ЦАРСТВОВАНИЕ ВАСИЛИЯ ИОАННОВИЧА ШУЙСКОГО. Г. 1606-1608
Род Василиев. Свойства нового Царя. Клятва Василиева.
Обнародованные грамоты. Венчание. Опалы. Неудовольствия. Пренесение Димитриева
тела. Новый Патриарх. Гордость Марины. Речь Послов Литовских. Посольство к
Сигизмунду. Сношение с Европою и с Азиею. Мятежи в Москве. Бунт Шаховского.
Вторый Лжедимитрий. Болотников. Успехи мятежников. Прокопий Ляпунов. Пренесение
тела Борисова. Мятежники под Москвою. Победа Скопина-Шуйского. Лжепетр. Осада
Калуги. Годуновы в Сибири. Распоряжения Василиевы. Призвание Иова. Храбрость
Болотникова. Победа Романова. Мужество Скопина. Бодрость Василия в несчастиях.
Доблесть Воевод Царских. Осада Тулы. Явление нового Лжедимитрия. Взятие Тулы.
Брак Василиев. Законы. Устав воинский.
Василий Иоаннович Шуйский, происходя в осьмом
колене от Димитрия Суздальского, спорившего с Донским о Великом Княжестве, был
внуком ненавистного Олигарха Андрея Шуйского, казненного во время Иоанновой
юности, и сыном Боярина-воеводы, убитого Шведами в 1573 году под стенами Лоде.
Если всякого Венценосца избранного судят
с большею строгостию, нежели Венценосца наследственного; если от первого требуют
обыкновенно качеств редких, чтобы повиноваться ему охотно, с усердием и без
зависти, то какие достоинства, для царствования мирного и непрекословного,
надлежало иметь новому Самодержцу России, возведенному на трон более сонмом
клевретов, нежели отечеством единодушным, вследствие измен, злодейств, буйности
и разврата? Василий, льстивый Царедворец Иоаннов, сперва явный неприятель, а
после бессовестный угодник и все еще тайный зложелатель Борисов, достигнув венца
успехом кова, мог быть только вторым Годуновым: лицемером, а не Героем
Добродетели, которая бывает главною силою и властителей и народов в опасностях
чрезвычайных. Борис, воцаряясь, имел выгоду: Россия уже давно и счастливо ему
повиновалась, еще не зная примеров в крамольстве; Но Василий имел другую выгоду:
не был святоубийцею; обагренный единственно кровию ненавистною и заслужив
удивление Россиян делом белестящим, оказав в низложении Самозванца и хитрость и
неустрашимость, всегда пленительную для народа. Чья судьба в Истории равняется с
судьбою Шуйского? Кто с места казни восходил на трон и знаки жестокой пытки
прикрывал на себе хламидою Царскою? Сие воспоминание не вредило, но
способствовало общему благорасположению к Василию: он страдал за отечество и
Веру! Без сомнения уступая Борису в великих дарованиях государственных, Шуйский
славился однако ж разумом мужа думного и сведениями книжными, столь
удивительными для тогдашних суеверов, что его считали волхвом; с наружностию
невыгодною (будучи роста малого, толст, несановит и лицом смугл; имея взор
суровый, глаза красноватые и подслепые, рот широкий), даже с качествами вообще
нелюбезными, с холодным сердцем и чрезмерною скупостию, умел, как Вельможа,
снискать любовь граждан честною жизнию, ревностным наблюдением старых обычаев,
доступностию, ласковым обхождением. Престол явил для современников слабость в
Шуйском: зависимость от внушений, склонность и к легковерию, коего желает
зломыслие, и к недоверчивости, которая охлаждает усердие. Но престол же явил для
потомства и чрезвычайную твердость души Василиевой в борении с неодолимым Роком:
вкусив всю горесть державства несчастного, уловленного властолюбием, и сведав,
что венец бывает иногда не наградою, а казнию, Шуйский пал с величием в
развалинах Государства!
Он хотел добра отечеству, и без сомнения
искренно: еще более хотел угождать Россиянам. Видев столько злоупотреблений
неограниченной Державной власти, Шуйский думал устранить их и пленить Россию
новостию важною. В час своего воцарения, когда Вельможи, сановники и граждане
клялися ему в верности, сам нареченный Венценосец,
к общему изумлению, дал
присягу, дотоле не слыханную: 1) не казнить смертию никого без суда Боярского,
истинного, законного; 2) преступников не лишать имения, но оставлять его в
наследие женам и детям невинным; 3) в изветах требовать прямых явных улик с очей
на очи и наказывать клеветников тем же, чему они подвергали винимых ими
несправедливо. "Мы желаем (говорил Василий), чтобы Православное Христианство
наслаждалось миром и тишиною под нашею Царскою хранительною властию" - и, велев
читать грамоту, которая содержала в себе означенный устав, целовал крест в
удостоверение, что исполнит его добросовестно. Сим священным обетом мыслил новый
Царь избавить Россиян от двух ужасных зол своего века: от ложных доносов и
беззаконных опал, соединенных с разорением целых семейств в пользу алчной казны;
мыслил, в годину смятений и бедствий, дать гражданам то благо, коего не знали ни
деды, ни отцы наши до человеколюбивого Царствования Екатерины Второй. Но вместо
признательности многие люди, знатные и незнатные, изъявили негодование и
напомнили Василию правило, уставленное Иоанном III, что не Государь народу, а
только народ Государю дает клятву. Сии Россияне были искренние друзья отечества,
не рабы и не льстецы низкие: имея в свежей памяти грозы тиранства, еще помнили и
бурные дни Иоаннова младенчества, когда власть царская в пеленах дремала:
боялись ее стеснения, вредного для Государства, как они думали, и предпочитали
свободную милость закону. Царь не внял их убеждениям, действуя или по
собственному изволению или в угодность некоторым Боярам, склонным к Аристократии
и, чтобы блеснуть великодушием, торжественно обещал забыть всякую личную вражду,
все досады, претерпенные им в Борисово время: ему верили, но недолго.
Отменив новости, введенные Лжедимитрием, и
восстановив древнюю Государственную Думу, как она была до его времени, Василий
спешил известить всю Россию о своем воцарении и не оставить в умах ни малейшего
сомнения о Самозванце: послали всюду чиновников знатных приводить народ к
крестному целованию с обетом, не делать, не говорить и не мыслить ничего злого
против Царя, будущей супруги и детей его; велели, как обыкновенно, три
дни звонить в колокола, от Москвы до Астрахани и Чернигова, до Тары и Колы, -
молиться о здравии Государя и мире отечества. Читали в церквах грамоты от Бояр,
Царицы-Инокини Марфы и Василия (именованного в сих бумагах потомком Кесаря
Римского). Описав дерзость, злодейства, собственное в том признание и гибель
Самозванца, Бояре величали род и заслугу Шуйского, спасителя Церкви и
Государства. Марфа свидетельствалась Богом, что ее сердце успокоено казнию
обманщика: а Василий уверял Россиян в своей любви и милости беспримерной.
Обнародовали найденную во внутренних комнатах дворца переписку Лжедимитрия с
Римским Двором и Духовенством о введении у нас Латинской Веры, запись данную
Воеводе Сендомирскому на Смоленск и Северскую землю, также допросы Мнишка и
Бучинских, Яна и Станислава: Мнишек винился в заблуждении, сказывая, что он и
сам же не мог считать мнимого Димитрия истинным, приметив в нем ненависть к
России, и для того часто впадал в болезнь от горести. Бучинские объявляли, что
расстрига действительно хотел с помощью Ляхов умертвить 18 Маия, на лугу
Сретенском, двадцать главных Бояр и всех лучших Москвитян; что Пану Ратомскому
надлежало убить Князя Мстиславского, Тарлу и Стадницким Шуйских; что Ляхи должны
были занять все места в Думе, править войском и Государством: свидетельство едва
ли достойное уважения, и если не вымышленное, то вынужденное страхом из двух
малодушных слуг, которые, желая спасти себя от мести Россиян, не боялись
клеветать на пепел своего милостивца, развеянный ветром! Современники верили; но
трудно убедить потомство, чтобы Лжедимитрий, хотя и нерассудительный, мог
дерзнуть на дело ужасное и безумное: ибо легко было предвидеть, что Бояре и
Москвитяне не дали бы резать себя как агнцев, и что кровопролитие заключилось бы
гибелию Ляхов вместе с их Главою.
Июня 1 совершилось Царское венчание в храме
Успения, с наблюдением всех торжественных обрядов, но без всякой расточительной
пышности: корону Мономахову возложил на Василия Митрополит Новогородский.
Синклит и народ славили Венценосца с усердием; гости и купцы отличались
щедростию в дарах, ему поднесенных. Являлось однако ж какое-то уныние в столице.
Не было ни милостей, ни пиров; были опалы. Сменили Дворецкого, Князя
Рубца-Мосальского, одного из первых клятвопреступников Борисова времени, и
велели ему ехать Воеводою в Корелу или Кексгольм; Михайлу Нагому запретили
именоваться Конюшим, желая ли навеки уничтожить сей знаменитый сан, чрезмерно
возвышенный Годуновым, или единственно в знак неблаговоления к злопамятному
страдальцу Василиева криводушия в деле о Димитриевом убиении, Великого
Секретаря и Подскарбия, Афанасия Власьева, сослали на Воеводство во
Уфу как ненавистного приверженника расстригина; двух важных Бояр, Михайла
Салтыкова и Бельского, удалили, дав первому начальство в Иванегороде, второму в
Казани; многих иных сановников и Дворян, не угодных Царю, тоже выслали на службу
в дальние города; у многих взяли поместья. Василий, говорит Летописец, нарушил
обет свой не мстить никому лично, без вины и суда. Оказалось неудовольствие;
слышали ропот. Василий, как опытный наблюдатель тридцатилетнего гнусного
тиранства, не хотел ужасом произвести безмолвия, которое бывает знаком тайной,
всегда опасной ненависти к жестоким Властителям; хотел равняться в
государственной мудрости с Борисом и превзойти Лжедимитрия в свободолюбии,
отличать слово от умысла, искать в нескромной искренности только указаний для
Правительства и грозить мечем закона единственно крамольникам. Следствием была
удивительная вольность в суждениях о Царе, особенная величавость в Боярах,
особенная смелость во всех людях чиновных; казалось, что они имели уже не
Государя самовластного, а полу-Царя. Никто не дерзнул спорить о короне с
Шуйским, но многие дерзали ему завидовать и порочить его избрание как
незаконное. Самые усердные клевреты Василия изъявляли негодование: ибо он,
доказывая свою умеренность, беспристрастие и желание царствовать не для
клевретов, а для блага России, не дал им никаких наград блестящих в
удовлетворение их суетности и корыстолюбия. Заметили еще необыкновенное
своевольство в народе и шатость в умах: ибо частые перемены государственной
власти рождают недоверие к ее твердости и любовь к переменам: Россия же в
течение года имела четвертого Самодержца, праздновала два цареубийства и не
видала нужного общего согласия на последнее избрание. Старость Василия, уже
почти шестидесятилетнего, его одиночество, неизвестность наследия, также
производили уныние и беспокойство. Одним словом, самые первые дни нового
Царствования, всегда благоприятнейшие для ревности народной, более омрачили,
нежели утешили сердца истинных друзей отечества.
Между тем, как бы еще не полагаясь на
удостоверение Россиян в самозванстве расстриги, Василий дерзнул явлением
торжественным напомнить им о своих лжесвидетельствах, коими он, в угодность
Борису, затмил обстоятельства Димитриевой гибели: Царь велел Святителям,
Филарету Ростовскому и Феодосию Астраханскому, с Боярами Князем Воротынским,
Петром Шереметевым, Андреем и Григорием Нагими, перевезти в Москву тело Димитрия
из Углича, где оно, в господствование Самозванца, лежало уединенно в опальной
могиле, никем не посещаемой: Иереи не смели служить панихид над нею; граждане
боялись приближиться к сему месту, которое безмолвно уличало мнимого Димитрия в
обмане. Но падение обманщика возвратило честь гробу Царевича: жители устремились
к нему толпами; пели молебны, лили слезы умиления и покаяния, лучше
других Россиян знав истину и молчав против совести. Когда Святители и Бояре
Московские, прибыв в Углич, объявили волю Государеву, народ долго не соглашался
выдать им драгоценные остатки юного мученика, взывая: "Мы его любили и за него
страдали! Лишенные живого, лишимся ли и мертвого?" Когда же, вынув из земли гроб
и сняв его крышку, увидели тело, в пятнадцать лет едва поврежденное сыростию
земли: плоть на лице и волосы на голове целые, равно как и жемчужное ожерелье,
шитый платок в левой руке, одежду также шитую серебром и золотом, сапожки,
горсть орехов, найденных у закланного младенца в правой руке и с ним положенных
в могилу: тогда, в единодушном восторге, жители и пришельцы начали славить сие
знамение святости - и за чудом следовали новые чудеса, по свидетельству
современников: недужные, с верою и любовию касаясь мощей, исцелялись. Из Углича
несли раку [3 Июня], переменяясь, люди знатнейшие, воины, граждане и
земледельцы: Васили1337 303163595
1338 303187341
1339 303211087
1340 303224813
1341 303238987
1342 303245299
1343 303260707
1344 303275399
1345 303283587
1346 303293215
1347 303304309
1348 303318333
1349 303327295
1350 303337027
4436689781351 303345143
�аманом Беззубцевым сдалися, присягнув Василию в верности. Кроме их, взяли на
бою столь великое число пленных, что они не уместились в темницах Московских, и
были все утоплены в реке, как злодеи ожесточенные; но Козаков не тронули и
приняли в Царскую службу. Юноше-победителю, Князю Скопину, рожденному к чести,
утешению и горести отечества, дали сан Боярина, а Воеводе Колычеву - Боярина и
Дворецкого. Радовались и торжествовали; пели молебны с колокольным звоном и
благодарили Небо за истребление мятежников, но прежде времени.
Болотников думал остановиться в Серпухове.
Жители не впустили его. Он засел в Калуге; в несколько дней укрепил его
глубокими рвами и валом; собрал тысяч десять беглецов, изготовился к осаде, и
писал к Северской Думе изменников, что ему нужно вспоможение и еще нужнее
Димитрий, истинный или мнимый; что имя без человека уже не действует, и что все
их клевреты готовы следовать примеру Ляпунова, Сунбулова и Пашкова, если явление
вожделенного Царя-изгнанника, столь долго славимого и невидимого, не даст им
нового усердия и новых сподвижников. Но кого было представить? Сендомирского ли
самозванца, Молчанова, известного в России и нимало не сходного с Лжедимитрием,
еще известнейшим? Сей беглец мог действовать на легковерных только издали,
слухом, а не присутствием, которое изобличило бы его в обмане. Пишут, что злодеи
Российские хотели назвать Димитрием иного человека, какого-то благородного Ляха,
но что он - взяв, вероятно, деньги за такую отвагу - раздумал искать гибельного
величия в бурях мятежа, мирно остался в Польше жить нескудным Дворянином и
прервал наконец связь с Шаховским, коему случай дал между тем другое орудие.
Мы упоминали о бродяге Илейке, Лжепетре, мнимом
сыне Царя Феодора. На пути к Москве узнав о гибели расстриги, он с Терскими
Козаками бежал назад, мимо Казани, где Бояре Морозов и Бельский хотели схватить
его: Козаки обманули их; прислали сказать, что выдадут им Самозванца, и ночью
уплыли вниз по Волге; грабили людей торговых и служивых; злодействовали, жгли
селения на берегах, до Царицына, где убили Князя Ромодановского, ехавшего Послом
в Персию, и Воеводу Акинфеева; остановились зимовать на Дону и расславили в
Украйне о своем лжецаревиче. Обман способствовал обману: Шаховский признал
Илейку сыном Феодоровым, звал к себе вместе с шайкою Терских мятежников,
встретил в Путивле с честию, как племянника и наместника Димитриева в его
отсутствие, и даже не усомнился обещать ему Царство, если Димитрий, ими
ожидаемый, не явится: Сей союз злодейства праздновали новым душегубством, в
доказательство Державной власти разбойника Илейки. Он велел умертвить всех
знатных пленников, которые еще сидели в темницах: верных Воевод Рязанских,
Думного мужа Сабурова, Князя Приимкова-Ростовского, начальников города Борисова,
и Воеводу Путивльского, Князя Бахтеярова, взяв его дочь в наложницы. Искали и
союзников внешних, там, где вред России всегда считался выгодою, и где старая
ненависть к нам усилилась желанием мести за стыд неудачного дружества с
бродягою: новый самозванец Петр также обратился к Сигизмунду, и Вельможные Паны
не устыдились сказать Князю Волконскому, который еще находился тогда в Кракове,
что они "ждут Послов от Государя Северского, сына Феодорова, который вместе с
Димитрием, укрывающимся в Галиции, намерен свергнуть Василия с престола; что
если Царь возвратит свободу Мнишку и всем знатным Ляхам, Московским пленникам,
то не будет ни Лжедимитрия, ни Лжепетра; а в противном случае оба сделаются
истинными и найдут сподвижников в Республике!" Но Ляхи только грозили Василию;
манили, вероятно, мятежников обещаниями и не спешили действовать; Шаховский,
Телятевский, Долгорукий, Мосальские, с новым Атаманом Илейкою не имели времени
ждать их; призвали к себе Запорожцев; ополчили всех, кого могли, в земле
Северской и выступили в поле, чтобы спасти Болотникова.
Умел ли Василий воспользоваться своею победою,
дав мятежникам соединиться и вновь усилиться в Калуге? Он послал к ней войско,
но уже чрез несколько дней, и малочисленное, смятое первою смелою вылазкою;
послал и другое, сильнейшее с Боярином Иваном Шуйским, который, одержав верх в
кровопролитном деле с Болотниковым при устье реки Угры, осадил Калугу (30
Декабря), но без надежды взять ее скоро. Худые вести, одна за другою,
встревожили Москву. В Калужской и Тульской области новые шайки злодеев скопились
и заняли Тулу. Бунт вспыхнул в уезде Арзамасском и в Алатырском: Мордва, холопы,
крестьяне грабили, резали царских чиновников и Дворян, утопили Алатырского
Воеводу Сабурова, осадили Нижний Новгород именем Димитрия. Астрахань также
изменила: ее знатный Воевода, Окольничий Князь Иван Хворостинин, взял сторону
Шаховского: верных умертвили: доброго, мужественного Дьяка Карпова и многих
иных. Самых границ Сибири коснулось возмущение, но не проникло в оную: там
начальствовали усердные Годуновы, хотя и в честной ссылке. Из Вятки, из Перми
силою гнали воинов в Москву, а чернь славила Димитрия. К сему смятению
присоединилось ужасное естественное бедствие: язва в Новегороде, где умерло
множество людей, и в числе их Боярин Катырев. Между тем целое войско злодеев
разными путями шло от Путивля к Туле, Калуге и Рязани.
Василий бодрствовал неусыпно, распоряжал
хладнокровно: послал рати и Воевод: знатнейшего саном Князя Мстиславского и
знаменитейшего мужеством Скопина-Шуйского к Калуге; Воротынского к Туле, Хилкова
к Веневу, Измайлова к Козельску, Хованского к Михайлову, Боярина Федора
Шереметева к Астрахани, Пушкина к Арзамасу; а сам еще остался в Москве с
дружиною Царскою, чтобы хранить святыню отечества и Церкви или явиться на поле
битвы в час решительный. Василий думал предупредить соединение мятежников,
истребить их отдельно, нападениями разными, единомысленными, чтобы вдруг и везде
утушить бунт. Действуя в воинских распоряжениях как Стратиг искусный, он хотел
действовать и на сердца людей, оживить в них силу нравственную, успокоить
совесть, возмущенную беззакониями государственными, и снова скрепить союз Царя с
Царством, нарушенный злодейством.
[1607 г.] Имев торжественное совещание с
Ермогеном, Духовенством, Синклитом, людьми чиновными и торговыми, Василий
определил звать в Москву бывшего Патриарха Иова для великого земского
дела. Ермоген писал к Иову: "Преклоняем колена: удостой нас видеть
благолепное лицо твое и слышать глас твой сладкий: молим тебя именем отечества
смятенного". Иов приехал, и (20 Февраля) явился в церкви Успения, извне
окруженной и внутри наполненной несметным множеством людей. Он стоял у
Патриаршего места в виде простого Инока, в бедной ризе, но возвышаемый в глазах
зрителей памятию его знаменитости и страданий за истину, смирением и святостию:
отшельник, вызванный почти из гроба примирить Россию с законом и Небом. Все было
изготовлено Царем для действия торжественного, в коем Патриарх Ермоген с любовию
уступал первенство старцу, уже бесчиновному. В глубокой тишине общего безмолвия
и внимания поднесли Иову бумагу и велели Патриаршему Диакону читать ее на
амвоне. В сей бумаге народ - и только один народ - молил Иова отпустить ему,
именем Божиим, все его грехи пред законом, строптивость, ослепление, вероломство
и клялся впредь не нарушать присяги, быть верным Государю; требовал прощения для
живых и мертвых, дабы успокоить души клятвопреступников и в другом мире; винил
себя во всех бедствиях, ниспосланных Богом на Россию, но не винился в
цареубийствах, приписывая убиение Феодора и Марии одному расстриге; наконец
молил Иова, как святого мужа, благословить Василия, Князей, Бояр, христолюбивое
воинство и всех Христиан, да восторжествует Царь над мятежниками и да насладится
Россия счастием тишины. Иов ответствовал грамотою, заблаговременно, но
действительно им сочиненною, писанною известным его слогом, умилительно и не без
искусства. Тот же Диакон читал ее народу. Изобразив в ней величие России,
произведенное умом и счастием ее Монархов - хваля особенно государственный ум
Иоанна Грозного, Иов соболезновал о гибельных следствиях его преждевременной
кончины и Димитриева заклания, но умолчал о виновнике оного, некогда любив и
славив Бориса; напомнил единодушное избрание Годунова в Цари и народное к нему
усердие; дивился ослеплению Россиян, прельщенных бродягою; говорил: "Я давал вам
страшную на себя клятву в удостоверение, что он самозванец: вы не хотели мне
верить - и сделалось, чему нет примера ни в священной, ни в светской Истории".
Описав все измены, бедствие отечества и церкви, свое изгнание, гнусное
Цареубийство, если не совершенное, то по крайней мере допущенное народом -
воздав хвалу Василию, Царю святому и праведному, за великодушное
избавление России от стыда и гибели - Иов продолжал: "Вы знаете, убит ли
самозванец; знаете, что не осталось на земле и скаредного тела его - а
злодеи дерзают уверять Россию, что он жив и есть истинный Димитрий! Велики грехи
наши пред Богом, в сии времена последние, когда вымыслы нелепые, когда
сволочь мерзостная, тати, разбойники, беглые холопы могут столь ужасно возмущать
отечество!" Наконец, исчислив все клятвопреступления Россиян, не исключая и
данной Лжедимитрию присяги, Иов именем Небесного милосердия, своим и всего
Духовенства объявлял им разрешение и прощение, в надежде, что они уже не изменят
снова Царю законному, и добродетелию верности, плодом чистого раскаяния,
умилостивят Всевышнего, да победят врагов и возвратят Государству мир с тишиною.
Действие было неописанное. Народу казалось, что
тяжкие узы клятвы спали с него, и что сам Всевышний устами праведника изрек
помилование России. Плакали, радовались - и тем сильнее тронуты были вестию, что
Иов, едва успев доехать из Москвы до Старицы, преставился [8 Марта]. Мысль, что
он, уже стоя на Праге вечности, беседовал с Москвою, умиляла сердца. Забыли в
нем слугу Борисова: видели единственно мужа святого, который в последние минуты
жизни и в последних молениях души своей ревностно занимался судьбою горестного
отечества, умер, благословляя его и возвестив ему умилостивление Неба!
Но происшествия не соответствовали
благоприятным ожиданиям. Воеводы, посланные Царем истребить скопища мятежников,
большею частию не имели успеха. Мстиславский, с главным войском обступив Калугу,
стрелял из тяжелых пушек, делал примет к укреплениям, издали вел к ним
деревянную гору и хотел зажечь ее вместе с тыном острога: но Болотников
подкопом взорвал сию гору; не знал и не давал успокоения осаждающим; сражался
день и ночь; не жалел людей, ни себя; обливался кровию в битвах непрестанных и
выходил из оных победителем, доказывая, что ожесточение злодейства может иногда
уподобляться геройству добродетели. Он боялся не смерти, а долговременной осады,
предвидя необходимость сдаться от голода: ибо не успел запастися хлебом.
Разбойники Калужские ели лошадей, не жаловались и не слабели в сечах. Царь велел
снова обещать милость их Атаману, если покорится: ответом его был: "жду милости
единственно от Димитрия!" Тщетно прибегали и к средствам, менее законным:
Московский лекарь Фидлер вызвался отравить главного злодея, дал на себя страшную
клятву и, взяв 100 флоринов, обманул Василия: уехал в Калугу служить за деньги
Болотникову, из любви к расстриге. Неудачная осада продолжалась четыре месяца.
Другие Воеводы, встретив неприятеля в поле,
бежали: Хованский от Михайлова в Переславль Рязанский, Хилков от Венева в
Коширу, Воротынский от Тулы в Алексин, наголову разбитый предводителем
изменников, Князем Андреем Телятевским, который успел прежде его занять и Тулу и
Дедилов. Только Измайлов и Пушкин честно сделали свое дело: первый, рассеяв
многочисленную шайку изменника Князя Михайла Долгорукого, осадил мятежников в
Козельске; второй спас Нижний Новгород, усмирил бунт в Арзамасе, в Ардатове, и
еще приспел к Хилкову в Коширу, чтобы идти с ним к Серебряным Прудам, где они
истребили скопище злодеев и взяли их двух начальников, Князя Ивана Мосальского и
Литвина Сторовского; но близ Дедилова были разбиты сильными дружинами
Телятевского и в беспорядке отступили к Кошире: Воевода Ададуров положил голову
на месте сей несчастной битвы, и множество беглецов утонуло в реке Шате. -
Боярин Шереметев, коему надлежало усмирить Астрахань, не мог взять города;
укрепился на острове Болдинском, и не взирая на зимний холод, нужду,
смертоносную цынгу в своем войске, отражал все приступы тамошних бунтовщиков,
которые в исступлении ярости мучили, убивали пленных. Глава их, Князь
Хворостинин, объявив самого Шереметева изменником, грозил ему лютейшею казнию и
звал Ногайских Владетелей под знамена Димитрия. Но Царь уже не думал о том, что
происходило в отдаленной Астрахани, когда судьба его и Царства решилась за 160
верст от столицы.
Ежедневно надеясь победить Болотникова если не
мечем, то голодом - надеясь, что Воротынский в Алексине и Хилков в Кошире
заслоняют осаду Калуги и блюдут безопасность Москвы - главный Воевода Князь
Мстиславский отрядил Бояр, Ивана Никитича Романова, Михайла Нагого и Князя
Мезецкого против злодея, Василия Мосальского, который шел с своими толпами
Белевскою дорогою к Калуге. Они сразились с неприятелем на берегах Вырки, смело
и мужественно. Целые сутки продолжалась битва. Мосальский пал, оказав храбрость,
достойную лучшей цели. Так пали и многие клевреты его: уже не имея Вождя,
теснимые, расстроенные, не хотели бежать, ни сдаться: умирали в сече; другие
зажгли свои пороховые бочки и взлетели на воздух, как жертвы остервенения,
свойственного только войнам междоусобным. Романов, дотоле известный единственно
великодушным терпением в несчастии, удостоился благодарности Царя и золотой
медали за оказанную им доблесть. Но изменники в другом месте были счастливее.
Они, подобно Царю, соображали свои действия наступательные, следуя общей мысли и
стремясь с разных сторон к одной цели: освободить Болотникова. Гибель
Мосальского не устрашила Телятевского, который также шел к Калуге и также
встретил Московских Воевод, Князей Татева, Черкасского и Борятинского, высланных
Мстиславским из Калужского стана. В жестокой битве на Пчелне легли Татев и
Черкасский со многими из добрых воинов; остальные спаслися бегством в стан
Калужский и привели его в ужас, коим воспользовался Болотников: сделал вылазку и
разогнал войско, еще многочисленное; все обратили тыл, кроме юного Князя
Скопина-Шуйского и витязя Истомы Пашкова, уже верного слуги Царского: они
упорным боем дали время малодушным бежать, спасая если не честь, то жизнь их;
отступили, сражаясь, к Боровску, где несчастный Мстиславский и другие Воеводы
соединили рассеянные остатки войска, бросив пушки, обоз, запасы в добычу
неприятелю. Еще хуже робости была измена: 15000 воинов Царских, и в числе их
около ста Немцев, пристали к мятежникам. Узнав, что сделалось под Калугою,
Измайлов снял осаду Козельска; по крайней мере не кинул снаряда огнестрельного и
засел в Мещовске.
Сии вести поразили Москву. Шуйский снова
колебался на престоле, но не в душе: созвал Духовенство, Бояр, людей чиновных;
предложил им меры спасения, дал строгие указы, требовал немедленного исполнения
и грозил казнию ослушникам: все Россияне, годные для службы, должны были спешить
к нему с оружием, монастыри запасти столицу хлебом на случай осады, и самые
Иноки готовиться к ратным подвигам за Веру. Употребили и нравственное средство:
Святители предали анафеме Болотникова и других известных, главных злодеев: чего
Царь не хотел дотоле, в надежде на их раскаяние. Время было дорого: к счастию,
мятежники не двигались вперед, ожидая Илейки, который с последними силами и с
Шаховским еще шел к Туле. 21 Маия Василий сел на ратного коня и сам вывел
войско, приказав Москву брату Димитрию Шуйскому, Князьям Одоевскому и
Трубецкому, а всех иных Бояр, Окольничих, Думных Дьяков и Дворян взяв с собою
под Царское знамя, коего уже давно не видали в поле с таким блеском и множеством
сановников: уже не стыдились идти всем Царством на скопище злодеев храбрых! Близ
Серпухова соединились с Василием Мстиславский и Воротынский, оба как беглецы в
унынии стыда. Довольный числом, но боясь робости сподвижников, Царь умел
одушевить их своим великодушием: в присутствии ста тысяч воинов целуя крест,
громогласно произнес обет возвратиться в Москву победителем или умереть; он не
требовал клятвы от других, как бы опасаясь ввести слабых в новый грех
вероломства, и дал ее в твердой решимости исполнить. Казалось, что Россия нашла
Царя, а Царь нашел подданных: все с ревностию повторили обет Василиев - и на сей
раз не изменили.
Сведав, что Илейка с Шаховским уже в Туле, и
что Болотников к ним присоединился, Василий послал Князей Андрея Голицына,
Лыкова и Прокопия Ляпунова к Кошире. Самозванец Петр, как главный предводитель
злодеев, велел также занять сей город Телятевскому. Рати сошлися на берегах
Восми [5 Июня]: началось дело кровопролитное, и мятежники одолевали: но Голицын
и Лыков кинулись в пыл битвы с восклицанием: "Нет для нас бегства; одна смерть
или победа!" и сильным, отчаянным ударом смяли неприятеля. Телятевский ушел в
Тулу, оставив Москвитянам все свои знамена, пушки, обоз; гнали бегущих на
пространстве тридцати верст и взяли 5000 пленных. Храбрейшие из злодеев, Козаки
Терские, Яицкие, Донские, украинские, числом 1700, засели в оврагах и стреляли;
уже не имели пороха, и все еще не сдавались: их взяли силою на третий день и
казнили, кроме семи человек, помилованных за то, что они спасли некогда жизнь
верным Дворянам, которые были в руках у злодея Илейки: черта достохвальная в
самой неумолимой мести!
Обрадованный столь важным успехом и геройством
Воевод своих еще более, нежели числом врагов истребленных, Василий изъявил
Голицыну и Лыкову живейшую благодарность; двинулся к Алексину, выгнал оттуда
мятежников, шел к Туле. Еще злодеи хотели отведать счастия и в семи верстах от
города, на речке Воронее, сразились с полком Князя Скопина-Шуйского: стояли в
месте крепком, в лесу, между топями, и долго противились; наконец Москвитяне
зашли им в тыл, смешали их и вогнали в город; некоторые вломились за ними даже в
улицы, но там пали: ибо Воеводы без Царского указа не дерзнули на общий приступ;
а Царь жалел людей или опасался неудачи, зная, что в Туле было еще не менее
двадцати тысяч злодеев отчаянных: Россияне умели оборонять крепости, не умея
брать их. Обложили Тулу. Князь Андрей Голицын занял дорогу Коширскую:
Мстиславский, Скопин и другие Воеводы Кропивинскую; тяжелый снаряд огнестрельный
расставили за турами близ реки Упы; далее, в трех верстах от города, шатры
Царские. Началась осада [30 Июня], медленная и кровопролитная, подобно
Калужской: тот же Болотников и с тою же смелостию бился в вылазках; презирая
смерть, казался и невредимым и неутомимым: три, четыре раза в день нападал на
осаждающих, которые одерживали верх единственно превосходством силы и не могли
хвалиться действием своих тяжелых стенобитных орудий, стреляя только издали и не
метко. Воеводы Московские взяли Дедилов, Кропивну, Епифань и не пускали никого
ни в Тулу, ни из Тулы: Василий хотел одолеть ее жестокое сопротивление голодом,
чтобы в одном гнезде захватить всех главных злодеев и тем прекратить бедственную
войну междоусобную. "Но Россия, - говорит Летописец, - утопала в пучине крамол,
и волны стремились за волнами: рушились одне, поднимались другие".
Замышляя измену, Шаховской надеялся, вероятно,
одною сказкою о Царе изгнаннике низвергнуть Василия и дать России иного
Венценосца, нового ли бродягу, или кого-нибудь из Вельмож, знаменитых родом,
если, невзирая на свою дерзость, не смел мечтать о короне для самого себя; но,
обманутый надеждою, уже стоял на краю бездны. Ежедневно уменьшались силы, запасы
и ревность стесненных в Туле мятежников, которые спрашивали: "где же тот, за
кого умираем? Где Димитрий?" Шаховской и Болотников клялися им: первый, что Царь
в Литве; второй, что он видел его там собственными глазами. Оба писали в
Галицию, к ближним и друзьям Мнишковым, требуя от них какого-нибудь Димитрия или
войска, предлагая даже Россию Ляхам, такими словами: "От границы до Москвы все
наше: придите и возьмите; только избавьте нас от Шуйского". С письмами и наказом
послали в Литву Атамана Козаков Днепровских, Ивана Мартынова Заруцкого, смелого
и лукавого: умев ночью пройти сквозь стан Московский, он не хотел ехать далее
Стародуба, жил в сем городе безопасно и питал в гражданах ненависть к Василию.
Послали другого вестника, который достиг Сендомира, не нашел там никакого
Димитрия, но заставил ближних Мнишковых искать его: искали и нашли бродягу,
жителя Украины, сына Поповского, Матвея Веревкина, как уверяют Летописцы, или
Жида, как сказано в современных бумагах государственных. Сей самозванец и видом
и свойствами отличался от расстриги: был груб, свиреп, корыстолюбив до низости:
только, подобно Отрепьеву, имел дерзость в сердце и некоторую хитрость в уме;
владел искусно двумя языками, Русским и Польским; знал твердо Св. Писание и Круг
Церковный; разумел, если верить одному чужеземному Историку, и язык Еврейский,
читал Тальмуд, книги Раввинов, среди самых опасностей воинских; хвалился
мудростию и предвидением будущего. Пан Меховецкий, друг первого обманщика,
сделался руководителем и наставником второго; впечатлел ему в память все
обстоятельства и случаи Лжедимитриевой истории, - открыл много и тайного, чтобы
изумлять тем любопытных; взял на себя чин его Гетмана; пригласил сподвижников,
как некогда Воевода Сендомирский, чтобы возвратить Державному изгнаннику
Царство; находил менее легковерных, но столько же, или еще более, ревнителей
славы или корысти. "Не спрашивали, - говорит Историк Польский, - истинный ли
Димитрий или обманщик зовет воителей? Довольно было того, что Шуйский сидел на
престоле, обагренном кровию Ляхов. Война Ливонская кончилась: юношество, скучая
праздностию, кипело любовию к ратной деятельности; не ждало указа Королевского и
решения чинов государственных: хотело и могло действовать самовольно", но,
конечно, с тайного одобрения Сигизмундова и панов думных. Богатые давали деньги
бедным на предприятие, коего целью было расхищение целой Державы. Выставили
знамена, образовалось войско; и весть за вестию приходила к жителям Северским,
что скоро будет у них Димитрий.
Наконец, 1 Августа, явились в Стародубе два
человека: один именовал себя Дворянином Андреем Нагим, другой Алексеем Рукиным,
Московским Подьячим; они сказали народу, что Димитрий недалеко с войском и велел
им ехать вперед, узнать расположение граждан: любят ли они своего Царя
законного? Хотят ли служить ему усердно? Народ единодушно воскликнул: "где он?
где отец наш? идем к нему все головами". Он здесь, ответствовал Рукин, и
замолчал, как бы устрашаясь своей нескромности. Тщетно граждане убеждали его
изъясниться; вышли из терпения, схватили и хотели пытать безмолвного упрямца:
тогда Рукин объявил им, что мнимый Андрей Нагой есть Димитрий. Никто не
усомнился: все кинулись Лобызать ноги пришельца; вопили: "Хвала Богу! нашлося
сокровище наших душ!" Ударили в колокола, пели молебны, честили Самозванца,
коего прислал Меховецкий, готовясь идти вслед за ним с войском: прислал с одним
клевретом безоружного, беззащитного, по тайному уговору, как вероятно, с
главными Стародубскими изменниками, желая доказать Ляхам, что они могут
надеяться на Россиян в войне за Димитрия. Путивль, Чернигов, Новгород Северский,
едва услышав о прибытии Лжедимитрия, и еще не видя знамен Польских, спешили
изъявить ему свое усердие, и дать воинов. Заблуждение уже не извиняло
злодейства: многие из северян знали первого Самозванца и следственно знали
обман, видя второго, человека им неизвестного; но славили его как Царя
истинного, от ненависти к Шуйскому, от буйности и любви к мятежу. Так Атаман
Заруцкий, быв наперсником расстригиным, упал к ногам Стародубского обманщика,
уверяя, что будет служить ему с прежнею ревностию, и бесстыдно исчисляя
опасности и битвы, в коих они будто бы вместе храбровали. Но были и легковерные,
с горячим сердцем и воображением, слабые умом, твердые душою. Таким оказал себя
один Стародубец, сын Боярский: взял и вручил Царю, в стане под Тулою, письмо от
городов Северских, в котором мятежники советовали Шуйскому уступить престол
Димитрию и грозили казнию в случае упорства: сей Посол дерзнул сказать в глаза
Василию то же, называя его не Царем, а злым изменником; терпел пытку, хваляся
верностию к Димитрию, и был сожжен в пепел, не изъявив ни чувствительности к
мукам, ни сожаления о жизни, в исступлении ревности удивительной.
Василий, узнав о сем явлении Самозванца, о сем
новом движении и скопище мятежников в южной России, отрядил Воевод, Князей
Литвинова-Мосальского и Третьяка Сеитова, к ее пределам: первый стал у
Козельска; второй занял Лихвин, Белев и Болхов. Скоро услышали, что Меховецкий
уже в Стародубе с сильными Литовскими дружинами; что Заруцкий призвал несколько
тысяч Козаков и соединил их с толпами Северскими; что Лжедимитрий, выступив в
поле, идет к Туле. Воеводы Царские не могли спасти Брянска и велели зажечь его,
когда жители вышли с хлебом и солью навстречу к мнимому Димитрию... В сие время
один из Польских друзей его, Николай Харлеский, исполненный к нему усердия и
надежды завоевать Россию, писал к своим ближним в Литву следующее письмо
любопытное: "Царь Димитрий и все наши благородные витязи здравствуют. Мы взяли
Брянск, соженный людьми Шуйского, которые вывезли оттуда все сокровища, и бежали
так скоро, что их нельзя было настигнуть. Димитрий теперь в Карачеве, ожидая
знатнейшего вспоможения из Литвы. С ним наших 5000, но многие вооружены худо...
Зовите к нам всех храбрых; прельщайте их и славою и жалованьем Царским. У вас
носится слух, что сей Димитрий есть обманщик: не верьте. Я сам сомневался и
хотел видеть его; увидел, и не сомневаюсь. Он набожен, трезв, умен,
чувствителен; любит военное искусство; любит наших; милостив и к изменникам:
дает пленным волю служить ему или снова Шуйскому. Но есть злодеи: опасаясь их,
Димитрий никогда не спит на своем Царском ложе, где только для вида велит быть
страже: положив там кого-нибудь из Русских, сам уходит ночью к Гетману или ко
мне и возвращается домой на рассвете. Часто бывает тайно между воинами, желая
слышать их речи, и все знает. Зная даже и будущее, говорит, что ему властвовать
не долее трех лет; что лишится престола изменою, но опять воцарится и
распространит Государство. Без прибытия новых, сильнейших дружин Польских, он не
думает спешить к Москве, если возьмет и самого Шуйского, которые в ужасе, в
смятении снял осаду Тулы; все бегут от него к Димитрию"... Но Самозванец,
оставив за собою Болхов, Белев, Козельск, и разбив Князя Литвинова-Мосальского
близ Мещовска, на пути к Туле сведал, что в ней славится уже не Димитриево, а
Василиево имя.
Еще мятежники оборонялись там усильно до конца
лета, хотя и терпели недостаток в съестных припасах, в хлебе и соли. Счастливая
мысль одного воина дала Царю способ взять сей город без кровопролития. Муромец,
сын Боярский, именем Сумин Кровков, предложил Василию затопить Тулу, изъяснил
возможность успеха и ручался в том жизнию. Приступили к делу; собрали мельников;
велели ратникам носить землю в мешках на берег Упы, ниже города, и запрудили
реку деревянною плотиною: вода поднялася, вышла из берегов, влилась в острог, в
улицы и дворы, так что осажденные ездили из дому в дом на лодках; только высокие
места остались сухи и казались грядами островов. Битвы, вылазки пресеклись. Ужас
потопа и голода смирил мятежников: они ежедневно целыми толпами приходили в стан
к Царю, винились, требовали милосердия и находили его, все без исключения.
Главные злодеи еще несколько времени упорствовали: наконец и Телятевский,
Шаховской, сам непреклонный Болотников, известили Василия, что готовы предать
ему Тулу и самозванца Петра, если Царским словом удостоверены будут в
помиловании, или, в противном случае, умрут с оружием в руках, и скорее
съедят друг друга от голода, нежели сдадутся. Уже зная, что новый
Лжедимитрий недалеко, Василий обещал милость, - и 10 Октября Боярин Колычев,
вступив в Тулу с воинами Московскими, взял подлейшего из злодеев, Илейку.
Болотников явился с головы до ног вооруженный, пред шатрами Царскими, сошел с
коня, обнажил саблю, положил ее себе на шею, пал ниц и сказал Василию: "Я
исполнил обет свой: служил верно тому, кто называл себя Димитрием в Сендомире:
обманщик или Царь истинный, не знаю; но он выдал меня. Теперь я в твоей власти:
вот сабля, если хочешь головы моей; когда же оставишь мне жизнь, то умру в твоей
службе, усерднейшим из рабов верных". Он угадывал, кажется, свою долю. Миловать
таких злодеев есть преступление; но Василий обещал, и не хотел явно нарушить
слова: Болотникова, Шаховского и других начальников мятежа отправили, вслед за
скованным Илейкою, в Москву с приставами; а Князя Телятевского, знатнейшего и
тем виновнейшего изменника, из уважения к его именитым родственникам, не лишили
ни свободы, ни Боярства, к посрамлению сего Вельможного достоинства и к соблазну
государственному: слабость бесстыдная, вреднейшая жестокости!
Но общая радость все прикрывала. Взятие Тулы
праздновали как завоевание Казанского Царства или Смоленского Княжества; и
желая, чтобы сия радость была еще искреннее для войска утомленного, Царь дал ему
отдых: уволили Дворян и Детей Боярских в их поместья, сведав, что Лжедимитрий,
испуганный судьбою Лжепетра, ушел назад к Трубчевску. Вопреки опыту презирая
нового злодея России, Василий не спешил истребить его; послал только легкие
дружины к Брянску, а конницу Черемисскую и Татарскую в Северскую землю для
грабежа и казни виновных ее жителей; не хотел ждать, чтобы сдалася Калуга, где
еще держались клевреты Болотникова с Атаманом Скотницким: велел осаждать ее
малочисленной рати и возвратился в столицу. Москва встретила его как победителя.
Он въезжал с необыкновенною пышностию, с двумя тысячами нарядных всадников, в
богатой колеснице, на прекрасных белых конях; умиленно слушал речь Патриарха,
видел знаки народного усердия и казался счастливым! Три дни славили в храмах
милость Божию к России; пять дней молился Василий в Лавре Св. Сергия, и заключил
церковное торжество действием государственного правосудия: злодея Илейку
повесили на Серпуховской дороге, близ Данилова монастыря. Болотникова, Атамана
Федора Нагибу и строптивейших мятежников отвезли в Каргополь и тайно утопили.
Шаховского сослали в каменную пустыню Кубенского озера, а вероломных Немцев,
взятых в Туле, числом 52, и с ними медика Фидлера, в Сибирь. Всех других
пленников оставили без наказания и свободными. Калуга, Козельск еще противились;
вся южная Россия, от Десйы до устья Волги, за исключением немногих городов,
признавали Царем своим мнимого Димитрия: сей злодей, отступив, ждал времени и
новых сил, чтобы идти вперед, - а Москва, утомленная тревогами, наслаждалась
тишиною, после ужасной грозы и пред ужаснейшею! Испытав ум, твердость Царя и
собственное мужество, верные Россияне думали, что главное сделано; хотели
временного успокоения и надеялись легко довершить остальное.
Так думал и сам Василий. Быв дотоле в
непрестанных заботах и в беспокойстве, мыслив единственно о спасении Царства и
себя от гибели, он вспомнил наконец о своем счастии и невесте: жестокою
Политикою лишенный удовольствия быть супругом и отцом в летах цветущих, спешил
вкусить его хотя в летах преклонных, и женился на Марии, дочери Боярина Князя
Петра Ивановича Буйносова-Ростовского. Верить ли сказанию одного Летописца, что
сей брак имел следствия бедственные: что Василий, алчный к наслаждениям любви,
столь долго ему неизвестным, предался неге, роскоши, лености: начал слабеть в
государственной и в ратной деятельности, среди опасностей засыпать духом, и
своим небрежением охладил ревность лучших советников Думы, Воевод и воинов, в
Царстве Самодержавном, где все живет и движется Царем, с ним бодрствует или
дремлет?
Но согласно ли такое очарование любви с
природными свойствами человека, который в недосугах заговора и властвования
смутного целые два года забывал милую ему невесту? И какое очарование могло
устоять противу таких бедствий?
По крайней мере до сего времени Василий
бодрствовал не только в усилиях истребить мятежников, но с удивительным
хладнокровием, едва избавив от них Москву, занимался и земскими или
государственными уставами и способами народного образования, как бы среди
глубокого мира. В Марте 1607 года, имев торжественное рассуждение с Патриархом,
Духовенством и Синклитом, он издал соборную грамоту о беглых крестьянах, велел
их возвратить тем владельцам, за коими они были записаны в книгах с 1593 года:
то есть подтвердил уложение Феодора Иоанновича, но сказав, что оно есть дело
Годунова, не одобренное Боярами старейшими, и произвело в начале много зла,
неизвестного в Иоанново время, когда земледельцы могли свободно переходить из
селения в селение. Далее уставлено в сей грамоте, что принимающий чужих крестьян
должен платить в казну 10 рублей пени с человека, а господам их три рубля за
каждое лето; что подговорщик, сверх денежной пени, наказывается кнутом, что муж
беглой девки или вдовы делается рабом ее господина; что если господин не женит
раба до двадцати лет, а рабы не выдаст замуж до осьмнадцати, то обязан дать им
волю и не имеет права жаловаться в суде на их бегство, даже и в случае кражи или
сноса: закон благонамеренный, полезный не только для размножения людей, но и для
чистоты нравственной!
Тогда же Василий велел перевести с Немецкого и
Латинского языка Устав дел ратных, желая, как сказано в начале оного,
чтобы "Россияне знали все новые хитрости воинские, коими хвалятся Италия,
Франция, Испания, Австрия, Голландия, Англия, Литва, и могли не только силе
силою, но и смыслу смыслом противиться с успехом, в такое время, когда ум
человеческий всего более вперен в науку необходимую для благосостояния и славы
Государств: в науку побеждать врагов и хранить целость земли своей". Ничто не
забыто в сей любопытной книге: даны правила для образования и разделения войска,
для строя, похода, станов, обоза, движений пехоты и конницы, стрельбы пушечной и
ружейной, осады и приступов, с ясностию и точностию. Не забыты и нравственные
средства. Пред всякою битвою надлежало Воеводе ободрять воинов лицом
веселым, напоминать им отечество и присягу; говорить: "я буду впереди...
лучше умереть с честию, нежели жить бесчестно", и с сим вручать себя Богу.
Угождая народу своею любовию к старым обычаям
Русским, Василий не хотел однако ж, в угодность ему, гнать иноземцев: не
оказывал к ним пристрастия, коим упрекали расстригу и даже Годунова, но не давал
их в обиду мятежной черни; выслал ревностных телохранителей Лжедимитриевых и
четырех Медиков Германских за тесную связь с Поляками, - оставив лучшего из них,
лекаря Вазмера, при себе: но старался милостию удержать всех честных Немцев в
Москве и в Царской службе, как воинов, так и людей ученых, художников,
ремесленников, любя гражданское образование и зная, что они нужны для успехов
его в России; одним словом, имел желание, не имел только времени сделаться
просветителем отечества... и в какой век! в каких обстоятельствах ужасных!
Источники:Карамзин Н.М.История государства Российского в 12-ти томах. Под ред.
А.М.Сахарова - М., Наука, 1989; Карамзин Н.М. Сочинения в
2-х т. Л., Худож. лит., 1983;
Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Сост. А.И.Уткин. - М.,
Просвещение, 1990.