Иловайский  Д. И. Краткие очерки русской истории

--------------------------

Отделение первое

  VI. Северо - восточная Русь собирается около Москвы

1328—1340—1363—1380—1389—1425—1462

   (продолжение)

   Василий I (1389—1425). Подобно Калите, он старался не упускать удобного случая там, где представлялась возможность увеличить свою наследственную область. Он купил у хана Тохтамыша ярлык на княжество Нижегородское и Муромский удел. Когда московские и татарские послы прибыли в Нижний Новгород, главный боярин нижегородский Василий Румянец (подкупленный Москвою) уговорил своего князя Бориса впустить послов в город; а потом вместе с товарищами своими выдал князя московитянам. Таким образом значительная область без всякого кровопролития была присоединена к Москве. Вообще многие бояре удельных князей охотно переходили в службу более богатого и сильного князя Московского.
   При Василие Дмитриевиче Восточная Россия испытала два татарских нашествия. Первое было сделано Тамерланом, новым монгольским завоевателем, вышедшим из глубины Средней Азии: преследуя разбитого им Тохтамыша, Тамерлан опустошил берега Дона, но от Ельца воротился назад. Другое, более чувствительное для нас нашествие произошло по следующему поводу. Во вторую своего княжения Василий поддался влиянию молодых бояр и пытался оставить прежнюю, осторожную политику: он думал воспользоваться смутами в Золотой Орде и перестал платить дань. Но старый  Эдигей (победитель Витовта на берегах Ворсклы), ставший полновластным лицом в Орде, подобно Тохтамышу, внезапно явился в Московской области, разорил ее и взял большой выкуп со столицы (1408 г.). Великий князь должен был смириться.
    Кроме того, большой опасности подвергалась Восточная Русь во время Василия I со стороны грозного Витовта. Он покорил Смоленский удел, а потом обнаружил стремление подчинить и самою Москву,  хотя Василий был женат на его дочери. Три раза  великий князь выступал с войском против тестя; впрочем, до решительной битвы дело не дошло, и соперники заключили мир, по которому река Угра назначена границею между Литовскою и Московскою Русью.
.
   Василий II Темный (1425 - 1462). Первая половина его княжения ознаменована междоусобием (почти единственным в потомстве Калиты). Дядя Василия Васильевича Юрий Галицкий не хотел уступить великокняжеский престол племяннику, основываясь надревнем обычае старшинства и на завещании отца своего Дмитрия Донского. Соперники отправились в Орду и представили дело на суд Улу-Махмета, который решил его в пользу племянника.
      У Василия Московского был боярин Иван Всеволожский, который подкупил ордынских вельмож и очень искусно склонил приговор хана в пользу своего князя. Между тем как Юрий доказывал свои права древними обычаями и ссылался на отцовское завещание, боярин говорил, что Василий ищет великого княжения не по завещанию, а по милости хана, который волен отдать его, кому хочет. Василий, однако, заплатил Всеволожскому неблагодарностью он обещал жениться на его дочери, но по воле матери своей, гордой Софьи Витовтовны, женился на княжне Боровской. Всеволожский отъехал тогда на службу к Юрию и старался усилить его вражду с Василием. Сюда же присоединилось оскорбление, нанесенное сыновьям Юрия, Василию Косому и Димитрию Шемяке, на свадебном пиру у молодого Московского князя. Здесь один из старых бояр узнал на Косом пояс, украшенный золотом и дорогими каменьями, который был отдан в приданое за женою Димитрия Донскою, но украден во  время свадьбы тысяцким Вельяминовым и подменен другим поясом, переходя из рук в руки то по наследству, то вместе с приданым невесты, он достался Василию Юрьевичу. Боярин, признавший пояс сказал о нем Софье Витовтовне, а та приказала тотчас снять его с Косого. Братья уехали с пира, поклявшись отмстить за такое оскорбление
   Побуждаемый своими беспокойными сыновьями, Юрий вооружился, изгнал Василия из Москвы и умер здесь великим князем. Сыновья его  продолжали борьбу. Захватив в плен Косого, Василий Васильевич  приказал его ослепить, но, в свою очередь попался в руки Димитрию Шемяке и также был ослеплён.
          Василий Васильевич однажды был взят в плен казанскими татарами, он вскоре освободился посредством выкупа. Он отправился в Троицкую лавру, чтобы там принести благодарение Богу за свое освобождение. В это время Шемяка, соединившись с двоюродным братом своим Иваном Можайским внезапно появился под Москвою и несколько изменников московских отворили ему городские ворота. Отсюда он отрядил Ивана Можайского в монастырь чтобы захватить Василия. Извещенный об опасности, Василий послал сторожевой отряд занять соседнюю гору. Иван Можайский скрыл часть своей дружины в санях рогожками, обманул стражу и занял монастырь. Тщетно Василий искал убежища в церкви у гроба св. Сергия. Его взяли силою, привезли в Москву и сослали в Углич (1446 г.). Убежденный просьбами митрополита Ионы, Шемяка  потом освободил Василия и дал ему в удел Вологду. Между тем московские бояре, оставшиеся верными Васипию (особенно князья Ряполовские, Стрига Оболенский и Федор Басенок) и многие дети боярские собрались в Литве пошли на помощь к своему князю; к ним присоединились два преданных ему татарских царевича (Касим с братом своим) Шемяка выступил против неприятелей. Но во время его отсутствия отряд Васильевых приверженцев ночью на Рождество Христово вошел в московские ворота, которые были отворены для одной княгини ехавшей к заутрени. Граждане с радостью присягнули опять Василию. Шемяка удалился в свой наследственный Галич, но не хотел оставить притязаний на великое княжение. Наконец разбитый москвитянами и татарами в решиттельной битве под Галичем (1450 г) Шемяка бежал в Новгород и там спустя три года умер вследствие отравы. Известие о его смерти привез в Москву один подьячий, который и был награжден званием дьяка.

   Василий, прозванный Темным, вышел победителем из борьбы, продолжавшейся целые 20 лет. Ему усердно помогали духовенство, бояре и самые татары. На его стороне было и московское население, которому более нравилось наследование прямой линии, т. е. от отца к сыну, потому что новый порядок оставлял более спокойствия, нежели прежние понятия о старшинстве, подававшие повод к частым распрям.
   Из событий церковных в княжение Василия Темного замечательно следующее. Когда во Флоренции собрался духовный собор для соединения церквей, Западной и Восточной, то московский митрополит Исидор, родом грек, отправился на этот собор и принял так называемую  Флорентийскую унию. По возвращении в Москву он начал поминать папу вместо восточных патриархов. Василий Темный велел посадить его под стражу и судить ( Исидор спасся бегством и умер в Риме кардиналом). Он был последний русский митрополит из греков. Преемник его рязанский епископ Иона поставлен в митрополиты собором русских архиереев. Василий II почти уничтожил раздробление Московского княжества между потомками Калиты, но перед смертью, по старому  обычаю, наделил волостями своих младших сыновей, Впрочем, их уделы могут считаться весьма незначительными в сравнении с тою частию которую получил старший сын Иоанн, бывший в последние годы соправителем отца. Город Владимир, назначенный ему в отцовском завещании, уже без всякого различия с прочими московскими городами.
       Итак, обстоятельства, способствовавшие возвышению Москвы были следующие:
1. Выгодное географическое положение - вдали от сильных внешних врагов.
 2. Население, отличающееся смышленым предприимчивым и упругим характером.  3. Целый ряд даровитых личностей на Московском столе, их искусная  настойчивая политика и расчетливая хозяйственная деятельность.  4. Покровительство и помощь Золотой Орды.  5. Усердное содействие духовной власти и боярского сословия.  6. Малочисденность княжеской фамилии (сравнительно с другими отраслями Рюриковичей) и отсутвие внутренних междоусобий до времен Василия Темного.  7. Утчерждение нового порядка престолонаследия — от отца к сыну (или  старшинство племянника над дядею) и сочувствие населения к этому новому порядку.  8. Раздробление и слабость соседних княжеств, неустройство и разъединение вечевых общин Северной Руси.
   Вечевые общины. Почти все московские князья со времен Ивана Калиты предпринимали походы на Новгород, заставляли его платить большие суммы за подтверждение старинных вольностей и обязывали ежегодною данью с новгородских волостей (известном под именем «черного бора»). Для борьбы с Москвою новгородцы начали искать союзника в Литве, которая была наследнецею Юго-западной Руси и естественною соперницею Москвы. Со времен Гедимина новгородцы нередко призывали к себе князей из Литвы и давали им города в «кормление» (т.е. доходы от суда и управления). Но великие князья Литовские при случае опустошали новгородские земли, брали с Новгорода большие откупы и стремились наложить на него свое господство (особенно много терпел он от Витовта).
   Богатства Новгорода служили приманкою для его сильных соседей. Главным источником его благосостояния была обширная торговля. Торговые сношения с Западной Европой имели благодетельное влияние на развитие новгородской образованности. Новгородцы ездили с товарами в Ливонию, Германию и во все русские области, а в Новгороде постоянно жили немецкие купцы и мастера. В летописях мы часто встречаем известия о физических бедствиях, посещавших Новгородский край страшные пожары опустошали Новгород, весенний лед, шедший из Ильменя в Волхов нередко срывал мосты, и город терпел от наводнений, мороз побивал в поле хлеб, и происходил голод, от которого гибли тысячи людей, довольно частое моровое поветрие (называвшееся "железою") губило их еще более. А между тем, благодаря своему деятельному, промышленному характеру, город богател и украшался каменными храмами с искусною живописью. Но обширное устройство Новгорода не получило твердых определенных форм и остаавляло обширное поле для внутренних смут. Это обстоятельство было главною причиною слабости в то время, когда новгородцам приходилось отстаивать свою самобытность.

   В Новгороде как и во всех государствах с народным правлением существовала неизбежная вражда между двумя частями населения: бояре старались захватить общественные дела исключительно в свои руки, а простой народ с завистью смотрел на богатство и значение бояр и во время волнений или дороговизны хлеба мстил им грабежом их домов и житниц. Поводы к народным волнениям большею частию подавало взаимное соперничество знатнейших боярских фамилий, которые спорили между собою за общественные должности, преимущественно за высокий сан посадника. Каждому богатому честолюбивому боярину легко было набрать себе толпу клиентов из беднейших граждан, которые  поддерживали его своими голосами на вече. Отсюда частые смены посадников и шумные веча, кончавшиеся иногда открытым  междоусобием. Неустройства веча, подкупы голосов и борьба за личные интересы не могли не оказать вредного влияния на новгородскую нравственность. В XV в. слышатся жалобы летописцев на  недостаток правого суда в Новгороде, на взятки, частые поборы и притеснения сельским жителям.
   Беспокойная новгородская молодежь не любила сидеть дома время от времени собирались вольные дружины и отправлялись. в дальние страны за добычей. Хотя эти походы распространили далеко на северо-восток владычество Новгорода и его колонии, но они нередко вредили новгородской торговле и навлекали месть со стороны соседей. При Димитрие Донском новгородские повольники ходили на Волгу, разграбили Кострому и Нижний Новгород, тогда великий князь с сильным ополчением явился под стенами. Великого Новгорода и заставил его заплатить 8000 рублей за разбои вольницы (1386 г.).
   После внутренних смут второю причиною политической слабости было соперничество и раздор между различными общинами Северной Руси. Особенно важны были несогласия с богатым Псковом. В половине XIV в. псковитяне достигли цели своих стремлений: новгородцы назвали Псков своим "младшим братом" и признали его самостоятельность, т. е отказались от права давать ему посадников и требовать его духовенство в Новгород на суд архиепископский (1348 г). Но и после этого эти общины редко находились в согласии; а иногда даже воевали с другом. В XV в. псковитяне все более и более подчиняются московскому влиянию и обращаются в Москву за помощию против ливонских немцев (потому что новгородцы не помогали). Из более значительных колоний новгородских Вятка также не хотела признавать зависимости от Новгорода и находилась с ним во враждебных отношениях А Двинская земля, где Новгородские бояре владели обширными поместьями, обнаруживала попытки сделаться самостоятельною.
   Новгородское вече воспользовалось московским междоусобием при Василие Темном и присвоило себе новые льготы, например право выдавать грамоты без князя. Впоследствии Василии Темный отправил против них воевод Стригу-Оболенского и Федора Басенка, они разбили конное ополчение новгородцев и заставили смириться (1456 г.).Новгород заплатил 8500 рублей, обязалсяплатить черный бор и отменил вечевые грамоты. Теперь, когда западная Русь собрались в два единодержавные государства, Новгород не имевший твердой правительственной власти не мог долее отстаивать свою самобытность. Ему оставалось выбирать между Москвою и Литвою. На стороне Москвы был могущественный союзник - греческая вера, а вместе с нею и церковная зависимость от московского митрополита. Попытки освободиться от этой зависимости были неудачны; московские князья и митрополиты употребляли все усилия помешать сношениям новгородских архиепископов с Киевскою митрополией, учрежденною Витовтом для западной Руси.

   Казань и Крым.. При Василие Темном произошло окончательное распадение Кипчакской монархии; от Золотой Орды отделились два большие владения: Казань и Крым. При помощи торговли и выгодного положения Казань вскоре сделалась многолюдным, богатым городом; а татары казанские набегами своими часто тревожили соседние русские области. Во время одного из таких набегов они захватили в плен Василия, вышедшего против с млым отрядом, и только за большую сумму денег Улу-Махмет взвратил свободу великому князю.
   Еще сильнее Казани была Крымская Орда, которая составилась из кипчакских улусов в Крыму и на северных берегах Черного моря твердилась династия Г и р е е в, первый хан этой династии Азы-Гирей, по некоторым известиям, происходил от Тохтамыша. Крымские татары в продолжение трех столетий терзали Россию внезапными опустошительными набегами.
   Кроме того из Золотой Орды в XIV и XV вв. нередко выходили знатные мурзы и царевичи; они с своими дружинами поступали на службу к русским князьям, от которых получили большие поместья и целые города на свое содержание (или "кормление"), с обязанностию защищать пределы и по первому призыву являться на помощь. Поселяя эти дружины на юго-восточных границах, московское правительство таким образом самих же татар старалось противопоставить набегам их соплеменников. На берегах  Оки, например, явилось особое ханство К а с и м о в с к о е, которое получило свое название от Касима, одного из татарских служебных царевичей, и находилось в ленной зависимости от великого князя Московского.
   Казаки. Время Василия Темного летописи в первый раз упоминают о казаках (именно Рязанских, под 1444 г.). Так назывались легко вооруженные ратники, которые служили в южных украинских городах и употреблялись для пограничной стражи, т.е. для наблюдения в степи за движениями татар. Это собственно "казаки городовые". Рядом с ними, далее в степях образовался другой род казаков из русских людей, искавших свободного образа жизни и простора своему молодечеству. В степь убегали преимущественно те, которым тяжела казалась жизнь на родине, например холопы. Мало-помалу они составили независимые военные общины, которые решали свои дела вечем или  к р у г о м, и сами выбирали себе предводителей. Степные, или вольные, казаки обыкновенно селились на берегах рек, изобилующих рыбою; очень часто они должны были вступить в отчаянную борьбу с соседними кочевниками; а иногда вместе с ними делали набеги на московские и польские владения, и вообще не упускали случая пограбить караваны, шедшие с тонварами в Россию или из России. По мере того, как монгольские орды слабели и отодвигались от русских границ, усиливалось и размножалось казачество. В XVI столетии оно уже занимало все южные украинские степи и распадалось на две главные ветви: на Донскую и Днепровскую (или Малороссийскую); первая образовалась преимущественно из выходцев восточной, т. е. Московской Руси, а вторая — из юго-западной, или Литовской.

Источник: Учебники дореволюционной России по истории. Сост. Т.В. Естеферова, М.,1993,  сс. 232 - 238
 

 Содержание учебника  Далее


История России Историки России История Урала История Оренбуржья  Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008