ОЧЕРК ВАЖНЕЙШИХ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II. КРЕПОСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ. ПОМЕЩИЧЬЕ
ХОЗЯЙСТВО. НАСТРОЕНИЕ КРЕСТЬЯН. ВСТУПЛЕНИЕ НА ПРЕСТОЛ АЛЕКСАНДРА II. ПОДГОТОВКА
КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ. СЕКРЕТНЫЙ КОМИТЕТ ПО КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕЛАМ. ГУБЕРНСКИЕ
КОМИТЕТЫ. ПРОЕКТЫ РЕФОРМЫ. РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛОЖЕНИЯ 19
ФЕВРАЛЯ 1861 г. ПОЗЕМЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КРЕСТЬЯН. КРЕСТЬЯНСКИЕ ПОВИННОСТИ И ВЫКУП
ЗЕМЛИ. ССУДА. ВЫКУПНЫЕ ПЛАТЕЖИ. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛОЖЕНИЯ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 г. К
сожалению, я могу изложить только основные черты акта, заслуживающего
внимательного изучения. В продолжение столетий, предшествовавших 19 февраля 1861
г., у нас не было более важного акта; пройдут века, и не будет акта, столь
важного, который бы до такой степени определил собою направление самых
разнообразных сфер нашей жизни. Вот эти основные черты. Общие положения
начинаются объявлением крепостных крестьян лично свободными без выкупа; это
практическое развитие мысли, скрытой, как мы видели, в законе об обязанных
крестьянах 1842 г. Но крестьяне, получая личную свободу, вместе с тем в
интересах исправного платежа государственных и других повинностей наделяются
землей в постоянное пользование. Эти наделы совершаются по добровольному
соглашению крестьян с землевладельцами. Там, где такого соглашения не последует,
поземельное обеспечение крестьян совершается на общих основаниях местных
положений, которые были изданы для губерний великорусских и белорусских.
Крестьяне, освободившись от крепостной зависимости и получив от землевладельца
известный земельный надел в постоянное пользование, платят землевладельцу
деньгами или трудом, т. е. платят оброк или несут барщину. Пользуясь на таком
условии помещичьей землей, крестьяне эти составляют класс временнообязанных. По
желанию своему они выкупают у землевладельца свои усадьбы; они могут покупать и
полевые угодья, но по взаимному соглашению с помещиком. Выкупая усадьбу или
землю, они пользуются известной казенной ссудой; как скоро крестьяне выкупят
землю, они выходят из временнообязанных. До выкупа помещик сохраняет
вотчинно-помещичий надзор над крестьянами; с выкупом прекращаются все
обязательные отношения крестьян к землевладельцу, и они вступают в положение
крестьян-собственников. Вот общее основание, на котором совершалось освобождение
крестьян.
Выходя из крепостной зависимости, крестьяне
устраиваются в сельские общества, получают известное самоуправление. Таким
образом, весь акт освобождения слагался из трех моментов: 1) из устройства
сельского общества, 2) из наделения крестьян землею в постоянное пользование и
3) из выкупа этой земли, отведенной в постоянное пользование. Для нас
второстепенное значение имеет устройство земского сельского управления; замечу
только, что все крепостные крестьяне устроены были в особые сельские общества.
Сельское общество - это поселок, принадлежавший одному владельцу, или часть
большого поселка, принадлежавшего нескольким владельцам. Сельские общества,
соседние друг к другу, соединяются в волости; волость, вообще приход. Иногда,
впрочем, могут быть соединены принадлежащие, например, одному землевладельцу
смежные сельские общества разных приходов, но так, чтобы в волости было не
меньше 300 и не больше 2 тыс. ревизских душ. Сельское общество, как волость
представляет хозяйственно-административное учреждение. Сельское общество
управляется волостным старостой и сельским сходом; волость управляется выборным
волостным старшиной и волостным сходом, составленным из домохозяев волости.
Сельский сход, как и сельский староста, имеет чисто хозяйственное
административное значение. Волостное управление сосредоточивало в себе еще и
сословный суд, органом которого была коллегия выборных судей.
ПОЗЕМЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КРЕСТЬЯН. Разумеется,
главные трудности заключались в устройстве поземельного положения крестьян;
разрешение этого вопроса затруднялось разнообразным положением главных условий,
созданных историей. Вот основания этого устройства. Крестьяне, выходившие из
крепостной зависимости, обязательно наделялись землею в количестве, необходимом
для обеспечения их быта и исправной уплаты казенных и земских повинностей. Этот
надел землею должен был соображаться, разумеется, с густотой крепостного
населения в известной местности, как и с качеством почвы; для этого вся Россия
разделена была на три полосы: нечерноземную (северная и частью центральная),
черноземную и степную; по качеству почвы и густоте населения каждая полоса
разделялась на местности, которых во всех трех полосах было 29. Для каждой
местности по соображению густоты населения и качеству почвы установлялись две
нормы подушного надела, т. е. участка земли на каждую ревизскую душу, независимо
от количества действительных рабочих рук; за основание расчисления приняты были
цифры последней, Х ревизии. Одна норма представляла высший размер подушного
надела, другая - низший. Низший размер всюду равнялся одной трети высшего. Для
примера приведу несколько цифр первой, нечерноземной полосы. В некоторых уездах
Московской губернии высший надел на душу - 3 десятины (разумеются казенные
десятины в 2400 квадратных саженей), следовательно, низший надел - 1 десятина; в
других уездах Московской и смежных губерний этот надел возвышается. В
нечерноземной полосе высший надел - 7 десятин на душу; таков, например, надел в
некоторых уездах Вологодской, Вятской, Новгородской и Олонецкой губерний. Итак,
высший надел - 7 десятин, низший - 3 десятины, высшей нормы, а не низшей. В два
первых года со времени обнародования Положения 19 февраля по всем имениям должны
были определиться действительные наделы с точным указанием повинностей, какие
будут нести временнообязанные крестьяне в пользу землевладельца. Количество
земли, отведенной в надел, как и размер повинностей в пользу землевладельца,
определялось в особенном договоре крестьян с помещиками, называющемся уставной
грамотой; в продолжение первых двух лет со времени обнародования Положения 19
февраля по всем имениям должны были составить уставные грамоты по добровольному
соглашению или по закону, если добровольное соглашение не состоялось. В большей
части имений за основание принималось то количество земли, которым пользовались
крестьяне при крепостном праве, если они сидели на оброке; правительство
наблюдало только, чтобы этот надел не превышал высшего размера и не падал ниже
низшего, т. е. ниже одной трети; последнее не допускалось, первое могло быть
только при согласии на то помещика. Помещик мог уступить крестьянам, если желал,
надел и высшей нормы; где не было этого желания, производились отрезки от
крестьян так, чтобы надел равнялся высшему размеру подушного участка,
назначенного для той местности. Эти отрезки во многих местностях испортили
крестьянские (наделы) участки. Надел мог быть и ниже высшей нормы, только если
он не падал ниже его трети. Теперь известно, что в больших имениях крестьяне
получили надел, почти равный низшей норме.
КРЕСТЬЯНСКИЕ ПОВИННОСТИ И ВЫКУП ЗЕМЛИ. За
отводимый надел назначался соответственный оброк или соответственное количество
барщинной работы. Высшему наделу по каждой местности соответствовал и высший
размер оброка с подушного надела участка. Вот эти нормы оброка, изменявшиеся по
характеру местности, т. е. по качеству и доходности земли: за высший подушный
надел для имений, находившихся не далее 25 верст от Петербурга, - 12 руб.
Справимся, как велик подушный надел по Петербургской губернии. Этот надел - 3
десятины 600 квадратных саженей на душу, т. е. 3 1/4 десятины. Если подушный
оброк 12 руб., то вы можете расчислить тяжесть оброка на каждую десятину; он
менее 4 руб. Далее, для прочих имений (для губерний Московской, Ярославской и
некоторых уездов Владимирской) - 3 - 5 руб.; для пунктов наиболее
фабрично-промышленных подушный оброк - 10 руб.; для остальных местностей первой,
второй и третьей полосы, т. е. для всей остальной России, за исключением
нескольких уездов некоторых губерний, - 9 руб. (для этих исключительных губерний
- 8 руб.). Если сельское общество получало от землевладельца надел низшей нормы,
то соответственно этому уменьшался и подушный оброк. Любопытно, как расчислялся
этот оброк по количеству десятин в случае уменьшения его сравнительно с высшим
наделом. Не думайте, что когда, например, общество положит вместо 4 десятин по 3
на душу, так тогда и высший размер оброка уменьшится на четверть; расчисление
производилось иначе, и вот как: в первой нечерноземной полосе на первую десятину
относилось при 12-рублевом оброке - 6 руб., т. е. половина всего оброка; при
10-рублевом - 5 руб. На вторую десятину отводимого надела относилась четверть
высшего оброка, т. е. при 12 руб., например, 3 руб.; остальная четверть высшего
подушного оброка расчислялась затем уже на все остальные десятины надела.
Кто платил за выкупаемую землю терявшим
ее землевладельцам? Сами крестьяне, разумеется, не имели достаточно средств для
этого, поэтому государство приняло на себя содействовать операции, выдавая
крестьянам выкупную сумму в известном размере. Очень незначительная часть
крестьян могла выкупить свои наделы без помощи этой ссуды. Размер этой ссуды
определялся также сложным способом. Если выкуп совершался по добровольному
соглашению обеих сторон и притом крестьяне выкупали полный надел, обозначенный в
уставной грамоте, то правительство брало на себя заплатить землевладельцу за
крестьян 80 коп. с рубля капитальной суммы, предоставляя остальные 20 коп.
уплатить самим крестьянам по соглашению с землевладельцем. Они могли уплатить и
больше 20 коп., только казна брала на себя уплату четырех пятых капитальной
суммы, которая пришлась за надел. Эти 20 коп. как дополнительный платеж,
вносимый самими крестьянами, обыкновенно переводились на работу, т. е. крестьяне
уплачивали его не деньгами, а трудом; иные помещики отказывались от
дополнительного платежа. Если выкуп совершался по требованию помещика без
согласия на то крестьян, принудительно, то казна выдавала ему по 75 коп. за
рубль, причем дополнительный платеж пропадал для него, так как его не
обязывались вносить крестьяне, не давшие согласия на выкуп. Это, очевидно,
служило косвенным побуждением совершать выкуп по добровольному соглашению. Если
помещик по соглашению с крестьянами дарил им часть земли, то они могли
отказаться от остальной части отведенного им надела, которая поступала в
собственность землевладельца. По общему правилу, надел, который выкупали
крестьяне, не мог быть меньше одной трети высшего размера, назначенного для той
местности; дарственный надел они могли принять в размере не менее одной четверти
высшей нормы; это так называемый четвертной, или нищенский, надел, на который
крестьяне бросались в тех местностях, где на землю был назначен слишком высокий
оброк, т. е. где эту землю нужно выкупать по дорогой цене. Землевладелец в
черноземных губерниях имел выгоду предлагать крестьянам четвертной надел, а
крестьянам казалось, что им выгодно получать маленький надел без выкупа. До сих
пор на таком четвертном наделе сидит свыше 0,5 млн душ преимущественно, если не
исключительно, в черноземных губерниях.
ВЫКУПНЫЕ ПЛАТЕЖИ. Ссуда, выданная правительством
помещику за землю, ложилась на крестьян как казенный их долг. За этот долг они
обязывались выкупным платежом, который определялся как процент со взятой из
казны ссуды. Выкупной платеж - 6% ссуды; в эти 6% входит и рост с
капитала и процент погашения. Выкупной платеж погашает падающий на крестьян
казенный долг в продолжение 49 лет со времени выкупа. Выкупные платежи большей
части местностей равняются или даже превышают сумму всех остальных платежей,
падающих на крестьян.
При выдаче землевладельцу казенной ссуды банковыми
билетами вычитался казенный долг, лежавший на имении. Мы видели, что таких
долгов, лежавших на заложенных имениях, к 1861 г. накопилось до 450 млн. До сих
пор выкупная операция потребовала из казны свыше 700 млн ссуды, следовательно,
выкуп обошелся в миллиард с лишком. До конца царствования Александра II
выкуплено более 80% всех временнообязанных крестьян, так что оставалось 1,5 млн
ревизских душ в положении временнообязанных. В начале царствования Александра
III, именно декабрьским указом 1881 г., предположено было эти 1,5 млн, или около
миллиона душ, выкупить обязательно по требованию правительства, чтобы развязать
последний узел, оставшийся от крепостного права. Так как этот выкуп совершался
не по требованию помещиков и не по добровольному соглашению его с крестьянами,
то возникал вопрос, кто же заплатит землевладельцу двугривенный; землевладелец
имеет право на него, так как он не требовал выкупа, но крестьяне не обязаны
платить его, так как они не давали согласия на выкуп; казна приняла этот
двугривенный на свой счет, и теперь совершается этот обязательный выкуп
последних крестьян, сохранивших еще обязательное отношение к землевладельцам.
Таков был общий ход реформы. Благодаря ей общество
уравнялось перед законом. Теперь все оно состоит из одинаково свободных граждан,
на которых падают одинаковые общественные и государственные повинности. Мы
видели, что освобождение крестьян совершалось при сильном участии дворянства.
Это участие основано на доверии, которое оказывало правительство или государство
сословию, столь сильно заинтересованному в реформе, и дворянство в большинстве
случаев с большим самопожертвованием оказывало правительству участие в деле. Я
не имел времени изложить вам самый ход реформы, подробности ее исполнения и того
участия, которое принимало дворянство в этом деле.
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА. Если одно высшее сословие было
призвано содействовать правительству в столь важном предприятии, то нельзя было
отказать другим классам общества, теперь столь же свободным в ведении текущих
дел управления. Если реформа 19 февраля совершалась не исключительно
бюрократическими средствами, то и в дальнейшем устроении общества тем более надо
было обратиться к содействию последнего; вот почему прямым и ближайшим
последствием реформы 19 февраля было призвание всех теперь уравненных классов
общества к участию в управлении. На этом основании построены земские учреждения
1 января 1864 г. Вот главные черты этого закона. Все классы местного общества
призывались совокупно содействовать правительству в ведении местных
хозяйственных дел. Эта задача возложена была на земские учреждения. Ведомства
этих учреждений: хозяйство губерний либо уезда с делами, которые имели тесное
соприкосновение с хозяйством, например учреждения благотворительные, учебные,
гигиенические и т. п. Земские учреждения состоят из двух слоев: из уездных и
губернских. Уездные земские учреждения - это уездное земское собрание и уездная
земская управа.
Уездное земское собрание составляется из
гласных от обывателей уезда. Эти обыватели разделяются на три разряда: это
уездные землевладельцы, городские обыватели уезда и сельские крестьянские
общины. Обыватели каждого из этих разрядов выбирают гласных в уездные собрания
на своих съездах. Избирателем на съезде уездных землевладельцев имеет право быть
каждый, владеющий в уезде известным пространством удобной земли. Размер этого
земельного ценза определяется особо для каждой губернии; низший размер - 200
десятин; таков участок, дающий право голоса на съезде землевладельцев, например
в Московской губернии. Точно так же это право имеет лицо, владеющее в уезде не
землей, а известным недвижимым имуществом, например домом, стоимость которого не
ниже 15 тыс. руб., или промышленным заведением, годовой оборот которого не
меньше 6 тыс. руб. Право голоса на съезде городских избирателей принадлежит всем
купцам, также всем владеющим в городе недвижимой собственностью известной
стоимости или промышленным заведениям с оборотом не меньше 6 тыс. руб. На съезде
уездных крестьян являются представители сельских обществ; это члены волостного
схода, являющиеся на съезд в числе не более одной трети последнего, т. е.
сельского схода. На этих трех съездах и избирают гласных уездного земского
собрания; число гласных определено особо для каждого уезда соразмерно с
количеством землевладельцев, капиталистов и т. д. Уездное земское собрание,
составленное из таких гласных, имеет распорядительную власть по хозяйственным
делам уезда; оно собирается раз в год, не позже сентября, и действует не более
10 дней.
С особого разрешения местной губернской власти может
быть созвано экстренное уездное собрание. Исполнительным учреждением,
действующим постоянно на основании постановления уездного земского собрания,
остается земская уездная управа, избираемая из среды уездного земского собрания.
Она состоит из председателя и двух членов. Таковы земские уездные учреждения.
Как гласные собрания, так и члены управы избираются на три года.
Из уездных земских собраний составляется
губернское земское собрание; в это собрание выбирается пропорционально
составу уездного собрания число депутатов или гласных; число это определяется
посредством деления состава уездного земского собрания на 6; число членов
уездных земских собраний делится на 6, и частное показывает, какое число гласных
из каждого уездного земского собрания должно войти в состав земского губернского
собрания. Земское губернское собрание имеет распорядительное значение по
хозяйству всей губернии; оно собирается раз в год, не позже декабря, и заседания
его продолжаются не более 20 дней. Постоянным учреждением, которое приводит в
исполнение постановления губернского земского собрания, является губернская
земская управа; она состоит из председателя и 6 членов, избираемых
губернским собранием также на три года.
Деятельность уездных и губернских земских собраний
подчинена известному надзору, надзору местной губернской власти и через нее
министру внутренних дел. Дворянству, которое прежде руководило местным
управлением, предоставлено еще некоторое почетное участие в земских учреждениях,
сверх того, которое оно имеет наравне с другими классами, именно председателями
земских уездных собраний обыкновенно являются уездные предводители дворянства,
представителями губернских земских собраний - губернские предводители; те и
другие несут свою обязанность безвозмездно. В такой форме осуществлена была
мысль, которая развивалась в продолжение XVIII и первой половины XIX столетия, -
мысль о восстановлении разрушенной известными государственными потребностями
совместной деятельности классов русского общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Я изложил ту и другую реформу только
для того, чтобы дать вам некоторое понятие о том, как разрешены были две
важнейшие задачи внутреннего государственного порядка, поставленные на очередь в
конце прошлого столетия. Но если вы припомните, стоял еще на очереди третий,
столь же важный вопрос, разрешение которого должно было иметь большое значение
для внутреннего общественного и нравственного порядка. Мы видели, что с
развитием крепостного права и с успехами образования русская мысль стала в особо
ненормальное отношение к русской действительности. С половины прошедшего
столетия ум образованного русского человека напитался значительным запасом
политических и нравственных идей; эти идеи не были им выработаны, а были
заимствованы со стороны. Эти идеи, развиваясь, составили политический и
нравственный запас, которым доселе живет европейское общество; каждая
западноевропейская национальность сделала свой вклад в этот запас. Он был
целиком заимствован русскими умами, как заимствуется и теперь; но он нам чужд,
потому что мы в него не делаем никакого вклада, он достался нам по
хронологической случайности: когда он вырабатывался, мы подвернулись со стороны
со своею любознательностью.
Этот политический и нравственный запас со второй
половины прошлого века и ставил русский ум в чрезвычайно затруднительное
отношение к русской действительности. До реформ Александра II он не имел ничего
общего с последней. Идеи политические и нравственные составляли один порядок;
жизнь, отношения, которые установились в русском обществе, составляли другой
порядок, и не было никакой связи между тем и другим. Как выходил из этого
затруднения русский ум? Он пробовал различные пути для выхода. В прошедшем
столетии этот ум решил, что идеи сами по себе, а действительность сама по себе;
можно увлекаться и равенством и свободою, и (что же делать?) надо увлекаться ими
среди общества, держащегося на рабстве. Образованный русский человек прошедшего
столетия решил, что таково фаталистическое отношение мысли к действительности. В
начале нынешнего столетия поколение, воспитанное известным образом, поставило
свои мысли в иное отношение к действительности; оно решило, что нельзя жить
между двумя противоположными порядками, порядком идей и порядком отношений, что
надо первый привести к согласию со вторым. Но как примирить свободу и рабство? И
вот поколение плохо обдумало и еще хуже подготовило попытку во имя идей
разрушить русскую действительность. Мы знаем, чем окончилась эта попытка: после
нее настал довольно продолжительный промежуток, когда русский ум разошелся в
решении вопроса о своем отношении к действительности. Одни решили, что так как в
современном порядке нет ничего, соответствующего усвоенным идеям, то надобно
осуществление этих идей отложить в далекое будущее и медленно подготовить это
будущее. Такова основная точка зрения людей, которые в 40-х годах назывались
западниками. Другие решили, что так как в современном порядке нет ничего,
соответствующего западным идеям, то надо поискать, нет ли зародышей таких идей
или им подобных в русском прошедшем; это повело к усиленному изучению
прошедшего. Такова была точка зрения людей, которые в 40-х годах назывались
славянофилами.
Со времени этих великих реформ русский ум становится
в другое отношение к окружающей действительности, в то, в каком мы стоим теперь.
Русская жизнь стала передвигаться на основании, общем с теми началами, на каких
держится жизнь западноевропейских обществ, следовательно, давно усвоенные идеи,
составлявшие весь запас европейской культуры, теперь нашли себе родственную
почву. Но как скоро явилась эта почва, то начался двойной процесс в русском уме.
С одной стороны, он заметил, что не весь запас усвоенных им идей так, целиком и
может быть приложен к русской действительности, что некоторые из этих идей имеют
местную окраску, что они должны не пропасть, но измениться при их приложении к
русской действительности. Мы начали критически относиться и к идеям
западноевропейской цивилизации. С другой стороны, мыслящий человек заметил, что
на новорасчищенной почве нельзя прямо сеять эти идеи, что можно продолжить
работу, посредством которой русские нравственные обычаи и понятия были бы
приспособлены к тем идеям, на которые должен стать созидаемый порядок русской
жизни. Этот процесс повел к мысли о необходимости внимательного изучения русской
действительности, как и ее источника, т. е. ее прошедшего. Вот момент, на
котором мы стоим, лучше сказать, вот двойной вопрос, который предстоит нам
разрешить. Вы должны прежде всего приняться работать своим умом вместо
пассивного усвоения плодов чужого ума. Эта работа должна прежде всего
направиться на проверку усвоенных нами чужих идей и на внимательное изучение
действительности. Поколение, которое воспитывалось под влиянием реформ
Александра II, до боли чувствовало настоятельность разрешения той и другой
задачи. Надо признаться, что это поколение, которому принадлежит и говорящий,
доселе плохо разрешало свои задачи, и надо думать, что оно сойдет с поприща, не
разрешивши их, но оно сойдет с уверенностью, что вы и те, которых вы будете
воспитывать, разрешите их за нас.