I.  Экзамен по истории? Ничего страшного!

Общие рекомендации по подг

отовке к экзамену

   Оговоримся сразу: подготовка к экзамену по истории России многовариантна и учитывает индивидуальные особенности абитуриента. Давать советы в данном случае не просто. То, что в большей мере подходит одному, для другого может оказаться не годным. Иные лучше воспринимают информацию на слух и записываются на всевозможные подготовительные лекции, курсы, консультации. Другие тяготеют к полностью самостоятельной подготовке по книгам и пособиям. Третьи предпочитают вариант, совмещающий оба указанных способа.
    Однако многолетний опыт приема вступительных экзаменов по истории России позволяет дать абитуриентам ряд методических рекомендаций, предложить им своего рода модель подготовки к экзамену и сдачи экзамена в условиях довольно жесткого конкурсного отбора на гуманитарные факультеты вузов.
   Остановимся, прежде всего, на парадоксальной ситуации, сложившейся в последние годы. Дело в том, что в качестве вступительного экзамена сдается не тот предмет, который изучается в средней школе. Вернее, по определению он тот же самый, но по сути — другой. В вузе требуют сдачи истории России с древнейших времен до наших дней, что называется "от Рюрика до Ельцина", а в школе в старших классах "проходят" лишь "новейшую", в лучшем случае "новую" историю России. Средневековая Русь, история которой изучалась в младших классах на более, скажем так, низком методологическом уровне, уже забылась — вот и возникает разрыв. Разрыв этот не только фактологический, но и понятийный, теоретический. От выпускника средней школы экзаменаторы вправе требовать гораздо более зрелых суждений, чем от ученика 7—8 классов. Скажем, первобытное общество уже нельзя представлять себе в виде обезьяноподобных существ, бегающих в поисках пищи и потрясающих дубинами, а нужно давать глубокие и взвешенные его характеристики, опираясь на новейшие достижения науки. Так вот, данный разрыв существует и ликвидируется пока всякого рода "домашними" средствами: различными курсами, репетиторами и т. д.   Беда в данном случае даже не в многообразии подходов этих ликвидаторов разрыва к историческому процессу, а в том, что и уровень курсов и репетиторов, и уровень преподавания истории в школе зачастую оставляют желать много лучшего. Пока, к сожалению, предложить что-то кардинальное абитуриенту с целью ликвидации обозначенного выше разрыва мы не можем. Но в любом случае необходимо предварительное и внимательное изучение Программы по истории России для поступающих в вузы. Анализ Программы позволит осознать иерархию и строение представленных в ней тем, выделить в каждом ее разделе основные вопросы и акценты, уяснить, что есть главное, а что — второстепенное. Не забудьте заметить, что многие формулировки Программы — лишь раскрытие и пояснение предыдущих ее формулировок, а вовсе не приглашение к изучению нового, совсем еще не затронутого, вопроса.
   За последние годы появилось довольно большое количество зачастую дублирующих друг друга учебников разного качества. И все-таки именно эти учебники должны стать основой при подготовке абитуриента к экзамену. К весьма многочисленным ныне пособиям надо отнестись с большой осторожностью. Ведь пособие — это именно пособие, что, кстати, в серьезных изданиях и оговаривается особо. Задача его — акцентировать внимание на каких-то важнейших моментах, постараться уложить знание абитуриента в некое подобие системы, разобраться в спорных вопросах. Во многих пособиях целые куски нашей истории выпадают. Это отнюдь не значит, что пособиями не надо пользоваться при подготовке к экзамену, но обязательно в совокупности с учебниками, ибо опора на одни пособия часто приводит к очень неровному изучению истории России. К этому же приводит и чрезмерная увлеченность той или иной проблемой. Понять это можно: история — наука чрезвычайно увлекательная, и вот абитуриент на монографическом уровне изучает то, что его интересует. По этому вопросу он, может быть, любого экзаменатора за пояс заткнет (во всяком случае, так ему кажется), но вот беда — на экзамене ему попадается совсем другой вопрос! Значит, девизом абитуриента должно быть: "Лучше шире, чем глубже!" Конечно, в идеале лучше совместить и широту, и глубину подхода.
   Итак, запасшись учебниками и учебными пособиями, абитуриент приступает к подготовке. Но кое-что важное он забыл. Это историко-географические атласы. Еще И. Н. Болтин, русский историк XVIII в., говаривал, что "историк без географии на каждом шагу встречает претыкание". Чтобы сие претыкание не стало на пути нашего абитуриента, ему надо хорошо знать географию. К тому же историко-географические атласы — своего рода официально разрешенная шпаргалка, содержащая в себе массу сведений, облегчающих задачу абитуриента.
   Впрочем, географические карты — не только подсказка: они позволяют лучше систематизировать знания по истории, давая пространственные ориентиры, дают возможность, привязывая материал к конкретной географической обстановке, лучше его запоминать.
   Не стоит избегать и всякого рода иллюстративных материалов, вещественных памятников и т. д. Жителю Петербурга грех не побывать в Эрмитаже и не постоять рядом с замечательными экспозициями, повествующими о давно ушедших временах. Археологические экспонаты, архитектурные ансамбли, монеты — все это позволяет "пощупать историю руками", ощутить саму ткань исторического процесса и, естественно, лучше запомнить материал. Этому же способствует и живопись на исторические темы, и соответствующие издания.
   Но все это, к сожалению, лишь в свободное время. Основные усилия приходится бросить на изучение все тех же учебников и учебных пособий. И тут все средства хороши! Отметим лишь, что, по нашему глубокому убеждению, новое знание может засесть в голове только в случае уже наличия там определенной системы знаний, в которой новые сведения и находят себе место. Вот почему особое значение для изучения истории приобретает единый, цельный и, главное, концептуальный взгляд на историю. Далеко не все могут создать себе такую систему, но попытаться это сделать — задача каждого абитуриента. Это в полной мере относится и к датам, столь необходимым для изучения истории. Каждая дата должна быть "привязана" к тем или иным процессам или событиям отечественной истории. Можно использовать и всякого рода хронологические таблицы. Не меньшую пользу окажут и генеалогические таблицы, и вообще разные графические изображения.
   Имейте в виду, что основная масса нового материала забывается уже вскоре после запоминания, вот почему классическая психология рекомендует периодически совершать то, что называется повторением. Надо только сделать так, чтобы это повторение было творческим, чтобы каждый раз подходить к повторяемому материалу с новой, может быть неожиданной, стороны, не превращать его в рутинное заучивание. Не грех вспомнить и еще один лозунг классической психологии: "Лучше поменьше, но чаще!"
   Многолетние наблюдения за ответами абитуриентов свидетельствуют, что здесь бывает две крайности. Одна — полное отсутствие фактографии, голое социологизирование. Другая, пожалуй, еще более распространенная, — неспособность понять и объяснить закономерности исторического развития, непонимание исторического процесса. Соответственно, отличный ответ должен быть насыщен большим количеством фактов и достаточно богат теоретическими выкладками.
   Определенная психологическая установка необходима и на сам экзамен. Обычно абитуриент, получив билет, в котором содержится два вопроса, начинает судорожно соображать, что он скажет, вспоминать, что он знает по этому вопросу. Между тем надо, скорее, думать о том не что говорить, а как говорить, т. е. как построить свой ответ, с чего начать, как перейти к главному и т. д. Для этого абитуриенту вполне хватает тех 30-40 минут, которые отводятся на подготовку. План ответа и основные его положения желательно записать в лист устного ответа. (Рекомендации по составлению плана ответа см. в специальном разделе данного издания).
    При ответе на вопрос необходимо небольшое вступление, в котором надо сказать несколько слов о корнях, предпосылках тех явлений и процессов, которым посвящен данный вопрос. Здесь, конечно, надо не переусердствовать и не подменить один вопрос другим. (Кстати, подмена одного вопроса другим встречается сплошь и рядом, поэтому, взяв билет, нужно внимательно прочитать, осознать, какой вопрос в нем сформулирован).

   Ряд вопросов на протяжении многих лет вызывает трудности у абитуриентов. Это связано как с особенностями памяти, так и с особенностями" нашего школьного образования. Более подробно такого рода вопросы мы предлагаем рассмотреть в специальном разделе, а пока отметим, что к ним относятся вопросы по истории культуры. Абитуриенты (особенно выросшие на берегах Невы) полагают, что "уж по культуре мы что-нибудь наговорим — и по Эрмитажу, и по Русскому музею нас сто раз водили". Действительно, мало кто уподобится абитуриентке, которая на вопрос по истории культуры начала XX века сказала: "Да никакой культуры-то и не было, а был царизм, который всех угнетал и давил". Но в целом ответы по истории культуры слабы, так как хороший ответ требует ясного и четкого изложения довольно многочисленных фактов культурной жизни, понимания закономерностей развития стилей и жанров искусства, свободной ориентации в море памятников и имен. Для запоминания этого требуется кропотливая работа, а не кавалерийский наскок. Кстати, важнейшим подспорьем для ответов на соответствующие вопросы являются знания, к примеру, по русской литературе — так что не нужно ими пренебрегать на экзамене по истории!
   Немалую трудность вызывают и вопросы, посвященные внешней политике. При подготовке этих вопросов нужно постоянно помнить изречение известного немецкого теоретика военного искусства Клаузевица: "Война есть продолжение политики другими средствами". Не стоит начинать ответ непосредственно с самих военных действий, надо показать истоки войны, суть тех процессов международной жизни, которые привели к ней. Сами же военные действия для многих являют собой камень преткновения, особенно для представительниц прекрасного пола. Для того чтобы справиться с такого рода вопросами, надо помнить, что на экзамене никто не будет разбираться в деталях тех или иных битв. Нужно знать причину и повод войны (уже неспособность разобраться в различиях между последними показывает плохую подготовку абитуриента), а также ее периодизацию. Как это ни парадоксально, очень многие абитуриенты не знают, например, периодизации II мировой войны. Что касается битв, надо представлять их ход в целом, что особого труда не составляет, если учесть, что в картах есть схемы основных сражений. Так что столь обычное среди "абитуры" утверждение о невозможности "выучить" войны — очередной миф, при подготовке к экзамену войн бояться не надо.
   И еще несколько советов по методологии. Абитуриенты имеют дело не с наукой историей, а с учебной дисциплиной, но тем не менее особенности научно-исторического подхода также должны быть им известны. В связи с этим особенное значение имеет понимание того, что все исторические знания мы получаем из исторических источников. Внеисточниковое знание носит слишком общий характер, а новые факты, сведения можно почерпнуть лишь из исторических источников. Вот почему абитуриенты должны не только представлять самую общую классификацию и типологизацию исторических источников, но и знать важнейшие из них, а также представлять, из каких источников почерпнуты те или иные знания по истории России.
   Изучение истории требует и определенной общетеоретической осведомленности. Ныне не является обязательным строгое следование теории общественно-экономических формаций, которая была основой марксистско-ленинского объяснения исторического процесса. Сегодня историки свободно говорят о необходимости дополнения формационного подхода к данному процессу другим, не менее важным, -  цивилизационным. Речь идет о необходимости учета тех исторических факторов, которые не могут быть определены способом производства (явления духовной культуры, особенности географической среды и т. д.). Согласно распространенному мнению, формация и цивилизация соотносятся друг с другом как философские категории общего и особенного. С другой стороны, сами формации рисуются теперь не в виде строгой субординации "первичного" — производственных отношений и "вторичного" — политических учреждений и идеологии, а скорее в виде качественно особых, устойчивых состояний общества, в которых различные сферы общественной жизни находятся в сложном взаимодействии между собой. С особой силой и значением звучит сегодня старая мысль о том, что законы истории действуют не автоматически, а предварительно проходя "через головы" людей. Роли всякого рода случайностей, внешних условий развития, субъективного фактора в истории исключительно велики. Наряду с прогрессом в ней возможно и движение вспять — регресс. Но там, где совершается поступательное развитие, движение вперед, оно подчиняется определенным закономерностям. В этом смысле категория "общественная формация" сохраняет большое методологическое значение.
     Полагаем, что этих вводных замечаний довольно.
    Итак, в добрый путь по торной, но увлекательной дороге изучения родной истории!
 

Дальше

Даты:  2002
Источник: 
История России IX - XX вв. Консультации и справочные материалы для старшекласссникови абитуриентов . Изд. 2 - е , доп. - СПб: изд-во "Образование и культура" , 2002 , сс.5 - 9.
Опубликовано в INTERNET: 2006, декабрь


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Контрольные Экзамены Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008