Горький М : "Новая жизнь", 19 ноября 1917 г.

В "Правде" напечатано: "Горький заговорил языком врагов рабочего класса" .Это - не правда. Обращаясь к наиболее сознательным представителям рабочего класса, я говорю: фанатики и легкомысленные фантазеры, возбудив в рабочей массе надежды. не осуществимые при данных исторических условиях, увлекают русский пролетариат к разгрому и гибели, а разгром пролетариата вызовет в России длительную и мрачную реакцию. Далее в "Правде" напечатано: "Всякая революция, в процессе своего поступательного развития, неизбежно включает и ряд отрицательных явлений, которые неизбежно связаны с ломкой старого, тысячелетнего государственного уклада. Молодой богатырь, творя новую жизнь, задевает своими мускулистыми руками чужое ветхое благополучие, и мещане, как раз те, о которых писал Горький, начинают вопить о гибели Русского государства и культуры". Я не могу считать "неизбежными" такие факты, Гатчине и других дворцах. Я .не понимаю - какую связь с "ломкой тысячелетнего государственного уклада" имеет разгром Малого театра в Москве и воровство в уборной знаменитой артистки М. Н. Ермоловой.

Не желая перечислять известные акты бессмысленных погромов и грабежей, я утверждаю, что ответственность за этот позор, творимый хулиганами, падает и на пролетариат, очевидно, бессильный истребить хулиганство в своей среде.  Далее: "Молодой богатырь, творя новую жизнь", делает все более невозможным книгопечатание, ибо есть типографии, где наборщики вырабатывают только 35% детской нормы. установленной Союзом печатников.

Пролетариат, являясь количественно слабосильным среди стомиллионного деревенского полуграмотного населения России, должен понимать, как важно для него возможное удешевление книги и расширение книгопечатания. Он этого не понимает на свою беду. Он должен также понимать, что сидит на штыках, а это - как известно - не очень прочный трон. И вообще - "отрицательных явлений" много, - а где же положительные? Они незаметны, если не считать "декретов" Ленина и Троцкого, но я сомневаюсь, чтоб пролетариат принимал сознательное участие в творчестве этих "декретов". Нет, если бы пролетариат вполне сознательно относился к этому бумажному творчеству, - оно было бы невозможным в том виде, в каком дано.

Статья в "Правде" заключается нижеследующим лирическим вопросом: "Когда на светлом празднике народов в одном братском порыве сольются прежние невольные врага на этом пиршестве мира будет ли желанным гостем Горький, так поспешно ушедший из рядов подлинно революционной демократии?"

Разумеется. ни автор статьи, ни я не доживем до "светлого праздника" - далеко до него, пройдут десятилетия упорной, будничной, культурной работы для создания этого праздника. А на празднике, где будет торжествовать свою легкую победу деспотизм полуграмотной массы и, как раньше, как всегда, - личность человека останется угнетенной, - мне на этом "празднике" делать нечего, и для меня это - не праздник.

В чьих бы руках ни была власть, - за мною остается мое человеческое право отнестись к ней критически. И я особенно подозрительно, особенно недоверчиво отношусь к русскому человеку у власти, - недавний раб, он становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего.

Новая жизнь. 1917,. 19 ноября

Даты: 1917, ноябрь
Источник: История России. 1917 - 1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993
Опубликовано в INTERNET: 2000, декабрь


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008