Иван Грозный - князю Андрею Курбскому

Послание Ивана IV князю Курбскому

 «Переписка князя А. М. Курбского с царем Иоанном Грозным», изд. Археографической комиссии, СПБ 1914, стр. 9—13. Здесь печатается начало послания. 

Бог наш троица, иже прежде век сын, ныне есть, отец и сын и святый дух, ниже начала имать, ниже конца, о нем же живем и движемся и есмы, и имже царие царьсгвуют и сильнии лишуг правду; иже дана бысть единородного слова божия Иисус Христом, богом нашим, победоносная херугви и крест честный, и николи же победима есть, первому во благостии царю Констянтину и всем православным царем и содержателем православия, и понеже смотрения божия слова всюду нсполняшеся, божественным слугам божия слова всю вселенную, яко же орли летание отекше, даже искра благочестия доиде и до Руского царьства: самодержавство божиим изволением почин от великого князя Владимира, просветившаго всю Русскую землю святым крещением, и великой царя Владимера Манамаха, иже от грек высокодостойнеишую яесть восприемшу, и храбраго великого государя Александра Невского, иже над безбожными немцы победу показавшаго, и хвалам достойного великого государя Дмитрея, иже за Доном над безбожными агаряны велику победу показавшаго, даже и до мстителя неправдам, деда нашего, великого государя Ивана, и в закосненных прародительствиях земля обретателя, блаженные памяти отца нашего, великого государя Василия, даже доиде и до нас, смиренных скипетродержания Руского царствия. Мы же хвалим за премногую милость, произшедшую на нас, еже не попусти доселе десницы нашей единоплеменною кровию обагритися, понеже не восхитихом ни под ким де царьства, но божием изволением и прародителей и родителей своих благословением, яко же родихомся во царьствии, тако и возрастохом и воцарихомся божием велением, и родителей своих благословением свое взяхом, а не чюжее восхитихом. Сего православнаго истинного христианского самодержства, многими владычествы владеющаго, повеление, наш же христианский смиренный ответ бывшему прежде православнаго истиннаго христианства и нашего содержания боярину и советнику и воеводе, ныне же преступнику честного и животворящаго креста господня, и губителю христианскому, и ко врагом христианским слугатаю, отступльшим божественнаго иконного поклонения и поправшим вся священные повеления и святые храмы разорившим, осквернившим и поправшим со священными сосудами и образы, .яко же Исавр, и Гноетесныи, и Арменскии, сим всем соединителю,—князю Андрею Михайловичи Курбскому, восхотевшему своим измененным обычаем быти Ярославскому владыце, ведомо да есть...

  Даты: 16 в.
Источник:  Хрестоматия  по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев  и др. М., 1940
Опубликовано в INTERNET: 2002, август


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008