В первое время после низвержения Софьи Петр мало
интересовался государственными делами и в свое время посвящал либо маневрам со
своими «потешными», либо плаванию на кораблях и кораблестроению. Свои «Нептуновы
потехи» молодой государь перенес с Переяславского озера в Архангельск. Море
произвело глубокое впечатление на Петра, и неудержимо стало тянуть его к себе.
Между тем управление государством оставалось в руках Натальи, ее родных и
патриарха. По обстоятельствам того времени они дали делам такое направление, которое не могло нравиться Петру.
Сам государь дружил
с иноземцами; а правительство, напротив, стало к ним очень холодно. В особенности
патриарх Иоаким вооружился против них. В правление Софьи патриарху пришлось
видеть много неприятностей от выезжих киевлян и их московских друзей. Киевляне
свободно распространяли в Москве свои церковные обычаи и высказывали мнения, иногда
отличавшиеся от московских. Между прочим, они по - католически определяли то
время, когда совершается за литургией пресуществление даров в тело и кровь Христову.
Это мнение возбудило в Москве большие споры. Главным его защитником явился
московский ученый подьячий Семен Медведев (постригшийся в монахи с именем Сильвестра). Друг Ф. Шакловитого Медведев пользовался расположением Софьи и
Голицына и потому, несмотря на большую свою смелость и резкость, оставался
недостижимым для внушений патриарха. Мнение Медведева было изложено им в особой
книге «Манна»; оно вызвало ряд опровержений (со стороны, между прочим, греков
Лихудов) и повело к очень оживленным толкам и спорам, даже между простым
народом, который хотел точно знать, когда правильнее надлежит звонить «к
достойной» в минуту пресуществления даров. При Софье патриарх Иоаким не мог
справиться с Медведевым и киевской «хлебопоклонною ересью» (так называлось
мнение Медведева). Когда же Шакловитый и кн. Голицын были схвачены, сам
Медведев был арестован (а потом и казнен), хлебопоклонная же ересь была осуждена
на церковном соборе 1690 г. - Прим. авт.) Иоаким поставил дело так, что
созванный им собор 1690 г. заподозрил правоверие киевского духовенства, и с тех
пор киевские монахи и киевские ученые потеряли свое привилегированное положение
в Московском государстве и как бы подверглись гонению. Вместе с тем и другие
иноземцы перестали пользоваться покровительством в московском дворце. Патриарх и
на них воздвиг гонение, считая их причиною всех зол в государстве. И это в то
время, когда молодой царь находился в личной дружбе со
многими немцами!
Патриарх Иоаким умер в 1690 г. Несмотря на желание Петра иметь ученого
патриарха, духовенство избрало на патриаршество одного из московских неученых
архиереев Адриана, столь же враждебного новшествам, как и Иоаким. За Адриана
была мать царя Петра, а продолжала, без всякого видимого участия сына, править
государством до самой своей смерти, которая последовала в 1694 г.