Бунт Древлян. Явление Печенегов. Нападение Игоря на Грецию.
Договор с Греками. Убиение Игоря.
Игорь в зрелом возрасте мужа приял власть
опасную: ибо современники и потомство требуют величия от наследников Государя
великого или презирают недостойных.
[914 г.] Смерть победителя ободрила
побежденных, и Древляне отложились от Киева. Игорь спешил доказать, что в его
руке меч Олегов; смирил их и наказал прибавлением дани. - Но скоро новые враги,
сильные числом, страшные дерзостию и грабительством, явились в пределах России.
Они под именем Печенегов так славны в летописях наших, Византийских и
Венгерских от Х до XII века, что мы должны, при вступлении их на феатр Истории,
сказать несколько слов о свойстве и древнем отечестве сего народа.
Восточная страна нынешней Российской Монархии,
где текут реки Иртыш, Тобол, Урал, Волга, в продолжение многих столетий ужасала
Европу грозным явлением народов, которые один за другим выходили из ее степей
обширных, различные, может быть, языком, но сходные характером, образом жизни и
свирепостию. Все были кочующие; все питались скотоводством и звериною ловлею:
Гунны, Угры, Болгары, Авары, Турки - и все они исчезли в Европе, кроме Угров и
Турков. К сим народам принадлежали Узы и Печенеги, единоплеменники Туркоманов:
первые, обитая между Волгою и Доном в соседстве с Печенегами, вытеснили их из
степей Саратовских: изгнанники устремились к западу; овладели Лебедиею; чрез
несколько лет опустошили Бессарабию, Молдавию, Валахию; принудили Угров
переселиться оттуда в Паннонию и начали господствовать от реки Дона до самой
Алуты, составив 8 разных областей, из коих 4 были на Восток от Днепра, между
Россиянами и Козарами; а другие - на западной стороне его, в Молдавии,
Трансильвании, на Буге и близ Галиции, в соседстве с народами Славянскими,
подвластными Киевским Государям. Не зная земледелия, обитая в шатрах, кибитках,
или вежах, Печенеги искали единственно тучных лугов для стад; искали также
богатых соседей для грабительства; славились быстротою коней своих; вооруженные
копьями, луком, стрелами, мгновенно окружали неприятеля и мгновенно скрывались
от глаз его; бросались на лошадях в самые глубокие реки или вместо лодок
употребляли большие кожи. Они носили персидскую одежду, и лица их изображали
свирепость.
Печенеги думали, может быть, ограбить Киев; но
встреченные сильным войском, не захотели отведать счастия в битве и мирно
удалились в Бессарабию или Молдавию, где уже господствовали тогда их единоземцы.
Там народ сей сделался ужасом и бичом соседей; служил орудием взаимной их
ненависти и за деньги помогал им истреблять друг друга. Греки давали ему золото
для обуздания Угров и Болгаров, особенно же Россиян, которые также искали дружбы
его, чтобы иметь безопасную торговлю с Константинополем: ибо Днепровские пороги
и Дунайское устье были заняты Печенегами. Сверх того они могли всегда, с правой
и левой стороны Днепра, опустошать Россию, жечь селения, увозить жен и детей,
или, в случае союза, подкреплять Государей Киевских наемным войском своим. Сия
несчастная Политика дозволяла разбойникам более двух веков свободно отправлять
их гибельное ремесло.
Печенеги, заключив союз с Игорем, пять лет не
тревожили России: по крайней мере Нестор говорит о первой действительной войне с
ними уже в 920 году. Предание не сообщило ему известия об ее следствиях.
Княжение Игоря вообще не ознаменовалось в памяти народной никаким великим
происшествием до самого 941 года, когда Нестор, согласно с Византийскими
Историками, описывает войну Игореву с Греками. Сей Князь, подобно Олегу, хотел
прославить ею старость свою, жив до того времени дружелюбно с Империею: ибо в
935 году корабли и воины его ходили с Греческим флотом в Италию. Если верить
Летописцам, то Игорь с 10000 судов вошел в Черное море. Болгары, тогда союзники
Императора, уведомили его о сем неприятеле; но Игорь успел, пристав к берегу,
опустошить Воспорские окрестности. Здесь Нестор, следуя Византийским Историкам,
с новым ужасом говорит о свирепости Россиян: о храмах, монастырях и селениях,
обращенных ими в пепел; о пленниках, бесчеловечно убиенных, и проч. Роман
Лакапин, воин знаменитый, но Государь слабый, выслал наконец флот под
начальством Феофана Протовестиария. Корабли Игоревы стояли на якорях близ Фара
или маяка, готовые к сражению. Игорь столь был уверен в победе, что велел воинам
своим щадить неприятелей и брать их живых в плен; но успех не соответствовал его
чаянию. Россияне, приведенные в ужас и беспорядок так называемым огнем
Греческим, которым Феофан зажег многие суда их и который показался им
небесною молниею в руках озлобленного врага, удалились к берегам Малой Азии. Там
Патрикий Варда с отборною пехотою, конницею, и Доместик Иоанн, славный победами,
одержанными им в Сирии, с опытным Азиатским войском напали на толпы Россиян,
грабивших цветущую Вифинию, и принудили их бежать на суда. Угрожаемые вместе и
войском Греческим, и победоносным флотом, и голодом, они снялись с якорей, ночью
отплыли к берегам Фракийским, сразились еще с Греками на море и с великим уроном
возвратились в отечество. Но бедствия, претерпенные от них Империею в течение
трех месяцев, остались надолго незабвенными в ее Азиатских и Европейских
областях.
О сем несчастном Игоревом походе говорят не
только Византийские, но и другие Историки: Арабский Эльмакин и Кремонский
Епископ Лиутпранд; последний рассказывает слышанное им от своего отчима,
который, будучи Послом в Цареграде, собственными глазами видел казнь многих
Игоревых воинов, взятых тогда в плен Греками: варварство ужасное! Греки,
изнеженные роскошию, боялись опасностей, а не злодейства.
Игорь не уныл, но хотел отмстить Грекам; собрал
другое многочисленное войско, призвал Варягов из-за моря, нанял Печенегов -
которые дали ему аманатов в доказательство верности своей - и чрез два года
снова пошел в Грецию со флотом и с конницею. Херсонцы и Болгары вторично дали
знать Императору, что море покрылось кораблями Российскими. Лакапин, не
уверенный в победе и желая спасти Империю от новых бедствий войны со врагом
отчаянным, немедленно отправил послов к Игорю. Встретив его близ Дунайского
устья, они предложили ему дань, какую некогда взял храбрый Олег с Греции;
обещали и более, ежели Князь благоразумно согласится на мир; старались также
богатыми дарами обезоружить корыстолюбивых Печенегов. Игорь остановился и,
созвав дружину свою, объявил ей желание Греков. "Когда Царь, - ответствовали
верные товарищи Князя Российского, - без войны дает нам серебро и золото, то
чего более можем требовать? Известно ли, кто одолеет? мы ли? они ли? и с морем
кто советен? Под нами не земля, а глубина морская: в ней общая смерть
людям". Игорь принял их совет, взял дары у Греков на всех воинов своих, велел
наемным Печенегам разорять соседственную Болгарию и возвратился в Киев.
В следующий год [944 г.] Лакапин отправил Пслов
к Игорю, а Князь Российский в Царьград, где заключен был ими торжественный мир
на таких условиях:
I. Начало, подобное Олегову договору: "Мы от
рода Русского, Послы и гости Игоревы", и проч. Следует около пятидесяти
Норманских имен, кроме двух или трех Славянских. Но достойно замечания, что
здесь в особенности говорится о Послах и чиновниках Игоря, жены его Ольги, сына
Святослава, двух нетиев Игоревых, то есть племянников или детей
сестриных, Улеба, Акуна, и супруги Улебовой, Передславы. Далее: "Мы, посланные
от Игоря, Великого Князя Русского, от всякого княжения, от всех людей Русския
земли, обновить ветхий мир с Великими Царями Греческими, Романом,
Константином, Стефаном, со всем Боярством и со всеми людьми Греческими,
вопреки Диаволу, ненавистнику добра и враждолюбцу, на все лета, доколе
сияет солнце и стоит мир. Да не дерзают Русские, крещеные и некрещеные,
нарушать союза с Греками, или первых да осудит Бог Вседержитель на гибель вечную
и временную, а вторые да не имут помощи от Бога Перуна; да не защитятся своими
щитами; да падут от собственных мечей, стрел и другого оружия; да будут
рабами в сей век и будущий!
II. Великий Князь Русский и Бояре его да
отправляют свободно в Грецию корабли с гостьми и Послами. Гости, как было
уставлено, носили печати серебряные, а Послы золотые: отныне же да приходят
с грамотою от Князя Русского, в которой будет засвидетельствовано их мирное
намерение, также число людей и кораблей отправленных. Если же придут без
грамоты, да содержатся под стражею, доколе известим о них Князя Русского. Если
станут противиться, да лишатся жизни, и смерть их да не взыщется от Князя
Русского. Если уйдут в Русь, то мы, Греки, уведомим Князя об их бегстве, да
поступит он с ними, как ему угодно".
III. Начало статьи есть повторение условий,
заключенных Олегом под стенами Константинополя, о том, как вести себя Послам и
гостям Русским в Греции, где жить, чего требовать и проч. - Далее: "Гости
Русские будут охраняемы Царским чиновником, который разбирает ссоры их с
Греками. Всякая ткань, купленная Русскими, ценою выше 50 золотников (или
червонцев), должна быть ему показана, чтобы он приложил к ней печать свою.
Отправляясь из Царяграда, да берут они съестные припасы и все нужное для
кораблей, согласно с договором. Да не имеют права зимовать у Св. Мамы и да
возвращаются с охранением.
IV. Когда уйдет невольник из Руси в Грецию, или
от гостей, живущих у Св. Мамы, Русские да ищут и возьмут его. Если он не будет
сыскан, да клянутся в бегстве его по Вере своей, Христиане и язычники. Тогда
Греки дадут им, как прежде уставлено, по две ткани за невольника. Если
раб Греческий бежит к Россиянам с покражею, то они должны возвратить его и
снесенное им в целости: за что получают в награждение два золотника.
V. Ежели Русин украдет что-нибудь у Грека или
Грек у Русина, да будет строго наказан по закону Русскому и Греческому; да
возвратит украденную вещь и заплатит цену ее вдвое.
VI. Когда Русские приведут в Царьград пленников
Греческих, то им за каждого брать по десяти золотников, если будет юноша или
девица добрая, за середовича восемь, за старца и младенца пять. Когда же
Русские найдутся в неволе у Греков, то за всякого пленного давать выкупа десять
золотников, а за купленного цену его, которую хозяин объявит под крестом
(или присягою).
VII. Князь Русский да не присвоивает себе
власти над страною Херсонскою и городами ее. Когда же он, воюя в тамошних
местах, потребует войска от нас, Греков: мы дадим ему, сколько будет надобно.
VIII. Ежели Русские найдут у берега ладию
Греческую, да не обидят ее; а кто возьмет что-нибудь из ладии, или убиет, или
поработит находящихся в ней людей, да будет наказан по закону Русскому и
Греческому.
IX. Русские да не творят никакого зла
Херсонцам, ловящим рыбу в устье Днепра; да не зимуют там, ни в Белобережье, ни у
Св. Еферия, но при наступлении осени да идут в домы свои, в Русскую
землю.
X. Князь Русский да не пускает Черных
Болгаров воевать в стране Херсонской". - Черною называлась Болгария
Дунайская, в отношении к древнему отечеству Болгаров.
XI. "Ежели Греки, находясь в земле Русской,
окажутся преступниками, да не имеет Князь власти наказывать их; но да приимут
они сию казнь в Царстве Греческом.
XII. Когда Христианин умертвит Русина или Русин
Христианина, ближние убиенного, задержав убийцу, да умертвят его". - Далее то
же, что в III статье прежнего договора.
XIII. Сия статья о побоях есть повторение IV
статьи Олегова условия.
XIV. "Ежели Цари Греческие потребуют войска от
Русского Князя, да исполнит Князь их требование, и да увидят чрез то все иные
страны, в какой любви живут Греки с Русью.
Сии условия написаны на двух хартиях: одна
будет у Царей Греческих; другую, ими подписанную, доставят Великому Князю
Русскому Игорю и людям его, которые, приняв оную, да клянутся хранить
истину союза: Христиане в Соборной церкви Св. Илии предлежащим честным
крестом и сею хартиею, а некрещеные полагая на землю щиты свои,
обручи и мечи обнаженные".
Историк должен в целости сохранить сии
дипломатические памятники России, в коих изображается ум предков наших и самые
их обычаи. Государственные договоры Х века, столь подробные, весьма редки в
летописях: они любопытны не только для ученого Дипломатика, но и для всех
внимательных читателей истории, которые желают иметь ясное понятие о тогдашнем
гражданском состоянии народов. Хотя Византийские Летописцы не упоминают о сем
договоре, ни о прежнем, заключенном в Олегово время, но содержание оных так
верно представляет нам взаимные отношения Греков и Россиян Х века, так сообразно
с обстоятельствами времени, что мы не можем усомниться в их истине...
Клятвенно утвердив союз, Император отправил
новых Послов в Киев, чтобы вручить Князю Русскому хартию мира. Игорь в
присутствии их на священном холме, где стоял Перун, торжественно обязался
хранить дружбу с Империею; воины его также, в знак клятвы полагая к ногам идола
оружие, щиты и золото. Обряд достопамятный: оружие и золото было всего святее и
драгоценнее для Русских язычников. Христиане Варяжские присягали в Соборной
церкви Св. Илии, может быть, древнейшей в Киеве. Летописец именно говорит, что
многие Варяги были тогда уже Христианами.
Игорь, одарив Послов Греческих мехами
драгоценными, воском и пленниками, отпустил их к Императору с дружественными
уверениями. Он действительно хотел мира для своей старости; но корыстолюбие
собственной дружины его не позволило ему наслаждаться спокойствием. "Мы босы и
наги, - говорили воины Игорю, - а Свенельдовы Отроки богаты оружием и всякою
одеждою. Поди в дань с нами, да и мы, вместе с тобою, будем довольны".
Ходить в дань значило тогда объезжать Россию и собирать налоги. Древние
Государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в Ноябре
месяце отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и возвращались
в столицу не прежде Апреля. Целию сих путешествий, как вероятно, было и то,
чтобы укреплять общую государственную связь между разными областями или
содержать народ и чиновников в зависимости от Великих Князей. Игорь, отдыхая в
старости, вместо себя посылал, кажется, Вельмож и Бояр, особенно Свенельда,
знаменитого Воеводу, который, собирая государственную дань, мог и сам
обогащаться вместе с Отроками своими, или отборными молодыми воинами, его
окружавшими. Им завидовала дружина Игорева, и Князь, при наступлении осени,
исполнил ее желание; отправился в землю Древлян и, забыв, что умеренность есть
добродетель власти, обременил их тягостным налогом. Дружина его - пользуясь,
может быть, слабостию Князя престарелого - тоже хотела богатства и грабила
несчастных данников, усмиренных только победоносным оружием. Уже Игорь вышел из
области их; но судьба определила ему погибнуть от своего неблагоразумия. Еще
недовольный взятою им данию, он вздумал отпустить войско в Киев и с частию своей
дружины возвратиться к Древлянам, чтобы требовать новой дани. Послы их встретили
его на пути и сказали ему: "Князь! Мы все заплатили тебе: для чего же опять
идешь к нам?" Ослепленный корыстолюбием, Игорь шел далее. Тогда отчаянные
Древляне, видя - по словам Летописца - что надобно умертвить хищного волка,
или все стадо будет его жертвою, вооружились под начальством Князя своего,
именем Мала; вышли из Коростена, убили Игоря со всею дружиною и погребли
недалеко оттуда. Византийский Историк повествует, что они, привязав сего
несчастного Князя к двум деревам, разорвали надвое.
Игорь в войне с Греками не имел успехов Олега;
не имел, кажется, и великих свойств его: но сохранил целость Российской Державы,
устроенной Олегом; сохранил честь и выгоды ее в договорах с Империею; был
язычником, но позволял новообращенным Россиянам славить торжественно Бога
Христианского и вместе с Олегом оставил наследникам своим пример благоразумной
терпимости, достойный самых просвещенных времен. Два случая остались укоризною
для его памяти: он дал опасным Печенегам утвердиться в соседстве с Россиею и, не
довольствуясь справедливой, то есть умеренною данию народа, ему подвластного,
обирал его, как хищный завоеватель. Игорь мстил Древлянам за прежний их мятеж;
но Государь унижается местию долговременною: он наказывает преступника только
однажды. - Историк, за недостатком преданий, не может сказать ничего более в
похвалу или в обвинение Игоря, княжившего 32 года.
К сему княжению относится любопытное известие
современного Арабского Историка Массуди. Он пишет, что Россияне
идолопоклонники, вместе с Славянами, обитали тогда в Козарской столице Ателе и
служили Кагану; что с его дозволения, около 912 года, войско их, приплыв на
судах в Каспийское море, разорило Дагестан, Ширван, но было наконец истреблено
Магометанами. Другой Арабский Повествователь, Абульфеда, сказывает, что Россияне
в 944 году взяли Барду, столицу Арранскую (верстах в семидесяти от Ганджи) и
возвратились в свою землю рекою Куром и морем Каспийским. Третий Историк
Восточный, Абульфарач, приписывает сие нападение Аланам, Лезгам и Славянам,
бывшим Кагановым данникам в южных странах нашего древнего отечества. Россияне
могли прийти в Ширван Днепром, морями Черным, Азовским, реками Доном, Волгою
(чрез малую переволоку в нынешней Качалинской Станице) - путем дальним,
многотрудным; но прелесть добычи давала им смелость, мужество и терпение,
которые в самом начале государственного бытия России ославили имя ее в Европе и
в Азии.
Источники:Карамзин Н.М.История государства Российского в 12-ти томах. Под ред.
А.М.Сахарова - М., Наука, 1989; Карамзин Н.М. Сочинения в
2-х т. Л., Худож. лит., 1983;
Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Сост. А.И.Уткин. - М.,
Просвещение, 1990.