В конце 20-х годов в СССР развернулось форсированное осуществление «культурной
революции».
Индустриализация страны потребовала решающих сдвигов в сфере народного
образования. ВКП(б) призвала превратить первую пятилетку в важнейший этап
ликвидации неграмотности. По призыву ЦК ВЛКСМ начался Всесоюзный поход против
неграмотности, пьянства, грязи, неряшливости в быту. Только в Оренбургском
районе комсомольцы создали 32 ликпункта. К концу 1930 г. были обучены грамоте 65
тыс. оренбуржцев.
В течение первой пятилетки осуществился переход к всеобщему начальному
образованию, а в городах области - к всеобщему семилетнему. К началу Великой
Отечественной войны в Оренбуржье было 355 тыс. школьников, почти в 4 раза больше,
чем до Октябрьской революции. Количество учителей за это же время возросло
примерно в 6 раз. Появились новые техникумы, научно-исследовательский институт
ветеринарии и мясного скотоводства, педагогический и сельскохозяйственный
институты.
Однако потребность в высококвалифицированных кадрах не уменьшалась.
Наряду с позитивными сдвигами в культурном строительстве сталинская «культурная
революция» включала в себя чудовищные репрессии против интеллигенции,
уничтожение целых пластов культуры, ее вершин В результате погибла значительная
часть поколения творческой интеллигенции, в том числе новой - революционной,
свято верившей в идеалы Октября и самоотверженно служившей народу. И воплощавшая
общечеловеческие ценности старая интеллигенция, и подлинные коммунисты -
революционеры-романтики оказывались не ко двору.
Среди студентов сельскохозяйственного института «выявили» «подпольную» группу
Круглова, издававшую «антисоветский» журнал. В 1938 г. оклеветан и расстрелян
ученик А. В. Чаянова, заведующий кафедрой растениеводства профессор С. С.
Бажанов. Подверглась репрессиям большая часть созданной в 1936 г. при
облисполкоме комиссии по охране памятников революционного движения, гражданской
войны, искусства, культуры. Очаги духовной жизни стремительно исчезали.
По постановлению ЦК ВКП(б) в 1932 г. были распущены все группы и организации в
литературе и искусстве.
В 1935 г. в Оренбурге образовано отделение Союза советских писателей. Активное
участие в его создании приняла писательница Л. Н. Сейфуллина, автор популярных
повестей «Виринея», «Перегной».В преддверии 100-летия со дня гибели А. С. Пушкина в Оренбурге организовали
юбилейный пушкинский комитет. Вскоре из 22 членов его 17 были репрессированы.
На Лидию Сейфуллину обрушился с «марксистской критикой» журнал «На литературном
посту».
В 1933-1936 гг. в административной ссылке в Оренбурге находился талантливый
писатель Виктор Серж - автор повестей «Полночь века», «Дело Тулаева». Он
остался в живых лишь благодаря требованиям международной общественности и
личному обращению Ромена Роллана к Сталину.
Был расстрелян Михаил Герасимов, наш земляк - бугурусланец. Он не входил в
Оренбургскую писательскую организацию, но его творчество неотделимо от родного,
питавшего душу поэта края. С. А. Есенин писал, что стихи Герасимова «обещают в
нем поэта весьма и весьма несредней величины среди своих собратий».
Литературная жизнь угасала. В 1938 г. для восстановления Оренбургского отделения
Союза писателей из Москвы приехал писатель И. Ф. Жига. Он оказал помощь
начинающим авторам И. Бортникову, Н. Хохлову, А. Возняку и др. С 1938 г. в
городе стал издаваться литературно-художественный альманах «Степные огни».
Однако в результате репрессий, ужесточения контроля над интеллигенцией прежний,
довольно высокий уровень литературной жизни был утрачен. Публиковавшиеся в конце
30-х годов сочинения имели, в основном, официально-пропагандистский характер.
Идеологизация изобразительного искусства отчетливо проявилась на выставке картин
местных художников, открывшейся 7 ноября 1930 г. в областном краеведческом музее.
Наиболее тенденциозны были полотна Ольшевского «Колхозница», «Тракторная бригада»;
Ку-дашева «Молотьба в коммуне им. Ленина». Это тем более досадно, что последний
в целом был талантливым художником. Коллективизация представлена им как событие,
вызвавшее у крестьян лишь чувство глубокого воодушевления и массовый энтузиазм.
Первой попыткой создания художественной летописи гражданской войны стали картины
мастера батальной живописи Е. А. Тихменева: «Разгром колчаковцев на Салмыше в
1919 г.», «Доставка оружия Красной Армии», «Разгром обоза белых» и др.
Широкое признание получили произведения талантливого графика Н. Д. Прохорова.
Его лист «Поп, кулак и подкулачник» был приобретен Государственным Русским
музеем; цикл рисунков «На торфяных разработках» и иллюстрации к книге Л.
Савельева «Комната № 13» экспонировались на международной выставке искусства
книги 1932 года. Художник много работал, выполняя задания газет и областного
книжного издательства, активно участвовал в праздничном оформлении улиц
Оренбурга. Среди лучших произведения Н. Д. Прохорова - цикл гравюр и акварелей,
посвященных пребыванию в Оренбургском крае А. С. Пушкина - «Пушкин и Даль в
Оренбурге», «А. С. Пушкин с крестьянами», «Пушкин на базаре» и др.
Поэзией в красках можно назвать пейзажи Н. В. Кудашева, запечатлевшего самые
дивные уголки оренбургской природы. Любовью к родному краю проникнуты не
только акварели, но и вся жизнь художника. Десятки деревьев были посажены им
в Оренбурге и его окрестностях. В шелесте их листвы - мелодия, исполненная
памяти о талантливом и добром человеке.
В конце 30-х годов в областной драматический театр были приглашены художники Д.
Н. Фомичев и С. Н. Александров, плодотворно сотрудничавшие более тридцати лет.
Немногие дошедшие до нас театральные эскизы говорят об их неустанных творческих
исканиях, умении воплотить в цвете и пластике образное начало драматического
произведения. С. Н. Александров много работал и как живописец-станковист.
Единственным по сути скульптором 30-40-х годов в Оренбурге был Г. А. Петин.
Ученик сапожника, затем бетонщик, штукатур, лепщик Гаврила Алексеевич благодаря
редкому дарованию и гигантскому трудолюбию вырос в течение второй половины 30-х
годов в самобытного мастера пластического искусства.
В конце 20-х годов начале 30-х становятся более ожесточенными идеологические
атаки на «буржуазные тенденции» в музыкальном искусстве. В связи с этим в
местных газетах появились обличительные материалы. В одном из них преподаватели
Оренбургского музыкального техникума с негодованием объявляли бойкот «произведениями
Рахманинова, как ... выражающим упадническую идеологию мелкобуржуазного
мещанства».
С волной ненависти столкнулась артистка Снежинская на вечере работников
искусства 11 апреля 1931 г., где она читала стихотворения Игоря Северянина и
призывала к примирению враждующих слоев общества. Артистку немедленно обвинили в
забвении классовой борьбы и в проповедовании эсеровщины. И. Северянина при этом
окрестили «белым поэтом, певцом прогнившей богемы».
Характерной чертой театра с конца 20-х годов стало обращение
к образам современников. При областном драматическом театре был организован
художественный совет, в который вошли представители партийных, советских и
профсоюзных организаций. Вопрос о репертуаре был главным на его заседаниях. В
результате уже
в 1928 г. из 25 пьес, включенных в репертуар предстоявшего сезона, 11 были
советскими. В этот период поставлены спектакли «Темп», «Поэма о топоре», «Мой
друг».
Театр не забывал и событий гражданской войны. В 30-е годы оренбуржцы увидели со
сцены «Чапаева», «Интервенцию», «Бронепоезд 14-69», «Оптимистическую трагедию»,
«Любовь Яровую». Особый интерес вызвала инсценировка «Чапаева». Артист А. М.
Орлов вспоминал: «К постановке «Чапаева» мы готовились долго. Актеров
предупреждали, что в зрительном зале будут те, кто в этих краях вместе с
Василием Ивановичем громили белых, кто лично знал знаменитого начдива и
Фурманова. Поэтому исполнители ведущих ролей, особенно В. В. Ростовцев, который
играл роль Чапаева, да и другие искренне волновались... Многие картины вызывали
шумные овации. Когда Чапаев заканчивал рассказ о том, как следует вести
наступление и громить врага, театр содрогался от шквала рукоплесканий. Газета «Оренбургская
коммуна» отметила: «Были моменты, когда почти исчезала грань между зрителем и
сценой».
Официальной критикой актуальным был признан спектакль «Павел Греков»,
раскрывающий тему борьбы с «врагами народа».
В 30-х начале 40-х годов Оренбургский областной драматический театр обращается и
к классическому репертуару, работа над которым создавала наиболее благодатные
возможности для выявления и роста актерских дарований. Рядом постановок
классических пьес театр отметил юбилейные даты. Важным событием в духовной жизни
Оренбуржья явились пушкинские дни 1937 г. Режиссеры Н. Медведев, М. Рахманов и
С. Пронский поставили тогда спектакль «Борис Годунов». Это была первая полная
постановка великой трагедии на периферийной сцене. Роль Годунова сыграл артист
С. Адолин. По словам постановщика, он «глубоко раскрывал причины личного и
социального одиночества Бориса» и в некоторых сценах «поднимался до подлинно
трагических высот».
Спектакль оформил художник С. Александров, по эскизам которого в московских
театральных мастерских шились все костюмы для постановки. Эскизы к спектаклю
имеют самостоятельную художественную ценность. «Борис Годунов» явился
театральным событием не только для Оренбуржья. В 1937 г. в Доме ВТО в Москве
состоялось обсуждение двух наиболее интересных постановок трагедии в
провинциальных театрах - Новосибирском и Оренбургском. Это было особенно отрадно
на фоне многих спектаклей, изначально обедненных и примитивных в силу господства
в них вульгарно-социологических идей. Пример тому - постановка на оренбургской
сцене «Гамлета» А. Верховским в 1934 г., в которой все подчинено одной «идее» -
показать в спектакле разложение феодализма, а в образе мятущегося принца -
олицетворение сего разложения.
Среди достижений Оренбургского областного драматического театра - его весомый
вклад в опровержение мнения о несценичности пьес А. М. Горького, которое
утвердилось в послеоктябрьские годы в некоторых высокопоставленных театральных и
литературных кругах. В 1933-1940 гг. областной драматический театр поставил 7
пьес Горького. Не все было равноценно в этих спектаклях, но их значение в
общественной и художественной жизни велико.
В 1935 г. в Оренбурге появились театры музыкальной комедии и кукол. К началу
40-х годов Чкаловская область имела 7 профессиональных театров.
Значительным творческим успехом оренбургских кукольников был поставленный в 1940
г. спектакль «Большой Иван» С. Преображенского. В предвоенные месяцы театр кукол
работал над спектаклем «Сон в летнюю ночь» по пьесе В. Шекспира. Его планировали
показать осенью 1941 г. в Москве. Помешала война.
К началу 40-х годов несравненно вырос татарский колхозно-совхозный театр,
имевший более 40 актеров, художника-декоратора, оркестр, костюмерный цех и
другие вспомогательные службы. Блестящие постановки произведений татарской
классики осуществлялись под руководством В. Г. Фатыхова - актера, главного
режиссера и с 1940 г. директора театра.
Лучшие спектакли подвижников оренбургской сцены напоминают слова Н. В. Гоголя о
театре: «Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру...»
Несмотря на все утраты трагической эпохи 30-х годов, в народе неизменно
находились духовные силы, хранившие и развивавшие традиции высокой культуры.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Какие сдвиги произошли в культурном строительстве конца 20-х - начала 30-х годов
в Оренбуржье? В чем заключалась их
ограниченность?
Покажите на краеведческом материале характер сталинских репрессий против
интеллигенции.
Охарактеризуйте основные тенденции в художественной жизни Оренбуржья в 20-х -
30-х годах.