ЛЕКЦИЯ XXXV

СПОСОБЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ОБОГАЩЕНИЯ МОНАСТЫРЕЙ. ЗЕМЛИ ЖАЛОВАННЫЕ. ВКЛАДЫ ПО ДУШЕ И ДЛЯ ПОСТРИЖЕНИЯ. КУПЛИ И ДРУГИЕ СДЕЛКИ. ВРЕДНЫЕ СЛЕДСТВИЯ МОНАСТЫРСКОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ ДЛЯ САМОГО МОНАШЕСТВА. МОНАСТЫРСКИЕ КОРМЫ. УПАДОК МОНАСТЫРСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. НЕУДОБСТВА МОНАСТЫРСКОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ ДЛЯ СЛУЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И ГОСУДАРСТВА. ВОПРОС О МОНАСТЫРСКИХ ВОТЧИНАХ. НИЛ СОРСКИЙ И ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ. СОБОР 1503 г. ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА ПО ВОПРОСУ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОПЫТКИ СДЕРЖАТЬ З
ЕМЕЛЬНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ.

Мы видели, как древнерусский общежительный монастырь становился земледельческой общиной. Теперь нам предстоит рассмотреть, как многие из этих монастырей превращались в крупных землевладельцев.

ЗЕМЛИ ЖАЛОВАННЫЕ. Житие изображает древнерусского пустынножителя в минуты его жизни, когда он приближался к своему иноческому идеалу. Но сохранились документы, в которых тот же пустынножитель является в ежедневном быту, среди своих будничных хлопот. Здесь он заботливый хозяин, пекущийся о прокормлении собранной братии. Около половины XVI в. на южном берегу озера Ильмень близ пустоши Леохнова начал подвизаться отшельник Антоний из тверских дворян. Потом к нему собралось несколько сподвижников, и к концу века возник монастырь. Жизнь Антония описана в житии обычными чертами строгого пустынножительства. Но из сохранившихся актов монастыря видно, как заботливо и с каким трудом устроял Антоний поземельное хозяйство своей пустынки. Стесненный помещичьими землями, он жаловался, что ему некуда выпустить монастырскую животину, выпрашивал себе сенные покосы, брошенные крестьянами и зараставшие лесом, также дворцовые пустоши, покинутые помещиками, брал их "из оброку для пашни и животинного выпуску", с обязательством их распахать и обстроить, "хоромы поставить". Выпрошенные луга и пустоши называются в документах "государевой жалованной землей". Между служилым землевладельцем и тяглым хлебопашцем пустынный монастырь оперирует с землей, как соперник того и другого, с тою лишь немаловажною разницей, что монастырь прочнее их обоих умел укреплять за собой приобретаемые земли. Способы этого укрепления особенно явственно выступают в другом случае. В 1618 г. Троицкого Сергиева монастыря старец Трифиллий да крестьянин Ивашка выпросили себе в Москве в дворцовом ведомстве "для пустынного строенья" лесное урочище Пелегово за рекой Унжей на диком месте, "от людей поотдалело". Предприниматели брали урочище на 6-летнюю льготу с обязательством в эти льготные годы "пустыню строить, храм воздвигнуть, братию и крестьян на пашню призывать, лес расчищать и пашню пахать к той пустыне и всякими угодьями владеть", а по истечении льготного срока платить в казну ежегодно около 10 рублей на наши деньги. Через 9 лет строитель отдал свою пустынь в Сергиев монастырь, который с крестьян соседней волости взял запись - никаких споров о земле с пустынью не затевать и своим строеньем ее не называть. Между тем пустынь уже наставила починков и насажала крестьян на своей земле и даже воспользовалась "промежной землей" - нейтральной полосой, пролегавшей между нею и волостью, и начала там "дворы строить и бобылей призывать", стесняя своих соседей. При такой колонизаторской домовитости казна охотно уступала строителям пустынных монастырей обширные диколесные пространства, чтобы ввести их в народнохозяйственный оборот. В конце XV в. монастырю Павла Обнорского пожаловано было "черного непашенного", нетронутого Комельского леса в Вологодском краю на 8 верст в длину и на 3 - 4 версты в ширину. В начале XVI в. некий старец Ефрем основал монастырь в глухом краю на верхней Ваге; преемнику основателя царь в 1559 г. дал грамоту с правом "от той пустыни лес сечи, и людей на том диком лесу садити, и пашню пахати на все стороны от монастыря по пяти верст". А игумену Феодору, построившему пустынку в диком лесу где-то между Вологдой, Каргополем и Вагой, в 1546 г. позволено было лес расчищать и заселять на 12 верст от монастыря во все стороны. Такие огульные земельные пожалования соединялись со щедрыми судными и податными льготами для крестьян, селившихся на пожалованных землях, и потому заселение их шло очень успешно. Когда преп. Павел в конце XIV в. начал подвизаться на пустынной Обноре, далеко кругом его кельи не было мирского жилья. В 1489 г., когда монастырю было пожаловано до 30 квадратных верст Комельского леса, с крестьян 4 монастырских деревень ведено было "податей никаких не имати", и спустя 56 лет в отведенном монастырю лесу стояло уже до 45 старых и новых деревень и починков, самим монастырем поставленных. Землевладельческие успехи монастыря при такой щедрости набожного правительства и при тогдашней неопределенности поземельных отношений нередко приводили к прискорбным столкновениям. Окрестные землевладельцы и крестьяне говорили про строителя: "Сей старец близ нас поселился, по мале времени завладеет нами и селитвами нашими; на нашей земле монастырь поставил и пашню строит и хочет завладеть нашими землями и селами, которые близ монастыря". В начале XVII в. вотчинный крестьянин Иосифова Волоколамского монастыря Симон, в Смутное время брошенный отцом и ушедший кормиться в Устюг, поселился в глухом лесу на речке Кичменге, притоке реки Юга, в урочище Волмах, откуда до ближайших крестьянских поселений было не меньше 20 верст. Жил он, как все лесные отшельники, "во многих трудех и подвизех, лес посекая и землю очищая", и, когда к нему стали собираться сожители, пошел в Москву хлопотать о разрешении "в непроходимом черном лесу обитель составити и братию собрати". Царь дал ему жалованную грамоту с правом владеть тем лесом на 10 верст во все стороны от его аршинной ("яко локтя единого") келейки на реке Кичменге. Тогда окрестные крестьяне испугались, что привольный лес, где они промышляли на просторе, ускользнет из их рук. Симон построил церковь в своей пустыне: они сожгли ее. Симон построил другую: крестьяне захватывали его в пустыне наедине, просьбами, угрозами и даже пытками старались выманить у него царскую жалованную грамоту и наконец зверски его убили. Рассказы об озлобленном отношении окрестных обывателей к строителям монастырей из опасения потерять земли и угодья не редки в древнерусских житиях. Усердные не по разуму правители иногда оправдывали такое опасение, против воли самих строителей навязывая им даже населенные земли. Преп. Корнилий Комельский, основавший монастырь на реке Нурме, был строгий и нестяжательный пустынник. Отец Грозного очень чтил старца, который в молодости служил при дворе его бабушки. Житие Корнилия передает короткую беседу его с великим князем Василием. "Слышал я, отче, что у твоего монастыря нет сел и деревень; попроси, и я дам, что тебе нужно". Корнилий отвечал, что ему ничего не нужно, а только просит он дать ему немного земли с лесом близ монастыря, чтобы он со своею братией мог "от поту лица своего есть хлеб свой". Великий князь исполнил просьбу старца да от себя прибавил прилегавшие к монастырю деревни и починки "со всяким угодием", освободив их обывателей от всяких податей и поборов. Сохранилась пожалованная тогда Корнилию грамота, укреплявшая за монастырем 29 деревень и починков, обывателей которых "ведает и судит старец Корнилий с братьею сами во всем". Пустынник, которому собственный монастырь казался слишком шумным и который искал полного безмолвия, волей-неволей стал управителем чуть не целой сельской волости со всеми ее дрязгами.

ВКЛАДЫ ПО ДУШЕ. Вотчины жалованные, испрошенные у мирской власти, были основным фондом земельного богатства монастырей. Деревни и починки, пожалованные преп. Корнилию помимо его просьбы, имели уже характер вклада. Вклады были другим, еще более обильным источником земельного обогащения монастырского монашества. Они входили в состав довольно сложной системы строения души, выработанной древнерусской набожностью, точнее, древнерусским духовенством. В духовной жизни Древней Руси я не знаю другой черты, которая так выпукло обнаруживала бы степень понимания христианства древнерусским человеком. Строить душу значило обеспечить человеку молитву церкви о его грехах, о спасении его души. Вы помните, что замечает православный катехизис в изложении XI члена символа веры о душах умерших с верою, но не успевших принести плоды, достойные покаяния: для достижения блаженного воскресения им могут вспомоществовать приносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением бескровной жертвы, и благотворения, с верою совершаемые в память их. Православное учение о молитве за усопших древнерусская рядовая совесть усвоила недостаточно вдумчиво и осторожно: возможность молитвы о душах умерших, не успевших принести плоды покаяния, приободрила к мысли, что и нет нужды спешить с этим делом, что на все есть свое время. В одной былине древнерусский богатырь, собираясь под старость в Иерусалим, чтобы пристойно завершить свои неблаговидные подвиги, говорит: Смолоду было много бито, граблено, а теперь пора душу спасти. Сострадательная заботливость церкви о не успевших позаботиться о себе послужила для податливой на соблазн и трусливой совести поводом к мнению, что можно отмолиться чужой молитвой, лишь были бы средства нанять ее и лишь бы она была не кой-какая, а истовая, технически усовершенствованная молитва. Привилегированными мастерскими такой наемной молитвы были признаны монастыри: свет инокам - ангелы, свет мирянам - иноки, - говорили в Древней Руси. Такой взгляд на монастыри, укрепившийся в древнерусском обществе, был большим несчастием для монастырского монашества, расстраивавшим его быт и мешавшим ему понять свое истинное назначение. Средством для найма монастырской молитвы и служили вклады ради спасения души, "в наследие вечных благ". Они принимали разнообразные формы и делались всевозможными вещами, церковными предметами, колоколами, свечами, сосудами, иноками, богослужебными книгами, также хозяйственными принадлежностями, хлебом, домашним скотом, платьем, всего обычнее деньгами и недвижимым имуществом. Различны были и блага, какие надеялись приобрести вкладами. Всего ближе к церковному учению о молитве за усопших были вклады по душе, для заупокойного поминовения. Такой вклад входил как норма в состав древнерусского права наследования: из имущества состоятельного покойника обязательно выделялась доля на помин его души, хотя бы он не оставлял по себе никаких предсмертных распоряжений; его молчаливая воля по этому предмету предполагалась как необходимая юридическая презумпция. Древнерусскому человеку вообразить себя на том свете без заказного поминовения на земле было так же страшно, как ребенку остаться без матери в незнакомом пустынном месте. Выработана была подробная такса заупокойных богослужений, панихид "больших и меньших", литий, обеден. Поминовение по сенанику (синодику) отличалось от "годового поминовения впрок", которое стоило дороже; смотря по вкладу, усопшего записывали в вечные сенаники - налойный, литейный, алтарный, постенный, вседневный и сельный с сельники, т. е. покойниками, по которым были вклады селами. В Троицком Сергиевом монастыре в 1630-х годах за запись в литейный синодик брали по 50 рублей (не менее 500 рублей на наши деньги) с каждого имени. Преп. Иосиф Волоцкий в послании к княгине-вдове Голениной изложил своего рода догму поминальных вкладов. Княгиня в течение 15 лет передала в монастырь Иосифа по своем отце, муже и двум сыновьям деньгами и другими вкладами более 70 рублей (не менее 4 тысяч на наши деньги). Ей хотелось, чтобы ее покойников поминали особо, а не на общих панихидах зауряд с другими усопшими вкладчиками и имена их были бы внесены в вечный синодик. Из монастыря ей отвечали, что для этого требуется особый значительный вклад. Княгиня в сердцах назвала это требование "грабежом". Иосиф в своем письме и опровергает это вспыльчивое выражение. Он точно высчитывает, что и на общих "панафидах", заупокойных литиях и вседневных обеднях покойники княгини в сложности поминаются не меньше 6 раз на день, а в иной день и по 10 раз, что петь за всякого по особой панихиде и обедне - дело невозможное; даром священник ни одной обедни, ни панихиды не служит, а надобно каждому заплатить за обедню в праздник более 1 рубля (на наши деньги), а в будни половину того. В конце письма Иосиф говорит, что в годовое поминанье не записывают "без ряды" - особого договора с условием либо ежегодного урочного взноса деньгами или хлебом, либо единовременного вклада с444589250

14:44
dosaaf74
Александр, здравствуйте, обучение возможно, всю информацию о стоимости и сроках обучения можно узнать в разделе "Подготовка водителей".
20:04
Александр E
Добрый вечер. Обучаете ли на автомобилях с АКПП?
21:30
dosaaf74
Александр, здравствуйте, уточнить этот вопрос можно по телефону в учебной части.
11:56
Михаил E
Здравствуйте! Мне нужно сдать экзамен на категорию "А" (учился в ДОСААФ г. Североуральск), подскажите, как мне это сделать, и что для этого нужно?
Спасибо!
23:56
dosaaf74
Михаил, здравствуйте, подробную информацию по этому вопросу можно узнать в учебной части автошколы.
11:18
Виталия E
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, собираюсь пойти учиться на категорию В, предоставляете ли вы рассрочку по оплате ?
17:13
Палыч E
Здравствуйте, я обучился в вашей школе 3 года назад от военкомата на БТР и категории С и В данные корочки(дипломы об окончании имеются). Благополучно сдал на категорию С, на В не вышло (3 раза город завалил) после чего отслужил в армии. Что мне нужно сделать и какие документы собрать на получение прав категории В ?
21:14
dosaaf74
Виталия, здравствуйте, да, рассрочка предоставляется, подробнее уточняйте при заключении договора на обучение.
21:15
dosaaf74
Палыч, здравствуйте, необходимо пройти в учебную часть, там уточнить набор документов и порядок переэкзаменовки.
17:56
Павел E
здравствуйте то есть если я обучусь на водителя автопогрузчика 4-го разряда у меня в правах будет кат. "С"?
20:53
dosaaf74
Павел, здравствуйте, обучение на Водителя погрузчика является повышением квалификации, обучение на водительскую категорию С проводится отдельно.
11:12
Максим E
в какое время проводится обучение на водителя автопогрузчика? утро,день, вечер? автомобильные права кат Б имеются
14:44
Сергей E
Добрый день. подскажите когда будет проводиться набор на категорию А?
19:11
dosaaf74
Максим, этот вопрос следует уточнить в учебной части автошколы.
19:12
dosaaf74
Сергей, здравствуйте, даты ближайших наборов, а так же время проведения занятий можно уточнить в учебной части.
10:02
Александр E
Здравствуйте! Нужно арендовать грузовой автомобиль для сдачи экзамена на автодроме ГИБДД.К кому обращаться?
12:00
Павел E
Здравствуйте. Где находится мотоциклетный автодром?
12:31
Алексей E
Здравствуйте!Скажите, вся информация, выложенная на сайте актуальна?
13:34
dosaaf74
Александр, здравствуйте, обращаться по этому поводу следует в учебную часть.
13:35
dosaaf74
Павел, здравствуйте, автодром автошколы ДОСААФ находится на ЧМЗ не далеко от кладбища.
13:35
dosaaf74
Алексей, здравствуйте, о последних изменениях стоит уточнять в учебной части по телефону.
20:55
ChromeW E
Здравствуйте, сколько будет стоит переподготовка с категорий "B,C" на категорию "А"?
13:01
dosaaf74
ChromeW, здравствуйте, полную информацию по категории А можно узнать в разделе "Подготовка водителей", обучение категории А происходит отдельно, соответственно это не является переподготовкой.
12:59
DR
Разве сейчас обучение на категорию В не 6 месяцев?
23:43
dosaaf74
DR, нет.
15:34
DDR
Можно ли пойти в 16 лет учиться, но по окончанию курса мне будет еще 16 лет, но через пару месяцев 17, то можно отучиться, а через пару месяцев пойти на экзамены, еще вопрос: Как и когда я получу права в этой ситуации?
10:38
Алексей E
Добрый день! Можно узнать стоимость и продолжительность обучения с С на Д?
22:24
dosaaf74
DDR, всю необходимую информацию по обучению лиц, не достигших возраста 18 лет, можно узнать по телефону в учебной части.
22:24
dosaaf74
Алексей, здравствуйте, узнать стоимость обучения и сроки можно в разделе сайта "Подготовка водителей".
00:31
Ирина
Здравствуйте! Можно ли заранее выбрать инструктора? Или его назначают?
15:23
dosaaf74
Ирина, здравствуйте, Ваши пожелания учтут при распределении на вождение.
10:46
Мария E
Здравствуйте, подскажите, а студентам скидки предоставляются?
17:13
dosaaf74
Мария, здравствуйте, о наличии скидок уточняйте в учебной части по телефону.
16:45
Максим
что входит в практическую часть обучения Категории А ?
16:53
dosaaf74
Максим, основы управления транспортным средством категории А;
вождение транспортного средства категории А.
15:01
Андррей E
Можно ли сразу получить категорию ВС, или вначале учат на В, потом на С?
23:38
dosaaf74
Андррей, для того, чтобы открыть две категории, нужно обучиться каждой категории отдельно.
00:25
Данил E
вот у меня открыта категория б я буду учится на категорию А месяц ?
11:19
dosaaf74
Данил, срок обучения категории А составляет 2 месяца.
19:00
Антон E
Добрый день! Подскажите на какие числа идёт набор по обучению перевозке опасных грузов!
20:50
dosaaf74
Антон, здравствуйте, по формированию группы обучения водителей по перевозке опасных грузов необходимо обратиться в учебную часть.
10:13
Амир E
Добрый день. У меня только категория Б, я могу получить категорию Д, не имея С?
И сколько стоит общее обучение?
21:56
dosaaf74
Амир, здравствуйте, Вы можете обучиться категории с В на D, подробную информацию уточняйте в разделе сайта "Подготовка водителей".
16:58
Олеся E
Здравствуйте! Возможно ли обучение в вечернее время? Какова стоимость обучения, срок?
19:38
Денис E
Здравствуйте !Дадут ли нам справку с неоконченным обучением для продолжения обучения в другом месте
20:59
dosaaf74
Олеся, здравствуйте, обучение возможно и в вечернее время по мере формирования групп, сроки и цена зависит от желаемой категории, подробнее - в разделе сайта "Подготовка водителей".
20:59
dosaaf74
Денис, здравствуйте, уточняйте данный вопрос по телефону в учебной части.
18:59
Максим
Где у вас находится автодром для обучения категории А ?
12:55
dosaaf74
Максим, автодром автошколы ДОСААФ находится напротив кладбища на ЧМЗ.
16:51
Иван E
Здравствуйте, со скольки лет можно начать обучение в автошколе на категорию В?
13:19
dosaaf74
Иван, здравствуйте, вся информация по интересующей Вас категории находится в разделе "Подготовка водителей".
13:29
Дарья E
Добрый день! Подскажите пожалуйста,идет ли обучение на АКПП?
17:38
dosaaf74
Дарья, здравствуйте, данный вопрос необходимо уточнить в учебной части по телефону.
22:30
Никита E
Здравствуйте, Категория А1 в рассрочку как платить? Ну сколько и тд
22:20
dosaaf74
Никита, здравствуйте, информация по рассрочке уточняется в учебной части по телефону.
22:25
Влад E
есть ли сейчас обучающиеся группы на категории А и возможен ли "долив" в группу?Кат В имеется.
15:51
dosaaf74
Влад, о подробной информации узнавайте в учебной части автошколы.
15:49
И E
возможно отучится
15:50
Костя E
возможно ли отучиться только на категорию В1?сколько учиться?и стоимость обучения?
14:10
dosaaf74
Костя, стоимость, сроки и подробную информацию можно посмотреть в разделе сайта "Подготовка водителей", о наборе на данную категорию следует узнать в учебной части автошколы по телефону.
444589346444589410ем говорит не одно негодование пустынника-нестяжателя, но часто и раздражение бывшего боярина из рода князей Патрикеевых против людей и учреждений, опустошавших боярское землевладение. Вассиан клонит свою речь к тем же обвинениям, какие потом прямо высказал единомышленник его князь Курбский: любостяжательные монахи своим сельским хозяйничаньем разорили крестьянские земли, а внушениями о спасительности вкладов по душе сделали воинский чин, служилых землевладельцев хуже калик убогих. Сочинения Максима Грека против монастырского землевладения свободны от полемических излишеств. Он спокойно разбирает предмет по существу, хотя по местам и не обходится без колких замечаний. Вводя строгое общежитие в своем монастыре, Иосиф надеялся исправить монастырский быт и устранить противоречие между иноческим отречением от собственности и земельными богатствами монастырей более диалектической, чем практической, комбинацией: в общежитии-де все принадлежит монастырю и ничего отдельным монахам. Это все равно, возражает Максим, как если бы кто, вступив в шайку разбойников и награбив с ними богатство, потом пойманный стал оправдываться на пытке: я не виноват, потому что се осталось у товарищей, а я у них ничего не взял. Качества истинного монаха никогда не совместятся с отношениями и привычками любостяжательного монашества: такова основная мысль полемики Максима Грека. Литература тогда значила еще меньше для правительственной деятельности, чем стала значить позднее. При всех полемических усилиях и успехах нестяжателей московское правительство после собора 1503 г. покинуло наступательные планы против монастырских вотчин и ограничилось обороной, особенно после того, как попытка царя Ивана около 1550 г. воспользоваться ближайшими к Москве землями митрополичьей кафедры для хозяйственного устройства служилых людей встретила решительный отпор со стороны митрополита. Длинный ряд указов и пространные рассуждения на Стоглавом соборе о монастырских непорядках, не решая вопроса по существу, пробовали различные меры с целью остановить дальнейшее земельное обогащение монастырей на счет служилого класса, "чтоб в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила"; усиливался и правительственный надзор за монастырскими доходами и расходами. Все отдельные меры завершились приговором церковного собора с участием бояр 15 января 1580 г. Было постановлено: архиереям и монастырям вотчин у служилых людей не покупать, в заклад и по душе не брать и никакими способами своих владений не увеличивать; ветчины, купленные или взятые в заклад у служилых людей архиереями и монастырями до этого приговора, отобрать на государя, который за них заплатит или нет - его воля. Вот все, чего могло или умело добиться от духовенства московское правительство XVI в. в деле о церковных вотчинах.

В следующий час мы увидим связь такого исхода дела с судьбой крестьян, к которым обращаемся в своем изучении.

Следующая лекция


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008