V. Во второй половине XIX века

5.4. Народники

     В пореформенное время общественное движение в России вступило в новый этап. На смену дворянской революционности пришло разночинское, революционно-демократическое движение, хронологические рамки которого определялись 1861—1895 гг. Оно вовлекло в общественную борьбу более широкие, чем прежде, массы населения, развернулось повсеместно, как в центре страны, так и на ее окраинах.
   Общественная жизнь в губернии развивалась под революционизирующим влиянием прогрессивно мыслящей, образованной интеллигенции, которой немало было среди служащих гражданских, военных и пограничных учреждений. Большое воздействие оказывали также политические ссыльные.
   Так, в 1860 г. в Оренбургскую губернию был сослан Митрофан Данилович Муравский (1837-1879). Сперва он находился в Бирске, в 1861 г. был переведен в Оренбург и служил здесь писцом в Областном правлении киргизами. В сентябре 1862 г. был арестован и сослан в Сибирь. Еще находясь в Бирске, в одном из писем он писал: «Об Оренбурге я слышал много хорошего; там есть много людей образованных, там получается «Колокол». И действительно, в Оренбург из далекого Лондона тогда попадали отдельные «листы» «Колокола» и других нелегальных изданий Вольной русской прессы А. И. Герцена. Более того, из Оренбургского края к Герцену поступали обличительные материалы о жестокостях местных крепостников Тимашевых, Жадовского, горнозаводчиков Подъячева, Сухозанета и др. Первая корреспонденция из Оренбурга, помещенная в «Колоколе» № 16 от 1 июня 1858 г. поведала о том, как генерал - губернатор А. А. Катенин задумал «радикально» улучшить кадетский корпус в Оренбурге в духе сословной дискриминации. Герцен высмеял эту нелепую меру, когда в кадетском корпусе вместо существовавших двух классов образовали два батальона, причем в один стали принимать «только из родовитых дворян и учить их больше, а в другой принимать всякую всячину и учить меньше».
   Оренбург выделялся среди других провинциальных городов значительным числом подписчиков передового журнала «Современник» (десятое место среди тридцати городов). В этом журнале и других демократических изданиях 50—60-х годов печатались произведения писателя - оренбуржца Степана Николаевича Федорова. Современнику начала 60-х годов не без основания казалось, что оренбургское общество глубоко проникнуто «идеей эманципации» (освобождения) и совершенно чуждо сословных « подразделений ».
   Важное место в освободительном движении занимали народники 70-х годов. Они стремились вести революционную пропаганду среди крестьянства, готовя его к революции, к установлению справедливого «народного» строя. В начале 70-х годов в Петербурге и ряде других городов стали возникать тайные народнические кружки. В 1871 г. такой кружок, возглавляемый гимназистом Сергеем Голоушевым, возник и в Оренбурге. В его состав входили учащиеся мужской гимназии Павел Орлов, Евгений Малышевич, Леонид Щиголев, Степан Стуколенко, Степан Телесницкий, Леонид Шиманский, Ной Вейнбаум, ученик военной гимназии при Неплюевском кадетском корпусе Дауд Аитов, гимназистки Екатерина Кузьмина-Караваева, сестры Юлия и Мария Решко. Возникший как кружок самообразования, он вскоре приобрел революционный характер. Этому способствовал М. Д. Муравский, вернувшийся в 1871 г. после сибирской ссылки в Оренбург. Собираясь прямо под самым носом у жандармов в доме С. С. Голоушева (его отец был начальником губернского жандармского управления), кружковцы вели горячие споры о борьбе против несправедливости и насилия, за социальное освобождение трудового народа.
   В 1873 г. С. Голоушев, Л. Щиголев и некоторые другие члены кружка по окончании гимназии поступили в Петербургскую медико-хирургическую академию и образовали там кружок «оренбуржцев», ставший, фактически, филиалом оренбургского.
   Д. А. Аитов, поступив в Петербургское Михайловское артиллерийское училище, стал одним из организаторов кружка «артиллеристов».
   Так кружковцы, находясь в двух центрах — Оренбурге и Петербурге, — вели активную подготовку к революционной пропаганде в народе, под которым они понимали прежде всего крестьянство. Они создали на личные средства студентов небольшую «народную библиотеку» агитационно-пропагандистских изданий — «Сказка о четырех братьях», «Дедушка Егор» и др.
  После отъезда С. Голоушева в Петербург руководство оставшейся в Оренбурге частью кружка возглавили М. Д. Муравский и П. А. Орлов. Они осуществляли переписку с Петербургом, получали оттуда необходимую литературу, вовлекали новых членов, устроили тайную типографию.
   Об идейных позициях и исканиях участников кружка свидетельствуют показания Л. М. Щиголева на следствии: «Вскоре по приезде из Оренбурга в Петербург в 1873 году при встречах и разговорах с знакомыми и товарищами, которых назвать не желаю, мы выяснили, что существующий ныне строй общества основан на началах несправедливости и потому должен подлежать изменению. Средствами достижения желанной цели, т. е. улучшения народного быта, мы признали революцию... Подготовленном народа к восстанию против существующего порядка мы предполагали заняться немедленно и для этого порешили не продолжать занятий наукою и отправиться в народ под видом учителей, перерядившись в крестьян, рабочих, мастеровых».
   Идея «хождения в народ» получила широкое распространение. С. С. Голоушев в письме матери от 5 января 1874 г. писал: «Надо не только сблизиться с народом, надо просто идти в него и слиться с ним, иначе мы никогда не сможем вполне уяснить себе всех нужд его, да и он-то сам не отнесется к нам доверчиво».
   В письмах, дневниках, других бумагах С. С. Голоушева, П. А. Орлова, Л. М. Щиголева, М. Д. Муравского встречались глубокие мысли и оценки, касающиеся отношений собственности, сущности буржуазного государства и необходимости его слома, процесса социального расслоения крестьянства, истинных причин народного голода в Поволжье в 1874 г. и т. д.
   Характерна в этом отношении переписка 19-летнего Сергея Голоушева с матерью, Надеждой Виссарионовной. В письме в Оренбург от 5 января 1874 г. он отмечал грабительский характер крестьянской реформы 1861 г.: «В чем заключалось освобождение? В том, что крестьянин переменил хозяина. Место помещика заняло в отношении к нему государство, и только». Голоушев так определяет сущность государства: «Так что же государство при настоящих условиях? Это целая система, построенная привилегированными классами для эксплуатации так называемого народа... По мере развития формы государства меняются.., а сущность, основа остается все та же». В письме от 26 января того же года интересны рассуждения о необходимости и перспективах борьбы трудящихся: «Так можно ли ждать рабочим массам откуда бы то ни было улучшения своего положения? Нет у них надежды ни на кого, кроме самих себя. Они принуждены будут выдержать страшную борьбу, быть может, прольются реки крови, но они победят рано или поздно в этой святой борьбе, потому что все-таки сила на их стороне».
   В этом проявлялось влияние идеологов народничества, а также знакомство с идеями марксизма и I Интернационала. Оренбургские народники проявляли большой интерес к трудам К. Маркса, особенно к переведенному в 1872 г. на русский язык первому тому «Капитала». Тетрадь с выписками из «Капитала» имел С. С. Голоушев. Эту книгу читали и конспектировали Л. М. Щиголев, П. А. Орлов, М. И. Веревочкина. Первый том «Капитала», а также произведения А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, журналы «Современник», «Отечественные записки», «Вперед» имел в своей личной библиотеке М. Д. Муравский. Имя Маркса не раз упоминалось в переписке оренбургских народников. Так П. Орлов в одном из писем, говоря о знакомстве с деревней, изменении своих прежних оценок монолитности крестьянства, проявлении процесса его дифференциации, прямо указывал, что он «об очень многих вещах переменил мнение совершенно» под влиянием чтения Маркса.
   Интересовались оренбуржцы и I Интернационалом. Они читали книгу «I Интернационал», принадлежавшую П. А. Орлову. Л. М. Щиголев перевел на русский язык некоторые его документы, составил прокламации о необходимости создания секций Интернационала в России, подготовил проект устава русской секции. М. Д. Муравский в своих письмах в Петербург неоднократно размышлял о связях с Интернационалом.
   В Оренбурге в августе 1874 г. распространялась прокламация народников за подписью «Агенты революционного интернационального общества». В ней говорилось: «Призываем граждан оренбургских, в особенности из низших классов, и всех, кто сознает свое человеческое достоинство, к восстанию или по крайней мере к подготовке восстания против верховной власти... Девизом знамени нашего служат слова: «Свобода, равенство, труд».
   Исходя из своих представлений, революционная молодежь предприняла весной и летом 1874 г. массовое «хождение в народ», охватившее 37 губерний, в том числе и Оренбургскую. Активно участвовали в этом и члены оренбургского кружка. Сергей Голоушев и Мария Веревочкина в мае приехали в Оренбург, несколько недель работали в столярной мастерской, организованной членами кружка. В июне сюда приехали В. Усачев, Ф. Фомин, С. Аронзон и другие, а в июле они пошли «в народ». Голоушев и Веревочкина, двигаясь по Уфимскому тракту, вели революционную пропаганду среди крестьян. Из Уфы Веревочкина направилась к Казани, где была в августе арестована. Голоушев отправился в Пермскую губернию, где выступал на Суксунском заводе, в ряде селений Вятской губернии и в августе был арестован в Яранске. Павел Орлов вел пропаганду в селе Куроедово при содействии местного учителя Алексея Акимова. Дауд Аитов выехал во Владимирскую губернию, затем в Нижний Новгород, Орел, Калугу.
   Длинный 1200-верстный маршрут от Оренбурга до Челябинска, насыщенный многими встречами более чем в трех десятках крестьянских, казачьих и заводских селений, прошел в течение двух месяцев Митрофан Данилович Муравский. Днем он помогал крестьянам в поле, а вечером вел беседы, читал запрещенные книги, оставлял их крестьянам, отыскивал надежных помощников, единомышленников. Для сбора сведений о социально-экономическом положении деревни он использовал разработанную им совместно с Орловым специальную программу-вопросник. В записную книжку он заносил сведения о крестьянах, их земельных наделах, отношении к властям, помещикам, церковникам. В своих беседах он сообщал крестьянам, что в некоторых селах мужики «изгнали попов», не желая терпеть на своей шее дармоедов. В селе Ташла Муравский отметил резкое недовольство бывших крепостных крестьян действиями помещика Тимашева. На Преображенском медеплавильном заводе Муравский, беседуя с людьми, отметил, что «рабочие — тоже народ не богатый». Он обсуждал с ними план возможного вооруженного восстания в районе завода. 11 сентября в Челябинске Муравский был арестован.
   Полиция схватила и многих других участников «хождения в народ», в том числе почти всех членов оренбургского кружка. Всего «по делу о пропаганде в империи» жандармами было арестовано около 8 тыс. человек. Во время длительного (более трех лет) следствия, находясь в заключении, революционеры-народники держались стойко и мужественно, требовали гласности суда. Муравский выдвинул идею и попытался осуществить составление арестованными сборника о «хождении в народ» и о суде над его участниками.
   В октябре 1877 г. в Петербурге начался большой судебный процесс, названный «процессом 193-х». Царизм жестоко расправился с революционными народниками: убежденный и активнейший революционер-демократ М. Д. Муравский был приговорен к 10 годам каторги и умер в заключении в ноябре 1879 г.; С. С. Голоушев, Д. А. Аитов, Л. М. Щиголев высланы под надзор полиции; некоторых власти вынуждены были освободить, зачтя им в наказание пребывание в Доме предварительного заключения.
 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Подготовьте реферат о революционере-демократе М. Д. Муравском по кн.: «Сподвижники Чернышевского». (ЖЗЛ). М., 1961. Расскажите о создании и деятельности оренбургского кружка народников. Проанализируйте идейные взгляды оренбургских народников по кн.: «Революционное народничество 70-х гг. XIX в.» Сб. док. Т. 1.

Ю.С. Зобов


 

Следующий параграф раздела

  Даты: 19 в.
Источник: 
История Оренбуржья. Уч. пособие, Оренбург 1996.
Опубликовано в INTERNET:
2006, декабрь  


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008