180. Начало смут. Феодор Иоаннович скончался, не оставив завещания. Царем был
избран Борис Годунов. Правление его, продолжавшееся семь лет (1598 — 1605),
было несчастливо. Бояре ненавидели царя, да и в народе скоро стала
распространяться молва, что в Угличе по ошибке был убит сын священника, а
царевич Димитрий спасся И действительно в шестой год царствования Бориса в
Польше появился самозванец, принявший имя Димитрия. После скоропостижной
кончины Бориса самозванец этот, поддерживаемый польским королем Сигизмундом
III, успел воцариться в Москве и правил Россиею 11 месяцев, в истории он
известен под именем Лжедимитрия I
Полагают, что Лжедимитрий был беглый монах московского Чудова монастыря
Григорий Отрепьев В Польше он тайно принял латинство и при содействии иезуитов
получил от короля Сигизмунда III позволение искать между поляками охотников
для войны с Борисом
В прежнее время крестьяне могли оставлять земли своих помещиков, когда
хотели, со времени же Иоанна IV — только в Юрьев день, по окоччан полевых
работ, со времени Феодора Иоанновича они потеряли и это право - откуда и
народная поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». С этого времени появилось
в России сословие крепостных На западе Европы так класс появился со времени
завоевания германцами Западной Римской империи, в Польше — в эпоху крестовых
походов
С небольшим польско-литовским ополчением Лжедимитрий подступил к границам
Московского царства Борис Годунов разослал грамоты, в которых изобличал
самозванство Лжедимитрия, приказал проклинать его в церквах Но, несмотря на это
сторону Лжедимитрия приняли донские казаки, крепостные и другие бедные люди
Увеличив войско, Лжедимитрий завоевал несколько городов Борис умер скоропостижно, народ увидел в этом наказание Божие и признал Лжедимитрия и
истинным
царём, бояре, со своей стороны, не препятствовали Лжедимитрию утвердиться на
престоле в Москве, опасаясь, чтобы царский венец не перешел к сыну Годунова
Феодору Но с самого начала правления Лжедимитрия многие открыто называли его
самозванцем, архиепископ же астраханский даже проклинал его в церквах под
именем Гришки Отрепьева
На 2-м месяце его правления приехало в Москву много польских панов с царскою
невестою Мариною Мнишек, для помещения их были выселены из Кремля все
москвичи, а Марина заняла монастырь, где ее развлекали скоморохи и музыканты
Народ негодовал, особенно когда сделалось известно, что Марина не переменила
вероисповедания и что самый брак был совершен накануне большого праздника.
По низложении Лжедимитрия бояре возвели на престол князя Василия Шуйского,
сына защитника Пскова (последний царь из дома Рюриковичей). Правление
Шуйского, как и Бориса Годунова, было несчастливо. Москвичи не любили его и
прозвали за благоволение к боярам «шубником». В четвертый год царствования
Шуйский был низложен и пострижен в монахи.
181. Междуцарствие 1610—1613 г. Войска Сигизмунда в Москве. После Шуйского
началось междуцарствие, или управление Боярской думы. Это время было самым
тяжелым для Московского царства, и народ прозвал его «лихолетием». Еще в
правление Шуйского появился новый самозванец, Лжедимитрий II, который с
толпами поляков и русских изменников (казаки, крепостные) раскинул свой лагерь
недалеко от Москвы, в с. Тушине, почему он и был прозван Тушинским вором. В то
же время польский король Сигизмунд III осадил г. Смоленск, а к Москве отправил
войско под начальством гетмана Жолкевского. В начале междуцарствия Лжедимитрий
II подступил почти к самой Москве; к ней же подошел и Жолкевский. Последний
послал сказать боярам, что идет не как враг, а как друг, с целью избавить
Русское государство от бед, и предлагал избрать в цари сына Сигизмунда
Владислава. Бояре приняли предложение Жолкевского и присягнули Владиславу, а
за ними последовала и Москва, так как большая часть ее жителей боялись
самозванца (он вскоре бежал и позднее был убит в Калуге) . Жолкевский с
войском был впущен в столицу, а к Сигизмунду отправлено посольство с
извещением об избрании Владислава; при этом Жолкевский устроил так, что в
число послов попали лица, которые оставаясь в Русской земле, могли быть
опасны Владиславу - Между тем Сигизмунд III не согласился отпустить сына в
Москву и объявил, что он сам желает сделаться московским царем; послов же
удержал при себе.
Воспитанный иезуитами, Сигизмунд исполнял все их требования носил вериги,
бичевал себя и ходил по домам знатных панов собирать для Иезуитского ордена
милостыню; греческую церковь Сигизмунд презирал и преследовал православных
подданных. Несмотря на то, что в Москве все это было известно, некоторые
члены Боярской думы склонялись признать Сигизмунда царем. Патриарх же Гермоген,
70-летний старец, разрешил москвичей от клятвы Владиславу и разослал грамоты
по городам, призывая народ к освобождению Москвы от врагов. Составилось
ополчение, которое двинулось к столице. Узнав об этом, бояре, приверженцы
поляков потребовали от Гермогена, чтобы он вернул ополчение назад, но он
отказался. Тогда бояре заключили его в монастырское подземелье, где постелью
ему служила солома, а пищею — хлеб и вода. Когда ополчение подходило уже к
столице, москвичи, за исключением немногих бояр, восстали против неприятеля.
Поляки подожгли город. После трехдневного пожара от Москвы и ее окрестностей
остались только Кремль и Китай-город, где укрепились неприятели. Но ополчение,
вызванное патриархом Гермогеном, расстроилось, так как предводители его
действовали не единодушно, а главный из них, Ляпунов, был убит по интригам
поляков донскими казаками, находившимися в ополчении.
182. Взятие Сигизмундом Смоленска. Когда поляки утвердились в Москве, Сигизмунд напрягал все усилия, чтобы взять Смоленск. Город этот, как известно,
был захвачен Витовтом (§ 134); Василий III воссоединил его с Москвою, а Борис
Годунов обвел его крепкими стенами, которые называл своим драгоценнейшим
ожерельем. Благодаря этим стенам и мужеству жителей, Смоленск держался около
двух лет (20 месяцев), хотя много народа умирало от голода и цинги. Наконец
один перебежчик указал полякам слабое место в стене, и они ночью ворвались в
город. Чтобы ничего не доставалось неприятелю, смольняне поджигали свои жилища
и сами бросались в пламя, хотя поляки щадили безоружных Воевода Шеин,
распоряжавшийся обороною, сдался полякам, которые подвергли его пытке, чтобы
дознаться, не были ли где в Смоленске скрыты сокровища — Смоленск пал вскоре
после смерти Ляпунова. Сигизмунд считал Московское царство покоренным и с
торжеством возвратился в свою столицу — Варшаву, где на сейме объявил, что он
присоединяет Московское царство к Польше.
183. Минин и Пожарский. Во время «лихолетия» и особенно после пожара в Москве
многие искали убежища в Троице-Сергиевой лавре, обведенной высокими стенами
еще в XVI в. Игумен лавры архимандрит Дионисий устроил в самом монастыре и в
окрестных селах больницы и гостеприимные дома, причем сам ухаживал за больными
По смерти Ляпунова Дионисий вместе с келарем лавры Авраамием Палицыным стал
рассылать по городам грамоты, призывая народ к спасению Москвы. Первыми
отозвались на их призыв нижегородцы, следуя увещаниям торговца Козьмы Минина
(мясника), пользовавшегося в городе уважением за свою честность Когда одна из
грамот Дионисия, прочитанная в свободной церкви, растрогала народ, Минин
обратился к нему с речью и заключил ее так:"Продадим дворы, заложим жен и детей наших, но
выкупим отечество и веру". Нижегородцы решили составить ополчение. На
содержание его
Минин первый отдал свои деньги, украшения жены даже драгоценные оклады с икон;
другие нижегородцы отдавали имущество, говоря: «Что пользы от нажитого,
когда отечество гибнет» Примеру нижегородцев последовали и другие города. Монастыри и зажиточные люди присылали деньги на содержание ополчения. Главным
воеводою был избран князь Пожарский, сражавшийся уже с поляками в Москве;
Минин же сделался казначеем Когда ополчение было на полпути от Москвы, поляки,
сидевшие в Китай-городе и в Кремле, и их сторонники, русские, сильно
встревожились. Боярин Салтыков и польский гетман Гонсевский приступили к
Гермогену с угрозою, требуя, чтобы он послал в ополчение грамоту с
предложением разойтись Патриарх отвечал: «Да будут благословенны те, которые
идут для освобождения Москвы; вы же будете прокляты!» Вскоре патриарх умер.
Полагают, что он был уморен голодом. Между тем ополчение подошло к Москве и
вместе с донскими казаками, над которыми начальствовал князь Трубецкой,
осадило ее. Сначала осада шла неуспешно, потому что казаки враждовали с
ополченцами и однажды, поссорившись с Пожарским из-за жалованья, хотели
отступить от Москвы, но архимандрит Дионисий нашел средство удержать их
Издержав монастырскую казну на спасение Москвы, Дионисий собрал теперь богатые
ризы и другие церковные драгоценности и послал их казакам Те устыдились
воспользоваться достоянием всеми чтимого монастыря, отослали присланное назад
и дали слово выстоять под Москвою до конца
Наконец поляки, страдая от голода, сдались (в октябре 1612 г ) и были
разосланы по городам.
184. Избрание Михаила Феодоровича. Сусанин. Для избрания царя воеводы созвали
в Москву Земский собор, который после трехдневного поста приступил к
совещанию. Члены собора единодушно избрали на престол Михаила Феодоровича
Романова ( 1613 г ) . Отец Михаила, боярин Феодор Никитич, приходился
племянником первой супруге Иоанна Грозного, Анастасии Романовне; Борис Годунов
насильственно постриг его в монахи под именем Филарета; Лжедимитрий I возвел
его в сан ростовского митрополита, а когда Москва присягнула Владиславу, он
был отправлен в числе послов к Сигизмунду. При избрании на престол Михаилу
Феодоровичу было 16 лет, он жил с своею матерью в Ипатьевском монастыре, на
р. Волге, недалеко от г. Костромы Отряды поляков, Родившие во многих местах
России, узнав об избрании Михаила, Решились отыскать его местопребывание и
убить, как соперника королевича Владислава Но царь был спасен крестьянином села
Домнина Иваном Сусаниным, который взялся проводить поляков к местопребыванию
царя, но вместо того намеренно завел их в лес. поляки, видя, что они
обмануты, убили его, но и сами погибли от голода.. Сделавшись царем, Михаил
наградил семью Сусанина ею и освободил ее со всем потомством от податей. —
Минин и Пожарский также были награждены: Минин был сделан думным
дворянином и заседал в Царской думе, а Пожарский был возведен в сан боярина.—
Через 200 лет, в царствование Александра I в честь их в Москве, на Красной
площади, был поставлен бронзовый памятник.
5. ПЕРВЫЕ ЦАРИ ИЗ ДОМА РОМАНОВЫХ
185. Михаил Феодорович (1613—1645). При вступлении на престол Михаила
Феодоровича Россия находилась в крайне бедственном состоянии; у самого царя
вначале не было дворца, в казне не было ни денег, ни оружия. В то же время на
Русской земле находились неприятели: в Новгороде - шведы, которыми правил
воинственный король Густав-Адольф, в Смоленской области - поляки; ни те ни
другие не хотели признать Михаила Феодоровича московским царем. Чтобы
успокоить царство после Смутного времени, молодой царь был вынужден сделать
большие уступки внешним врагам: шведы получили все русское прибрежье Финского
залива, и русские с этих пор были более отдалены от Балтийского моря, чем в
бытность Ливонского ордена; Польше была уступлена Смоленская область, так что
с этого времени вся р. Днепр принадлежала полякам (Русское царство со времени
основания никогда не было так отдалено от романо-германских народов, как после
Смутного времени).
После перемирия с Польшею возвратились в Москву послы, отправленные боярами к
Сигизмунду III с известием об избрании Владислава на престол и остававшиеся в
Польше около 8 лет. Когда русские решились освободить Москву от поляков, с
послами стали обходиться как с пленными: слуги их были перебиты, имущество
разграблено, и самих их держали под стражею. Между послами, как известно,
находился Филарет Никитич. Когда Филарет, освободившись из плена, приблизился
к столице, москвичи вместе с царем вышли к нему навстречу. Михаил Феодорович
поклонился отцу в ноги, Филарет сделал то же самое, и оба долгое время не
могли говорить от слез. Патриарший престол в Москве был свободен со времени
Гермогена. Гостивший в Москве иерусалимский патриарх посвятил в этот сан
Филарета, который сделался соправителем своего сына; он носил одинаковый с
царем титул, и ему воздавались царские почести...
186. Алексей Михайлович (1645—1676), сын и преемник Михаила Феодоровича, был
кроткого нрава, почему современники прозвали его «Тишайшим».
Он отличался также благочестием, ежедневно посещал церковь, часто ездил на
богомолье в отдаленные монастыри, соблюдал строго посты, причем в среду и
пятницу Великого поста ел только ржаной хлеб. К нищим Алексей Михайлович был
сострадателен и сам раздавал им милостыню, в неделю мясопустную приглашал их
во дворец и обедал с ними вместе; в большие праздничные дни царь посещал тюрьмы
и раздавал заключенным деньги, пироги и т. п. Он любил принимать участие в
церковных обрядах и торжествах, отправляемых нашею Церковью, окруженный пышностью; особенною торжественностью отличался
обряд шествия патриарха на осле в Вербное Воскресенье, совершаемый в воспоминание
входа
Господа в Иерусалим; при этом обряде царь вел осла за повод. При таких
качествах уважаемых русским народом, царь отличался и любознательностью любил
читать книги духовного и исторического содержания; во дворце жили старцы
(некоторые имели более 100 лет), которые по вечерам повествовали о старых
временах на Руси. Любимым местопребыванием царя в летнее было село
Коломенское, в 7-ми верстах от Москвы, там он построил для себя время
деревянный дворец
(замечательный памятник русской архитектуры XVII в.), перед окнами царской
опочивальни стоял каменный столб (сохранившийся до сих пор\ на который просители клали свои челобитные.
В царствование Алексея Михайловича нередко происходили внутренние смуты; но
несмотря на это, Россия при нем окрепла настолько, что могла подать помощь
русским, угнетаемым поляками.
6. БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ
187. Холопы. Богдан Хмельницкий до восстания Малороссии. 'В правление Стефана Батория и последующих королей паны получали в Малороссии
земли и мало-помалу превратили живших на этих землях свободных поселян в
холопов, т. е. крепостных, положение которых в Польше было гораздо тяжелее,
чем в Московской России. Паны имели право распоряжаться даже их жизнью, платя
за голову казненного ничтожную пеню. Казнить холопов за всякий проступок до
того вошло в обычай, что у многих панов были устроены виселицы... Иезуиты же и
ксендзы сильно преследовали их за православную веру, заставляя принимать унию
(введенную при Сигизмунде III 1596 г.), т. е. признавать главенство папы и
веровать в силу индульгенций. Действительно, многие из крестьян, наравне с
горожанами, делались униатами, но большая часть их противилась унии. Тягостное
положение малороссийских крестьян увеличивалось еще тем, что единоплеменные им
русские бояре принимали католичество и вместе с панами и ксендзами
преследовали их. Вследствие таких притеснений малороссийские крестьяне часто
возмущались против поляков, и особенно сильное возмущение произошло под
предводительством Богдана Хмельницкого.
Хмельницкий, сын казацкого сотника, был человек просвещенный по своему
времени. В юности он служил конюшим у магната Потоцкого, богатого польского помещика в Украине. Потоцкий, считавший все
возможным в отношении малороссов, раз чуть не заколол своего конюшего лишь ради потехи. Оставив пана, Хмельницкий записался
в казаки и скоро получил важную должность войскового писаря, но эта должность
не спасла его от насилия паиов Однажды пан Чаплинский завладел хутором
Хмельницкого и засек его сына. Хмельницкий обратился с жалобою к королю
Владиславу, сыну Сигизмунда III. Король признал правым Хмельницкого,
но находясь
сам в зависимости от панов, не мог ничего сделать для обиженного: «Вы воины и носите сабли, кто вам
мешает постоять за себя»,— сказал ему Владислав При королях из дома Ягелонов богатые польские паны, или магнаты сделались
как бы самостоятельными князьями, так что имели крепости, содержали войско,
вели войны с соседями и на свой счет предпринимали походы против татар и турок.
Вследствие такого положения паны начали вольничать в королевстве и не
повиновались королям.
.
188. Восстание Малороссии. По возвращении из Варшавы, Хмельницкий решился
прибегнуть к самоуправству и скоро нашел единомышленников. Казацкие полковники
и старшины говорили: «Чего ждать, поляки считают нас хуже собак; пусть и от нас
узнают ту же честь». Между тем о замыслах Хмельницкого узнал коронный гетман
Потоцкий и отдал его под стражу. Хмельницкий бежал в Запорожье, где казаки
провозгласили его своим гетманом и согласились идти против поляков. В то же
время и православная Украина готовилась к восстанию; малороссы, соумышленники
Хмельницкого, переодетые нищими и богомольцами, ходили по городам и деревням и
уговаривали жителей оказать ему помощь. Весною 1647 г. Хмельницкий появился в
Украине с войском из запорожцев, крымцев и малороссов. Потоцкий вывел против
Хмельницкого многочисленное войско, но паны и сам гетман были небрежны и
проводили время или в ссорах, или в попойках. При г. Корсуне Хмельницкий
уничтожил польское войско, причем гетман и паны были взяты в плен (они в
ожидании своей участи сидели в экипажах). После поражения Потоцкого украинские
крестьяне начали страшно мстить панам и ксендзам за свои долговременные
страдания. Хмельницкий имел теперь в своем распоряжении всю Украину, и
иностранные государи посылали к нему послов, как к владетельному князю. Новый
польский король Казимир IV, брат Владислава, был вынужден признать
Хмельницкого гетманом, прислал ему украшенную дорогими каменьями булаву и
заключил с ним мир (в Зборове).
189. Подданство Малороссии Москве 1654 г. Миром не были довольны ни поляки, ни
малороссы, почему война возобновилась. Папа прислал польским воинам отпущение
грехов, а королю дорогой меч. На этот раз малороссы, оставленные крымским
ханом, потерпели поражение при деревне Берестечке, на Волыни (к западу от г.
Острога). После того Хмельницкий обратился к царю Алексею Михайловичу с
просьбой принять Украину в русское подданство. На Земском соборе, созванном по
этому делу царем, в Москве, духовные бояре, купцы и другие выборные люди
приговорили, что просьба Хмельницкого должна быть исполнена. Царь согласился с
приговором и отправил в Малороссию послов для принятия присяги.
Хмельницкий созвал в г. Переяславле большую раду и, поклонившись казака на все
четыре стороны, сказал: «Православные христиане! Всем вам известно, ч Бог
освободил нас от рук врагов, но жить нам без царя нельзя. Изберите себе кого
хотите. Толпа
воскликнула «Хотим под Царя православного!» Спросив еще раз, все л желают,
Хмельницкий громко сказал. «Буди гак1 Да укрепит нас Господь под царскою
крепкою рукою!» После этого произошла присяга.
Казакам было оставлено право избирать гетмана и старшин, свой суд и т. д. —
Алексей Михайлович приказал титуловать Государем всея Великия и Малыя России».
Но польские паны не хотели добровольно отказаться от Украины, которую они называли раем, и
объявили России войну.
Война кончилась миром (в с. Андрусове 1667 г.], по которому России отошли
только Украина по левую сторону Днепра и города Киев и Смоленск. Хмельницкий
не дожил до этого события. Рассказывают, что он был отравлен одним шляхтичем.
В недавнее время Богдану Хмельницкому в Киеве поставлен памятник.
Война из-за Малороссии была весьма тягостна для Московского царства, и народ
был обложен новыми податями. Вскоре по окончании ее возмутились донские казаки
под начальством атамана Стеньки Разина и подняли приволжских крестьян против
помещиков (Стенька Разин был казнен 1671 г.). В шайках Разина было много
людей, недовольных исправлением богослужебных книг, совершившимся при
патриархе Никоне.
7. ПАТРИАРХ НИКОН
190. Никон до патриаршества. Никон происходил из крестьянской семьи, жившей в
нынешней Нижегородской губернии. В детстве он вынес много горя от мачехи и
отца. Выучившись украдкой грамоте, Никон почувствовал влечение к духовному
званию и сделался причетником. Расторопный и благоразумный, он скоро
понравился прихожанам и был ими избран в священники. Через несколько лет,
когда умерли его дети, Никон уговорил жену постричься в монахини и сам
удалился в обитель, находившуюся на пустынном острове Белого моря. Там он
скоро прославился подвигами благочестия, так что молва о нем дошла до столицы.
Алексей Михаилович, любивший строгих монахов, вызвал Никона и приказал Дать
ему место архимандрита в одном московском монастыре. Полюбив архимандрита,
царь приглашал его к себе во дворец для церковной службы и для совещания о
делах. С своей стороны, Никон отбирал у бедных, теснимых судьями, челобитные,
подавал царю и располагал его к милостивым решением. Сделавшись митрополитом
Новгорода Никон при помощи увещаний усмирил там мятеж и этим еще более привязал к себе царя.
191. Никон — патриарх.
Появление раскола. По смерти бывшего в то время патриарха (Иосифа)
«Церковный собор», созванный в Москве, избрал в патриархи, по указанию царя, Никона. Пользуясь
царским доверием, новый патриарх ревностно стал искоренять церковные
беспорядки. Некоторые иконы писались в то время по образцам польским,
немецким, а не византийским, как было в старину; Никон вооружился против
таких икон: они были отобраны, сожжены или зарыты в землю; вместе с тем, по
настоянию патриарха, были захвачены в домах знатных картины, органы,
купленные за границею, и также преданы огню.
В рукописных богослужебных книгах, по невежеству или по нерадению
переписчиков, часто встречались ошибки: так, имя Спасителя писалось Исус
вместо Иисус; встречались даже уклонения от древнего церковного устава, как,
напр.: употребление при совершении литургии семи просфор вместо пяти,
складывание при крестном знамении двух пальцев, вместо трех (двуперстное
Сложение) и т. п. Такие ошибки вошли в печатные книги. Никон, при помощи
просвещенных монахов, исправил богослужебные книги, напечатал их вновь и
разослал по церквам для употребления. После таких перемен у Никона появились
враги всякого звания, утверждавшие, что в исправленных книгах находится ересь
и что молящиеся по ним не могут спастись. Многие поверили обвинениям и,
называя Никона иконоборцем, еретиком и антихристом, перестали посещать церкви,
собираясь для молитвы в обыкновенные дома, где совершали службу по старым
книгам и старым обычаям. Таким образом в Православной Церкви появился раскол,
или старообрядчество. Раскольники, преследуемые царем, укрывались в лесах, в
пустынных местах, а иные уходили к донским казакам.
192. Разрыв Никона с царем. Низложение Никона. Отправляясь в поход против
поляков, Алексей Михайлович вверил попечению патриарха свою семью и управление
государством. Никон оправдал царское доверие. Случилась моровая язва:
патриарх-правитель своею рассудительностью ограничил ее развитие и спас
царскую семью переездами в более здоровые места. Но бояре возненавидели его,
так как он был взыскателен и обходился с ними грубо и высокомерно. Когда царь
возвратился из похода, бояре стали наговаривать на патриарха, что он
домогается поставить свою власть наравне с царской. Поведение Никона давало
повод к такой клевете: он окружил себя многочисленным двором, показывался
народу с царственною пышностью, а в грамотах подписывался «государем»; в то же
время он не исполнял царских указов, касавшихся духовенства, и порицал
изданный в 1649 г. сборник законов «Уложение царя Алексея Михайловича»
По «Уложению», преступники из духовных лиц подлежали светскому У против чего
особенно негодовал патриарх «Уложение» допускало пытки на и жестокие
членовредительные наказания
.
Несмотря на все это, царь оказывал доверие патриарху, пока не случилось
следующего обстоятельства: по совету патриарха, Швеции была объявлена война;
для пополнения казны царь и бояре решили взять у монастырей
часть сокровищ. Но Никон с решительностью восстал против такого распоряжения.
Это раздражило Алексея Михайловича, и он стал отказывать патриарху в его просьбах.
Видя охлаждение к
себе царя, Никон после одного богослужения всенародно снял с себя патриаршее
одеяние, облачился в монашеское платье и удалился в построенный им «Воскресенский
монастырь» (Новый Иерусалим). Церковный собор осудил Никона за гордость, разные
самовольные поступки и лишил его патриаршего сана (1666 г.), после чего он был сослан в заточение в отдаленный Ферапонтов
монастырь , где жил 15 лет. Через шесть лет царь стал посылать своему прежнему другу деньги, меха, рыбу, пироги, плоды и т. п., называя его в
своих письмах «святым великим старцем».