Из проекта правительственной
декларации по вопросам экономической политики
8 июня 1917 г.
Народное хозяйство России, во всех его главнейших отраслях, переживает глубокий
кризис. Производительные силы страны, истощенные долгою войной и пагубной
политикой дореволюционного правительства, находятся в состоянии полного
упадка. В особенно тяжелом состоянии находится промышленность: производство
самых необходимых предметов сокращается, интенсивность и производительность труда неуклонно падают, товарный рынок
все более суживается; непрерывные столкновения труда и капитала принимают все
более острые формы; неверно понятые лозунги социализации производства
претворяются в чисто анархические захваты предприятий занятыми в них рабочими.
При таких условиях трудящиеся лишаются физической возможности
удовлетворения даже самых законных требований относительно повышения уровня
жизни. Предприниматели, не чувствуя под собой устойчивой почвы и утеряв
надлежащую энергию, обнаруживают желание остановить производство или стремятся
переложить на широкие потребительские круги и на казну непомерно возрастающие
издержки путем увеличения товарных цен.
Перед лицом происходящего развала Временное правительство считает своим долгом
указать народу, каких основ социальной экономической политики оно намерено
придерживаться.
Прежде всего правительство призывает все классы общества к исключительному
напряжению трудовой энергии и забвению на время личных, групповых и классовых
интересов. Без чрезвычайного напряжения производства удовлетворить надлежащим
образом материальные потребности страны невозможно, ибо рынок останется при
крайне скудном запасе товаров... Резкие проявления классовой борьбы в настоящее
тревожное время мешают общенародному делу.
Вместе с тем Временное правительство определенно заявляет о невозможности
изменения существующего хозяйственного строя на социалистический ни сейчас, ни в
ближайшее за войной время. Социализм должен покоиться на мощном фундаменте
всеобщей организованности, чего в России нет; на полном развитии
производительных сил, к надлежащему использованию которых. Россия, в сущности,
еще не приступала; наконец, переход к социалистическому строю в рамках одного
государства даже и невозможен.
Но для настоящего момента и ближайшего будущего настойчиво требуется устранение
всякой неопределенности по вопросу о хозяйственном строе России. Помимо других
мотивов, этого требует еще и то обстоятельство, что мощное развитие наших
производительных сил немыслимо без привлечения иностранных капиталов и создания
выгодных условий для их приложения. Под угрозой не только экономического застоя,
но и падения хозяйственной культуры Россия не может и не должна отказываться от
услуг заграничного капитала, кото-оые, естественно, отпадут при неудачных опытах
социализма. С другой стороны, как раз ввиду происходящей разрухи правительство
считает невозможным предоставление хозяйства на волю самоопределения частных
интересов. Необходимо планомерное вмешательство государства в экономическую
жизнь, регулирование главнейших отраслей народного хозяйства. Личная инициатива
и частная собственность остаются непоколебимыми, но должны стать в подчиненное
положение к общему интересу.
Далекое от мысли охватить регулированием все народное хозяйство целиком,
правительство определит те главные отрасли производства, которые должны
подчиниться его общему руководству и надзору. Таковы, прежде всего, промышленное
сырье, топливо, металлы и вообще главнейшие предметы первой необходимости и
жизненного обихода. Где окажется возможным по условиям хозяйственной жизни,
будут введены торговые правительственные монополии. В иных случаях будут приняты
меры к разумному объединению отдельных частных предприятий с возможным участием
в этих объединениях казны. Ныне существующие комитеты по отдельным отраслям
промышленности, получив дальнейшее усовершенствование своей организации,
продолжают энергичную работу по упорядочению торгово-промышленной жизни страны.
Таким путем правительство намеревается уравновесить производство и распределение
наиболее важных для жизни страны изделий и материалов.
Необходимо помнить, что принцип регулирования, устанавливаемый правительством
для предотвращения полной экономической разрухи, налагает неизбежное стеснение
на свободу действий как промышленников, так и рабочих; с этими стеснениями
необходимо примириться во имя блага страны. Так как в регулируемых отраслях
промышленности недопустима остановка производства на почве конфликтов труда и
капитала, то столкновения интересов будут подлежать обязательному
примирительному разбирательству. Если по вопросу о заработной плате Не будет
достигнуто соглашение в примирительных учреждениях то нормы оплаты по
профессиям и местностям будут определяться особыми правительственными органами.
Прибыль предпринимателей налоговыми мероприятиями будет сокращена до возможного
минимума — с тем, однако, расчетом, чтобы не убить у промышленников интерес к
делу. Будут приложены усилия к тому, чтобы рабочие получили фактическую возможность располагать
необходимыми для жизни продуктами. Учет и распределение рабочей силы составят
одну из главнейших забот государственной власти, дабы трудовая энергия всех
элементов общества не осталась без использования или (не) находила неподобающее
применение.
Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической
революции. М.; Л., 1957. Ч. 1. С. 225 — 227.