БЛИЖАЙШИЕ ПРЕЕМНИКИ ПЕТРА I

203. Екатерина I (1725—1727). Петр II (1727—1730). После Петра В. царствовала два года его супруга Екатерина I, родившаяся, как полагают, в бедной литовской семье Скавронских. По смерти ее вступил на престол Петр II, малолетний сын царевича Алексея; он царствовал 3 года. При Ека

терине I и при Петре II государством управлял князь Меншиков. Чтобы прочнее утвердить свою власть, он обручил свою старшую дочь с императором, а своего сына хотел женить на сестре Петра II Наталье. Такое честолюбие погубило Меншикова: по наущению врагов, Петр II приказал лишить его чинов, орденов, имущества и сослать в Сибирь (в г Березов на р. Оби), где он и умер.
204 Анна Иоанновна (1730—1740). После Петра II, умершего от оспы, вельможи избрали на престол вдовствующую курляндскую герцогиню, племянницу Петра Великого Анну Иоанновну (дочь Иоанна Алексеевича). Она царствовала 10 лет. Миних, Остерман и другие иностранцы, занимавшие при Петре В. второстепенные должности, при Анне Иоанновне сделались вельможами и управляли государством. Особенным доверием императрицы пользовался незнатный и необразованный курляндец Бирон,  ненавидимый русскими и придворными из немцев.

205. Елизавета Петровна (1741—1761). Петр III. Анна Иоанновна перед смертью назначила преемником Иоанна VI Антоновича, сына своей племянницы. Так как император был еще младенцем, то до совершеннолетия его она поручила Бирону управление Россиею. Бирон правил только три недели; ненавидимый всеми он, с согласия матери императора, был арестован и отправлен в Сибирь. Вскоре после этого Иоанн Антонович был низведен с престола, и к радости русских императрицею сделалась Елизавета, дочь Петра I Высшие государственные должности при ней занимали русские, и, если представляли иностранца для занятия какого-либо второстепенного места, она спрашивала «А разве нет русского?» Подобно своему деду Алексею Михайловичу, Елизавета Петровна отличалась мягким нравом и благочестием соблюдала посты,  посещала монастыри и заботилась, чтобы в храмах во время службы сохранялось благочиние и т п Несмотря на войны народ при Елизавете менее прежнего страдал от налогов и рекрутских наборов.                            

Из сподвижников Елизаветы замечателен Ив Ив Шувалов. принадлежавший к числу образованнейших лиц времени Елизаветы Отличаясь бескорыстием и не будучи тщеславным, он отказался от предложенных ему императрицею большого имения и графского титула Стараниями Шувалова были открыты первый в России Московский университет и Академия Художеств. Шувалов также был покровителем первого русского ученого Ломоносова - Преемником Елизаветы Петровны был ее племянник Петр III, сын Анны Петровны, бывшей в замужестве за герцогом Голштинским Чуждый русским по языку и обычаям, Петр никем не был любим и царствовал только полгода Ему наследовала его супруга Екатерина II

1. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ


206 Происхождение и обучение Ломоносова. Ломоносов родился в 1711 г в деревне Денисовке Архангельской губернии Холмогорского уезда Летом маленький Михаиле уезжал с отцом на рыбный промысел, а зимою учился грамоте у сельского дьячка Несмотря на то, что в то время не умели искусно учить, Ломоносов через два года хорошо уже читал на клиросе Имея охоту к учению, Ломоносов в 1730 г зимою, в морозную ночь, тайком оставил родительский дом и направился вслед за рыбным обозом, шедшим в Москву Через три недели он был в Москве, где первую ночь провел под открытым небом в санях На другой день пришел в обоз за рыбой холмогорский уроженец, служивший у какого-то московского помещика дворецким Узнав о намерении Ломоносова, дворецкий взял юношу к себе, думая поместить его в Заиконоспасское училище, но в училище принимали только дворян и детей священников Ломоносов выдал себя за дворянина и был принят в первый класс школы В начале он выносил много неприятностей от товарищей, бывших почти вдвое моложе его (Ломоносову было 20 лет), и терпел нужду так как из школы ему выдавалось столько денег, сколько доставало только на хлеб и квас Но все неблагоприятные обстоятельства Ломоносов преодолел терпением и любовью к учению.
   Однажды 3айконоспасское училище посетил епископ Феофан Прокопович член Св Синода В присутствии посетителя Ломоносов отвечал лучше всех; в знак внимания к лучшему ученику Прокопович приказал идти к нему на дом Ломоносов не понял этого приглашения ему представлялось, что происхождение его узнано и что двери школы закрываются за ним навсегда Со страхом вошел он в покой епископа и бросился помилования за невольную ложь Прокопович, ободряя школьника сказал: "Не бойся ничего хотя бы со звоном в большой соборный колокол стали звать тебя самозванцем — я твой защитник".
   Лрмоносов, благодаря Феофану Прокоповичу, был вызван в П|етербург, в училище, находившееся при Академии Наук (академия, т е собрание ученых, была учреждена в царствование императрицы Екатерины I) Из Петербурга Ломоносов н с ученою целью в Германию Там он оставался дно занимался науками, но, женившись на дочери квартирной хозяйки, Ломоносов впал в долги и, опасаясь тюрьмы,  бежал из Германии
207. Ломоносов — академик. По возвращении в Петербург Ломоносов сделался членом Академии Благоговея перед личностью Петра В., он, подобно этому царю, был деятелен и трудолюбив, постоянно заботился о пользе России, брался за все и во всем обнаруживал ум и знание Ломоносов составил первую грамматику, краткий учебник русской истории, сочинял стихи, пьесы для театра (открытого в царствование императрицы Елизаветы Петровны), завел мастерскую для мозаики и в течение двух лет создал картину, изображавшую Петра В , в пылу Полтавской битвы Первый русский университет, Московский, был основан по его плану (1755 г), Ломоносов был избран в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий. Но между русскими академиками у него было больше врагов, чем друзей Особенно много огорчений вынес Ломоносов от управляющего делами Академии Шумахера, который однажды даже угрожал Мих. Вас. отставкою, но он на это ответил, что "Академию от него можно отставить, а не его от Академии" .

  Издерживая почти все свое жалованье на книги, физические инструменты, приобретение минералов, Ломоносов должен был вести скудную жизнь, по целым неделям питался хлебом с маслом материальное положение его не  улучшилось и после того, как императрица Елизавета подарила ему имение, так как доходы с него Мих. Вас. издерживал на мозаичную лабораторию. Ломоносов скончался в начале царствования Екатерины II (1765 г ). На могиле его, находящейся в Александре Невской лавре, был поставлен памятник его почитателем, графом Воронцовым — В 1829 г сооружен Ломоносову памятник в  г. Архангельске.
 

СОБЫТИЯ ИЗ СЕМИЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ (1756—1763)

208. Образование Прусского королевства. Страна, составляющая ядро Пруссии, издавна была заселена славянскими племенами полабскими славянами и поморянами (§ 94) Сначала она называлась Бранденбургиею, название это произошло от славянского города Бранибор, или Погорелец, переименованного немцами в Бранденбург Бранденбуржцы отвоевали у поляков страну, занятую литовским племенем, пруссами, прусский' город Королевец, построенный во время крестовых походов чешским королем, победители переименовали в Кенигсберг.
   После завоевания немцы отняли у славян земли и большую часть жителей превратили в крепостных Славяне, удержавшие свободу, были сильно теснимы, в городах они, наравне с палачами не были принимаемы в цехи, жили в глухих улицах а детей их в школах секли розгами за употребление славянского языка Славянам жившим в деревнях, было запрещено выселяться, и они умирали от недостатка пропитания Славянские названия стран городов и сел были превращены в немецкие Поморье— в Померанию, Щетин — в Штетин, Гданск — в Данциг и т д
  Бранденбургские правители из дома Гогенцоллернов долгое время носили титул курфюрстов, с начала же XVIII в (1701)1 Бранденбургия сделалась королевством под названием Пруссии.

209 Фридрих II Великий (1740—1786) был третьим королем Пруссии Считая себя «первым слугою государства», Фридрих был необычайно трудолюбив день его начинался с 4-х часов утра и оканчивался в полночь «Дело не в том, чтобы я был жив, а в том, чтобы я работал»,— говаривал он Фридрих был врагом роскоши и жил проще многих знатных, из небольшой суммы, назначенной на содержание двора, он ежегодно делал сбережения, которые употреблял для облегчения бедствий своих подданных
Отец Фридриха В , Фридрих-Вильгельм I, был государем скупым, но ничего не жалел для войска, особенно он любил рослых гвардейцев, в числе которых были и русские, подаренные королю Петром В Войско Фридриха-Вильгельма было искусно устроено, много занималось маршировкой и другими военными экзерцициями Фридрих II воспользовался войском отца для расширения своего государства и отнял у Австрии богатую славянскую провинцию Силезию Думая возвратить потерянную провинцию, Мария-Терезия, правившая Австриею, склонила на свою сторону Россию, Францию и Швецию и объявила войну Фридриху Петр В полагал что для спокойствия России необходимо равновесие между Пруссиею и Австриею, поэтому политика его была направлена к тому,' чтобы ни одна из поименованных стран не усиливалась перед другой, такое мнение Петра, вероятно, разделяла и императрица Елизавета Петровна.

   Воина эта продолжалась 7 лет, и почти во все время ее Фридрих был постоянно при войске и ни разу не появлялся в столице (Пруссии помогала Англия)
210 Цорндорф. Кунерсдорф. В 1758 г русские войска заняли восточную Пруссию, и жители ее принесли присягу Елизавете Петровне, оттуда русские под начальством Фермера двинулись в центральные земли королевства Фридрих остановил их неподалеку от крепости Кюстрина, при деревне Цорндорф где и произошло нерешительное сражение, длившееся более полутора суток. Пораженный. тем, что русские во время битвы предпочитали смерть бегству, прусский король сказал- «Их (т. е русских) перебить, чем победить». В 1759 г. русские и австрийские войска соединились. Главнокомандующим русских войск был граф Салтыков Неподалеку от г. Франкфурта - на - Одере, при деревне Кунерсдорфе, союзники встретились с неприятелем Сначала сражение клонилось в пользу пруссаков, и Фридрих отправил в Берлин гонца с известием о победе, но русская конница под начальством графа Румянцева изменила ход сражения Пруссаки бежали, Фридрих в отчаянии разъезжал на коне между бегущими и, ища смерти воскликнул "Неужели ни одно ядро не поразит меня !" В эту секунду пуля ударила ему в бок, но золотая табакерка в кармане жилета задержала ее Адъютанты насильно увлекли Фридриха с поля сражения. «Все погибло, — писал король в Берлин, — спасайте королевское семейство! Я не переживу гибели отечества!» В союзном войске произошли раздоры, и Салтыков, победитель Фридриха отступил. Видя в этом отступлении руку Провидения, Фридрих воскликнул: «Это чудо для Гогенцоллернского дома !" (1760 г.). Впрочем, русские скоро заняли Берлин (на короткое время ), и Фридрих находился в таком стесненном положении, что намеревался уступить России всю восточную Пруссию. В это время скончалась Елизавета Петровна Преемник ее Петр III, почитатель Фридриха, возвратил ему все завоевания и даже присоединил русские войска к его войскам. После того как Австрия и Франция также прекратили войну Фридрих никому ничего не уступил, сам же приобрел славу великого полководца, а Пруссия вступила в число могущественных европейских держав.
 

ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II
 

211. Екатерина II была дочь незначительного Ангальт-Цербстского принца, находившегося на прусской службе (г Цербст славянами и назывался Сербище). Когда Екатерине король Фридрих II отправил ее вместе с матерью ко двору Елизаветы Петровны Там она приняла православие и сделалась супругою наследника русского престола, царствовавшего  после Елизаветы под именем Петра III
   Елизавета употребила все меры для скорейшего обрусения цесаревны, со своей стороны, Екатерина стремилась к тому же основательно изучала русский язык, так что в разговоре кстати могла употреблять простонародные поговорки, и ознакомилась с народными обычаями и с историею России за предшествовавшие ей 100 лет
   По смерти своего супруга Екатерина сделалась императрицею и вскоре торжественно короновалась в Москве, в Успенском соборе.
   Екатерина царствовала 34 года Образцом для себя она избрала Петра I и, постоянно нося при себе его портрет, при всяк важном деле задавала себе вопрос: «Как бы поступил в данном случае Петр?» Она отличалась необычайною деятельностью и старалась о том, чтобы Россия сделалась богаче и просвещеннее, что бы в администрации ее было более порядка, а в судах — правды.
Заботясь о смягчении нравов, Екатерина ограничила щ при суде; запретила употребление в прошениях на Высочайшее имя выражение: «Бьет челом всеподданнейший раб», приказав писать: «Просит верноподданный» (уничижение было в обычае России Петр 1 письма свои к матери оканчивал словами - «Сын твой Петрушка»). Дворянство, по жалованной грамоте, получило, право быть судимым равным себе и было освобождено от телесных наказаний. «Хотите ли предупредить преступление,— писала однажды императрица,— сделайте, чтобы просвещение распространилось между людьми», почему и заботилась об увеличении числа училищ и вообще о воспитании детей Открыты были училища для приготовления учителей и воспитательное заведение для благородных девиц при Воскресенском монастыре в Петербурге (ныне Смольный институт), о воспитании и обучении дворянских и купеческих сирот должны были заботиться дворянские опеки и сиротские суды; сверх того, в Петербурге у в Москве были учреждены воспитательные дома. В предупреждение смертности детей введено оспопрививание, причем, для примера, вначале оспа была привита самой императрице и наследнику престола Павлу Петровичу.
   Столица при Екатерине украсипась прочными гранитными набережными и разными монументальными постройками На Сенатской плошали, недалеко от р Невы, был поставлен памятник Петру I, где император изображен на коне, пьедесталом служит громадный камень в виде скалы
Славу царствования Екатерины составляют войны, расширившие Россию до ее естественных границ. Главными полководцами времени Екатерины были. Румянцев - Задунайский, Орлов - Чесменский, Потемкин-Таврический и Суворов граф Рымникский, князь Италийский.


I. РУМЯНЦЕВ И ОРЛОВ


212. Румянцев, происходивший из старинного дворянского рода, получил прекрасное домашнее образование На 6-м году он был записан рядовым в военную службу и на 14-м получил чин полковника, по вступлении же на действительную службу Румянцев скоро (на 22-м году от роду) был награжден высшим военным чином Изданный Петром В закон, по которому дворяне должны были начинать военную службу от рядового, строго исполнялся только в его царствование, сам Петр получал военные чины постепенно так что высший чин генерала получил только 37 ми лет от роду за победу при Полтаве
Еше в Семилетнюю войну Румянцев приобрел известность, особенно же он прославился во время Первой турецкой войны. Россия была вовлечена в эту войну при следующих обстоятельствах: императрица вытребовала от польского короля Станислава Понятовского некоторые льготы для православных, преследовавшихся в Польше (§ 187) Паны составили вооруженный союз (конфедерацию), чтобы силою отнять у  православного населения дарованные ему права. В то время как Екатерина была» вынуждена послать войско в Польшу для защиты православных, Франция, старавшаяся вредить России подняла .против нее Турцию и отправила в турецкие войска своих офицеров и инженеров Объявление Турцикю войны началось с того, что великий визирь приказал посадить русского посла (Обрескова) в Семибашенный замок, где он сильно забоел от сырости и духоты
Начальниклм русской армии был назначен Румянцев При р.Ларге  (1771 г.), впадающей в Прут с левой стороны, он встретил татар и наголову разбил их с потерею 70-ти человек убитыми и ранеными К тому времени великий визирь переправил за Дунай многочисленную армию (150 000), а крымский хан с татарами стал в тылу русских В русской армии свирепствовала чума, так что в ней осталось только 17 000 человек. Битва произошла у речки Кагула под натиском янычар часть русского войска расстроилась, но Румянцев появился среди и крикнул: «Стыдись, ребята!», солдаты воодушевились и победили неприятеля. На 20 000 убитых турок русских пало несколько более 900 человек Позднее Румянцев перешел Дунай (1773 г.), вследствие чего многие из балканских славян восстали против Турции. Во время этой воины был учрежден, исключительно для военных, орден св. Георгия; Румянцев получил первую степень его и, кроме того, название Задунайского.

213. Орлов Алексей происходил из семьи, возвеличенной императрицей -Екатериною, и вместе со своим братом Григорием некоторое время оказывал благотворное влияние на государственные дела. В Первую турецкую войну императрица отправила в Средиземное море балтийский флот, назначив Орлова начальником. Султан не знал, что из Балтийского моря можно турецкие воды, и сильно встревожился, когда французы уведомили его о движении русского флота, но все все-таки успел выставить флот почти вдвое многочисленнее русского Неприятели сошлись у о-ва Хиоса. Несмотря на советы адмиралов избегать сражения, Орлов приказал открыть бой После упорной битвы, турецкие корабли отступили к берегу Малой Азии, в Чесменскую бухту. Русские последовали за ними и истребили весь турецкий флот, в июне 1771 г. Орлов получил за эту победу звание Чесменского.
  В битве при о Хиосе корабль адмирала Спиридова "Евстафий", сцепился с турецким адмиральским кораблем Загоревшаяся неприятельская мачта упала и произвела взрыв на «Евстафии», отчет оба корабля взлели и на воздух Спиридов спасся на лодке, присланной Орловым за несколько минут до взрыва. Перепуганные турки бежали в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей Граф Орлов, по совету других офицеров, решился, сжечь турецкий флот, скученный в бухте
В тихую лунную ночь, при выстрелах с кораблей и при криках матросов «ура», в бухту были отправлены брандеры Турки полагали, что эти брандеры хотели сдаться, и обрадованный паша уже заранее решил заковать матросов в цепи и отослать к султану Отважный лейтенант Ильин сцепился с большим неприятельским кораблем, зажег брандер и, отъехав с матросами в шлюпке, стал смотреть, что выйдет Начались взрывы, и на рассвете грозного флота уже не существовало В воспоминание победы Орлова в Царском Селе на озере поставлен памятник
  
«Победа — враг войны и начало мира»,— говорила императрица и стала склонять Турцию к переговорам. Но Франция, Пруссия и Австрия мешали этому, заботясь, чтобы Россия извлекла как можно менее выгод из своих военных успехов. Фридрих II, еще ранее Первой турецкой войны задумал расширить свои владения насчет Польши, ввиду чего он искусно поддерживал смуты в Польской республике и, между прочим, распространял фальшивую монету. Склонив на свою сторону Марию-Терезию, Фридрих II стал угрожать Екатерине союзом Австрии с Портою. Таким образом, императрица была вынуждена согласиться на первый раздел Польши, происшедший в 1773 г.: Россия получила Белоруссию; Фридрих — северную Польшу, в которой уже было много прусских колонистов; Австрия — Галицию.
  После первого раздела Польши Румянцев вынудил у Турции мир, который был заключен в дер. Кайнарджи 1774 г. По этому миру Россия приобрела земли при устьях рр. Днепра и Дона (крепости: Кинбурн и Азов и г. Таганрог, построенный еще Петром I) и, сверх того, крепости: Керчь и Еникале, защищавшие проход из Черного моря в Азовское; татары крымские, кубанские и др. были объявлены независимыми от Турции, и русские купеческие корабли могли свободно проходить через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море.
   Дальнейшие завоевания России были совершены Потемкиным и Суворовым.

2. ПОТЕМКИН И СУВОРОВ


214. Потемкин в Новороссии и в Крыму. Потемкин, сын небогатого дворянина (Смоленской губ.), сначала учился в одном немецком пансионе, а затем в университете. Отличаясь блестящими способностями, он с ранних пор питал честолюбивые намерений и говорил товарищам: «Буду министром или архиереем».
   Не окончив курса в университете, Потемкин приехал в Петербург и поступил в гвардию, где быстро изучил военный строй. Имея доступ ко двору, как гвардейский офицер, Потемкин успел обратить на себя внимание императрицы Екатерины, сделался первым советником ее, заняв место Панина и Орлова.
   Занимая иного высоких должностей, Потемкин, сверх того, был губернатором Новороссии, этим именем стали называться земли по р. Днепру, приобретенные по Кайнарджийскому миру, кроме того, земли, лежавшие также по рр. Днепру и Ингулу отнятые у Турции в царствование Елизаветы и носившие название Новой Сербии. Потемкин заселил Новорос-, провел дороги, развел леса, восстановил там старые города и достроил новые, между ними: Екатеринослав, Херсон, Николаев. Любя роскошь и живя в Петербурге с необычайной пышностью, Потемкин в Новороссии переносил без жалоб разные лишения: ездил в кибитке, питался простою пищею и т д С заселением Новороссийского края для России облегчилось присоединение Крыма, которое было совершено Потемкиным без пролития крови (1783 г.). Управление Крымом, переименованным Тавирическую губернию, было поручено также Потемкину; там он завел виноделие, построил крепость Севастополь и положил основание Черноморскому флоту. За свои деяния в Новороссийске и в Крыму Потемкин получил титул князя Таврического.
   Императрица называла Крым (по-татарски — «крепость») драгоценнейшею жемчужиною в короне царей русских», но Франция и  Англия были недовольны приобретением этого полуострова и подняли против России Турцию. Таким образом произошла Вторая турецкая война. Главнокомандующим был был Потемкин, а героем — Суворов.
215. Суворов — полковник. Александр Васильевич Суворов из дворянского рода и воспитывался в доме своего отца.
   С ранних лет мальчик пристрастился к чтению книг, большею частью военного содержания. Под влиянием этого чтения у Суворова появилось желание :поступить в военную службу, и он сделался рядовым гвардейского полка (Петр I обязал всех дворян служить в войске, Петр III отменил этот закон) Рядовые из дворян уклонялись от исполнения обязанностей простого солдата Суворов же точно исполнял все, что требовалось во всякую погоду ходил на караулы, сам чистил ружье, обувь и т д Находясь постоянно между солдатами, он изучил их привычки, простонародный язык и скоро сделался их любимцем Исполнение обязанностей рядового не препятствовало ему учиться, и большую часть получаемых от отца денег он тратил на приобретение книг и на плату учителям, дававшим ему уроки по военным наукам и новым языкам
  Дорожа временем, Суворов не посещал ни родных, ни знакомых, а отцу письма, вроде следующего «Я здоров, служу и учусь Су воров».

По службе Суворов возвышался медленно: первый офицерский чин он получил на 25-м году, а чин полковника — на 33-м (во г. царствования Екатерины II). При обучении полка, стоявшего иесколько лет в Новой Ладоге, Александр Васильевич заботился о том, чтобы развить в солдатах неустрашимость, поэтому полк его никогда не упражнялся в отступлении и обороне и солдатам было запрещено даже произносить слова: «оборона», «отступление», «опасность». Штык и сабля считались в по главным оружием, почему военное учение всегда оканчивал атакой; стрельба из ружей занимала второстепенное место как, по мнению Суворова, отстреливаться может, всякий, да трус («Пуля дура, штык молодец»,— говорил Суворов).

  Александр Васильевич заботился также о нравственности своих солдат, обучал их молитвам, ходил с ними в церковь для солдатских детей открыл две школы и сам учил в них; провинившихся солдат увещевал и никогда не прибегал к же наказаниям, обычным в то время.
   В правилах, изданных для полка, говорилось "Просящего пощады неприятеля - помилуй, жителя не обижай, он нас поит и кормит, солдат не разбойник".
   Офицеры иногда жаловались на тягостную службу под начальством Суворова, но солдаты обожали его, называя «отцом родным».
216. Победа Суворова при Рымнике 1789 г. Взятие Измаила 1790 г. Суворов с успехом участвовал во всех войнах, веденных Россиею при Екатерине, но особенно отличился во Вторую турецкую войну, которую Россия вела в союзе с Австриею. Из многочисленных подвигов его во время этой войны особенно замечательны были: сражение при Рымнике и взятие крепости Измаила.
Накануне сражения при Рымнике австрийский военачальник, принц Кобургский, старше Александра Васильевича по чину, три раза приглашал его к себе на совещание. Суворов терпеть не мог длинных переговоров, и потому посланному в первый раз ничего не ответили; во второй раз отвечали: «Суворов Богу молится»; а в третий раз — «Суворов спит». Вечером Суворов послал принцу коротенькую записку: «Выступать в 2 часа ночи». Принц повиновался и выступил из лагеря не без боязни, так как перед тем два раза уже был разбит турками. Сражение, произошло при г. Фокшанах, и турки были отброшены. Затем неприятели вступили в бой недалеко от г. Рымника Австро-русская армия была вчетверо малочисленнее турецкой, но союзные генералы действовали согласно и принц Кобургский исполнял все, что предлагал Суворов. Решительный удар туркан был нанесен суворовской атакой (штыки и сабли). Турки и » числе их янычары бежали, хотя великий визирь думал остановить их, приказав стрелять в бегущих (австрийцы прозвали Суворова «Генерал-Вперед»).
Союзники заняли все турецкие крепости на Дунае, удержалась только одна — Измаил, считавшаяся неодолимою, и турки говорили: "Скорее Дунай потечет вверх, чем Измаил сдастся". Русские два раза безуспешно осаждали ее. Наконец Потемкин поручил осаду ее Суворову, и последний решил взять крепость штурмом Ночью русские двинулись к крепости, встречая пути глубокие рвы с водою, каменные казематы, из которых ежеминутно раздавались выстрелы, и земляные валы 10-саженной высоты. Утром вся крепостная стена, тянувшаяся на 6 верст и пушками, находилась в руках русских, а к 4 часам дня все было уже окончено. В Измаиле жило многочисленное население, и Суворов не мог удержать солдат от грабежа, но он ничего не взял себе, почему солдаты и говорили: "Наш Суворов в победах и во всем с нами в паю, только не в добыче".
Рымникская победа и взятие Измаила доставили Суворову громкую известность в Европе, и многие иностранцы поступали на русскую службу из-за чести служить под его начальством, .сподвижники Суворова, а в числе их и Потемкин, умаляли его подвиги, приписывая их случаю и счастью. Суворов обыкновенно говорил: «Сегодня счастье, завтра всегда счастье! Помилуй, Бог! Дайте сколько-нибудь и ума!"...
217. Суворов.в Польше (1794 г ). В 1793 г. Пруссия и Россия второй раздел польских областей, причем для поддержания порядка в оставшихся областях было поставлено русское войско. Знатные и ксендзы, некогда мечтавшие господствовать в России, более всего негодовали на императрицу Екатерину. Пользуясь оплошностью русского военачальника (барона Ительштольма) поляки в Великий четверг напали в Варшаве на русских и многих перерезали; убийства происходили даже в храме, где русские причащались. После этой резни, известной под именем "Варшавской заутрени", восстание быстро распространилось частям Польши. Главным предводителем восставших был генерал Костюшко. Против поляков был отправлен Суворов."Я посылаю в Польшу двойную силу , - говорила императрица, - армию и Суворова".  Костюшко был разбит и раненный взят в плен (при Мациовицах). Суворов подступил к Варшаве и взял ее. После взятия предместья Варшавы Праги вынесли победителю хлеб-соль и серебряные ключи ключи, Суворов поцеловал их и сказал: «Благодарю бога, что они куплены без пролития крови» В 1795 г. Польша была поделена между Россиею, Пруссиею и Австриею. России  по второму и третьему разделам, достались: Волынь, Литва и Курляндия. За подвиги в Польше Суворов получил фельдмаршала.
   Ожидая Суворова на завтрак во дворце, императрица приказала завесить все зеркала, фельдмаршал их терпеть не мог. Для жилья ему отвели Таврический дворец, построенный для Потемкина, в спальне была сделана постель из сена, поставлена холодная вода для окачивания и приготовлено многое другое, сообразно привычкам и причудам Суворова
Узнав, что фельдмаршал ездит в мороз в одном мундире, императрица подарила ему соболью шубу и просила его беречь свое здоровье Когда после этого Алекс. Вас. приходилось ехать во дворец, он брал с собою шубу, держал ее на коленях и надевал только тогда, когда выходил из кареты

сс.139-149
 

Далее


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Срочное производство изготовление дисконтных карт недорого. Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008