Происхождение Русского государства. В 865 г., в царствование
Императора Михаила III, Константинополь подвергся внезапному нападению языческого народа,
пришедшего из Скифии, т.е. от северных берегов Черного моря. Этот скифский
народ назывался р о с ь и р у с ь.
На 200 ладьях русь проникла в Босфор Фракийский, обступила Царьград и начала разорять его.
Император Михаил в то время с византийскими легионами находился в Азии, где он воевал против
арабов. Получив известие о нападении Руси, он поспешил в столицу. Патриарх
Фотий взял из Вахернского храма
чудотворную ризу Богородицы и совершил крестный ход вокруг стен. Неприятельский флот
удалился. Вслед за
тем к этому языческому народу отправлены были греческие миссионеры, которым и удалось
окрестить многих руссов.
Со времени нападения на Константинополь имя рось приобрело известность и об этом народе заговорили
византийские историки. От той же эпохи и наши летописи начали вести свое повествование
о Руси.
Чтобы объяснить происхождение Русского государства и появление
Руси
под Царьградом в 865 г , летописцы наши приводили следующие баснословные рассказы:
В то время как южные славяне платили дань козарам, северные или новгородские славяне
терпели от нападения варягов (Так назывались у нас нормны, т.е. народы северной
Европы, преимущественно скандинавы) Некотрое время' варяги брали дань на славянах
новгородских и соседних с ними финнах, потом покоренные племена общими силами прогнали
чужеземцев Но у славян произошли сильные внутренние раздоры, род восстал на род
Тогда для устроения порядка и безопасности они решились призвать князей из чужой
землию (Есть еще сказание, что такое решение было принято по совету новгородского
старейшины Гостомысла). В 862 г послы славянские отправились за море к варяжск
скому плмени
Русь и сказали «Земля наша велика и обильна, но порядка в нет, приходите
княжить и владеть нами» Три брата приняли это предложе явились с своими
дружинами Старший из них Рюрик поселился в Новгороде, второй Синеус на Белоозере,
третий Трувор в Изборске От них и земля наша стала называться Русью. Спустя два
года братья Рюрика умерли, он один владеть Новгородскою областью и роздал
важнейшие города в управление своим мужам Но у него было еще два мужа, Оскольд и
Дир, которые с своею дружиною отпросились в Царьград и пошли туда по Греческому
водному пути Дорогою они заняли Киев, освободили полян от козарской дани и начали
господствоать в их земле Эти два витязя снарядили 200 лодок и сделали упомянутый выше
набег на Византию в 865 г ; но буря рассеяла их флот, и они без успеха воротились в
Киев Впоследствии киевское княжение было отнято у них Олегом Этот Олег был
родственник Рюрика и после его смерти (879 г ) сделался его преемником по
малолетству его сына Игоря Из Новгорода он двинулся на юг, покорил встречавшиеся
ему племена (кривичей), взял Киев и в последнем утвердил свою столицу, назвав
его «матерью русских городов» Отсюда он предпринимал по на славян, живших к
востоку и западу от Днепра (северян, радимичей и древлян), и наложил на них дань.
Эти летописные рассказы долгое время принимались за исторические события.
Различным образом решали вопрос: кто были руссы и откуда призваны князья?
Большинство ученых выводили князей и всю Русь из Скандинавии (вслед за петербургсскими
академиками прошлого столетия Байером и Шлёцером). Иные ученые выводили Русь из
других мест, и преимущественно от балтийских славян из Померании. Но в настоящее
время более тщательные исследования показывают, что упомянутые рассказы должны
быть отнесены к области баснословия. Летописное предание смешало пришлых варягов
или норманнов с туземным народом русь. Варяги только в X в. появляются на Руси
как наемное войско и только в следующем XI в. они в качестве наемников встречаются и
в службе византийских императоров, под именем варягов. Никакие иноземные писатели
IX, X и XI веков, сообщающие известия о руси, ничего не знают о призвании князей
и говорят о руссах как о великом туземном народе. Русь является племнем не только
туземным, но и славянским; на что ясно указывает ее поклонение Перуну и другим
славянским божествам, а также ее славянский язык, памятником которого служат дошедшие
до нас договоры с греками. .
Русь издревле обитала в стране между Днепром и Азовским морем; она упоминается у
греческих и латинских писателей VI в. включительно под именем сарматского народа
роксолан или россалан. В
следующие за тем века (весьма скудные по отношению к историческим известиям) россаланские,
или русские, князья и их храбрые дружины, по всей вероятности, были заняты
упорною борьбою с соседними
народами, как славянскими, так и иноплеменными (особенно с уграми и аварами). Мало-помалу
русь дчинила
себе некоторые славянские племена и образовала сильное государство, центром которого
сделался Киев.
Иностранные свидетельства (именно арабские) говорят, что
руссы были высокого роста,
статны, светлорусы, носили короткие плащи, секиры и широкие обоюдоострые мечи с
волнообразным лезвием. Исполненные отваги и энергии, они являются не только
воинственным, но и
торговым народом; уже в IX в. мы встречаем рксских торговцев или гостей и в Константинополе,
и в козарском Ителе. Они были смелые мореходы и на своих лодках-однодеревках
предпринимали дальние
плавания по течению рек и вдоль морских берегов. Со второй половины IX в. их морские походы
сделали русское имя громким и в Европе, и в Азии. Так, в 865 г. они подступают к самому Константинополю;
потом Доном и Волгою проникают в Каспийское море и подвергают разграблению
его прибрежные города.
В X в. мы видим, что владения руси
распространились на север до берегов Ладожского озера, а на юге до Тамани (или
Тмутаракани). Все эти земли были объединены под власьью того княжеского рода,
который сидел в стране полян, т.е. в Киеве. Такое объединение, конечно, совершилось не вдруг, а
постепенно, целыи рядом энергических предприимчивых князей, имена которых
большей частью до нас не
дошли. Первые несомненно исторические князья, сидевшие в Киеве, были Олег и Игорь.
Олег сделался
одним из любимых героев народных преданий. Не довольствуясь скудною данью славянских
народов, он, по словам летописи, будто бы совершил морской поход на Византию;
осадил сымый
Царьград и отступил только тогда, когда византийский император (Лев IV Философ) заплатил
ему большой откуп. Он воротился в Киев с богатою добычею, которая состояла из
золота, павлок
(шелковые ткани), греческих вин и прочих товаров. За его необыкновенную удачу народ
прозвал его вещим, т.е. чародеем. Самая смерть его была украшена особым преданием:
Олег будто бы
погиб от своего коня, о чем заранее предсказал ему идин кудесник. Византийские историки
совсем не упоминают о его походе; но о его сношениях с Византией подтверждает
дошедший до нас
договор с императором Львом IV. Этот договор был весьма выгоден для русских гостей,
торговавших в Греции; так например они могли покупать в Константинополе товары, не
платя за них пошлины. Игорь. Преемником вещего Олега был его родственник Игорь (912-945). Около того времени угры
удалились из степей южной России, далее на запад; их вытеснили хищные орды
печенегов,
которые перекочевали из Уральских степей. Они отличались чрезвычайною дикостью и
свирепостью. Вооруженные копьями и стрелами, их наездники стремительно бросались
на неприятеля, поднимая страшный крик; а в случае неудачи они тотчас показывали ему
тыл и на своих быстрых конях легко спасались от преследования. Не только южные
пределы Руси, но и самый Киев с тех пор находился в опасности от этого хищного
народа Торговые сношения с греками сделались гораздо затруднительнее, потому
что печенежские шайки около Днепровских порогов поджидали обыкновенно
купеческие суда.
Игорь предпринимал поход на Византию; но он не имел успеха
(Неудачу свою русские приписали т. наз. греческому огню т.е. зажигательным
снарядам, которыми греки сожгли большую часть Игорева флота). Новый договор,
заключенный с греками, был не так выгоден, как прежний, т е. русские послы и
гости должны были подвергаться в Константинополе разным стеснениям...
Зависимость покоренных племен от киевского князя выражалась преимущественно
тем, что они платили ему ежегодную дань. Для сбора этой дани князья посылали
воевод или ходили сами со своею дружиною. Во время одного из таких походов в
Древлянскую землю жители ее возмутились и убили Игоря.
Ольга. После Игоря
княжеством управляла его супруга Ольга потому что сын Святослав был еще малолетен. Совершив кровавую месть над убийцами своего мужа, она усмирила
непокорных древлян и сожгла их главный город Коростень Потом, подобно
своим предшественникам, она объезжала с дружиною подчиненные племена, творила
между ними суд и более точным образом определяла количество их дани. Вообще
деятельность Ольги украшена многими баснословными преданиями, в которых
она изображается женщиною необыкновенно хитрою, с твердым и решительным
характером. Но особенно Ольга прославилась принятием христианства. Она
совершила путешествие в Византию (957 г.) где, по словам летописи, и был
исполнен над нею обряд крещения, а воспреемником ее был император Константин
Багрянородный (Последний описал пребывание Ольги в Царьграде, но ни слова не
говорит о ее крещении; можно предположить, что она уже после своего крещения
посетила Константинополь, чтобы поклониться святыням и принять благословение от
патриарха) Святослав. На все увещания матери принять новую религии Святослав отвечал
упорным отказом; христианская вера не нравилась воинственному и суровому
князю. Получив власть в сво« руки, он вполне предался страсти к походам и
завоеваниям. Летописец изображает его характер и привычки следующими словами:
«Он ходил на неприятелей с быстротою барса, в походах не возил за собою возов, ни
котлов и не варил мяса, но мелко нарезал конину, говядину или зверину, пек на
угольях и ел; спал без шатра, подостлав под себя конский потник и положив в
изголовье седло. Таковы были и все его воины. Когда он отправлялся на врагов,
то посылал сказать: «Иду на вас». На
востоке от Днепра , только славянское племя еще не было подвластно русскому
князю, именно витячи, платившие
дань козарам; Святослав победил хозар и подчинил себе вятичей, затем, по приглашению
византийского императора
Никифора Фоки, он обратил свое оружие против дунайских болгар и завоевал их землю.
Но между тем печенеги напали на Киев и едва им
не овладели (по словам предания, смелость одного воина, умевшего говорить по - печенежски, спасает город); весть о том заставила князя
воротиться назад. Однако он недолго
оставался в Киеве и вслед за кончиною Ольги опять поспешил в Болгарию. Страна эта так
понравилась Святославу, что
он хотел перенести свою столицу на берега Дуная в город Переяславец. «Туда (говорил он матери)
сходится все хорошее:: из Греции золото, паволоки, вина и разные плоды,
из Венгрии серебро и кони; из
Руси меха, воск, мед и невольники. Но вторичное завоевание Болгарии повлекло
за собой борьбу с греками. На
византийском престоле место Никифора Фоки занял его убийца Иоанн Цимиский
(т.е. Малорослый), бывший
весьма храбрым и искусным полководцем. Он потребовал чтобы русский князь удалился из
Болгарии, и, получив отказ, повел на него многочисленные войска. После упорной
обороны Святослав принужден
был уступить и заключил мир.
Проиграв главное сражение в открытом поле, Святослав заперся в крепости Доростоле (Силистрия) и здесь был
осажден Цимисхием, между тем как греческий . запер ему выход со стороны Дуная Русские
несколько раз выступали на борьбу с греками и мужеством своим удивляли неприятелей Нередко
побежденные превосходили силами, они обращали тыл, но шли назад медленно, закинув
на спины свои узкие щиты Иногда
ночью при свете луны они выходили из города, сжигали тела павших товарищей, убивали над ними
пленников и с какими-то священными обрядами погружали в волны Дуная младенцев и петухов.
Византийские историки передают нам интересные подробности этой войны
В русском войске второе после Святослава место
занимал Икмор, богатырь ростом своим и силою. В одном сражении, когда он жестоко разил греков,
храбрейший из телохранителей Цимисхия, по имени Анема, пришпорив коня, понесся на Икмора
и одним ударом меча отрубил ему голову вместе с правою рукою. Смерть его
опечалила и смутила русских, они отступили. На
другой день Святослав собрал дружину и советовался с нею о том, что нужно предпринять.
Одни говорили, что нужно выждать темную ночь, прорваться сквозь греческие суда и спасаться
бегством. Другие
советовали заключить мир Но Святослав начал увещевать товарищей к мужеству, напоминал их прежнюю
славу и говорил, что они должны или жить победителями, или умереть с честию. Речь его одушевила
дружину, она еще раз
вышла в поле и вступила в отчаянный бой Анема понесся на Святослава и думал поразить его так же, как
накануне он поразил Икмора, сильным ударом он поверг Святослава на землю, но не мог пробить
кольчугу и щит, окруженный русскими, он смертью заплатил за свою отвагу Сражение
опять кончилось отступлением руссов
(они сражались пешие, а броненосная конница Цимисхия давала ему большой над ними перевес). Тогда, не
видя ни откуда помощи, томимые голодом, они вступили в переговоры.
Закончив войну, Святослав пожелал иметь свидание
с императором, и получил согласие. Один из византийских историков (Лев Диакон) так описывает это
свидание: "Иоанн в блестящих латах на коне подъехал к берегу Дуная, его
окружал многочисленный отряд всадников, у которых
доспехи были покрыты золотом. Между тем Святослав приближался в лодке, действуя веслом наравне
с другими гребцами. Он казался среднего роста и весьма строен, имел широкую
грудь, плоский нос, голубые глаза и длинные косматые усы. Волоса на его голове
были выстрижены, за исключением одного локона - знак благородного
происхождения, в одном ухе висела золотая серьга, украшенная рубином и двумя
жемчужинами. Вся наружность князя представляла что-то мрачное и суровое. Белая
одежда его только чистотою отличалась от других русских. не выходя из лодки,
Святослав поговорил немного с императором и отправился назад".
Возвратившись в Киев с остатками своей
дружины, русский князь погиб в битве с печенегами, которые дожидались его у
Днепровских порогов (972 г.).
Источник: Учебники
дореволюционной России по истории. Сост. Т.В. Естеферова, М.,1993, сс.185 - 189