Однако известно, что таковым правильнее будет назвать Тверское. И вот при всей этой палитре, казалось бы не в пользу Москвы, центром объединения становится именно это княжество. Почему

27. Абсолютно точного ответа на задачу о превращении Москвы в центр объединения русских земель нет. Однако приведенные ниже шесть положений в значительной мере разрешают проблему.
1. Историк Н. И. Костомаров считал, что первенство Москвы обеспечили монголо - татары. «Первенство Москвы, — писал он, — которому начало положили братья Даниловичи, опиралось главным образом на покровительство могущественного хана. Иван Калита был силен между князьями русскими и заставлял их слушаться себя именно тем, что все знали об особенной милости к нему хана и потому боялись его ».
2. При вступлении на великокняжеский стол малолетнего Дмитрия (1359 г.) за ним стояли московские бояре, имевшие сильное влияние почти во всех княжествах, так как сами в большом количестве являлись выходцами из них, а теперь обрели отечество в Москве. И вышло: Дмитрий получил великокняжеский ярлык, управляли же Москвой бояре, имевшие высокий авторитет за ее пределами.
3. Москва быстрее других русских городов крепла и набирала силу. Когда князь Дмитрий (без татар) заставил склонить голову Тверь (1375 г.), другие города, привыкшие подчиняться силе, признали таковой Москву
4. В укреплении Москвы большую роль сыграла Русская православная церковь во главе с митрополитом Алексием (умер в 1378 г.), уважаемым в русских княжествах, и в Орде.
5. Победа в 1380 г. над Мамаем под эгидой Москвы и руководством великого московского князя Дмитрия Ивановича еще больше усилила позиции этого города.
6. По мнению Л. Н. Гумилева, пассионарностъ (избыток биохимической энергии живого существа, проявляющейся в способности людей к сверхнапряжению) москвичей в эти столетия была значительно выше, чем у жителей других княжеств. «С точки зрения пассионарной теории этногенеза, — писал Л. Гумилев, — причина возвышения Москвы состоит в том, что именно Московское княжество привлекло множество пассионарных людей: татар, литовцев, русичей, половцев — всех, кто хотел иметь и уверенность в завтрашнем дне, и общественное положение, сообразное своим заслугам. Всех этих пришельцев Москва сумела использовать, применяясь к их наклонностям, и объединить единой православной верой. При этом на Москву большей частью шли люди энергичные и принципиальные...
Пассионарный потенциал Москвы возобладал» над богатствами Новгорода, удалью Твери и династическими претензиями Суздаля».

Даты: 14 в.
Источник: . Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней : Дилактические материалы. М., 2001
Опубликовано в INTERNET: 2002, октябрь
..удь по-вашему; ставьте по воле становища в той стране; кроме того пусть потомки ваши носят луки со стрелами (28) А пьют по чашке вина и прощены будут за 9 преступлений». 

Гвардия Чингис - хана  

Когда люди, трудившиеся в созидании царства, были сделаны темниками, тысячниками и сотниками и получили награды, Чингис сказал: «Прежде у меня было только 80 человек ночной стражи и 70 охранной стражи саньбань (29). Ныне, когда небо повелело мне править всеми народами, для моей охранной стражи, саньбань, и других пусть наберут 10000 человек из тем (30) , тысяч и сотен. Этих людей, которые будут находиться при моей особе, должно избрать из детей чиновных и свободного состояния лиц и избрать ловких, статных и крепких. Сын тысячника приведет с собой одного брата да десять человек товарищей; сын сотника возьмет с собой одного брата да пятерых товарищей; дети десятников и людей свободных возьмут по одному брату да по три товарища. Кони для десятерых товарищей сына тысячника будут собраны в его тысяче и сотнях вместе с конскою сбруею... Кто из тысячников, сотников, десятников и людей свободных воспротивится, тот, как виновный, подвергнется наказанию. Если избранный уклонится и не явится на ночную стражу, то на место его избрать другого, а его сослать в отдаленное место. Кто пожелает вступить в гвардию, тому никто не должен препятствовать».

Тысячники и сотники, согласно воле Чингиса, произвели набор и увеличили прежнее число 80 человек ночной стражи до 800 человек. Чингис велел увеличить до тысячи человек и поставил над ними Екэнеу-риня первым тысячником. 

 (1) Чараха—Чараха был ранен копьем в спину, когда он уговаривал людей Есугея, покойного отца Темучина, не покидать вдову Есугея и ее детей. (2) Наших людей—т. е. приобретенных, покоренных. (3) Хоэлунь—мать Темучина, вдова Есугея. (4) Дайичиут—название рода, главы которого первые покинули семью Есугея. (5) Кирилтух, или Тархутай Кирилтух,—вместе с братом Тодоянь-Гирте преследовал Темучина.(6) Белгутай—брат Темучина. (7) Хачигунь, Темугэ и Темулунь—Хачигуиь и Темугэ—младшие братья Темучина, Темулунь—сестра. (8) Хасар - брат Темучина

(9) На предыдущих страницах «Сказания» рассказывалось о том, как вокруг Темучина собирались представители различных монгольских родов. (10) Алтань, Хучар, Сачабеки—родственники Темучина: Алтань—двоюродный дядя, Хучар—двоюродный брат, Сачабеки—троюродный брат. (11) Чжамуха—друг Чингис-хана; в это время, поссорившись с ним (по «Сказанию»), вел с ним борьбу. (12) Наймани.— монгольское племя. (13) Таян — хан наймапей. (14)  Чжэбэ, Хубилай, Чжэлме и Субеэтай—полководцы Чингнс - хана.  

 

(15) Аньда—друг, названный брат. «Сказание» говорит о Темучине и Чжамухе: «Так-то случилось, что они дважды побратались. Темучжинь и Чжамуха толковали промеж себя: «Старые люди говаривали, что когда делаются аньда, то оба друга имеют как бы одну жизнь; один другого не покидает, и бывают они охраной жизни друг друга».16 Дада — общее китайское название для кочевников монгольских степей; его применяли и к отдельным племенам; слово было усвоено и монголами. (17) Стрелою Анхуа—стрела Анхуа и, ниже, стрела Коибур—какие-то сказочные стрелы. (18) В год тигра—в 1206 году. Монголы называли год именем какого-нибудь животного. (19) Бучулук—сын Таяна. (20) Управил—установил порядок среди народов. Фраза относится к самому Чингис-хану. (21) Шигихутуху—приемный сын Хоэлунь, брат Чингисхана. «Когда войско Чингиса находилось в лагере татар, то подобрали в нем одного мальчика, который носил на носу золотое кольцо и набрюшник с золотыми кистями, подбитый соболем; его отдали матери [Темучина] Хоэлунь. Хоэлунь сказала: «Верно, он из какого-нибудь знатного дома». Дав ему имя Шигихутуху, она сделала его своим шестым сыном». (22)  Боорчу, Мухали—полководцы Чингис-хана. 

(23) За девять преступлений— т. е. Шигихутуху может быть наказан только тогда, когда совершит уже десятое преступление. (24) Старший потомок Баалиня—т. е. старший в роде Баалинь, или Бааринъ. (25) Выбирай добрый год: и луну — т. е. благоприятный год и время месяца для всяких предприятий. (26) По рассуждении да чтут—т. е. считаются с тем, как ты рассудишь. (27) Меркитской; Меркиты — одно из монгольских племен. (28)  Носят луки со стрелами—т. е. пусть будут потомки ваши «луконосцами», особой стражей при особе Чшттис-хана. . (29)  Саньбань—гвардия. (30)  Тем; тьма—10000. 

Даты: нач. 13 в.
Источник:  Хрестоматия  по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев  и др. М., 1940
Опубликовано в INTERNET: 2002, август


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов