В 1775 г. императрицею
Екатериной были изданы «учреждения для управления губерний». В начале ее
царствования губерний было около 20; делились они на провинции, а провинции на
уезды. Деление это создавалось постепенно и случайно. Под уездом разумелся
округ, издавна сложившийся; он состоял обыкновенно или из земель одного
какого-либо древнего удельного княжества, или же из волостей, географически
тянувших к какому-либо городу - центру. Уезды очень разнились друг от друга по
количеству земли и жителей, так же, как провинции разнились числу уездов, а
губернии — по числу провинций. Императрица Екатерина задумала прежде всего
заменить это ветхое разделение государства более совершенным. По закону 1775
г. под губернией разумелся округ с населением в 300-400 тыс. жителей, а под
уезд округ в 20-30 тыс. жителей. Было решено постепенно образовать новые
губернии именно с таким расчетом по числу населения, концу царствования
Екатерины новых губерний было уже до 50-ти. Равным образом возросло и число
уездов в новых губерниях. Для вновь образуемых уездов не хватало городов, а
потому многие слободы были превращены в уездные города. Таким образом, при
Екатерине было создано новое административное деление государства
(искусственное, на
статистическом основании, взамен старого, сложившегося).
В каждом
губернском городе были установлены (вместо прежнего губернатора с его канцелярией) следующие учреждения: 1) губернское правление под председательством губернатора; это было
"место управляющее всей
губернией в силу законов именем императорского величества»; 2) казенная палата под
председательством губернатора; она ведала все денежные и хозяйственные «казенные»
дела; 3) судебные палаты: гражданского суда и уголовного суда для надзора над
низшими судами в губернии; 4) совестный суд — «для суда над преступниками
малолетними, безумными или неумышленными и для разбора тяжеб в порядке
примирения (это был первый суд на Руси, в котором дела рассматривались не по
формальному указанию законов, а по естественной справедливости); 5) приказ
общественного призрения — для управления народными школами, больницами, богодельнями, тюрьмами. В губернском правления и палатах заседали
правительственные чиновники, а в совестном суде и приказе общественного
призрения — выборные от сословий «заседатели» под председательством чиновника.
В каждом уездном городе был установлен нижний земский суд, соответствовавший
губернскому правлению и ведавший в уезде всю администрацию и полицию. Он
состоял из председателя («исправника», или «капитана») и двух заседателей.
Всех их избирали дворяне уезда. В городах же за порядком наблюдали назначаемые
от правительства «городничие».
Кроме того, для каждого сословия в губернии и уезде были устроены сословные
выборные суды. Для дворян существовали верхний земский суд (для губернии) и
уездный суд (для уезда). Для горожан существовали магистраты: губернский (на
всю губернию) и городовой (для каждого уездного города). Для свободных крестьян были устроены
расправы: верхняя (в губернском городе) и нижняя (в уездах). Дела, не решенные в выборных уездных судах, переходили в губернские
выборные суды; отсюда можно было перенести дело в суповые палаты, а из палат —
в сенат.
Такова была система местных учреждений 1775 г. Она была построена на новом и модном для того
времени принципе разделения властей и ведомств: в ней суд был отделен от
администрации, администрация от финансового управления. Все учреждения были коллегиальными..
Местное общество получило широкое участие в делах местного управления: дворяне,
горожане и даже люди низших классов принимали участие в деле суда, посылая своих
выборных заседателей в суды своего сословия и в совестный суд. Кроме того, все сословия
вместе
посылали своих представителей в приказ общественного призрения, где они ведали дела
местного благоустройства и благотворения. Наконец, дворянам дано было право избирать
администрацию уезда (нижний земский суд) и, таким образом, владея землями в уезде, представлять там и правительство. Можно сказать
что все местное управление по закону 1775 г. приняло вид земского самоуправления,
действовавшего под контролем коронной администрации (губернского правления и
палат). В этом отношении Екатерина удовлетворила желаниям сословий, высказанным в
комиссии об Уложении 1767-1768 гг.
Учреждения для управления губерний 1775 г. очень важны только потому, что дали
нашей провинции лучшее устройство и управление, но еще и потому, что оказали
очень сильное, хотя и косвенное, влияние в других областях государственной
деятельности Екатерины. Во-первых, Екатерина, устраивая новые присутственные
места в губерниях, этим самым разрушала старые коллегии в столице.
Во-вторых, привлекая к участию в губернском и уездном управлении сословных
выборных, императрица этим самым ставила сословия в новое положение, возлагала
на них новые обязанности даровала им новые права. Для своей новой роли
сословия должны были сами получить новое устройство.
Что касается до коллегий, то они почти все были осуждены на закрытие, потому
что закон 1775 г, передавал их дела губернскому правлению и палатам. (Так,
казенная палата была не иным чем, как «департаментом» камер-коллегии и
ревизион - коллегии, судебные палаты были департаментами юстиц-коллегии.)
Соответственно тому, как постепенно открывались новые губернии, постепенно
угасала деятельность коллегий в Петербурге. Они закрывались одна за другой, и
к концу царствования императрицы Екатерины остались, можно сказать, только три
«государственные» коллегии: иностранных дел, военная и морская. (Свои новые губернские учреждения Екатерина желала подчинить только сенату и лично
себе По
ее первоначальной мысли, несколько губерний должны были объединяться в
«наместничество» под управлением доверенного и близкого к монарху лица —
«наместника» или генерал - губернатора — и через него подчиняться прямо
верховной власти. Но «наместнячества» далеко не везде были открыты, и
Екатерина предпочла лично сноситься с губернаторами и руководить их
деятельностью, не ставя между собой и ими никаких центральных учреждений или
должностей. -Прим. авт.)
Новое сословное устройство было определено особыми жалованными грамотами,
данными в 1785 г. дворянству и городам.
По грамоте 1785 г., дворяне каждой губернии составляют общество (корпорацию) и
имеют право собраний. Через каждые три года они собираются в губернском городе
для выборов и суждений о своих делах. Они избирают из своей среды предводителей
дворянства (губернского и уездных) и должностных лиц во все учреждения своей
губернии. Они могут иметь свою казну и свои дома. Они могут по своим делам
обращаться к губернатору, в сенат и даже к государю. Отдельный полноправный
дворянин, по грамоте 1785 г. был освобожден от обязательной службы государства, он
был свободен от податей, рекрутской повинности и телесных наказаний; он мог судим только в
дворянских судах, лицами, равными ему по происхождению. Свое дворянское достоинство
он передавал жене (если она не была сама дворянкой) и детям; лишить дворянина
дворянства
мог только сенат по суду и с утверждения государя. Дворянин яа полном праве
собственности владел своим недвижимым имуществом и всем тем, что в нем находилось
(то есть и крестьянами), он мог торговать и заводить фабрики и заводы. Все эти
льготы данные дворянам в 1785 г., представляли собой последнюю ступень в общем
ходе возвышения дворянского сословия. Бесправное при Петре Великом шляхетство облегчило несколько свои тяготы
при императрице Анне (§ 118), замкнулось в благородное сословие при Елизавете (§ 121), было
освобождено от обязательной службы при Петре III (§ 124); теперь, при
Екатерине II, оно было обращено в привилегированное сословие с широким
сословным самоуправлением и с большими административными полномочиями: избирая
нижний земский суд, дворяне держали в своих руках все управление уезда, а
кроме того, имели своих представителей и в губернских учреждениях.
Одновременно с
жалованною грамотой дворянству в 1785 г. дана была
грамота и
городам, установившая новое «городовое положение». Подобно дворянам,
городовые обыватели составляют «градское общество»,. владеющее общим городским
имуществом и обладающее правом собраний. На этих собраниях горожане избирают
себе Городского голову и должностных лиц (по городскому самоуправлению и в
сословные суды); обсуждают свои дела и нужды и имеют право обращаться по своим
делам к губернатору. Хозяйством города управляет городской голова и «шестигласная»
дума, в которую входят по одному представителю от шести разрядов городских
обывателей. Эти разряды записывались поименно в шесть частей «обывательской книги». Установленное Петром Великим разделение купцов
на гильдии, а ремесленников на цехи (§ 109) было сохранено. Надобно, однако, заметить, что как
при Петре Великом, так и при Екатерине II заботы правительства о городах не
дали очень заметных результатов: бедные средствами, мало просвещенные и ничем
в в жизни не объединяемые, «городовые обыватели» не имели возможности сложиться в
одно «общество градское» и развить свое самоуправление.