..лости составляют части единой Русской
земли, и они готовы были в минуты опасности лечь костями за всю землю Русскую. Летописец, составляя в Киеве
свою летопись, желал рассказать в ней, откуда «пошла Русская земля», откуда
«Русская земля стала»: он понимал, что его родной Киев есть сосредоточие не
одной волости Киевской, а всей земли, единой и великой Русской земли. Певец
«Слова о полку Игореве» рассказывает о походе и поражении окраинных северских
князей; но он постоянно зовет их самих и их дружины «русичами» и «русскими
полками», даже «Русскою землею». По выражению «Слова», когда Игорь попал в
плен, плачет по нем вся Русская земля, а не одна его Северская волость, точно
так же, как стонет вся земля, поминая своих первых князей, при которых не было
усобиц. Сознание единства своей земли, любовь к своей земле, горькое чувство
жалости при виде ее страданий от княжеской распри и от «поганых» половцев —
вот те чувства, которыми проникнуты русские люди во всех русских волостях. С
большим воодушевлением взывают они к своим князьям, чтобы те «сами на себя
крамолу не ковали», не желали бы большей волости, не противились бы старейшей
братии и жили бы меж собою в мире.
Деятельность первых варяжских князей объединила племена русских славян в одно
государство. Но это объединение было чисто внешним механическим соединением
чуждых взаимно областей. Культурные сношения с Византией повели к
распространению на Руси христианства и к основанию православной церкви в
молодом Русском государстве. Новая религия и принесенная ею византийская
образованность имели сильное внутреннее влияние на Русь и сплотили русские
волости в одно целое культурными связями. Государственное единство пало от
междоусобий княжеского рода; но культурные связи оказались крепкими и создали
из русских племен один, сознающий свое единство, народ. В этом заключается
главное историческое значение киевского периода русской истории.
История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница