В
тридцатых годах убеждения наши были слишком юны. Правительство постаралось
закрепить нас в революционных тенденциях наших. В 1834 году был сослан в есь кружок Сунгурова - и исчез. В 1835
году сослали нас (А.И. Герцена, Н.П. Огарёва и др.); через пять лет мы возвратились, закалённые испытанным.
Юношеские мечты сделались невозвратным решением совершеннолетних.
Круг
Станкевича шёл другим путём, его интересы были чисто теоретические. Влияние его на всю литературу и на
академическое преподавание было огромно, - стоит назвать Белинского и Грановского...
Возле
Станкевичева круга, сверх нас, /западников/, был ещё другой круг, сложившийся во время нашей ссылки, и был с ними в такой
же чересполосице, как и мы; его - то впоследствии назвали славянофилами. Славяне. Приближаясь с противуположной
стороны к тем же жизненным вопросам, которые занимали нас, были гораздо больше ринуты в живое дело и в настоящую борьбу.
Между ними и нами, естественно, должно было разделиться общество Станкевича.
Аксаков, Самарин примкнули к славянам, т.е. к Хомякову и Киреевским. Белинский,
Бакунин - к нам. Ближайший друг
Станкевича, наиболее родной ему всем существом своим, Грановский был нашим.
...Взгляд Станкевича на художество, на поэзию и её отношение к жизни вырос в статьях
Белинского в ту новую мощную критику . в то новое воззрение на мир. На жизнь,
которое поразило все мыслящее в России и заставило с ужасом отпрянуть от Белинского всех педантов и доктринёров.
Белинского Станкевичу приходилось заарканивать; увлекающийся за все пределы талант его, страстный,
беспощадный, злой от нетерпимости, оскорблял эстетически уравновешенную натуру Станкевича.
Грановский
был одарён удивительным тактом сердца. У него было всё так далеко от неуверенной в себе раздражительности,
от притязаний, так чисто, так открыто, что с ним было необыкновенно легко. Он не теснил дружбой, а любил сильно, без
ревнивой требовательности и без равнодушного "всё равно"…Грановский сумел в мрачную годину гонений, от 1848
года до смерти Николая, сохранить не только кафедру, но и свой независимый образ мыслей, и это потому, что в нём с
рыцарской отвагой, с полной преданностью страстного убеждения стройно сочеталась женская нежность, мягкость форм...
Славянизм,
или русизм, не как теория, не как учение, а как оскорблённое народное чувство,
как тёмное воспоминание и верный инстинкт. Как противудействие исключительно иностранному влиянию
существовал со времени обрития первой бороды Петром I.
Все
раскольники - славянофилы.
Всё
белое и чёрное духовенство - славянофилы другого рода.
Солдаты,
требовавшие смены Барклая де Толли за его немецкую фамилию, были
предшественниками Хомякова и его друзей... Чаадаев и славяне равно стояли перед неразгаданным сфинксом
русской жизни - сфинксом, спящим под солдатской шинелью и под царским надзором; они равно спрашивали: "Что
же из этого будет? Так жить невозможно: тягость и нелепость настоящего очевидны, невыносимы - где же выход?"
"Выход
за нами, - говорили славяне, - выход в отречении от петербургского периода, в
возвращении к народу, с которым нас разобщило иностранное образование,
иностранное правительство, воротимся к прежним нравам!"
Ошибка
славян состояла в том, что им кажется, что Россия имела когда-то свойственное
ей развитие, затемнённое разными событиями и, наконец, петербургским периодом…Основы нашего быта - не
воспоминания, это - живые стихии, существующие не в летописях. А в настоящем; но они только уцелели под
трудным историческим вырабатыванием государственного единства и под государственным гнётом только сохранились, но не развились...
Ильёй
Муромцем, разившим всех, со стороны православия и славянизма был Алексей
Степанович Хомяков… Во всякое время дня и ночи он был готов на запутаннейший спор и употреблял для
торжества своего славянского воззрения всё на свете - от казуистики византийских богословов до тонкостей изворотливого легиста...
Философские
споры его состояли в том, что он отвергал возможность разумом дойти до
истины; он разуму давал одну формальную способность - способность развивать
зародыши, или зёрна, иначе получаемые, относительно готовые (то есть даваемые
откровением, получаемые верой)...
Даты: 19 в. Источник: Герцен А.И. Былое и думы //Герцен А.И. Философское наследие. Сочинения: в 2 т. Т.1. М., 1986.