В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов:
варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с
кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда
отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к
горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он
одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся
младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал
к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и
княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир
пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру:
"Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал
Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и
погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь
Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова
могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал
Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и
славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и
установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать
дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и
давалось варягам до самой смерти Ярослава.
В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал
дань с них по черной кунице.
В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил
на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг
их" и вам (им платить) незачем".
В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: "Кому даете
дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам,
но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И
властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а
с уличами и тиверцами воевал....
В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь
Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь
половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые
прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и
славянами. Сидели ведь тут прежде славяне, а затем Славянскую землю
захватили волохи. А после угры прогнали волохов, унаследовали ту землю и
поселились со славянами, покорив их себе; и с тех пор прозвалась земля
Угорской. И стали угры воевать с греками и попленили землю Фракийскую и
Македонскую до самой Селуни. И стали воевать с моравами и чехами. Был един
народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и
моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которые теперь зовутся русь. Для них
ведь, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же
грамота и у русских, и у болгар дунайских.
Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и
Коцел послали к царю Михаилу, говоря: "Земля наша крещена, но нет у нас
учителя, который бы нас наставил и поучал нас и объяснил святые книги.
Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а
другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И
пошлите нам учителей, которые бы могли нам истолковать слова книжные и
смысл их". Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им все
сказанное славянскими князьями. И сказали философы: "В Селуни есть муж,
именем Лев. Имеет он сыновей, знающих славянский язык; два сына у него
искусные философы". Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь,
со словами: "Пошли к нам без промедления своих сыновей Мефодия и
Константина". Услышав об этом, Лев вскоре же послал их, и пришли они к
царю, и сказал он им: "Вот, прислала послов ко мне Славянская земля, прося
себе учителя, который мог бы им истолковать священные книги, ибо этого они
хотят". И уговорил их царь, и послал их в Славянскую землю к Ростиславу,
Святополку и Коцелу. Когда же (братья эти) пришли, - начали они составлять
славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие. И рады были славяне, что
услышали они о величии Божьем на своем языке. Затем перевели Псалтырь и
Октоих и другие книги. Некие же стали хулить славянские книги, говоря, что
"ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и
латинян, согласно надписи Пилата, который на кресте Господнем написал
(только на этих языках)". Услышав об этом, папа римский осудил тех, кто
хулит славянские книги, сказав так: "Да исполнится слово Писания: "Пусть
восхвалят Бога все народы", и другое: "Пусть все народы восхвалят величие
Божие, поскольку дух святой дал им говорить". Если же кто бранит
славянскую грамоту, да будет отлучен от церкви, пока не исправится; это
волки, а не овцы, их следует узнавать по поступкам их и беречься их. Вы
же, чада, послушайте божественного учения и не отвергните церковного
поучения, которое дал вам наставник ваш Мефодий". Константин же вернулся
назад и отправился учить болгарский народ, а Мефодий остался в Моравии.
Затем князь Коцел поставил Мефодия епископом в Паннонии на столе святого
апостола Андроника, одного из семидесяти, ученика святого апостола Павла.
Мефодий же посадил двух попов, хороших скорописцев, и перевел все книги
полностью с греческого языка на славянский за шесть месяцев, начав в
марте, а закончив в 26 день октября месяца. Закончив же, воздал достойную
хвалу и славу Богу, давшему такую благодать епископу Мефодию, преемнику
Андроника; ибо учитель славянскому народу - апостол Андроник. К моравам же
ходил и апостол Павел и учил там; там же находится и Иллирия, до которой
доходил апостол Павел и где первоначально жили славяне. Поэтому учитель
славян - апостол Павел, из тех же славян - и мы, русь; поэтому и нам,
руси, учитель Павел, так как учил славянский народ и поставил по себе у
славян епископом и наместником Андроника. А славянский народ и русский
един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и
полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были
потому, что сидели в поле, а язык был им общий - славянский....
В год 6411 (903). Игорь вырос, и собирал
дань после Олега и слушались его,
и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу...
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же
с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и
древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и
дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки
"Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было
кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город
затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств
сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви
пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных
же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали
русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса
корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к
городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: "Не
губи города, дадим тебе дань, какую захочешь". И остановил Олег воинов, и
вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И
испугались греки, и сказали: "Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на
нас Богом". И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на
человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.
И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал
Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о
мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу
Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: "Платите мне дань".
И сказали греки: "Что хочешь, дадим тебе". И приказал Олег дать воинам
своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для
русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для
Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов:
ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. "Когда
приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если
придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и
плоды. И пусть устраивают им баню - сколько захотят. Когда же русские
отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса
и что им нужно". И обязались греки, и сказали цари и все бояре: "Если
русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит
русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в
селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви
святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их,
тогда возьмут полагающееся им месячное, - сперва те, кто пришли из Киева,
затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят
в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без
оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких
сборов".
Итак, царь Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать
дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его
водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном,
своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег:
"Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные", - и было так. И
повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла
русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и
сказали славяне: "Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из
паволок". И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и
вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди
язычниками и непросвещенными. <...>
В год 6419 (911). Явилась на западе большая звезда в виде копья.
В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить
договор между греками и русскими, говоря так: "Список с договора,
заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского -
Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар,
Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя
русского, и от всех, кто под рукою его, - светлых и великих князей, и его
великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге
самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения
многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших
великих князей и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских.
Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу,
существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по
справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою,
клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и
по закону нашему.
Таковы суть главы договора, относительно которых мы себя обязали по
Божьей вере и дружбе. Первыми словами нашего договора помиримся с вами,
греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не
дадим произойти, поскольку это в нашей власти, никакому обману или
преступлению от сущих под рукою наших светлых князей; но постараемся,
насколько в силах наших, сохранить с вами, греки, в будущие годы и
навсегда непревратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму
с закреплением, клятвой удостоверяемую. Так же и вы, греки, соблюдайте
такую же непоколебимую и неизменную дружбу к князьям нашим светлым русским
и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все
годы.
А о главах, касающихся возможных злодеяний, договоримся так: те
злодеяния, которые будут явно удостоверены, пусть считаются бесспорно
совершившимися; а каким не станут верить, пусть клянется та сторона,
которая домогается, чтобы злодеянию этому не верили; и когда поклянется
сторона та, пусть будет такое наказание, каким окажется преступление.
Об этом: если кто убьет, - русский христианина или христианин русского,
- да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то
ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет
родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей
по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется
под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет.
Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за
тот удар или битье пусть даст 5 литр серебра по закону русскому; если же
совершивший этот проступок неимущий, то пусть даст сколько может, так, что
пусть снимет с себя и те самые одежды, в которых ходит, а об оставшейся
неуплаченной сумме пусть клянется по своей вере, что никто не может помочь
ему, и пусть не взыскивается с него этот остаток.
Об этом: если украдет что русский у христианина или, напротив,
христианин у русского, и пойман будет вор пострадавшим в то самое время,
когда совершает кражу, либо если приготовится вор красть и будет убит, то
не взыщется смерть его ни от христиан, ни от русских; но пусть
пострадавший возьмет то свое, что потерял. Если же добровольно отдастся
вор, то пусть будет взят тем, у кого он украл, и пусть будет связан, и
отдаст то, что украл, в тройном размере.
Об этом: если кто из христиан или из русских посредством побоев
покусится (на грабеж) и явно силою возьмет что-либо, принадлежащее
другому, то пусть вернет в тройном размере.
Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там
кто-нибудь из нас, русских, и поможет сохранить ладью с грузом ее и
отправить вновь в Греческую землю, то проводим ее через всякое опасное
место, пока не придет в место безопасное; если же ладья эта бурей или на
мель сев задержана и не может возвратиться в свои места, то поможем
гребцам той ладьи мы, русские, и проводим их с товарами их поздорову. Если
же случится около Греческой земли такая же беда с русской ладьей, то
проводим ее в Русскую землю и пусть продают товары той ладьи, так что если
можно что продать из той ладьи, то пусть вынесем (на греческий берег) мы,
русские. И когда приходим (мы, русские) в Греческую землю для торговли или
посольством к вашему царю, то (мы, греки) пропустим с честью проданные
товары их ладьи. Если же случится кому-либо из нас, русских, прибывших с
ладьею, быть убиту или что-нибудь будет взято из ладьи, то пусть будут
виновники присуждены к вышесказанному наказанию.
Об этих: если пленник той или иной стороны насильно удерживается
русскими или греками, будучи продан в их страну, и если, действительно,
окажется русский или грек, то пусть выкупят и возвратят выкупленное лицо в
его страну и возьмут цену его купившие, или пусть будет предложена за него
цена, полагающаяся за челядина. Также, если и на войне взят будет он теми
греками, - все равно пусть возвратится он в свою страну и отдана будет за
него обычная цена его, как уже сказано выше.
Если же будет набор в войско и эти (русские) захотят почтить вашего
царя, и сколько бы ни пришло их в какое время, и захотят остаться у вашего
царя по своей воле, то пусть так будет.
Еще о русских, о пленниках. Явившиеся из какой-либо страны (пленные
христиане) на Русь и продаваемые (русскими) назад в Грецию или пленные
христиане, приведенные на Русь из какой-либо страны, - все эти должны
продаваться по 20 златников и возвращаться в Греческую землю.
Об этом: если украден будет челядин русский, либо убежит, либо насильно
будет продан и жаловаться станут русские, пусть докажут это о своем
челядине и возьмут его на Русь, но и купцы, если потеряют челядина и
обжалуют, пусть требуют судом и, когда найдут, - возьмут его. Если же
кто-либо не позволит произвести дознание, - тем самым не будет признан
правым.
И о русских, служащих в Греческой земле у греческого царя. Если кто
умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих (в Греции) у него не
будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим
родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот,
кому написал наследовать его имущество, и да наследует его.
О русских, взимаюих куплю
О различных людях, ходящих в Греческую землю и остающихся в долгу. Если
злодей не возвратится на Русь, то пусть жалуются русские греческому
царству, и будет он схвачен и возвращен насильно на Русь. То же самое
пусть сделают и русские грекам, если случится такое же.
В удостоверение и неименность, которая должна быть между вами,
христианами, и русскими, мирный договор этот сотворили мы Ивановым
написанием на двух хартиях - Царя вашего и своею рукою, - скрепили его
клятвою предлежащим честным крестом и святою единосущною Троицею единого
истинного Бога вашего и дали нашим послам. Мы же клялись царю вашему,
поставленному от Бога, как божественное создание, по вере и по обычаю
нашим, не нарушать нам и никому из страны нашей ни одной из установленных
глав мирного договора и дружбы. И это написание дали царям вашим на
утверждение, чтобы договор этот стал основой утверждения и удостоверения
существующего между нами мира. Месяца сентября 2, индикта 15, в год от
сотворения мира 6420".
Царь же Леон почтил русских послов дарами - золотом, и шелками, и
драгоценными тканями - и приставил к ним своих мужей показать им церковную
красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства: множество золота,
паволоки, драгоценные камни и страсти Господни - венец, гвозди, багряницу
и мощи святых, уча их вере своей и показывая им истинную веру. И так
отпустил их в свою землю с великою честью. Послы же, посланные Олегом,
вернулись к нему и поведали ему все речи обоих царей, как заключили мир и
договор положили между Греческою землею и Русскою и установили не
преступать клятвы - ни грекам, ни руси.
И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень,
и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив
никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: "От
чего я умру?". И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего
любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть?". Запали слова
эти в душу Олегу, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его
больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько
лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и
прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого
волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал:
"Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил:
"Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно
говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать
себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его
голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли
черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из
черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали
его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе,
называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой.
И было всех лет княжения его тридцать и три <...>
В год 6421 (913). По смерти Олега стал княжить Игорь. В это же время стал
царствовать Константин, сын Леона. И затворились от Игоря древляне по
смерти Олега.
В год 6422 (914). Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них
дань больше Олеговой. В тот же год пришел Симеон Болгарский на Царьград и,
заключив мир, вернулся восвояси.
В год 6423 (915). Пришли впервые печенеги на Русскую землю и, заключив
мир с Игорем, пошли к Дунаю....
В год 6449 (941). Пошел Игорь на греков. И послали болгары весть царю,
что идут русские на Царьград: 10 тысяч кораблей. И пришли, и подплыли, и
стали воевать страну Вифинскую, и попленили землю по Понтийскому морю до
Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили, и
Суд весь пожгли <...>.
В год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и
полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, - и нанял печенегов, и заложников
у них взял, - и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за
себя. Услышав об этом, корсунцы послали к Роману со словами: "Вот идут
русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли". Также и болгары
послали весть, говоря: "Идут русские и наняли себе печенегов". Услышав об
этом, царь прислал к Игорю лучших бояр с мольбою, говоря: "Не ходи, но
возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани". Также и к
печенегам послал паволоки и много золота. Игорь же, дойдя до Дуная, созвал
дружину, и стал с нею держать совет, и поведал ей речь цареву. Сказала же
дружина Игорева: "Если так говорит царь, то чего нам еще нужно, - не
бившись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто - кому
одолеть: нам ли, им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим,
но по глубине морской: всем общая смерть". Послушал их Игорь и повелел
печенегам воевать Болгарскую землю, а сам, взяв у греков золото и паволоки
на всех воинов, возвратился назад и пришел к Киеву восвояси
<...>.
В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельда
изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и
себе добудешь, и нам". И послушал их Игорь - пошел к древлянам за данью и
прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв
дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал
своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И
отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая
большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с
князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо,
пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И
послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не
послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и
дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила
его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.
Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец
его был Асмуд, а воевода Свенельд - отец Мстиши. Сказали же древляне: "Вот
убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и
Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим". И послали древляне лучших
мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под
Боричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а люди сидели не на
Подоле, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и
Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и
Чудина, а место для ловли птиц было вне города; был вне города и другой
двор, где стоит сейчас двор доместика, позади церкви святой Богородицы;
над горою был теремной двор - был там каменный терем. И поведали Ольге,
что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе, и сказала им: "Гости
добрые пришли". И ответили древляне: "Пришли, княгиня". И сказала им
Ольга: "Так говорите же, зачем пришли сюда?". Ответили же древляне:
"Послала нас Деревская земля с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так
как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому
что берегут Деревскую землю, - пойди замуж за князя нашего за Мала"". Было
ведь имя ему Мал, князю древлянскому. Сказала же им Ольга: "Любезна мне
речь ваша, - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра
честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью,
величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: "Не едем на конях, ни
пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", - и вознесут вас в ладье", и
отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую
на теремном дворе, вне града, На следующее утро, сидя в тереме, послала
Ольга за гостями, и пришли к ним, и сказали: "Зовет вас Ольга для чести
великой". Они же ответили: "Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не
идем, но понесите нас в ладье". И ответили киевляне: "Нам неволя; князь
наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя", - и понесли их в ладье.
Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И
принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с
ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: "Хороша ли вам
честь?". Они же ответили: "Горше нам Игоревой смерти". И повелела засыпать
их живыми; и засыпали их.
И послала Ольга к древлянам, и сказала им: "Если вправду меня просите,
то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя,
иначе не пустят меня киевские люди". Услышав об этом, древляне избрали
лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же
древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так:
"Вымывшись, придите ко мне". И натопили баню, и вошли в нее древляне, и
стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от
дверей, и тут сгорели все.
И послала к древлянам со словами: "Вот уже
иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да
поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже". Они же, услышав
об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга же, взяв с собою
небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и
оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и,
когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить,
и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге:
"Где дружина наша, которую послали за тобой?".
Она же ответила: "Идут за мною с дружиною
мужа моего". И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их
честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и
иссекли их пять тысяч. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско.
Даты: 11 - 12 вв. Источник:
Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы.
XI - начало XII века
/ Сост. и общая редакция Д.С. Лихачева и Л.А.
Дмитриева. М., 1976