В первом тысячелетии до н. э. ив первых веках нашей эры на просторах Великой
Степи располагались племена сарматов и скифов. Как полагают ученые, это были
потомки племен андроновской и срубной культур. Степи Южного Приуралья, где
проходила граница распространения этих культур, взаимоконтакты между ними были
зоной активных этнических процессов, в результате которых сложился сарматский
мир. Термины «сарматы» и более ранний «савроматы» — собирательные, обозначают
обширную группу родственных племен ранних кочевников. В описаниях античных
авторов мы находим названия некоторых из этих племен: аорсы, аланы, роксоланы,
сираки, язаматы, яксаматы и другие. Едва ли не единственными памятниками
тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие
порой 5—7 метров в высоту. Савроматские и сарматские курганы чаще всего
располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда
открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить. Поэтому
еще в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей. С «деятельностью» целых артелей «маровщиков», то
есть людей, раскапывающих мары, или курганы, столкнулись в середине XVIII в.
первоустроители Оренбургского края. Одна из таких групп в составе пяти человек в
1753 г. была задержана в-заволжских степях и доставлена в Оренбург по
распоряжению губернатора И. И. Неплюева. В начале XX в. (1911) крестьяне села
Прохоровка, нескольких соседних деревень- Михайловской волости Оренбургского
уезда (ныне — Шарлыкский район) самовольно раскопали десятки курганов в поисках
золота и драгоценностей. Властям удалось отобрать лишь небольшую часть найденных
вещей, а многие из них бесследно исчезли.
Обеспокоенные ростом этого «археологического браконьерства» в изучение древних
курганов активно включились ученые и краеведы, стремясь спасти для науки
бесценные памятники исторических древностей. В результате этого была выделена
особая, так называемая прохоровская культура сарматов, определено ее отличие от
скифских памятников. В последующем советские ученые на основе накопленного
материала глубоко осветили основные этапы развития сарматского общества, дали
характеристику его материальной и духовной культуры, их связей с соседними
племенами и народами.
Важное значение имели раскопки Филипповских курганов в Илекском районе
Оренбургской области. В одной из усыпальниц середины I тысячелетия до н. э. было
обнаружено неразграбленное захоронение с богатейшим кладом, содержащим более
шестисот высокохудожественных изделий из золота и серебра.
Описания античных авторов и богатый археологический материал позволяют
представить достаточно полную картину жизни и быта сарматских племен. Основу их
хозяйства составляло кочевое скотоводство — разведение овец, лошадей, крупного
рогатого скота, а также верблюдов. Оно кормило и одевало, давало мясо, молоко,
кумыс, шерсть, шкуры, войлок и т. п. Сарматы с ранней весны до поздней осени
кочевали по широкой степи в кибитках, крытых войлоком и запряженных быками,
верблюдами, перегоняя свои многочисленные стада с одного пастбища на другое. При
этом каждое племя и род имели свои традиционные районы кочевии, нарушение границ которых вело к столкновениям и межплеменным войнам. В
зимнее время в тех или иных местах устраивались жилища и укрытия, способные
защитить людей от морозов.
Находки многочисленных вещей, изготовленных из меди, бронзы, железа,
свидетельствуют о том, что сарматы владели умением добычи и обработки металлов.
При поиске руд они нередко шли по путям, проторенным еще их предками —
андроновцами и срубниками, устраивая копи в тех же местах. Кузнецы-оружейники
ковали железные мечи, кинжалы; мастера-литейщики отливали из бронзы и меди
котлы, зеркала, металлические части конской сбруи, предметы украшений; ювелиры
изготавливали изделия из драгоценных металлов.
Основой общественного устройства сарматов являлась родовая община, включавшая
группу родственных семей. Захоронения и курганные могильники обычно
располагаются компактными группами, представляющими собой погребения одного
рода.
Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний,
савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе, своего
рода ги-некократия, т. е. господотво женщин. Они были не только хранительницами
очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины
нередко выполняли почетные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей
женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения.
Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения
знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как
праматерь.
О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху.
Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с
мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду... Ни
одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». Гиппократ также сообщал,
что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он
приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь,
чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с
мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой
древнегреческих легенд о загадочных амазонках.
Основным промыслом сарматов, как и многих других племен, находившихся на стадии
варварства, была война. Многочисленные отряды сарматских конных воинов, нередко
защищенных панцирями и кольчугами, вооруженных длинными железными мечами, луком
и стрелами, наводили страх на соседние народы и государства. Римляне,
столкнувшиеся с сарматской угрозой, так описывали э%тих кочевников: «Свирепое
лицо, грубый голос, ни волосы, ни борода не пострижены, между ними нет ни
одного, который не носил бы налу-чья, лука и синеватых от змеиного яда стрел».
Сарматы не только воевали, враждовали с другими народами, но и имели довольно
широкие торговые связи с внешним миром. О географии этих связей говорят
найденные в сарматских курганах оренбургских степей — Пятимарах, Мечет-Сае,
Прохоровке, Покровке, Тара-Бутаке, Нежинке, Орске, Филипповке и др., —
прекрасные золотые изделия среднеазиатской работы, иранские блюда и печать,
финикийское стекло, алебастровый сосуд с древнеегипетской надписью, самшитовый
гребень, железный панцирь греческой работы и т. п.
Среди ремесленных и ювелирных изделий, изготовленных сарматскими и иноземными
мастерами, преобладают выполненные в так называемом «зверином стиле»,
свойственном также скифам, сакам, массагетам и другим родственным ираноязычным
народам. На оружии, предметах быта, украшениях, конской упряжи изображались
дикие звери: барс, пантера, волк, медведь, олень, горный козел, кабан, орел, а
также баран, лошадь и др. Изображения стилизованы, полны динамики, экспрессии.
Распространенным Сюжетом была борьба диких зверей.
«Звериный стиль» был порожден религиозными верованиями, представлениями,
связанными с поклонением животным. Ведущее же место в религиозных верованиях
сарматов занимал культ огня, связанный с почитанием солнца как главного
божества. Над могилой умершего сородича они разводили огромный погребальный
костер и засыпали могильную яму его остатками, т. е. углем, перегорелой и прокаленной землей. В могилах жриц встречаются
каменные переносные алта-рики-жертвенники, также связанные с культом огня. В
более позднее время у сарматов получило распространение поклонение мечу,
символизирующему бога войны.
По мере роста численности населения, увеличения поголовья скота расширялись зоны
передвижений сарматов. Со временем они заселили обширную территорию от Тобола до
Днепра и Северного Кавказа. Теснимые с востока гуннами и другими племенами
сарматы, называвшиеся аланами, в конце IV в. двинулись на запад, дошли до
Римской империи, Пиринеев и даже Северной Африки. Постепенно они растворились в
массе других народов.
При всей обширности территории обитания сарматских племен наиболее обжитой и
заселенной была область южноуральских и северо-казахстанских степей. Достаточно
сказать, что только по берегам реки Илек в среднем и нижнем ее течении выявлено
более 150 курганных погребений, из которых 60 относятся к раннему, савроматскому
времени (VI—IV вв. до н. э.) и 80— к периоду так называемой прохоровской
культуры (IV—II вв. до н. э.). Но не только безмолвные курганы — свидетели
тысячелетней истории сарматов. Об их пребывании здесь говорят и некоторые данные
топонимики: названия рек, озер, гор, урочищ. Как полагают, ираноязычное,
сарматское происхождение имеют, например, названия таких рек Оренбургской
области, как Сакмара, Орск, Касмарка и др. Самобытная культура сарматов,
несомненно, оказала влияние на развитие культуры других племен и народов.
Даты: XVII в. до н.э.
Источники: :История Оренбуржья. Учебное пособие./ Под редакцией
проф. Футорянского Л.И. Оренбург, 1996;
Уральская
историческая энциклопедия Опубликовано в INTERNET: 2002,
октябрь