видения.
Набеги Половцев. Слабость Великого Князя. Кончина его. Дочь Всеволода за
Генриком IV. Митрополит Иоанн. Его сочинение. Крестильницы. Праздник 9 Маия.
Сношения с Римом.
Не сын Изяслава, но Всеволод наследовал престол
Великокняжеский. Дядя, по тогдашнему образу мыслей и всеобщему уважению к
семейственным связям, имел во всяком случае право старейшинства и заступал место
отца для племянников. - Сей Государь утвердил Святополка на Княжении
Новогородском: другому сыну Изяславову, Ярополку, отдал Владимир и Туров, а
Мономаху Чернигов.
Роман Святославич, Князь Тмутороканский, желая
отмстить за Олега и Бориса, немедленно начал войну междоусобную, которая стоила
ему жизни. Половцы, его наемники, заключили мир со Всеволодом у Переяславля и на
возвратном пути умертвили Романа; а брата его, Олега, неволею отправили в
Константинополь. Пользуясь несчастием Святославичей, Великий Князь прислал в
Тмуторокань наместника своего, Ратибора. Но сия область Воспорская, убежище
Князей обделенных, скоро была завоевана Давидом Игоревичем и Володарем
Ростиславичем, внуком и правнуком Великого Ярослава, которые также
недолго в ней господствовали. Изгнанник Олег, жив два года на острове Родосе,
славном в Истории своими древними мудрыми законами, Науками, великолепием зданий
и Колоссом огромным, возвратился в Тмуторокань и, вероятно, с помощию Греков
овладел им; казнил многих виновных Козаров, его личных неприятелей, давших совет
Половцам умертвить Романа; а Володаря и Давида отпустил в Россию.
Всеволод любил мир, и видел беспрестанное
кровопролитие. Полоцкий Князь осадил Смоленск: Владимир спешил туда с
Черниговскою конницею; не застал Всеслава, но Смоленск, зажженный неприятелем,
еще дымился в пепле. Мономах, в наказание врагу своему, огнем и мечом опустошил
его землю, и чрез несколько времени взяв Минск, отнял всех рабов и скот у
жителей. Таким образом сей несчастный город вторично пострадал за своего Князя.
- Мужественный сын Всеволодов не выпускал меча из рук: победил Торков, обитавших
близ Переяславля; два раза ходил усмирять беспокойных Вятичей, и везде гнал
неутомимых злодеев России, Половцев, на берегах Десны, Хороля; пленял их Вождей,
отбивал добычу. Но сии успехи не могли утвердить государственной безопасности, и
Князья Российские междоусобием своим усиливали внешних неприятелей.
[1084-1086] Ростиславичи, воспитанные, кажется,
в доме у Ярополка, бежали от него и в отсутствие дяди, который гостил у
Всеволода в неделю Пасхи, вооруженною рукою заняли Владимир. Всякой знаменитый
мятежник, обещая грабеж и добычу, мог собирать тогда шайки усердных помощников:
доказательство, сколь правление было слабо и своевольство народа необузданно!
Всеволод, оскорбленный несчастием племянника, велел Мономаху идти на
Ростиславичей: их выгнали, и Ярополк возвратился в свой Удел с честию. - В то же
время Давид Игоревич, скитаясь в южной России и вне пределов ее, завладел
Олешьем, Греческим городом близ устья Днепровского, и нагло ограбил там многих
купцов: Всеволод, призвав его к себе, дал ему Дорогобуж в Волынии.
Сам Ярополк, облагодетельствованный Всеволодом,
не устыдился быть врагом его: Князь слабый, послушный коварным советникам и
скоро наказанный за свою безрассудность. Дядя, сведав о злых намерениях сего
неблагодарного, предупредил их опасное исполнение; и слух, что Мономах идет с
войском, заставил Ярополка бежать в Польшу. Владимир нашел в Луцке мать его,
супругу, дружину, казну; возвратился с ними в Киев, а владение Ярополково отдал
Давиду Игоревичу. - Но Ярополк, не сыскав заступников вне России, скоро
умилостивил Всеволода искренним раскаянием и, заключив мир с его сыном,
Мономахом, в Волынии, получил обратно свое Княжение. Судьба не дала ему времени
заслужить великодушие дяди или снова быть неблагодарным. Он чрез несколько дней
погиб от руки злодея, на пути в Червенский Звенигород: сей преступник,
именем Нерядец, ехал за ним верхом вместе с другими Княжескими Отроками и вонзил
саблю в бок своему Государю, покойно лежавшему на колеснице. Ярополк встал,
извлек из себя окровавленное железо, громко сказал: "Умираю от коварного врага"
- и скончался. Летописец не объясняет тайной причины злодейства, сказывая
только, что убийца бежал в Перемышль к Рюрику, старшему из Ростиславичей,
которым Всеволод уступил сей город в Удел и которые, приняв изменника, навлекли
на себя гнусное подозрение, более несчастное, нежели справедливое. Отроки
Ярополковы привезли тело убиенного в Киев, чтобы воздать ему честь погребения
там, где лежали кости его родителя: Всеволод, Мономах, Ростислав (меньший сын
Великого Князя), Духовенство и народ встретили оное с искренним изъявлением
горести. - Летописец говорит, что Ярополк, добродушный подобно отцу своему,
давал всегда церковную десятину в храм Богоматери, исполняя завещание
Владимира Великого; завидовал святости Бориса и Глеба и желал также умереть
мучеником. Давид Игоревич наследовал область Владимирскую.
[1088 г.] Между тем как Всеволод занимался
восстановлением порядка и тишины в ближних областях, Камские Болгары взяли
Муром. Не имея духа воинского, любя торговлю, земледелие и в случае неурожая
питая восточный край России, они хотели, вероятно, отмстить жителям Муромской
области за какую-нибудь обиду или несправедливость: по крайней мере сия война не
имела дальнейшего следствия, и взятый ими город недолго был в их власти.
[1092 г.] Великий Князь не мог утешиться
всеобщим спокойствием. Междоусобие прекратилось; но бедствия иного рода посетили
Россию. От беспрестанных, неслыханных жаров везде иссохли поля, и леса в
болотных местах сами собою воспламенялись, к ужасу сельских жителей; голод,
болезни, мор свирепствовали во многих областях, и в одном Киеве умерло от 14
Ноября до 1 Февраля 7000 человек. Воображение несчастных видело во всем страшные
знамения гнева Божеского: в самых обыкновенных метеорах, в затмении солнца, в
легком бывшем тогда землетрясении. К сим случаям естественным суеверие прибавило
нелепые чудеса: рассказывали, что огромный змей упал с неба в то время, как
Великий Князь забавлялся ловлею зверей; что злые духи в Полоцке ночью и днем
скакали на конях, невидимо уязвляя граждан, и что множество людей от того
умерло. Народ стенал, Государь был в унынии, Половцы грабили; на обеих сторонах
Днепра дымились села, обращенные в пепел сими жестокими варварами, которые взяли
даже несколько городов: Песочен на реке Супое, Переволоку близ устья Ворсклы, и
нигде, кажется, не находили сопротивления. Наконец Василько Ростиславич, правнук
Ярославов, уговорил их оставить Россию и вместе с ним воевать Польшу,
ослабленную внутренними раздорами. Сей Князь, по смерти брата своего, Рюрика,
наследовал часть Перемышльской области: скоро увидим его великодушие и
злосчастие.
Всеволод, огорчаемый бедствиями народными и
властолюбием своих племянников, которые, желая господствовать, не давали ему
покоя и беспрестанно требовали Уделов, - с завистию воспоминал то счастливое
время, когда он жил в Переяславле, довольный жребием Удельного Князя и спокойный
сердцем. Не имев никогда великодушной твердости, сей Князь, обремененный летами
и недугами, впал в совершенное расслабление духа; удалил от себя Бояр опытных,
слушал только юных любимцев и не хотел уже следовать древнему обычаю Государей
Российских, которые сами, в присутствии Вельмож, судили народ свой на дворе
Княжеском. Сильные утесняли слабых; Наместники и Тиуны грабили Россию как
Половцы: Всеволод не внимал жалобам. - Чувствуя приближение конца, он послал за
большим сыном в Чернигов и скончался [1093 г.] в объятиях Владимира и
Ростислава, орошенный их искренними слезами: Христианин набожный,
человеколюбивый, трезвый и целомудренный от самой юности; одним словом,
достохвальный между частными людьми, но слабый и, следственно, порочный на
степени Государей.
Великий Ярослав желал, чтобы любимый сын его,
со временем наследовав законным образом Киевскую область, был и во гробе с ним
неразлучен: воля нежного отца исполнилась, и Всеволода погребли, на другой день
кончины его, там же, где лежали Ярославовы кости - в Софийском храме, - с
обыкновенными торжественными обрядами и в присутствии народа, который погребал
тогда Государей как истинных отцов своих, с чувствительностию и слезами, забывая
их слабости и помня одни благодеяния.
Всеволод оставил супругу второго брака, мачеху
Владимира, и трех дочерей, Янку, или Анну, Евпраксию и Екатерину; первые две
отказались от света и заключились в монастыре. Мы знаем, что Император Генрик IV
в 1089 году женился на Российской Княжне Агнесе, или Адельгейде, вдове Маркграфа
Штаденского, которая после умерла Игуменьею: она могла быть дочерью Всеволода. В
то же время другая Россиянка, именем Евпраксия, была за сыном Болеслава,
отравленным в цветущей юности; но Историки Польские называют сию Княжну родною
сестрою Святополка Изяславича.
При Всеволоде был Митрополитом Грек Иоанн, муж
знаменитый ученостию и Христианскими добродетелями, ревностный наставник
Духовенства и друг несчастных. "Никогда" (сказано в летописи) "не бывало у нас
такого и не будет!" Мы имеем его сочинение, названное Церковным правилом,
в коем он с великою ревностию осуждает тогдашнее обыкновение Князей Российских
выдавать дочерей за Государей Латинской Веры; доказывает всякому гостю или
купцу, сколь грешно торговать крещеными рабами в земле язычников (Половцев),
даже ездить туда, и для выгод сребролюбия оскверняться их нечистыми яствами;
налагает епитимью на тех, которые совокупляются с правнучатными или женятся без
венчания, думая, что сей обряд изобретен единственно для Князей и Бояр; отлучает
от церкви иереев, благословляющих союз мужа с третьею женою; велит им и Монахам
служить для всех людей примером трезвости; наконец, в дополнение к гражданским
законам, уставляет духовное покаяние для преступников благонравия и
целомудрия. Сей Митрополит, наименованный от современников Пророком
Христа, святил церковь Феодосиева монастыря Печерского, о коей написано
столь много чудесного в Патерике Киевском. Византийские художники, украсив оную,
не захотели уже возвратиться в отечество и кончили жизнь свою в Печерской
Обители: доныне показывают там гробы их. - B 1089 году, когда преставился
Митрополит Иоанн, дочь Всеволодова, Янка, ездила в Константинополь и привезла с
собою нового Митрополита, скопца, именем также Иоанна, но человека весьма
обыкновенного, слабого здоровьем и столь бледного, что народ прозвал его
мертвецом: он через год умер. Третий Митрополит Всеволодова княжения был
Ефрем, Грек, по известию новейших летописцев; другие же называют его Монахом
Печерским. Нестор сказывает только, что Ефрем, скопец подобно Иоанну, жил в
Переяславле, где находилась тогда Митрополия, и что он, создав многие
храмы каменные, первый начал в России строить при церквах крестильницы. Сей
Митрополит, как пишут, уставил торжествовать 9 маия пренесение мощей Св. Николая
из Ликии в Италиянский город Бар: праздник Западной Церкви, отвергаемый Греками,
и доказательство, что мы имели тогда дружелюбное сношение с Римом. Нестор
молчит, но Летописец средних времен говорит о каком-то Святителе Феодоре,
приезжавшем к Великому Князю от Папы (Урбана II) в 1091 году. Властолюбивые
Наместники Св. Петра без сомнения всячески старались подчинить себе Церковь
Российскую.
Источники:Карамзин Н.М.История государства Российского в 12-ти томах. Под ред.
А.М.Сахарова - М., Наука, 1989; Карамзин Н.М. Сочинения в
2-х т. Л., Худож. лит., 1983;
Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Сост. А.И.Уткин. - М.,
Просвещение, 1990.