X. В предвоенные годы

10.7. Судьбы культуры в 1928-1940 годы


   В конце 20-х годов в СССР развернулось форсированное осуществление «культурной революции».
   Индустриализация страны потребовала решающих сдвигов в сфере народного образования. ВКП(б) призвала превратить первую пятилетку в важнейший этап ликвидации неграмотности. По призыву ЦК ВЛКСМ начался Всесоюзный поход против неграмотности, пьянства, грязи, неряшливости в быту. Только в Оренбургском районе комсомольцы создали 32 ликпункта. К концу 1930 г. были обучены грамоте 65 тыс. оренбуржцев.
   В течение первой пятилетки осуществился переход к всеобщему начальному образованию, а в городах области - к всеобщему семилетнему. К началу Великой Отечественной войны в Оренбуржье было 355 тыс. школьников, почти в 4 раза больше, чем до Октябрьской революции. Количество учителей за это же время возросло примерно в 6 раз. Появились новые техникумы, научно-исследовательский институт ветеринарии и мясного скотоводства, педагогический и сельскохозяйственный институты.
   Однако потребность в высококвалифицированных кадрах не уменьшалась.

   Наряду с позитивными сдвигами в культурном строительстве сталинская «культурная революция» включала в себя чудовищные репрессии против интеллигенции, уничтожение целых пластов культуры, ее вершин В результате погибла значительная часть поколения творческой интеллигенции, в том числе новой - революционной, свято верившей в идеалы Октября и самоотверженно служившей народу. И воплощавшая общечеловеческие ценности старая интеллигенция, и подлинные коммунисты - революционеры-романтики оказывались не ко двору.
   Среди студентов сельскохозяйственного института «выявили» «подпольную» группу Круглова, издававшую «антисоветский» журнал. В 1938 г. оклеветан и расстрелян ученик А. В. Чаянова, заведующий кафедрой растениеводства профессор С. С. Бажанов. Подверглась репрессиям большая часть созданной в 1936 г. при облисполкоме комиссии по охране памятников революционного движения, гражданской войны, искусства, культуры. Очаги духовной жизни стремительно исчезали.
   По постановлению ЦК ВКП(б) в 1932 г. были распущены все группы и организации в литературе и искусстве.
   В 1935 г. в Оренбурге образовано отделение Союза советских писателей. Активное участие в его создании приняла писательница Л. Н. Сейфуллина, автор популярных повестей «Виринея», «Перегной».В преддверии 100-летия со дня гибели А. С. Пушкина в Оренбурге организовали юбилейный пушкинский комитет. Вскоре из 22 членов его 17 были репрессированы. На Лидию Сейфуллину обрушился с «марксистской критикой» журнал «На литературном посту». В 1933-1936 гг. в административной ссылке в Оренбурге находился талантливый писатель Виктор Серж - автор повестей «Полночь века», «Дело Тулаева». Он остался в живых лишь благодаря требованиям международной общественности и личному обращению Ромена Роллана к Сталину.
   Был расстрелян Михаил Герасимов, наш земляк - бугурусланец. Он не входил в Оренбургскую писательскую организацию, но его творчество неотделимо от родного, питавшего душу поэта края. С. А. Есенин писал, что стихи Герасимова «обещают в нем поэта весьма и весьма несредней величины среди своих собратий».
   Литературная жизнь угасала. В 1938 г. для восстановления Оренбургского отделения Союза писателей из Москвы приехал писатель И. Ф. Жига. Он оказал помощь начинающим авторам И. Бортникову, Н. Хохлову, А. Возняку и др. С 1938 г. в городе стал издаваться литературно-художественный альманах «Степные огни».
   Однако в результате репрессий, ужесточения контроля над интеллигенцией прежний, довольно высокий уровень литературной жизни был утрачен. Публиковавшиеся в конце 30-х годов сочинения имели, в основном, официально-пропагандистский характер.
   Идеологизация изобразительного искусства отчетливо проявилась на выставке картин местных художников, открывшейся 7 ноября 1930 г. в областном краеведческом музее. Наиболее тенденциозны были полотна Ольшевского «Колхозница», «Тракторная бригада»; Ку-дашева «Молотьба в коммуне им. Ленина». Это тем более досадно, что последний в целом был талантливым художником. Коллективизация представлена им как событие, вызвавшее у крестьян лишь чувство глубокого воодушевления и массовый энтузиазм.
   Первой попыткой создания художественной летописи гражданской войны стали картины мастера батальной живописи Е. А. Тихменева: «Разгром колчаковцев на Салмыше в 1919 г.», «Доставка оружия Красной Армии», «Разгром обоза белых» и др.
   Широкое признание получили произведения талантливого графика Н. Д. Прохорова. Его лист «Поп, кулак и подкулачник» был приобретен Государственным Русским музеем; цикл рисунков «На торфяных разработках» и иллюстрации к книге Л. Савельева «Комната № 13» экспонировались на международной выставке искусства книги 1932 года. Художник много работал, выполняя задания газет и областного книжного издательства, активно участвовал в праздничном оформлении улиц Оренбурга. Среди лучших произведения Н. Д. Прохорова - цикл гравюр и акварелей, посвященных пребыванию в Оренбургском крае А. С. Пушкина - «Пушкин и Даль в Оренбурге», «А. С. Пушкин с крестьянами», «Пушкин на базаре» и др.
   Поэзией в красках можно назвать пейзажи Н. В. Кудашева, запечатлевшего самые дивные уголки оренбургской природы. Любовью к родному краю проникнуты не только акварели, но и вся жизнь художника. Десятки деревьев были посажены им в Оренбурге и его окрестностях. В шелесте их листвы - мелодия, исполненная памяти о талантливом и добром человеке.
   В конце 30-х годов в областной драматический театр были приглашены художники Д. Н. Фомичев и С. Н. Александров, плодотворно сотрудничавшие более тридцати лет. Немногие дошедшие до нас театральные эскизы говорят об их неустанных творческих исканиях, умении воплотить в цвете и пластике образное начало драматического произведения. С. Н. Александров много работал и как живописец-станковист.
   Единственным по сути скульптором 30-40-х годов в Оренбурге был Г. А. Петин. Ученик сапожника, затем бетонщик, штукатур, лепщик Гаврила Алексеевич благодаря редкому дарованию и гигантскому трудолюбию вырос в течение второй половины 30-х годов в самобытного мастера пластического искусства.
   В конце 20-х годов начале 30-х становятся более ожесточенными идеологические атаки на «буржуазные тенденции» в музыкальном искусстве. В связи с этим в местных газетах появились обличительные материалы. В одном из них преподаватели Оренбургского музыкального техникума с негодованием объявляли бойкот «произведениями Рахманинова, как ... выражающим упадническую идеологию мелкобуржуазного мещанства».
   С волной ненависти столкнулась артистка Снежинская на вечере работников искусства 11 апреля 1931 г., где она читала стихотворения Игоря Северянина и призывала к примирению враждующих слоев общества. Артистку немедленно обвинили в забвении классовой борьбы и в проповедовании эсеровщины. И. Северянина при этом окрестили «белым поэтом, певцом прогнившей богемы».
    Характерной чертой театра с конца 20-х годов стало обращение к образам современников. При областном драматическом театре был организован художественный совет, в который вошли представители партийных, советских и профсоюзных организаций. Вопрос о репертуаре был главным на его заседаниях. В результате уже в 1928 г. из 25 пьес, включенных в репертуар предстоявшего сезона, 11 были советскими. В этот период поставлены спектакли «Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг».
   Театр не забывал и событий гражданской войны. В 30-е годы оренбуржцы увидели со сцены «Чапаева», «Интервенцию», «Бронепоезд 14-69», «Оптимистическую трагедию», «Любовь Яровую». Особый интерес вызвала инсценировка «Чапаева». Артист А. М. Орлов вспоминал: «К постановке «Чапаева» мы готовились долго. Актеров предупреждали, что в зрительном зале будут те, кто в этих краях вместе с Василием Ивановичем громили белых, кто лично знал знаменитого начдива и Фурманова. Поэтому исполнители ведущих ролей, особенно В. В. Ростовцев, который играл роль Чапаева, да и другие искренне волновались... Многие картины вызывали шумные овации. Когда Чапаев заканчивал рассказ о том, как следует вести наступление и громить врага, театр содрогался от шквала рукоплесканий. Газета «Оренбургская коммуна» отметила: «Были моменты, когда почти исчезала грань между зрителем и сценой».
   Официальной критикой актуальным был признан спектакль «Павел Греков», раскрывающий тему борьбы с «врагами народа».
   В 30-х начале 40-х годов Оренбургский областной драматический театр обращается и к классическому репертуару, работа над которым создавала наиболее благодатные возможности для выявления и роста актерских дарований. Рядом постановок классических пьес театр отметил юбилейные даты. Важным событием в духовной жизни Оренбуржья явились пушкинские дни 1937 г. Режиссеры Н. Медведев, М. Рахманов и С. Пронский поставили тогда спектакль «Борис Годунов». Это была первая полная постановка великой трагедии на периферийной сцене. Роль Годунова сыграл артист С. Адолин. По словам постановщика, он «глубоко раскрывал причины личного и социального одиночества Бориса» и в некоторых сценах «поднимался до подлинно трагических высот».
   Спектакль оформил художник С. Александров, по эскизам которого в московских театральных мастерских шились все костюмы для постановки. Эскизы к спектаклю имеют самостоятельную художественную ценность. «Борис Годунов» явился театральным событием не только для Оренбуржья. В 1937 г. в Доме ВТО в Москве состоялось обсуждение двух наиболее интересных постановок трагедии в провинциальных театрах - Новосибирском и Оренбургском. Это было особенно отрадно на фоне многих спектаклей, изначально обедненных и примитивных в силу господства в них вульгарно-социологических идей. Пример тому - постановка на оренбургской сцене «Гамлета» А. Верховским в 1934 г., в которой все подчинено одной «идее» - показать в спектакле разложение феодализма, а в образе мятущегося принца - олицетворение сего разложения.
   Среди достижений Оренбургского областного драматического театра - его весомый вклад в опровержение мнения о несценичности пьес А. М. Горького, которое утвердилось в послеоктябрьские годы в некоторых высокопоставленных театральных и литературных кругах. В 1933-1940 гг. областной драматический театр поставил 7 пьес Горького. Не все было равноценно в этих спектаклях, но их значение в общественной и художественной жизни велико.
   В 1935 г. в Оренбурге появились театры музыкальной комедии и кукол. К началу 40-х годов Чкаловская область имела 7 профессиональных театров.
   Значительным творческим успехом оренбургских кукольников был поставленный в 1940 г. спектакль «Большой Иван» С. Преображенского. В предвоенные месяцы театр кукол работал над спектаклем «Сон в летнюю ночь» по пьесе В. Шекспира. Его планировали показать осенью 1941 г. в Москве. Помешала война.
   К началу 40-х годов несравненно вырос татарский колхозно-совхозный театр, имевший более 40 актеров, художника-декоратора, оркестр, костюмерный цех и другие вспомогательные службы. Блестящие постановки произведений татарской классики осуществлялись под руководством В. Г. Фатыхова - актера, главного режиссера и с 1940 г. директора театра.
   Лучшие спектакли подвижников оренбургской сцены напоминают слова Н. В. Гоголя о театре: «Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру...»
  Несмотря на все утраты трагической эпохи 30-х годов, в народе неизменно находились духовные силы, хранившие и развивавшие традиции высокой культуры.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Какие сдвиги произошли в культурном строительстве конца 20-х - начала 30-х годов в Оренбуржье? В чем заключалась их ограниченность? Покажите на краеведческом материале характер сталинских репрессий против интеллигенции. Охарактеризуйте основные тенденции в художественной жизни Оренбуржья в 20-х - 30-х годах.

 


Р.К. Кузахметов

Переход к разделу  [11]

Даты: 19 в.
Источник: 
История Оренбуржья. Уч. пособие, Оренбург 1996
Опубликовано в INTERNET:
2006, декабрь


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008